Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький. «Старуха Изергиль» («Данко»)

Русская литература XX века

12.05.2025
2161
0

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Данко»)

План урока

  • Особенности романтического героя М. Горького
  • Идеал человека в легенде о Данко

Цели урока

  • Знать особенности легенды о Данко, черты романтического героя М. Горького
  • Уметь определять идею произведения

Разминка

Какие легенды вам знакомы?

Особенности романтического героя Горького

С 1888 по 1893 годы М. Горький странствовал по югу России, прошел от Москвы до Астрахани, побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии (Молдавии). Он был рыбаком и батраком, сторожем и мойщиком посуды, а главное – встречаясь с людьми, изучал жизнь. Впечатления от одной из встреч отразились в «Старухе Изергиль» (1894) – рассказе, который писатель считал одним из наиболее удачных своих произведений.

 

Композиция рассказа «Старуха Изергиль» включает в себя три части:

  • Глава I. Легенда о Ларре
  • Глава II. Рассказ о жизни Изергиль
  • Глава III. Легенда о Данко

 

Герои ранних романтических произведений Горького – это герои, зовущие к подвигу. М. Горький писал А.П. Чехову: «...настало время нужды в героическом... обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь и, как только она это начнет, – жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче».

 

Рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе» относят к романтическим произведениям. Слово «романтический» первоначально означало «как в романе», то есть предполагало что-то необычное, фантастическое, отличающееся от повседневной жизни и встречающееся лишь в приключенческих романах, а не в действительности.


Романтический герой  исключительная личность, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей высочайшие требования. Это личность, которая рвется к яркому и героическому, способная и на величайший подвиг, и на бунт против всего мира.


Писателей-романтиков не удовлетворял заурядный, серый и скучный мир. Они устремлялись к недостижимому идеалу. Одни искали его в природе, другие – в искусстве, третьи  в упоении борьбой, в яростном сопротивлении. Но все они воспевали возвышенную, необыкновенную личность и противопоставляли ее обыденной жизни. 

 

У М. Горького это люди, обладающие сильными характерами; но писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. При этом для романтического героя нет полутонов, только контрасты: добро и зло, черное и белое.

 

Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди». И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к людям: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

 

Действие в романтических произведениях всегда происходит в особенной обстановке. В легенде – это глухой лес, который «все гудел и гудел», где «молнии разрывали тьму в клочья». Природа в финале тоже необычная, она словно райская – «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река».

 

Особенностью романтизма является и то, что действие происходит не в реальном мире, а в созданном воображением автора. Все в нем аллегорично, то есть иносказательно, имеет скрытый смысл. Легенда о Данко – это размышление о смысле жизни, о выборе пути, о том, что главное в жизни человека.

 

Наконец, огромную роль играют изобразительные средства, которых в легенде очень много: эпитеты («великая любовь», «торжествующий шум», «могучий» огонь и др.), метафоры («факел любви»), олицетворение («вздыхала степь», «молнии разрывали» тьму) и многие другие.


  1. Почему романтический герой всегда одинок?
  2. Каких романтических героев вы уже встречали в других произведениях, изученных в прошлых классах?


Идеал человека в легенде о Данко

«В жизни всегда есть место подвигам». В словах Изергиль заключено одно из важнейших пониманий литературного романтического героя: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей.

 

Таким образом, автор через аллегорию воплощает в рассказе образ идеальной личности. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, – их сила в том, что они служат примером для других.

 

По жанру история о Данко – легенда.


Легенда – устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.


Рис.1. Г. Пейда. Легенда о Данко. 1955. Рис.1. Г. Пейда. Легенда о Данко. 1955.

В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. 

 

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «В злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он вырвал из груди свое сердце и осветил путь людям.

 

Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Эта мысль проводится в легенде о Данко; подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством. Соплеменники Данко «ослабли от дум»; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой». 

 

Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.

 

Причины поступка Данко становятся основной проблемой, поднятой автором, – бескорыстная помощь ближним, искреннее желание помочь окружающим, отсутствие страха отдать собственную жизнь ради блага всего народа.

 

Данко наделен почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету. Но его подвиг не понят соплеменниками: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, убивая даже память о нем. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.

 

Этот герой по-настоящему свободен, т.к. свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.


  1. Какие черты легенды о Данко указывают на ее романтический характер?
  2. Что такое легенда как жанр литературы?
  3. Как вы думаете, была ли жертва Данко напрасной?


Контрольные вопросы

 

  1. Частью какого произведения является легенда о Данко?
  2. Как велика благодарность людей Данко?
  3. «Не своротить камня с пути думою». Как вы понимаете эту фразу?


