- Культурный памятник русской литературы
- Автор повести Ермолай-Еразм
- Особенности жанра повести
- Знать нравственные идеалы и заветы Древней Руси, жанр древнерусской литературы – житие
- Уметь выявлять народнопоэтические мотивы в повести
- Когда на Руси начала появляться письменная литература?
- Какой период охватывает древнерусская литература?
- Назовите жанры древнерусской литературы.
- Что способствовало появлению письменной литературы на Руси?
Культурный памятник русской литературы
Житие́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.
Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.
Изучением житийной литературы занимается агиография.
Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми.
За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов.
Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февронии. Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которые на соборе в 1547 году были канонизированы, то есть объявлены «новыми чудотворцами», святыми.
Источником сюжета для «Повести...» Ермолая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония, существует и в наши дни).
Народное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: перед нами увлекательное сюжетное повествование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви.
И в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. В произведении обнаруживаются черты народной волшебной сказки.
Повесть носила ярко выраженный воспитательный характер, так как в ней демонстрировался тип поведения христианина, мужчины и женщины. В то же время герои предания не всегда и не во всем были идеальны, совершали ошибки, сомневались или поддавались слабостям, например, влиянию стереотипов, принятых в обществе. Персонажи предания, а затем и повести напоминали живых, реальных людей с их сомнениями и слабостями, однако демонстрировали возможный путь преодоления своих слабостей.
Этапы развития действия:
- Экспозиция. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастий, и стали оба думать, как избавиться от насильника.
- Завязка сюжетного действия. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму.
- Развязка. Животворящая сила любви Февронии так велика, что Петр исцеляется.
- Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.
Сюжет повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Ермолай-Еразм не был связан с каким-либо реформационно-гуманистическим течением, но высказываемые в этом произведении мысли о значении ума и защите человеческого достоинства созвучны с идеями гуманистов.
Литературовед Д.С. Лихачев так писал про героиню повести: «Героиня повести – дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого –преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана».
…Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она «мудрая дева». Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа».
«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.
- Почему знать невзлюбила Февронию?
- Почему народ захотел возвращения Петра и Февронии?
- Сравните образ Февронии с героинями народных сказок. В чём их сходство?
Автор повести Ермолай-Еразм
Творчество писателя относится к 40–60 годам XVI века. В 40-е годы Ермолай-Еразм был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х годах постригся в монахи под именем Еразма.
В своих произведениях называл себя «прегрешным». В настоящее время известно значительное число произведений, принадлежащих этому писателю. «Книга о Троице» и «Зрячая пасхалия» свидетельствуют об образованности и начитанности Ермолая-Еразма. Ему принадлежит ряд произведений церковно-назидательного содержания, в которых отразились и его социально-политические воззрения.
Мотив милосердия и христианской любви соединяется с мотивом осуждения вельмож и бояр. Это нашло выражение в «Повести о Петре и Феврронии Муромских». Видимо, в связи с соборами 1547 и 1549 годов от лица митрополита Макария Ермолаю было сделано предложение написать агиографические сочинения, посвященные муромским святым. Действительно, Петр и Феврония, канонизированные на соборе 1547 года, в заглавии повести названы «новыми чудотворцами».
Содержание «Повести о рязанском епископе Василии», было использовано в житии муромского князя Константина и его сыновей, канонизированных на соборе 1549 года. Источниками для этих двух произведений Ермолая послужили муромские легенды. «Повесть о рязанском епископе Василии» написана предельно сжато. Совершенства в разработке сюжета (ясность в передаче главной мысли, детали, композиционная завершенность) Ермолай-Еразм достиг в «Повести о Петре и Февронии».
Определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. Это народное предание о муромском князе и его жене. Ермолай-Еразм создал произведение, не имеющее ничего общего с житийным жанром. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в Великие Четьи-Минеи. Эта повесть сближается с повествовательной литературой второй половины XV века, построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»).
Нове́лла (итал. Novella – новость) – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
Житийная «Повесть о Петре и Февронии Муромских» входит в число наиболее драгоценных жемчужин древнерусской литературы, хотя, в сущности, она далека от агиографического жанра. В ней многословия, риторики и патетики. В «Повести...» много диалогов, сюжет развивается динамично, в нем заложена интрига, которая притягивает внимание читателя или слушателя. Живой язык, поговорки и загадки придают произведению занимательный характер. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» резко расходилась с житийным каноном и поэтому не была внесена в состав «Великих Четьих-Миней». Зато разошлась по рукописным, а затем печатным сборникам, книгам для чтения.
Агиогра́фия (греч. – описание святых, от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.
Особенности жанра повести
Для создания образов святых Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки. Основной же формой является житие.
Таблица 1. Особенности жанра «Повести о Петре и Февронии»
Сказка
|
Житие
|
Повесть
|
Сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил
|
Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру
|
По́весть – прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни
|
|
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве, Сюжеты эти в «Повести...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.
Очарование «Повести...» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием-рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Контрольные вопросы
- Какими поступками Петр и Феврония заслужили причисление к святым?
- Чему учит история Петра и Февронии?