- Особенности романтического героя М. Горького
- Идеал человека в легенде о Данко
- Знать особенности легенды о Данко, черты романтического героя М. Горького
- Уметь определять идею произведения
Какие легенды вам знакомы?
Особенности романтического героя Горького
С 1888 по 1893 годы М. Горький странствовал по югу России, прошел от Москвы до Астрахани, побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии (Молдавии). Он был рыбаком и батраком, сторожем и мойщиком посуды, а главное – встречаясь с людьми, изучал жизнь. Впечатления от одной из встреч отразились в «Старухе Изергиль» (1894) – рассказе, который писатель считал одним из наиболее удачных своих произведений.
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» включает в себя три части:
- Глава I. Легенда о Ларре
- Глава II. Рассказ о жизни Изергиль
- Глава III. Легенда о Данко
Герои ранних романтических произведений Горького – это герои, зовущие к подвигу. М. Горький писал А.П. Чехову: «...настало время нужды в героическом... обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь и, как только она это начнет, – жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче».
Рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе» относят к романтическим произведениям. Слово «романтический» первоначально означало «как в романе», то есть предполагало что-то необычное, фантастическое, отличающееся от повседневной жизни и встречающееся лишь в приключенческих романах, а не в действительности.
Романтический герой – исключительная личность, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей высочайшие требования. Это личность, которая рвется к яркому и героическому, способная и на величайший подвиг, и на бунт против всего мира.
Писателей-романтиков не удовлетворял заурядный, серый и скучный мир. Они устремлялись к недостижимому идеалу. Одни искали его в природе, другие – в искусстве, третьи – в упоении борьбой, в яростном сопротивлении. Но все они воспевали возвышенную, необыкновенную личность и противопоставляли ее обыденной жизни.
У М. Горького это люди, обладающие сильными характерами; но писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. При этом для романтического героя нет полутонов, только контрасты: добро и зло, черное и белое.
Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди». И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к людям: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Действие в романтических произведениях всегда происходит в особенной обстановке. В легенде – это глухой лес, который «все гудел и гудел», где «молнии разрывали тьму в клочья». Природа в финале тоже необычная, она словно райская – «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река».
Особенностью романтизма является и то, что действие происходит не в реальном мире, а в созданном воображением автора. Все в нем аллегорично, то есть иносказательно, имеет скрытый смысл. Легенда о Данко – это размышление о смысле жизни, о выборе пути, о том, что главное в жизни человека.
Наконец, огромную роль играют изобразительные средства, которых в легенде очень много: эпитеты («великая любовь», «торжествующий шум», «могучий» огонь и др.), метафоры («факел любви»), олицетворение («вздыхала степь», «молнии разрывали» тьму) и многие другие.
- Почему романтический герой всегда одинок?
- Каких романтических героев вы уже встречали в других произведениях, изученных в прошлых классах?
Идеал человека в легенде о Данко
«В жизни всегда есть место подвигам». В словах Изергиль заключено одно из важнейших пониманий литературного романтического героя: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей.
Таким образом, автор через аллегорию воплощает в рассказе образ идеальной личности. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, – их сила в том, что они служат примером для других.
По жанру история о Данко – легенда.
Легенда – устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.
В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «В злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он вырвал из груди свое сердце и осветил путь людям.
Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Эта мысль проводится в легенде о Данко; подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством. Соплеменники Данко «ослабли от дум»; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».
Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Причины поступка Данко становятся основной проблемой, поднятой автором, – бескорыстная помощь ближним, искреннее желание помочь окружающим, отсутствие страха отдать собственную жизнь ради блага всего народа.
Данко наделен почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету. Но его подвиг не понят соплеменниками: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, убивая даже память о нем. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.
Этот герой по-настоящему свободен, т.к. свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
- Какие черты легенды о Данко указывают на ее романтический характер?
- Что такое легенда как жанр литературы?
- Как вы думаете, была ли жертва Данко напрасной?
Контрольные вопросы
- Частью какого произведения является легенда о Данко?
- Как велика благодарность людей Данко?
- «Не своротить камня с пути думою». Как вы понимаете эту фразу?
- Особенности романтического героя М. Горького
- Идеал человека в легенде о Данко
- Знать особенности легенды о Данко, черты романтического героя М. Горького
- Уметь определять идею произведения
Какие легенды вам знакомы?
Особенности романтического героя Горького
С 1888 по 1893 годы М. Горький странствовал по югу России, прошел от Москвы до Астрахани, побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии (Молдавии). Он был рыбаком и батраком, сторожем и мойщиком посуды, а главное – встречаясь с людьми, изучал жизнь. Впечатления от одной из встреч отразились в «Старухе Изергиль» (1894) – рассказе, который писатель считал одним из наиболее удачных своих произведений.
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» включает в себя три части:
- Глава I. Легенда о Ларре
- Глава II. Рассказ о жизни Изергиль
- Глава III. Легенда о Данко
Герои ранних романтических произведений Горького – это герои, зовущие к подвигу. М. Горький писал А.П. Чехову: «...настало время нужды в героическом... обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь и, как только она это начнет, – жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче».
Рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе» относят к романтическим произведениям. Слово «романтический» первоначально означало «как в романе», то есть предполагало что-то необычное, фантастическое, отличающееся от повседневной жизни и встречающееся лишь в приключенческих романах, а не в действительности.
Романтический герой – исключительная личность, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей высочайшие требования. Это личность, которая рвется к яркому и героическому, способная и на величайший подвиг, и на бунт против всего мира.
Писателей-романтиков не удовлетворял заурядный, серый и скучный мир. Они устремлялись к недостижимому идеалу. Одни искали его в природе, другие – в искусстве, третьи – в упоении борьбой, в яростном сопротивлении. Но все они воспевали возвышенную, необыкновенную личность и противопоставляли ее обыденной жизни.
У М. Горького это люди, обладающие сильными характерами; но писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. При этом для романтического героя нет полутонов, только контрасты: добро и зло, черное и белое.
Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди». И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к людям: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Действие в романтических произведениях всегда происходит в особенной обстановке. В легенде – это глухой лес, который «все гудел и гудел», где «молнии разрывали тьму в клочья». Природа в финале тоже необычная, она словно райская – «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река».
Особенностью романтизма является и то, что действие происходит не в реальном мире, а в созданном воображением автора. Все в нем аллегорично, то есть иносказательно, имеет скрытый смысл. Легенда о Данко – это размышление о смысле жизни, о выборе пути, о том, что главное в жизни человека.
Наконец, огромную роль играют изобразительные средства, которых в легенде очень много: эпитеты («великая любовь», «торжествующий шум», «могучий» огонь и др.), метафоры («факел любви»), олицетворение («вздыхала степь», «молнии разрывали» тьму) и многие другие.
- Почему романтический герой всегда одинок?
- Каких романтических героев вы уже встречали в других произведениях, изученных в прошлых классах?
Идеал человека в легенде о Данко
«В жизни всегда есть место подвигам». В словах Изергиль заключено одно из важнейших пониманий литературного романтического героя: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей.
Таким образом, автор через аллегорию воплощает в рассказе образ идеальной личности. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, – их сила в том, что они служат примером для других.
По жанру история о Данко – легенда.
Легенда – устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.
В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «В злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он вырвал из груди свое сердце и осветил путь людям.
Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Эта мысль проводится в легенде о Данко; подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством. Соплеменники Данко «ослабли от дум»; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».
Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Причины поступка Данко становятся основной проблемой, поднятой автором, – бескорыстная помощь ближним, искреннее желание помочь окружающим, отсутствие страха отдать собственную жизнь ради блага всего народа.
Данко наделен почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету. Но его подвиг не понят соплеменниками: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, убивая даже память о нем. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.
Этот герой по-настоящему свободен, т.к. свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
- Какие черты легенды о Данко указывают на ее романтический характер?
- Что такое легенда как жанр литературы?
- Как вы думаете, была ли жертва Данко напрасной?
Контрольные вопросы
- Частью какого произведения является легенда о Данко?
- Как велика благодарность людей Данко?
- «Не своротить камня с пути думою». Как вы понимаете эту фразу?