М. Горький. «Старуха Изергиль» («Данко»)

План урока

  • Особенности романтического героя М. Горького
  • Идеал человека в легенде о Данко

Цели урока

  • Знать особенности легенды о Данко, черты романтического героя М. Горького
  • Уметь определять идею произведения

Разминка

Какие легенды вам знакомы?

Особенности романтического героя Горького

С 1888 по 1893 годы М. Горький странствовал по югу России, прошел от Москвы до Астрахани, побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии (Молдавии). Он был рыбаком и батраком, сторожем и мойщиком посуды, а главное – встречаясь с людьми, изучал жизнь. Впечатления от одной из встреч отразились в «Старухе Изергиль» (1894) – рассказе, который писатель считал одним из наиболее удачных своих произведений.

 

Композиция рассказа «Старуха Изергиль» включает в себя три части:

  • Глава I. Легенда о Ларре
  • Глава II. Рассказ о жизни Изергиль
  • Глава III. Легенда о Данко

 

Герои ранних романтических произведений Горького – это герои, зовущие к подвигу. М. Горький писал А.П. Чехову: «...настало время нужды в героическом... обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь и, как только она это начнет, – жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче».

 

Рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе» относят к романтическим произведениям. Слово «романтический» первоначально означало «как в романе», то есть предполагало что-то необычное, фантастическое, отличающееся от повседневной жизни и встречающееся лишь в приключенческих романах, а не в действительности.


Романтический герой  исключительная личность, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей высочайшие требования. Это личность, которая рвется к яркому и героическому, способная и на величайший подвиг, и на бунт против всего мира.


Писателей-романтиков не удовлетворял заурядный, серый и скучный мир. Они устремлялись к недостижимому идеалу. Одни искали его в природе, другие – в искусстве, третьи  в упоении борьбой, в яростном сопротивлении. Но все они воспевали возвышенную, необыкновенную личность и противопоставляли ее обыденной жизни. 

 

У М. Горького это люди, обладающие сильными характерами; но писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. При этом для романтического героя нет полутонов, только контрасты: добро и зло, черное и белое.

 

Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди». И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к людям: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

 

Действие в романтических произведениях всегда происходит в особенной обстановке. В легенде – это глухой лес, который «все гудел и гудел», где «молнии разрывали тьму в клочья». Природа в финале тоже необычная, она словно райская – «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река».

 

Особенностью романтизма является и то, что действие происходит не в реальном мире, а в созданном воображением автора. Все в нем аллегорично, то есть иносказательно, имеет скрытый смысл. Легенда о Данко – это размышление о смысле жизни, о выборе пути, о том, что главное в жизни человека.

 

Наконец, огромную роль играют изобразительные средства, которых в легенде очень много: эпитеты («великая любовь», «торжествующий шум», «могучий» огонь и др.), метафоры («факел любви»), олицетворение («вздыхала степь», «молнии разрывали» тьму) и многие другие.


  1. Почему романтический герой всегда одинок?
  2. Каких романтических героев вы уже встречали в других произведениях, изученных в прошлых классах?


Идеал человека в легенде о Данко

«В жизни всегда есть место подвигам». В словах Изергиль заключено одно из важнейших пониманий литературного романтического героя: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей.

 

Таким образом, автор через аллегорию воплощает в рассказе образ идеальной личности. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, – их сила в том, что они служат примером для других.

 

По жанру история о Данко – легенда.


Легенда – устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.


Рис.1. Г. Пейда. Легенда о Данко. 1955. Рис.1. Г. Пейда. Легенда о Данко. 1955.

В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. 

 

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «В злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он вырвал из груди свое сердце и осветил путь людям.

 

Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Эта мысль проводится в легенде о Данко; подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством. Соплеменники Данко «ослабли от дум»; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой». 

 

Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.

 

Причины поступка Данко становятся основной проблемой, поднятой автором, – бескорыстная помощь ближним, искреннее желание помочь окружающим, отсутствие страха отдать собственную жизнь ради блага всего народа.

 

Данко наделен почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету. Но его подвиг не понят соплеменниками: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, убивая даже память о нем. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.

 

Этот герой по-настоящему свободен, т.к. свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.


  1. Какие черты легенды о Данко указывают на ее романтический характер?
  2. Что такое легенда как жанр литературы?
  3. Как вы думаете, была ли жертва Данко напрасной?


Контрольные вопросы

 

  1. Частью какого произведения является легенда о Данко?
  2. Как велика благодарность людей Данко?
  3. «Не своротить камня с пути думою». Как вы понимаете эту фразу?


Предыдущий урок
Стихи о родной природе
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Инфляция и семейная экономика

    Обществознание

  • Kitchen and dining room

    Английский язык

  • Модальный глагол must mustn’t

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке