- Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы
- Попытки реформ в странах социалистического лагеря
- Революции 1989–1991 гг.: общее и особенное
- Политические и экономические реформы
- «Шоковая терапия» и её итоги
- Страны ЦВЕ и Европейский союз
- знать важнейшие события истории стран Восточной Европы после Второй мировой войны
- уметь выделять общие черты и особенности социально-экономического строя каждой из социалистических стран Европы
- знать причины кризиса социалистических режимов в странах Восточной Европы и победы «бархатных революций» 1989 г.
- уметь выделять достижения и видеть противоречия постсоциалистического развития стран Восточной Европы
- знать значение понятий: тоталитарный политический режим, бархатные революции, шоковая терапия
- Назовите год, когда были созданы два германских государства ФРГ и ГДР.
- Назовите страну, в которой был открыт Второй фронт.
- Что такое популизм?
- Лидером какой страны являлся Конрад Аденауэр?
Сорок лет страны Восточной Европы находились под властью коммунистических партий, провозглашавших своей целью строительство социализма и коммунизма по советскому образцу. За этот период они достигли значительных успехов в развитии промышленности. Рос уровень жизни населения, СССР оказывал своим союзникам масштабную экономическую помощь. В последующие годы эти государства достигли серьёзных социально-экономических успехов, и в то же время установление социалистических режимов имело негативные последствия, вызвавшие широкое недовольство населения. Изменение внешнеполитического курса СССР в конце 1980-х годов привело к падению социалистических режимов в Восточной Европе (см. карта 1).
Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы
После окончания Второй мировой войны 7 государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия), а с образованием в 1949 г. ГДР их стало 8, население которых составляло около 100 млн человек, попали в советскую зону влияния. Это определило общие тенденции их политического развития в течение всего периода холодной войны. Послевоенная история стран данного региона — это история становления, развития и распада режимов советского тоталитарного типа.
Тоталитарный политический режим — это режим, при котором государство осуществляет полный, всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни.
Вся эта группа стран, к которой в дальнейшем подключились ряд стран Азии и Куба, получила название «социалистический лагерь».
В странах социализма были приняты пятилетние экономические планы, создана командно-административная система управления экономикой и обществом. К концу 1950-х гг. в странах Восточной Европы была осуществлена программа построения основ социализма, что означало модернизацию экономики на пути индустриализации, коллективизацию сельского хозяйства и попытки утвердить единомыслие.
В последующие годы провозглашалась цель построения развитого социализма. По ряду направлений экономического развития были достигнуты несомненные успехи. Форсирование индустриализации по модели «индустрии угля и стали», то есть модели XIX в. экстенсивного типа, модернизировало социально-экономическую структуру этих стран.
Были построены мощные металлургические комбинаты и электростанции в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Относительно улучшились материальные условия жизни, особенно по сравнению с СССР.
Советская модель копировалась и в организации общественно-политической жизни. Была ограничена роль представительных органов власти, в первую очередь это коснулось парламентов — высших органов законодательной власти. Ключевым звеном политической системы стала Коммунистическая партия, из высшего и среднего эшелонов которой формировалась партийно-хозяйственная номенклатура, «новый класс», диктатура которого выдавалась за диктатуру пролетариата. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась идеология марксизма-ленинизма в её упрощённой сталинской интерпретации. Было покончено с политическим плюрализмом. В четырёх странах Восточной Европы — Румынии, Венгрии, Албании и Югославии — не осталось других партий, кроме коммунистических (хотя после разрыва с СССР в 1949 г. югославская модель приобрела некоторые специфические черты).
В других странах — Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии — формально рядом с коммунистическими хранились и другие партии, но фактически их роль в общественно-политической жизни сводилась к минимуму. Была поставлена под жёсткий партийно-государственный контроль духовная жизнь общества. Распространение и утверждение одинаковой тоталитарной системы вызвало во всех странах скрытое напряжение, с которым вели борьбу в основном с помощью репрессий. Однако избежать возникновения кризисных явлений внутри тоталитарного социализма не удалось (см. табл. 1).
Таблица № 1. Последствия установления социалистических режимов в странах Восточной Европы
Позитивные последствия
|
Негативные последствия
|
|
|
В 1953 г. умер И. В. Сталин, и в СССР начался период «оттепели». На XX съезде КПСС в 1956 г. были осуждены культ личности Сталина и сталинские репрессии и провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами.
Власти других социалистических стран были вынуждены реагировать на эти изменения. В большинстве восточно-европейских государств сменилось руководство компартий, были осуждены «нарушения социалистической законности», реабилитированы коммунисты, репрессированные в конце 1940-х и начале 1950-х гг. как «агенты Тито». При этом в руководстве компартий часто возникали разногласия в вопросе о том, насколько далеко должна зайти десталинизация и либерализация общественной жизни. Это привело к падению авторитета компартий и росту протестных настроений в обществе, в некоторых странах Восточной Европы начались острые политические кризисы.
Агенты Тито — это сторонники лидера Югославии Иосипа Броз Тито, который вначале активно поддерживал И. В. Сталина, а потом разошёлся с ним в политических взглядах и был обвинён в антисоветизме (рис. 1).
17 июня 1953 года во многих городах ГДР произошли демонстрации и забастовки населения с требованиями улучшения материального положения и антиправительственными лозунгами. Имели место нападения на партийные и правительственные учреждения. Против демонстрантов наряду с полицией были брошены советские войска, на улицах городов появились танки. Выступление было подавлено. Погибло несколько десятков человек. Для недовольных остался один путь: бегство в Западную Германию.
Значительными потрясениями запомнился 1956 год.
Летом произошли выступления в Польше. В городе Познани рабочие объявили забастовку, протестуя против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с направленными против бастующих полицейскими и военными подразделениями погибло несколько человек. После этих событий произошла смена руководства в правившей Польской объединённой рабочей партии.
23 октября 1956 года студенческая демонстрация в столице Венгрии Будапеште привела к трагическим последствиям. Студенты требовали заменить жёсткое руководство страны во главе с М. Ракоши на более умеренного И. Надя, а также общеполитических и экономических перемен. Собравшаяся вокруг демонстрантов толпа штурмом захватила здание радиокомитета, редакцию центральной партийной газеты. В городе начались беспорядки, и на следующий день в Будапешт были введены советские войска. И. Надь (см. рис. 2), возглавивший правительство, назвал происходящее «национально-демократической революцией», потребовал вывести советские войска, объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился за помощью к западным державам. При содействии советского руководства было образовано новое правительство во главе с Я. Кадаром. 4 ноября 1956 г. советские войска взяли под контроль положение в стране. Правительство И. Надя распалось, выступление было подавлено.
Ещё один серьёзный политический кризис, имевший более тяжёлые последствия для международной репутации СССР и ОВД, чем подавление революции в Венгрии, произошёл в 1968 г. в Чехословакии. В реформах, проводимых под руководством первого секретаря ЦК КПЧ Александра Дубчека и направленных на демократизацию общественной жизни, руководство СССР и других стран увидело угрозу социалистическому строю. В этих реформах были отражены идеи дальнейшей демократизации как экономической, так и социально-политической сферы, отказа от однопартийной системы и признания пролетариата гегемоном общества. Таким образом, речь уже шла о глубокой реформе самой модели социализма — формировании системы «социализма с человеческим лицом».
После того как руководство КПЧ отказалось свернуть реформы, в Чехословакию были введены войска стран ОВД. Эти события получили в истории название «Пражской весны» (см. рис. 3). Становилось очевидным, что обществу необходимы перемены.
Попытки реформ в странах социалистического лагеря
В 1960-е гг. в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии вводились новые системы планирования, в рамках которых расширялась самостоятельность отраслевых объединений и предприятий, предусматривался хозрасчёт.
В начале 70-х годов широкая волна реформ и поиска адекватных национальным особенностям моделей социализма завершается. Итоги предшествующих лет были неоднозначны. В большинстве стран Восточной Европы совершается рывок в «догоняющем развитии», достигнут значительный рост уровня жизни. Социалистические страны обеспечивали к этому времени 1/3 мирового промышленного производства и 1/4 мирового национального валового дохода.
Революции 1989–1991 гг.: общее и особенное
Символом приближающегося краха социалистической системы стали события в Польше. Комплекс внутренних проблем, связанных с диспропорциями экономического развития, нерентабельностью созданных индустриальных гигантов, ростом внешнего долга, падением жизненного уровня, вызвал формирование достаточно активной политической оппозиции. Особенностью этого процесса стало участие в нём и постепенный выход на первые роли в оппозиции представителей рабочего движения, которое всегда рассматривалось как наиболее надёжная опора правящего режима.
Не имея сил остановить рост недовольства, руководство Польской объединённой рабочей партии было вынуждено в 1980 г. фактически признать существование независимых профсоюзов. Именно они и сыграли основную роль в развёртывании массового оппозиционного движения. Уже осенью большинство независимых профсоюзов объединилось в межотраслевое профсоюзное объединение «Солидарность», лидером которой стал рабочий гданьской судоверфи Лех Валенса.
С 1981 г. в Польше развернулись массовые забастовки, координацию которых осуществляла «Солидарность». Изменения в высших эшелонах власти, в частности, приход на пост премьер-министра генерала Войцеха Ярузельского, одновременно возглавлявшего министерство обороны, не изменили ситуацию. «Солидарность» развернула широкую антикоммунистическую и антисоветскую агитацию. В качестве необходимого для начала переговоров условия с правительством руководство «Солидарности» требовало распространения своего контроля на все сферы государственного управления. 4 сентября I съезд «Солидарности» характеризовал происходящие события как демократическую революцию. Ответом властей стал ввод в Польше чрезвычайного положения и запрет легальной деятельности «Солидарности», её лидеры были подвергнуты домашнему аресту. Но власть не могла устранить назревавший кризис. На этот раз не решились вмешиваться и советские руководители. На проводившихся в июне 1989 г. парламентских выборах победила «Солидарность». Новое коалиционное правительство возглавил Т. Мазовецкий. В декабре 1990 г. президентом Польской республики был избран Л. Валенса.
В ноябре – декабре 1989 г. произошли массовые выступления в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии, в результате которых были отстранены от власти коммунистические правительства. К декабрю 1990 г. в результате многопартийных выборов новые правительства и лидеры пришли к власти также в Венгрии, Югославии и Албании.
В ходе этих событий можно было видеть такие повторяющиеся практически во всех странах явления и процессы, как отмена конституционных статей о руководящей роли компартий, распад коммунистических партий и преобразование некоторых из них в партии социал-демократического типа, возрождение или создание партий либерального и консервативного толка (например, Христианско-демократического союза в ГДР), возникновение общедемократических движений и организаций (Гражданский форум в Чехословакии, Фронт национального спасения в Румынии), образование переходных коалиционных правительств (1989–1990).
Вместе с тем события в каждой стране отличались своеобразием. В ГДР смена политического режима была тесно связана с перспективой объединения двух Германий. В Чехословакии развернулась «бархатная революция» с характерным для этой страны в переломные моменты её истории подъёмом общенационального движения, высокой гражданской активностью при отказе от насильственных методов борьбы.
Бархатная революция — мирная, бескровная смена политических режимов, достигнутая путём договоренности.
В Румынии многолетний режим Н. Чаушеску был свергнут молниеносно и жёстко. Н. Чаушеску (см. рис. 4) и его жена были преданы «суду» закрытого трибунала, проводившегося в условиях строгой секретности, приговорены к смерти и тут же расстреляны.
«Новые люди» у власти являлись в основном политиками либерального толка (так было в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехии). В отдельных случаях, например в Румынии, это были перешедшие на социал-демократические позиции бывшие деятели компартий.
Политические и экономические реформы
При всём различии положения в странах ЦВЕ определились общие линии реформ:
- либерализация экономической жизни и восстановление регулирующей роли рынка и полноценных товарно-денежных отношений, включая обоснованное ценообразование, прибыль;
- осуществление антиинфляционных мер и курс на обеспечение конвертируемости валют;
- изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, её защита, включая реституцию (возвращение собственности, конфискованной в годы социалистических преобразований);
- демонтаж командно-административной системы и сведение до минимума внеэкономических методов управления, а также ликвидация привилегий и неоправданных льгот.
Все эти преобразования и реформы означали полный разрыв и отказ от советской модели социализма, возвращение к идеям и моделям либеральной демократии и рыночной экономики.
«Шоковая терапия» и её итоги
Названные «шоковой терапией», эти реформы имели негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны, безработицы. В ряде случаев произошла ломка того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социалистической системы. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп.
В итоге распались те форумы, которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения привело в ряде стран на выборах 1994 г. к власти социал-демократические партии, т. е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность. Поэтому в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996–1997 гг. социал-демократические группировки вновь оттесняются, у власти оказываются новые политические силы.
Последствия шоковой терапии, т. е. либерализация экономики и переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Главное противоречие послереволюционной эпохи — это противоречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов, провести реформы быстро, использовать революционный подъём людей. Таким путём пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).
Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжёлые удары шоковой терапии и ускорить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20 %), и страна вышла на наивысший в Европе уровень прироста ВВП (6,5 %). Вместе с тем в стране оставалась высокой безработица (15 %), сохранялась социальная напряжённость. На выборах президента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах 1997 года — правые партии.
В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.
В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство (к тому же внешний долг превысил 10 млрд долларов). В это время вновь произошла смена власти. В 1997 году президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.
Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.
Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся наиболее болезненной ломке в период «социалистических преобразований».
Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах неодинаково. Однако общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления.
Местные новые власти старались привить населению новое понимание идентичности национального и гражданского самосознания через восстановление исторической памяти, обычаев, традиций, фольклора, народных и религиозных празднеств. Таким образом шёл процесс воссоздания гражданского общества и освобождения от последствий тоталитаризма.
В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран ЦВЕ, и поэтому экономические отношения в селе не претерпели большой ломки. Что касается других стран, то там были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. Они становились фермерами, возникали новые проблемы. Ситуация сложная: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстаёт развитие мелкого и среднего бизнеса в селе.
Польша, Венгрия, Чехия и Словения сумели быстрее, чем другие страны, побороть инфляцию, остановить рост безработицы, выйти на высокий уровень роста экономики. Эти страны приблизились к главным развитым странам мира по основным показателям (ВВП на душу населения и др.).
Страны ЦВЕ и Европейский союз
Перемены в восточноевропейских странах имели значительные внешнеполитические последствия. В начале 90-х гг. перестали существовать Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В 1991 году из Венгрии, Восточной Германии и Чехословакии были выведены советские войска. Центром притяжения для стран бывшего социалистического лагеря стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран: ЕС и НАТО. В 1998 г. начались переговоры о вступлении в ЕС Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии. Вступление этих стран в ЕС произошло в 2004 г.
После этого начались переговоры о вступлении в ЕС Румынии, Болгарии, Хорватии. В 1999 г. Польша, Венгрия, Чехия были приняты в НАТО. В 2004 г. в состав НАТО вошли Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва и Эстония.
Контрольные вопросы
- Объясните, в чём заключался исторический выбор в странах Восточной Европы во второй половине 40-х гг. ХХ века? О каких альтернативах развития шла речь?
- Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.
- Сравните цели и характер действий польской «Солидарности» с выступлениями 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. В чём состояли особенности польского движения? Было ли что-то общим?
- Что называют бархатными революциями?
- Что такое шоковая терапия?