Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»

 

План урока

  • Предания как жанр устного народного творчества
  • Способы изображения героев в преданиях
  • Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I
  • Предание «Воцарение Ивана Грозного»
  • Предание «Петр и плотник»

Цели урока

  • Знать: жанр предания, его особенности
  • Уметь: проводить параллель между преданиями и историческими фактами, анализировать предания «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»

Вступление

С самого раннего возраста вы знакомились с произведениями устного народного творчества. Учили скороговорки, пословицы и прибаутки, отгадывали загадки, читали с родителями народные сказки. Теперь вам предстоит познакомиться с еще одним жанром фольклора – преданиями.

 

Предания как жанр устного народного творчества

 

Вспомните значение приставки ПРЕ-. В слове ПРЕДАНИЕ она равна значению ПЕРЕ-. То есть наши предки передавали предания из уст в уста, для них было важно сохранить все важные исторические события для последующего поколения. По мнению литературоведов, такой жанр устного народного творчества является достоверным, так как описываются вполне возможные или даже реальные события.


Подумайте, о ком или о чем люди могли складывать предания?


Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.


Предание  – это рассказ, протекающий в устной форме, в основе которого всегда находятся реальные исторические события. Предания создавались для того, чтобы потомки знали и помнили прошлое. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.


Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междоусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам: мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с печенежским великаном; подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии, и другие.

 

Способы изображения героев в преданиях

 

В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение.

 

О Петре I: Вот оно царь – так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал;

 

Об Иване Сусанине: ...ведь он спасал не царя, а Россию!

 

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

 

Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I

 

Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 году. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине. О Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: «Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!».

 

Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий посвящена взаимоотношениям Петра I с представителями разных социальных групп и профессий: царь ценит полезные советы солдата, крестит солдатских детей, заставляет бояр работать в кузнице, псковским монахам велит строить оборонительные укрепления и проч. Известны предания на тему «Петр I – мастер»: царь учился за границей лить пушки, строить корабли, инкогнито работал на заводах и верфях, вместе с тем не мог сплести лаптя.

 

С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты («Гуси с Руси», «Беспечальный монастырь», «Горшеня», «Грозный и вор», «Петр I и солдат»).


Топони́мика  (от др.-греч. Topos – место) – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.


 

Воцарение Ивана Грозного

 

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь – сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, – тот и царь!

 

У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

– Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

– Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.

 

Пошли на реку, опустили свечи – у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.


  1. Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного».
  2. Расскажите об историческом событии, отраженном в предании.
  3. В чем сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания?
  4. Каким мы видим Ивана Грозного?
  5. Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание?
  6. Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?


 

 Петр и плотник

 

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

 

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

– Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

– Носи, – говорит, – да вспоминай, что науку царю преподал.


  1. На чем акцентирует внимание сказитель?
  2. В чем юмор предания и его глубокая мудрость?
  3. В чем смысл этого предания?


Все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Садко»

Устное народное творчество

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика