Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»

Устное народное творчество

23.04.2024
4969
0

Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Пётр и плотник»

План урока:

  • Предания как жанр устного народного творчества
  • Способы изображения героев в преданиях
  • Предание «Воцарение Ивана Грозного»
  • Предание «Пётр и плотник»

Цели урока:

  • Знать жанр предания, его особенности, героев преданий, содержание преданий «Воцарение Ивана Грозного» и «Пётр и плотник»
  • Уметь проводить параллель между преданиями и историческими фактами, анализировать текст фольклорного произведения, определять тематику и проблематику

Разминка

  • Что такое «фольклор»?
  • Какие фольклорные жанры вам известны?
  • Какими особенностями обладают фольклорные произведения?

Предания как жанр устного народного творчества

Жанр предания определяется в самом слове: приставка ПРЕ- равна по значению приставке ПЕРЕ-. Само слово означает «передавать, сохранять». Наши предки передавали предания из уст в уста, чтобы сохранить сведения о событиях для следующих поколений.


Предание  — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.


Рис. 1. А. А. Шишкин. Предания старины глубокой. 2014

Литературоведы относят данный жанр к достоверному источнику, так как в преданиях описываются вполне возможные или даже реально произошедшие события. Эти произведения изображают действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда и фантастика. 

 

Предания стали записывать раньше всех других фольклорных жанров, так как они стали основой для текстов летописцев. Это связано с тем, что предания концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают идеализированно.

 

Большое количество преданий освещают борьбу Древней Руси с внешними врагами и междоусобицы среди князей. Предания прославляют подвиги исключительных людей, на месте которых может оказаться и мужчина, и женщина, и даже ребёнок. Например, «Подвиг отрока-киевлянина» повествует о киевском юноше, жившем в X веке. Он смог перебраться через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой. Или смелый и сильный Кожемяка, сумевший одержать победу в кулачном поединке с печенегом. Героический подвиг рязанцев в XIII веке — Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии. Таких примеров, как видно, много.

Отличительные черты предания:

 

  • достоверность;
  • действующие герои — исторические личности;
  • в центре — отношение народа к действующему герою;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод;
  • цель: передача знаний из поколения в поколение;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики.


  1. О ком или о чём люди могли складывать предания?
  2. Предания — устный жанр или письменный?
  3. Какие характерные черты есть у предания?


Способы изображения героев в преданиях

В преданиях существуют свои способы изображения героев. Персонаж называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. Авторская оценка допускается или в начале, или в конце предания. Это необходимо для того, чтобы образ был правильно понят читателем.

Рис. 2. А. Баранов. Подвиг Ивана Сусанина. Год неизвестен

О Петре I: «Вот оно — царь так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал».

 

Об Иване Сусанине: «…ведь он спасал не царя, а Россию!»

 

Внешние черты героя практически не изображаются в предании, так как не развивают сюжет. Портрет героя обычно лаконичен (разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь возникает, если развивает сюжет: костюм Петра в предании описывается, так как тот одет в простое одеяние, что скрывает его происхождение.

 

Предания об Иване Грозном повествуют о борьбе царя с боярами. Часть преданий посвящена Казанскому походу, ещё выделяется группа преданий новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 году. В этих преданиях выражена отрицательная оценка действий царя и опричников. Об Иване Грозном есть также предания, в которых рассказывается о Марфе Посаднице, о потоплении новгородце в Волхов, о чуде, что заставило царя раскаяться, о происхождении валдайских колокольчиков, о Миколке.

 

Предания о Петре Великом появились позднее, отчего царь представлен более конкретно. Группа сюжетов посвящена реальным историческим фактам: русско-шведская война, строительство Ладожского канала и корабельных верфей. Больше всего преданий рассказывают о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп. Увлекательные сюжеты сохранили истории о том, как царь учится разным ремёслам за границей.

 

Образы Ивана IV (Грозного) и Петра I неразрывно связаны с топонимикой.


Топони́мика  (от др.-греч. topos — место) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.


Воцарение Ивана Грозного 

«Воцарение Ивана Грозного» датируется XVII веком. Это предание повествует о том, как царь получил власть. По сюжету предания избрание произошло по воле бога и народа.

Рис. 3. С. Р. Ростворовский. Послы Ермана у Красного крыльца перед Иваном Грозным. 1884

В данном предании факты происхождения Ивана Грозного искажены (он не был крепостным, а был потомком Рюриковичей, он стал царём по праву рождения). Это предание ближе к жанру легенды. Такое искажение возникло оттого, что на момент создания предания память о правлении Ивана Грозного ещё была жива. Его вспоминали как хорошего и справедливого царя, который преследовал только бояр. Он близок народу, понимает их беды.

 

«Воцарение Ивана Грозного» обладает признаками предания:

 

  • достоверность: Иван стал царём и наказал бояр после восшествия на престол;
  • действующий герой — историческая личность, Иван Грозный;
  • в центре — уважение к Ивану Грозному за его близость к народу;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод: восхождение Ивана Грозного на престол и наказание бояр;
  • передача знаний об отношении народа к царю;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики: Иван — человек чести.


  1. В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания «Воцарение Ивана Грозного»?
  2. Каким представлен Иван Грозный в предании Ивана Грозного?
  3. Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание?
  4. Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?


Пётр и плотник

Рис. 4. Г. Кнеллер. Портрет Петра I Великого в Лондоне. 1698

Предание «Пётр и плотник» предположительно создано в период взятия Азовской крепости. Царь тогда начал строить русский флот в Воронеже, для чего решил и сам пройти обучению у плотника. Для того чтобы не отличаться от других учеников, Пётр переодевается в простую одежду, чтобы остаться неузнанным.

 

Наравне с другими работниками Пётр терпит ругань искусного из мастеров плотницкого дела. Мастер обучил, сам того не зная, царя, который быстро всё схватывал. Пётр остался благодарен за такую науку. 

 

В этом предании показана близость царя к народу: он наравне со всеми проходит обучение, не терпит особого обращения с собой. Его задача — получить необходимые знания. Из этого предания можно вынести следующий урок: нужно быть благодарным за любое знание, которое тебе дают.

 

«Пётр и плотник» имеет следующие черты предания:

 

  • достоверность: реальный факт того, что Пётр переодевался в простую одежду, чтобы изучать новые навыки; царь много что умел делать руками;
  • действующий герой — историческая личность, Пётр I;
  • в центре — уважение народа к Петру Великому;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод: появление русского флота благодаря Петру I;
  • передача знаний об отношении народа к царю, морали о ценности знаний;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики: Пётр — уважающий чужой труд человек, не ставящий себя выше народа.


  1. Какой эпизод описан в предании «Пётр и плотник»?
  2. Каким предстаёт в предании царь?
  3. Какие черты характера царя хотел показать народ в этом предании?


Все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Предания – это поэтическая автобиография восточных славян.


Контрольные вопросы

 

  1. Какими предстают Иван Грозный и Пётр I в преданиях?
  2. Что общего в их образах?
  3. Какие черты характера хотели выделить сказители преданий?


Предыдущий урок
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»
Устное народное творчество
Следующий урок
Поэзия Р. Бёрнса, Дж. Байрона. Хокку
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Признаки параллельности двух прямых

    Геометрия

  • Многочлен. Сложение и вычитание многочленов

    Алгебра

  • Функция. Вычисление значений функции по формуле

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке