Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Французский эпос. «Песнь о Роланде»

Устное народное творчество

Французский эпос. «Песнь о Роланде»

План урока

  • Историческая основа героического эпоса
  • Проблема автора
  • Народное эпическое сказание
  • Образ Роланда

Цели урока

  • Знать французский средневековый героический эпос, историческую основу сюжета «Песни о Роланде»
  • Уметь анализировать особенности создания образа главного героя

Разминка

  • Что такое эпос?
  • Какие жанры эпоса вы знаете?
  • Какие особенности эпоса вы можете назвать?
  • О каких фольклорных произведениях других стран вы знаете?

 

Историческая основа героического эпоса

 

Народный героический эпос – один из самых древних видов устного народного творчества в мире.Лучше всего сохранился французский героический эпос – до нас дошли около 100 поэм.

 

Первые поэмы возникли в самом конце XI в., а наиболее поздние относятся к XIV в. Сохранившиеся поэмы носят название шансон де жест (chansons de geste, буквально — «песни о деяниях»)

 

Три темы составляют основное содержание французского эпоса:

 

  • оборона родины от внешних врагов — мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т. д.;
  • верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;
  • кровавые феодальные распри.

Рис. 1. С. Мармион. Песнь о Роланде. XV век. Рис. 1. С. Мармион. Песнь о Роланде. XV век.

Среди большого количества памятников французского средневекового героического эпоса выделяется «Песнь о Роланде» («Chanson de Roland»). Она относится к «королевской» группе. Записанная впервые около 1170 года она относится к эпосу развитого феодализма. Сама поэма появилась в IX—X веках. 

 

В её основе лежит реальное историческое событие: в 778 году на десятый год своего правления, король франков Карл (742–814 годы), прозванный Великим, приступивший к созданию империи (императором он станет в 800 году), осуществил неудачный поход в Испанию. При проходе войск через Ронсевальское ущелье в Пиренеях на арьергард напали горцы – баски. Погибли знатные франки, в том числе префект Бретонской марки Хруотланд (очевидно, прообраз Роланда). Карл пытался отомстить баскам за гибель арьергарда, но те рассеялись по горам, и Карлу пришлось ни с чем вернуться в Аахен. К сожалению, это почти все, что известно из документальных источников о произошедших в VIII веке событиях.

 

В результате фольклорной трансформации события в эпосе выглядят совсем иначе: император Карл, которому за двести лет, ведет в Испании семилетнюю победоносную войну. Не сдался только город Сарагоса. Чтобы не проливать лишней крови, Карл посылает к предводителю мавров Марсилию знатного рыцаря Ганелона. Тот проводит переговоры, но затем изменяет Карлу.


В «Песни о Роланде» отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой.


По совету Ганелона во главе арьергарда отходящих войск Карл ставит Роланда. На арьергард нападают договорившиеся с Ганелоном мавры («нехристи», а не баски-христиане) и уничтожают всех воинов. Последним погибает (не от ран, а от перенапряжения) Роланд. Карл возвращается с войсками и уничтожает мавров и всех «язычников», присоединившихся к ним, а затем в Аахене устраивает божий суд над Ганелоном. Боец Ганелона проигрывает поединок бойцу Карла, значит, бог не на стороне предателя, и его жестоко казнят.

 

Сместились во времени и пространстве события и их участники: крестовые походы XI века придали новую идейную окраску всей поэме в целом. Хотя историческая достоверность в эпосе не соблюдена, однако черты далекого прошлого нашли в ней свое поэтическое осмысление.

 

Проблема автора

Рис. 2. Жозеф Бедье. Предположительно 1938. Рис. 2. Жозеф Бедье. Предположительно 1938.

Текст «Песни о Роланде» был опубликован в 1823 году и сразу привлек к себе внимание культурной значимостью. В конце XIX века выдающийся французский медиевист Жозеф Бедье решил выяснить, кто является автором поэмы. Он опирался на последнюю, 4002-ю строку текста: «Здесь прерваны Турольдовы сказанья». Он нашел не одного, а 12 Турольдов, которым можно было приписать авторство. Однако еще до Бедье Гастон Парис предположил, что это фольклорное произведение. После исследований Бедье испанский медиевист Рамон Менендес Пидаль заявил, что «Песнь о Роланде» относится к «традиционным» текстам, не имеющим индивидуального автора.


Медиевистика  (фр. Médiéval – средневековый) – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.


Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – все эти вопросы вызывают до сих пор разногласия. Достоверно известно, что события VII столетия, о которых говорится в «Песни о Роланде», были записаны в XII веке, когда церковная монополия на письменность несколько ослабела и светские тексты получили право на существование наряду с рукописями религиозного содержания. Вполне возможно, что до первой письменности редакция «Песнь о Роланде» бытовала в устной передаче. В IX–X веках сказание о Роланде еще с охотой слушали и распевали! Популярность сказания помогала возникновению новых персонажей и сюжетов.

 

Народное эпическое сказание

Рис. 3. В. фон Бибра. Роланд в битве при Ронсесвалье. Рис. 3. В. фон Бибра. Роланд в битве при Ронсесвалье.

Особенностью «Песни о Роланде» является её принадлежность к воинскому эпосу. Наиболее подробно описываются вооружение и боевые поединки. В поэме нет картин быта, мирной жизни. Очень выразительно описана гибель Роланда. 

 

В тексте поэмы ярко проявилась любовь героев к родной земле, к Франции. Эта любовь имеет не только патриотическую, но и религиозную окраску. Сражение Роланда осмысляется в поэме в свете священной войны христианского Запада с мусульманским Востоком. Христианская идея приобрела особое значение в период записи эпического памятника (Оксфордская рукопись датируется около 1170 годом), которая совпала со временем подготовки к Третьему Крестовому походу (1189–1192 годы).

 

При этом фигура короля Карла, отвечая ролевому характеру эпоса, выступает как фигура пассивная, символизирующая единство и процветание страны. Поэтому Карл изображается эпическим старцем. Посол Марсилия Бланкандрин говорит об императоре:

 

Король ваш Карл седобород и сед,
Ему, как я слыхал, за двести лет.

 

 

Облик Карла и его возраст отвечают его центрирующей роли в государстве, возраст Карла равен возрасту державы франков, король – это само отечество.

 

Композиция поэмы необычайно строга. Действие включает завязку (предательство Ганелона), кульминацию (битва) и развязку (месть Карла).

 

Образ Роланда

Рис. 4. А.-М.-А. де Невиль. Смерть Роланда. Предположительно 1872-1875. Рис. 4. А.-М.-А. де Невиль. Смерть Роланда. Предположительно 1872-1875.

На первом месте в поэме стоит образ Роланда. Он обладает той доблестью и решительностью, которые помогли ему стать лучшим полководцем войска Карла. Однако ему свойственны житейские слабости: горячность, безрассудная неосмотрительность и хвастовство. О детстве его ничего не говорится, но циклические поэмы выясняют его отношения и родственные связи с Карлом, а также помогают понять причину враждебности Гвенелона к своему пасынку. Здесь, в самой поэме, фольклорная тема несчастной судьбы пасынка или падчерицы не получила развития в силу других идейных задач. Эпизоды, связанные с Роландом, отличаются лирической окраской, чему немало способствует динамический стиль изложения. Насмешки и прямой вызов по отношению к Гвенелону сменяются упорством и предвзятым пониманием воинской чести в беседе с лучшим другом – Оливьером, когда речь заходит о призыве на помощь войск Карла. Предложение Оливьера затрубить в рог Олифант Роланд воспринимает как признание слабости, недостойной храброго рыцаря, и предпочитает неравный бой с сарацинами, грозящий гибелью всему арьергарду.

 

Разногласия между друзьями вновь обостряются, когда Роланд, убедившись в безысходности создавшейся обстановки, готов затрубить в рог, но на этот раз уже Оливьер, прекрасно оценивший безнадежность положения, считает недопустимым обращение к Карлу, так как это порочит звание доблестного и мужественного воина. Только вмешательство архиепископа Турпина примиряет друзей, хотя правота остается на стороне Оливьера.

 

Суровый характер Роланда наделен привлекательными чертами постоянства в не знающей границ дружбе, в верности служения Франции и ее государю. Этой последней черте придается особое значение, поскольку Роланд характеризуется, как идеальный рыцарь, верный вассал своего сюзерена и защитник «истинной» веры – христианства.

 

Если тема дружбы отчетливо выражена в характере Роланда, то тема любви не занимает в поэме заметного места: угроза Оливьера отказать Роланду в руке своей сестры Альды не создает особого конфликта.

 

С мастерством описана гибель Роланда, которая раскрывается через описание нескольких зрительно воспринимаемых картин: «Лег Роланд на землю, лицом к врагу. Поднял руку в рыцарской перчатке к небу и бестрепетно встретил смерть, как подобает воину. Лежит неистовый, безудержно отважный, безмерно храбрый и беспримерно преданный милой Франции рыцарь Роланд в долине Ронсеваля. Он лежит в своих золотых доспехах, обагренных кровью, с белым рогом своим Олифантом и с мечом Дюрандалем. Так и нашел его на поле битвы седобородый Карл…»

В этой сцене наиболее полно отражена идея верного служения вассала своему сюзерену, поданного своему королю. Роланд перед смертью прощается с мечом Дюрандалем – его нужно было уничтожить, чтобы оружие, «святая секира», не досталось врагам (меч хранил в себе христианские святыни: нетленный зуб святого Петра, власы Дионисия Парижского, кровь святого Василия и частичку ризы Девы Марии). Умирая, Роланд ложится лицом к противнику – знак того, что он погиб в бою, а не во время бегства. Поднятая к небу перчатка означает служение новому сюзерену – Богу.


«Роландов Рог» – стихотворение М.И. Цветаевой написано в марте 1921 года и содержит в себе отсылки к поэме. М. Цветаева пишет об одиночестве поэта, о непонимании и насмешках, которым он противостоит, отстаивая собственную инаковость.

 

 

Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:

За князем – род, за серафимом – сонм,
За каждым – тысячи таких, как он, –

Чтоб, пошатнувшись, – на живую стену
Упал – и знал, что тысячи на смену!

Солдат – полком, бес – легионом горд,
За вором – сброд, а за шутом – все горб.

Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться, –

Под свист глупца и мещанина смех, –
Одна за всех – из всех – противу всех,

Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди – тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!


  1. Какой символический смысл приобретает в стихотворении образ Роландова Рога?
  2. В каком веке происходят события «Песни о Роланде» и когда создана сама песнь?
  3. Какое историческое событие стало основой «Песни о Роланде»?
  4. Какие черты воинского эпоса отражены в «Песни о Роланде»?


Предыдущий урок
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Садко»
Устное народное творчество
Следующий урок
Устное народное творчество. Фольклор в зарубежной литературе. «Калевала»
Устное народное творчество
  • Дефисное написание слов

    Русский язык

  • Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные

    Биология

  • Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке