- Предания как жанр устного народного творчества
- Способы изображения героев в преданиях
- Предание «Воцарение Ивана Грозного»
- Предание «Пётр и плотник»
- Знать жанр предания, его особенности, героев преданий, содержание преданий «Воцарение Ивана Грозного» и «Пётр и плотник»
- Уметь проводить параллель между преданиями и историческими фактами, анализировать текст фольклорного произведения, определять тематику и проблематику
- Что такое «фольклор»?
- Какие фольклорные жанры вам известны?
- Какими особенностями обладают фольклорные произведения?
Предания как жанр устного народного творчества
Жанр предания определяется в самом слове: приставка ПРЕ- равна по значению приставке ПЕРЕ-. Само слово означает «передавать, сохранять». Наши предки передавали предания из уст в уста, чтобы сохранить сведения о событиях для следующих поколений.
Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.
Литературоведы относят данный жанр к достоверному источнику, так как в преданиях описываются вполне возможные или даже реально произошедшие события. Эти произведения изображают действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда и фантастика.
Предания стали записывать раньше всех других фольклорных жанров, так как они стали основой для текстов летописцев. Это связано с тем, что предания концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают идеализированно.
Большое количество преданий освещают борьбу Древней Руси с внешними врагами и междоусобицы среди князей. Предания прославляют подвиги исключительных людей, на месте которых может оказаться и мужчина, и женщина, и даже ребёнок. Например, «Подвиг отрока-киевлянина» повествует о киевском юноше, жившем в X веке. Он смог перебраться через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой. Или смелый и сильный Кожемяка, сумевший одержать победу в кулачном поединке с печенегом. Героический подвиг рязанцев в XIII веке — Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии. Таких примеров, как видно, много.
Отличительные черты предания:
- достоверность;
- действующие герои — исторические личности;
- в центре — отношение народа к действующему герою;
- в основе сюжета важный исторический эпизод;
- цель: передача знаний из поколения в поколение;
- композиция: завязка, кульминация, развязка;
- есть прямые авторские характеристики.
- О ком или о чём люди могли складывать предания?
- Предания — устный жанр или письменный?
- Какие характерные черты есть у предания?
Способы изображения героев в преданиях
В преданиях существуют свои способы изображения героев. Персонаж называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. Авторская оценка допускается или в начале, или в конце предания. Это необходимо для того, чтобы образ был правильно понят читателем.
О Петре I: «Вот оно — царь так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал».
Об Иване Сусанине: «…ведь он спасал не царя, а Россию!»
Внешние черты героя практически не изображаются в предании, так как не развивают сюжет. Портрет героя обычно лаконичен (разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь возникает, если развивает сюжет: костюм Петра в предании описывается, так как тот одет в простое одеяние, что скрывает его происхождение.
Предания об Иване Грозном повествуют о борьбе царя с боярами. Часть преданий посвящена Казанскому походу, ещё выделяется группа преданий новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 году. В этих преданиях выражена отрицательная оценка действий царя и опричников. Об Иване Грозном есть также предания, в которых рассказывается о Марфе Посаднице, о потоплении новгородце в Волхов, о чуде, что заставило царя раскаяться, о происхождении валдайских колокольчиков, о Миколке.
Предания о Петре Великом появились позднее, отчего царь представлен более конкретно. Группа сюжетов посвящена реальным историческим фактам: русско-шведская война, строительство Ладожского канала и корабельных верфей. Больше всего преданий рассказывают о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп. Увлекательные сюжеты сохранили истории о том, как царь учится разным ремёслам за границей.
Образы Ивана IV (Грозного) и Петра I неразрывно связаны с топонимикой.
Топони́мика (от др.-греч. topos — место) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.
Воцарение Ивана Грозного
«Воцарение Ивана Грозного» датируется XVII веком. Это предание повествует о том, как царь получил власть. По сюжету предания избрание произошло по воле бога и народа.
В данном предании факты происхождения Ивана Грозного искажены (он не был крепостным, а был потомком Рюриковичей, он стал царём по праву рождения). Это предание ближе к жанру легенды. Такое искажение возникло оттого, что на момент создания предания память о правлении Ивана Грозного ещё была жива. Его вспоминали как хорошего и справедливого царя, который преследовал только бояр. Он близок народу, понимает их беды.
«Воцарение Ивана Грозного» обладает признаками предания:
- достоверность: Иван стал царём и наказал бояр после восшествия на престол;
- действующий герой — историческая личность, Иван Грозный;
- в центре — уважение к Ивану Грозному за его близость к народу;
- в основе сюжета важный исторический эпизод: восхождение Ивана Грозного на престол и наказание бояр;
- передача знаний об отношении народа к царю;
- композиция: завязка, кульминация, развязка;
- есть прямые авторские характеристики: Иван — человек чести.
- В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания «Воцарение Ивана Грозного»?
- Каким представлен Иван Грозный в предании Ивана Грозного?
- Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание?
- Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?
Пётр и плотник
Предание «Пётр и плотник» предположительно создано в период взятия Азовской крепости. Царь тогда начал строить русский флот в Воронеже, для чего решил и сам пройти обучению у плотника. Для того чтобы не отличаться от других учеников, Пётр переодевается в простую одежду, чтобы остаться неузнанным.
Наравне с другими работниками Пётр терпит ругань искусного из мастеров плотницкого дела. Мастер обучил, сам того не зная, царя, который быстро всё схватывал. Пётр остался благодарен за такую науку.
В этом предании показана близость царя к народу: он наравне со всеми проходит обучение, не терпит особого обращения с собой. Его задача — получить необходимые знания. Из этого предания можно вынести следующий урок: нужно быть благодарным за любое знание, которое тебе дают.
«Пётр и плотник» имеет следующие черты предания:
- достоверность: реальный факт того, что Пётр переодевался в простую одежду, чтобы изучать новые навыки; царь много что умел делать руками;
- действующий герой — историческая личность, Пётр I;
- в центре — уважение народа к Петру Великому;
- в основе сюжета важный исторический эпизод: появление русского флота благодаря Петру I;
- передача знаний об отношении народа к царю, морали о ценности знаний;
- композиция: завязка, кульминация, развязка;
- есть прямые авторские характеристики: Пётр — уважающий чужой труд человек, не ставящий себя выше народа.
- Какой эпизод описан в предании «Пётр и плотник»?
- Каким предстаёт в предании царь?
- Какие черты характера царя хотел показать народ в этом предании?
Все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Предания – это поэтическая автобиография восточных славян.
Контрольные вопросы
- Какими предстают Иван Грозный и Пётр I в преданиях?
- Что общего в их образах?
- Какие черты характера хотели выделить сказители преданий?