- Историческая основа героического эпоса
- Проблема автора
- Народное эпическое сказание
- Образ Роланда
- Знать: французский средневековый героический эпос, историческую основу сюжета «Песни о Роланде»
- Уметь: анализировать особенности создания образа главного героя
Мы перенесемся в средневековую Францию и познакомимся с эпическим сказанием французского народа – «Песнь о Роланде». Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи. Со временем сказания о Роланде, о войнах Карла Великого распространились во многих литературах Западной Европы.
Историческая основа героического эпоса

Среди большого количества памятников французского средневекового героического эпоса выделяется «Песнь о Роланде» («Chanson de Roland»). Записанная впервые около 1170 года она относится к эпосу развитого феодализма. В ее основе лежит реальное историческое событие: в 778 году на десятый год своего правления, король франков Карл (742–814), прозванный Великим, приступивший к созданию империи (императором он станет в 800 году), осуществил неудачный поход в Испанию. При проходе войск через Ронсевальское ущелье в Пиренеях на арьергард напали горцы – баски. Погибли знатные франки, в том числе префект Бретонской марки Хруотланд (очевидно, прообраз Роланда). Карл пытался отомстить баскам за гибель арьергарда, но те рассеялись по горам, и Карлу пришлось ни с чем вернуться в Аахен. К сожалению, это почти все, что известно из документальных источников о произошедших в VIII веке событиях.
В результате фольклорной трансформации события в эпосе выглядят совсем иначе: император Карл, которому за двести лет, ведет в Испании семилетнюю победоносную войну. Не сдался только город Сарагоса. Чтобы не проливать лишней крови, Карл посылает к предводителю мавров Марсилию знатного рыцаря Ганелона. Тот проводит переговоры, но затем изменяет Карлу.
В «Песни о Роланде» отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой.
По совету Ганелона во главе арьергарда отходящих войск Карл ставит Роланда. На арьергард нападают договорившиеся с Ганелоном мавры («нехристи», а не баски-христиане) и уничтожают всех воинов. Последним погибает (не от ран, а от перенапряжения) Роланд. Карл возвращается с войсками и уничтожает мавров и всех «язычников», присоединившихся к ним, а затем в Аахене устраивает божий суд над Ганелоном. Боец Ганелона проигрывает поединок бойцу Карла, значит, бог не на стороне предателя, и его жестоко казнят.
Сместились во времени и пространстве события и их участники: крестовые походы XI века придали новую идейную окраску всей поэме в целом. Хотя историческая достоверность в эпосе не соблюдена, однако черты далекого прошлого нашли в ней свое поэтическое осмысление.
Проблема автора

Текст «Песни о Роланде» был опубликован в 1823 году и сразу привлек к себе внимание культурной значимостью. В конце XIX века выдающийся французский медиевист Жозеф Бедье решил выяснить, кто является автором поэмы. Он опирался на последнюю, 4002-ю строку текста: «Здесь прерваны Турольдовы сказанья». Он нашел не одного, а 12 Турольдов, которым можно было приписать авторство. Однако еще до Бедье Гастон Парис предположил, что это фольклорное произведение. После исследований Бедье испанский медиевист Рамон Менендес Пидаль заявил, что «Песнь о Роланде» относится к «традиционным» текстам, не имеющим индивидуального автора.
Медиевистика (фр. médiéval – средневековый) – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.
Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – все эти вопросы вызывают до сих пор разногласия. Достоверно известно, что события VII столетия, о которых говорится в «Песни о Роланде», были записаны в XII веке, когда церковная монополия на письменность несколько ослабела и светские тексты получили право на существование наряду с рукописями религиозного содержания. Вполне возможно, что до первой письменности редакция «Песнь о Роланде» бытовала в устной передаче. В IX–X веках сказание о Роланде еще с охотой слушали и распевали! Популярность сказания помогала возникновению новых персонажей и сюжетов.
Народное эпическое сказание

В тексте поэмы ярко проявилась любовь героев к родной земле, к Франции. Эта любовь имеет не только патриотическую, но и религиозную окраску. Сражение Роланда осмысляется в поэме в свете священной войны христианского Запада с мусульманским Востоком. Христианская идея приобрела особое значение в период записи эпического памятника (Оксфордская рукопись датируется около 1170 годом), которая совпала со временем подготовки к Третьему Крестовому походу (1189–1192 годы).
Особенностью «Песни о Роланде» является и ее принадлежность к воинскому эпосу. Здесь нет картин быта, мирной жизни. Вместо пиров мы видим лишь военный совет. Наиболее подробно описываются вооружение и боевые поединки. Очень скуп, хотя и выразителен, пейзаж:
Хребет высок, в ущельях мрак царит.
Чернеют скалы в глубине теснин.
При этом фигура короля Карла, отвечая ролевому характеру эпоса, выступает как фигура пассивная, символизирующая единство и процветание страны. Поэтому Карл изображается эпическим старцем. Посол Марсилия Бланкандрин говорит об императоре:
Король ваш Карл седобород и сед,
Ему, как я слыхал, за двести лет.
Облик Карла и его возраст отвечают его центрирующей роли в государстве, возраст Карла равен возрасту державы франков, король – это само отечество.
Образ Роланда

На первом месте в поэме стоит образ Роланда. Он обладает той доблестью и решительностью, которые помогли ему стать лучшим полководцем войска Карла. Однако ему свойственны житейские слабости: горячность, безрассудная неосмотрительность и хвастовство. О детстве его ничего не говорится, но циклические поэмы выясняют его отношения и родственные связи с Карлом, а также помогают понять причину враждебности Гвенелона к своему пасынку. Здесь, в самой поэме, фольклорная тема несчастной судьбы пасынка или падчерицы не получила развития в силу других идейных задач. Эпизоды, связанные с Роландом, отличаются лирической окраской, чему немало способствует динамический стиль изложения. Насмешки и прямой вызов по отношению к Гвенелону сменяются упорством и предвзятым пониманием воинской чести в беседе с лучшим другом – Оливьером, когда речь заходит о призыве на помощь войск Карла. Предложение Оливьера затрубить в рог Олифант Роланд воспринимает как признание слабости, недостойной храброго рыцаря, и предпочитает неравный бой с сарацинами, грозящий гибелью всему арьргарду.
Разногласия между друзьями вновь обостряются, когда Роланд, убедившись в безысходности создавшейся обстановки, готов затрубить в рог, но на этот раз уже Оливьер, прекрасно оценивший безнадежность положения, считает недопустимым обращение к Карлу, так как это порочит звание доблестного и мужественного воина. Только вмешательство архиепископа Турпина примиряет друзей, хотя правота остается на стороне Оливьера.
Суровый характер Роланда наделен привлекательными чертами постоянства в не знающей границ дружбе, в верности служения Франции и ее государю. Этой последней черте придается особое значение, поскольку Роланд характеризуется, как идеальный рыцарь, верный вассал своего сюзерена и защитник «истинной» веры – христианства.
Если тема дружбы отчетливо выражена в характере Роланда, то тема любви не занимает в поэме заметного места: угроза Оливьера отказать Роланду в руке своей сестры Альды не создает особого конфликта.

С мастерством описана гибель Роланда, которая раскрывается через описание нескольких зрительно воспринимаемых картин: «Лег Роланд на землю, лицом к врагу. Поднял руку в рыцарской перчатке к небу и бестрепетно встретил смерть, как подобает воину. Лежит неистовый, безудержно отважный, безмерно храбрый и беспримерно преданный милой Франции рыцарь Роланд в долине Ронсеваля. Он лежит в своих золотых доспехах, обагренных кровью, с белым рогом своим Олифантом и с мечом Дюрандалем. Так и нашел его на поле битвы седобородый Карл…»
В этой сцене наиболее полно отражена идея верного служения вассала своему сюзерену, служения поданного своему королю. Роланд перед смертью прощается с мечом Дюрандалем – его нужно было уничтожить, чтобы оружие, «святая секира», не досталось врагам (меч хранил в себе христианские святыни: нетленный зуб святого Петра, власы Дионисия Парижского, кровь святого Василия и частичку ризы Девы Марии). Умирая, Роланд ложится лицом к противнику – знак того, что он погиб в бою, а не во время бегства. Поднятая к небу перчатка означает служение новому сюзерену – Богу.

«Роландов Рог» – стихотворение М. И. Цветаевой написано в марте 1921 года и содержит в себе отсылки к поэме. Цветаева пишет об одиночестве поэта, о непонимании и насмешках, которым он противостоит, отстаивая собственную инаковость.
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем – род, за серафимом – сонм,
За каждым – тысячи таких, как он, –
Чтоб, пошатнувшись, – на живую стену
Упал – и знал, что тысячи на смену!
Солдат – полком, бес – легионом горд,
За вором – сброд, а за шутом – все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться, –
Под свист глупца и мещанина смех, –
Одна за всех – из всех – противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди – тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Какой символический смысл приобретает в стихотворении образ Роландова Рога?
- В каком веке происходят события «Песни о Роланде» и когда создана сама песнь?
- Какое историческое событие стало основой «Песни о Роланде»?
- Какие черты воинского эпоса отражены в «Песни о Роланде»?
Задание
Составьте историко-культурные комментарии к следующим словам: «пастырь», «дрот», «сарацины», «в жесте», «Нопль», «пэр».