Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Русская литература XVIII века

  • Великая Отечественная война

  • Русская литература XIX века

  • Зарубежная литература

  • Русская литература XX века

  • Древнерусская литература

  • Устное народное творчество

Конспект урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Древнерусская литература

18.01.2025
2199
0

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

План урока

  • Культурный памятник русской литературы
  • Автор повести Ермолай-Еразм
  • Особенности жанра повести

Цели урока

  • Знать нравственные идеалы и заветы Древней Руси, жанр древнерусской литературы – житие
  • Уметь выявлять народнопоэтические мотивы в повести

Разминка

  • Когда на Руси начала появляться письменная литература?
  • Какой период охватывает древнерусская литература?
  • Назовите жанры древнерусской литературы.
  • Что способствовало появлению письменной литературы на Руси?

Культурный памятник русской литературы


Житие́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

 

Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.

 

Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.

 

Изучением житийной литературы занимается агиография.


Рис. 1. А. Простев. Встреча Петра и Февронии.

Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. 

 

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов.

 

Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февронии. Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которые на соборе в 1547 году были канонизированы, то есть объявлены «новыми чудотворцами», святыми.

 

Источником сюжета для «Повести...» Ермолая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония, существует и в наши дни).

 

Народное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: перед нами увлекательное сюжетное повествование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви.

 

И в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. В произведении обнаруживаются черты народной волшебной сказки.

 

Повесть носила ярко выраженный воспитательный характер, так как в ней демонстрировался тип поведения христианина, мужчины и женщины. В то же время герои предания не всегда и не во всем были идеальны, совершали ошибки, сомневались или поддавались слабостям, например, влиянию стереотипов, принятых в обществе. Персонажи предания, а затем и повести напоминали живых, реальных людей с их сомнениями и слабостями, однако демонстрировали возможный путь преодоления своих слабостей.

Этапы развития действия:

  • Экспозиция. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастий, и стали оба думать, как избавиться от насильника.
  • Завязка сюжетного действия. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму.
  • Развязка. Животворящая сила любви Февронии так велика, что Петр исцеляется.
  • Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

 

Сюжет повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Ермолай-Еразм не был связан с каким-либо реформационно-гуманистическим течением, но высказываемые в этом произведении мысли о значении ума и защите человеческого достоинства созвучны с идеями гуманистов.

 

Литературовед Д.С. Лихачев так писал про героиню повести: «Героиня повести – дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого –преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана».

 

…Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она «мудрая дева». Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа».

 

«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.


  1. Почему знать невзлюбила Февронию?
  2. Почему народ захотел возвращения Петра и Февронии?
  3. Сравните образ Февронии с героинями народных сказок. В чём их сходство?


Автор повести Ермолай-Еразм

Творчество писателя относится к 40–60 годам XVI века. В 40-е годы Ермолай-Еразм был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х годах постригся в монахи под именем Еразма. 

 

В своих произведениях называл себя «прегрешным». В настоящее время известно значительное число произведений, принадлежащих этому писателю. «Книга о Троице» и «Зрячая пасхалия» свидетельствуют об образованности и начитанности Ермолая-Еразма. Ему принадлежит ряд произведений церковно-назидательного содержания, в которых отразились и его социально-политические воззрения.

 

Мотив милосердия и христианской любви соединяется с мотивом осуждения вельмож и бояр. Это нашло выражение в «Повести о Петре и Феврронии Муромских». Видимо, в связи с соборами 1547 и 1549 годов от лица митрополита Макария Ермолаю было сделано предложение написать агиографические сочинения, посвященные муромским святым. Действительно, Петр и Феврония, канонизированные на соборе 1547 года, в заглавии повести названы «новыми чудотворцами».

 

Содержание «Повести о рязанском епископе Василии», было использовано в житии муромского князя Константина и его сыновей, канонизированных на соборе 1549 года. Источниками для этих двух произведений Ермолая послужили муромские легенды. «Повесть о рязанском епископе Василии» написана предельно сжато. Совершенства в разработке сюжета (ясность в передаче главной мысли, детали, композиционная завершенность) Ермолай-Еразм достиг в «Повести о Петре и Февронии».

 

Определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. Это народное предание о муромском князе и его жене. Ермолай-Еразм создал произведение, не имеющее ничего общего с житийным жанром. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в Великие Четьи-Минеи. Эта повесть сближается с повествовательной литературой второй половины XV века, построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»).


Нове́лла (итал. Novella – новость) – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.


Житийная «Повесть о Петре и Февронии Муромских» входит в число наиболее драгоценных жемчужин древнерусской литературы, хотя, в сущности, она далека от агиографического жанра. В ней многословия, риторики и патетики. В «Повести...» много диалогов, сюжет развивается динамично, в нем заложена интрига, которая притягивает внимание читателя или слушателя. Живой язык, поговорки и загадки придают произведению занимательный характер. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» резко расходилась с житийным каноном и поэтому не была внесена в состав «Великих Четьих-Миней». Зато разошлась по рукописным, а затем печатным сборникам, книгам для чтения. 


Агиогра́фия (греч. – описание святых, от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.


Особенности жанра повести

Для создания образов святых Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки. Основной же формой является житие.

 

Таблица 1. Особенности жанра «Повести о Петре и Февронии»

Сказка

Житие

Повесть

Сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру

По́весть – прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни

  • Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»
  • Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»
  • Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве
  • Есть волшебные предметы: агриков меч
  • Добро побеждает зло (Петр победил змия)
  • Загадки и хитроумные испытания.
  • Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

  • Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития)
  • Автор прославляет святых, создавая их идеальные образы
  • Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу
  • Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов)
  • Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья)

  • Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково)
  • Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году)
  • В центре произведения – образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через испытания
  • В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века –история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве, Сюжеты эти в «Повести...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.

 

Очарование «Повести...» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием-рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.


Контрольные вопросы

 

  1. Какими поступками Петр и Феврония заслужили причисление к святым?
  2. Чему учит история Петра и Февронии?


Предыдущий урок
М. Горький. «Старуха Изергиль» («Данко»)
Русская литература XX века
Следующий урок
Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

    Геометрия

  • Компьютерные презентации

    Информатика

  • Географическое положение Южной Америки. Из истории открытия и исследования материка

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке