Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Мир после Второй мировой войны

26.04.2024
3713
0

Соединенные штаты Америки во второй половине ХХ — начале ХХI вв.

 

План урока

  • Послевоенный курс: «мировая ответственность»
  • Администрация Дж. Кеннеди (1961–1963) и Л. Джонсона (1963–1969)
  • Администрация Р. Никсона (1969–1974)
  • Р. Рейгана и «рейганомика» (1981–1989). Дж. Буш старший (1989–1993)
  • Третий путь Б. Клинтона (1991–2001)
  • Администрация Дж. Буша младшего (2001–2009)
  • Ипотечный кризис в США и мировой финансово-экономический кризис 2008 г.
  • Администрация Б. Обамы (2009–2017)
  • Администрация Д. Трампа (2017–2021)
  • Внешняя политика США

 

Цели урока

  • знать основные события истории США после Второй мировой войны
  • уметь сопоставлять и анализировать особенности перехода США к информационному обществу
  • знать особенности США как сверхдержавы
  • сформировать представление о важнейших проблемах и вызовах, стоящих перед властью и обществом США в наши дни

 

Разминка

  • Каким образом США использовали своё экономическое могущество для роста влияния в мире?
  • Что такое план Маршалла, когда он был обнародован и каков был результат его осуществления?
  • Каковы были основные положения доктрины Трумэна, ставшей основой нового внешнеполитического курса США?

 

Вступление

 

После завершения Второй мировой войны в истории США началась новая эпоха. Если раньше это государство было одним из ряда капиталистических стран, то теперь оно стало претендовать на роль мирового лидера, а после окончания холодной войны и распада СССР стало единственной сверхдержавой. Но положение мирового лидера принесло США не только большие выгоды, но и многие проблемы, которые не всегда удавалось своевременно разрешить. 

Послевоенный курс: «мировая ответственность»

Вторая мировая война оказала благоприятное влияние на развитие экономики США, позволив окончательно преодолеть последствия Великой депрессии и обрести экономическое превосходство над всеми странами мира.

 

Причины экономического превосходства США над другими странами после Второй мировой войны:

  • рост военных поставок, а значит, рост промышленного производства и национального дохода США;
  • отсутствие разрушительного воздействия войны, так как военные действия почти не затронули территорию США; также гораздо меньшими, чем у других участников войны, оказались людские потери (около 300 тыс. человек).

 

Если в 1937 г. доля США в промышленном производстве 41,4 %, то в 1946 г. — 59,1 %. Получив в распоряжение атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы, рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве послевоенного мира. В конце 1945 г. президент США Г. Трумэн заявил: «Хотим мы того или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром». Готовясь к осуществлению этой миссии, администрация занялась наращиванием военного потенциала. В 1947 г. были реорганизованы и подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства которыми вводился пост министра обороны, был создан Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Одновременно стала разворачиваться сеть военных баз и объектов США в различных регионах мира: в Европе (в государствах-участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. 

 

Начало холодной войны оказало значительное влияние на внутреннюю политику противников. В странах Восточной Европы началось сворачивание демократических свобод и установление социалистических режимов по образцу СССР, в самом СССР ужесточилась борьба с инакомыслием и началась новая волна репрессий, а в США развернулась политическая кампания, получившая название «охота на ведьм», или маккартизм. Во внутренней политике США поворот к холодной войне выразился в антипрофсоюзной политике как средстве очистить общество от коммунистов. 


Рис. 1. Джозеф Маккарти

«Охота на ведьм» — это выражение появилось в Англии в 1640 г. и означало борьбу с женщинами-колдуньями, знахарками и т. д., которых католическая церковь причисляла к еретикам и по решению церковного суда сжигала на костре. В первой половине 1950-х гг. в США так (Witch-hunting) стали называть кампанию по расследованию «антиамериканской деятельности». Её смысл состоял в том, чтобы выявить всех, кто придерживался левых взглядов, симпатизировал СССР, был членом Компартии США (или просто относился к ней лояльно). Возглавлял данную кампанию сенатор Джозеф Маккарти (1908–1957), поэтому второе название «охоты на ведьм» — маккартизм (рис. 1).


Жертвами антикоммунистической кампании стали также общественные деятели, учёные и артисты, в том числе всемирно известные деятели культуры (Чарли Чаплин, Поль Робсон). Были запрещены десятки профсоюзов и других общественных организаций, признанных «коммунистическими».

 

На президентских выборах 1952 г. победил кандидат от Республиканской партии 
Д. Эйзенхауэр, поддержанный всеми консервативными силами. Казалось, что неизбежна ещё большая конфронтация с СССР во внешней политике и гонения на людей левых убеждений во внутренней. Но этого не произошло, и после отставки Маккартни «охота на ведьм» прекратилась, а конфронтация между СССР и США стала менее острой. События, которые свидетельствовали об этом: 

  • окончание Корейской войны;
  • соглашение о мирном урегулировании войны в Индокитае;
  • соглашение о нейтралитете Австрии и вывод из неё советских и американских войск;
  • визит Н. С. Хрущёва в США;
  • расширение советско-американского сотрудничества в области науки, культуры и образования.

 

При Эйзенхауэре позиция Республиканской партии в вопросах экономики и социального законодательства изменилась. Количество людей, получающих ту или иную социальную помощь от государства, в 1950-е гг. увеличилось на 10 млн человек, однако многие социальные программы были переведены с федерального уровня на уровень штатов. С целью увеличения количества рабочих мест началось масштабное строительство жилья и дорог. Вместе с тем для развития свободной конкуренции было ограничено государственное вмешательство в экономику: отменён контроль над ценами и зарплатами, снижены налоги на личные доходы. 

Администрация Дж. Кеннеди (1961–1963) и Л. Джонсона (1963–1969)

Рис. 2. Джон Кеннеди в Овальном кабинете. Белый дом. США

В 1960 г. на президентских выборах победил кандидат от Демократической партии Джон Кеннеди, обещавший избирателям укрепление внешнеполитических позиций США и масштабные социальные реформы (рис. 2). Джон Кеннеди провозгласил  политику «новых рубежей». Одной из главных задач стало ускорение темпов экономического роста, государство при этом контролировало уровень цен и заработной платы. В сфере производственных отношений поддерживались идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих. «Новые рубежи» намечались и во внешней политике. Кеннеди подверг критике доктрины «массированного возмездия» коммунистическим режимам и «освобождения Восточной Европы». Но он не собирался отказываться от военно-политического превосходства США в мире, считая, что его следует обеспечивать наращиванием военного потенциала страны и политикой «гибкого реагирования». При Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд долларов в год, тогда как до этого, при Д. Эйзенхауэре, который был профессиональным военным, они составляли 40 млрд долларов ежегодно. 

После загадочного убийства Кеннеди президентский пост занял вице-президент Линдон Джонсон, продолживший политику своего предшественника. 


Рис. 3. Джон Кеннеди за несколько минут до выстрела

Убийство Кеннеди — 35-го президента США — было совершено 22 ноября 1963 г. в Далласе (штат Техас). Он был смертельно ранен выстрелом из винтовки, когда вместе с супругой Жаклин ехал в президентском кортеже по Элм-Стрит.
Специально собранная комиссия для расследования покушения пришла к выводу, что убийство было совершено Ли Харви Освальдом (см. рис. 3).


В 1960-е гг. в США начались массовые протесты молодёжи, отвергающей ценности буржуазного общества. Подобное протестное движение в то время существовало во всех развитых капиталистических странах, переживающих кризис «общества потребления», однако в США оно стало особенно массовым из-за войны во Вьетнаме, в которой американские войска несли большие потери, и из-за сохранения расовой дискриминации в южных штатах. 

 

В 50–60-х годах ХХ века перед страной остро возникла расовая проблема. Проводились негритянские погромы, от рук расистских убийц погибло несколько десятков американцев, более 50 чёрных ветеранов войны подвергли линчеванию. В ответ на это начались выступления негров в 1964, 1965, 1967 годах, происходили огромные негритянские восстания. В июле 1967 года страна была на грани гражданской войны. Признанным лидером негритянского движения стал Мартин Лютер Кинг (погиб от руки наёмного убийцы в 1968 г.). Одно из самых знаменитых его выступлений в 1963 г. — «У меня есть мечта».

 

Мартин Лютер Кинг произнёс эту речь 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. Это был важнейший момент Американского движения за гражданские права 1955–1968 годов. Во время выступления на сцене также находилась певица Махалия Джексон, во время речи она обратилась к нему: «Расскажи им о мечте, Мартин». Речь Кинга считается одной из лучших речей в истории и была признана лучшей речью XX века американским сообществом ораторского искусства (см. рис. 4). Вот отрывок из его выступления.

Рис. 4. Мартин Лютер Кинг

«Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом её принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными».

«Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом».

«Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами».

«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Администрация Р. Никсона (1969–1974)

Рис. 5. Ричард Никсон в Белом доме

В 1968 году президентом США стал республиканец Ричард Никсон (рис. 5). 

Период 1969–1970 годов был периодом спада в экономике, быстрой инфляции. В целях оздоровления экономики Никсон объявил 15 августа 1971 года о «новой экономической политике». 

 

Его администрация предприняла следующие меры для преодоления кризиса:

 

  • регулирование цен и зарплат для борьбы с инфляцией;
  • увеличение количества людей, получающих пособия по безработице и другие виды государственной помощи.

 

При Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений. 

 

В 1972 году Никсон был переизбран на новый срок, несмотря на политический кризис, который произошёл. Этот кризис назвали «Уотергейт» (по одноименному названию административно-жилого комплекса, где разыгрались события). В ночь на 17 июня 1972 года в Вашингтоне, в отеле «Уотергейт» в 2 часа ночи по сигналу охранника прибыли полицейские и обнаружили в офисе, занимаемом демократами, 5 взломщиков, имевших при себе аппаратуру для подслушивания, фотокамеры и т. п. Один из взломщиков оказался координатором по вопросам безопасности Комитета по переизбранию президента, руководившего предвыборной компанией. Никсона обвинили в политическом шпионаже. В результате этого Никсон ушёл с поста по причине импичмента 8 августа 1974 года. Его пост занял вице-президент Джеральд Форд.

 

В 1973–1975 гг. в США проявилась экономическая депрессия. Она сказалась на всех отраслях и сферах экономики, страна стала зависеть от импорта. Форд никак не мог решить эти проблемы, его популярность падала, и 2 ноября 1976 года президентом стал Джеймс Картер (демократ).

Рональд Рейган и «рейганомика» (1981–1989). Дж. Буш старший (1989–1993)

В 1980 г. закончился период Картера, им не были довольны американцы. Его обвиняли в непоследовательности и некомпетентности в решении различных проблем. На этом фоне усилилось влияние республиканцев в стране, и на выборах 1980 года победил Рональд Рейган. Первое, что сделал Рейган — сократил федеральные расходы на 197 млрд долларов на трёхлетний период, сократил налоги на 25 %, особые льготы предоставлялись тем, кто вкладывал капиталы в экономику. В этот период росту экономики США способствовал приток иностранного капитала. Он создал 18 млн рабочих мест, сократил безработицу на 8 %.


Рейганомика — ограничение или свёртывание вмешательства в экономику страны и перемещение центра тяжести на частный сектор и стимулирование его развития.


Рис. 6. Р. Рейган и Дж. Буш

Таким образом, рейганомика снова превратила США в один из жизнеспособных и динамично развитых центров мирового сообщества.


В 1988 г. президентом США стал вице-президент при Рейгане Джордж Буш (1988–1992). Он сумел достичь равновесия между республиканцами и демократами по основным вопросам внутренней и внешней политики. Планомерно выполнялись программы по борьбе с наркоманией, развитию образования, охране здоровья (рис. 6). 

Третий путь Б. Клинтона (1991–2001)

Рис. 7. Билл Клинтон

В ноябре 1992 г. победу одержал лидер демократов Билл Клинтон (рис. 7). Избирательная кампания Б. Клинтона проходила под лозунгами защиты интересов среднего класса, говорилось о «двойном дефиците» — федерального бюджета и вложений в общественные инфраструктуры, образовавшемся в результате долгих лет холодной войны и 12 лет правления игнорировавших эту проблему республиканцев. В своих программных заявлениях Б. Клинтон и А. Гор обещали увеличение вложений в общественную инфраструктуру, в образование, в «человеческий капитал». Снижение и ликвидация дефицита государственного бюджета не должны были отразиться на социально значимых программах правительства. Экономический рост предполагалось сочетать с уменьшением разницы в доходах богатых и бедных, богатые должны были платить «справедливую часть налогов». 

 

Внутренняя политика администрации Клинтона была направлена на облегчение налогового бремени среднего класса, предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим новые рабочие места, реформирование системы здравоохранения, которую президент хотел сделать доступной для большинства американцев, сокращение вооружённых сил.

В 1994 г. администрация Клинтона осуществила ряд популярных инициатив по укреплению правопорядка. На 32 млрд долларов увеличивались расходы на борьбу с преступностью, на 100 тыс. человек увеличивалось количество полицейских, возросли расходы на строительство тюрем. Ужесточалось наказание за домашнее насилие, была создана специальная горячая линия для борьбы с этим видом преступлений, расширялось финансирование приютов для пострадавших женщин. Более жёсткие наказания вплоть до пожизненного заключения вводились для рецидивистов, смертная казнь вводилась по 60 видам преступлений, в том числе для наркобаронов и за убийство полицейского. Результатом принятых мер стало снижение уровня преступности на протяжении всех 8 лет правления администрации Б. Клинтона.

 

Причины экономического подъёма США были связаны не только с принятыми политическими решениями и экономической стратегией. Сказывались выгоды доминирующего положения страны на международной арене, снижение военных расходов и использование результатов перехода в информационную стадию развития.

 

1980-е гг. характеризовались экспансией Японии, других стран азиатского региона на мировых рынках и в самих США. В новых условиях чем дальше, тем больше проявлялись долговременные инвестиции в образование, в знания, в человека, в средний класс. По объёму этих инвестиций США не имели себе равных. Реализация этого преимущества обеспечила стране роль мирового технологического лидера, привела в конечном итоге к росту иностранных инвестиций, росту стоимости акций американских компаний.

 

В годы правления Б. Клинтона были достигнуты впечатляющие экономические успехи. Имел место самый продолжительный период экономического роста в истории страны. Дефицит федерального бюджета в 455 млрд долларов и ожидания его роста сменили профицит бюджета и планы ликвидации государственного долга к 2012 г. Количество созданных рабочих мест составило 22,5 млн, что было значительно больше числа рабочих мест, созданных при двух республиканских администрациях Р. Рейгана и Дж. Буша.

 

Казалось, что экономический подъём в эпоху президента Билла Клинтона сулил победу демократам на выборах, но победил республиканец Джордж Буш-младший. 

Администрация Дж. Буша-младшего (2001–2009)

Рис. 8. Джордж Буш-младший

В экономической политике Джордж Буш-младший провозгласил начало «новой эры собственности»: были расширены возможности для покупки домов малообеспеченными гражданами, увеличилась выдача кредитов на недвижимость, сняты ограничения на развитие малого предпринимательства, отменены налоги для обладателей акций (рис. 8). Закрыты многие социальные программы при одновременном увеличении пособий многодетным семьям и другим нуждающимся. Это привело к тому, что абсолютное большинство граждан США стали домовладельцами, но массовая выдача кредитов на ипотеку привела 
в 2007 г. к ипотечному кризису, переросшему в 2008 г. в массовое финансовое банкротство банков, падение производства, рост безработицы. Несмотря на все усилия выглядеть «президентом всех американцев», Бушу-младшему лишь ненадолго удалось заслужить одобрение своих действий со стороны большинства населения США, да и то лишь благодаря сплочению нации перед лицом террористической угрозы после 11 сентября 2001 года (см. рис. 9).

Рис. 9. Террористическая атака на башни-близнецы Всемирного торгового центра в США

Быстрая победа в Ираке обеспечила ему успех на президентских выборах 2004 года, но затем политическая звезда Буша стала стремительно угасать, и к моменту завершения второго президентского срока его рейтинг составлял лишь 19 %. Ни один из президентов за всю историю не заканчивал своё правление с таким низким показателем народного доверия. Помимо недовольства развитием событий на Ближнем Востоке и глобальным подъёмом антиамериканизма, негативное отношение к Бушу со стороны жителей США объяснялось провалом большей части его внутриполитических инициатив. Два закона о снижении налогов (2001 и 2003 года) привели к рекордному сокращению поступлений в государственный бюджет. В сочетании с ростом военных расходов это перечеркнуло все достижения Клинтона в области ликвидации бюджетного дефицита. При Буше он снова перешагнул рубеж в 400 миллиардов долларов, что привело к возобновлению роста государственного долга Соединённых Штатов, составившего в 2008 году пугающие 10 триллионов долларов, — около 80 % ВВП (за последующие 10 лет долг удвоился и достиг планки в двадцать триллионов. С 2016 года его объём превышает размер американского ВВП).

Ипотечный кризис в США и мировой финансово-экономический 
кризис 2008 г. 

15 сентября 2008 года один из ведущих инвестбанков США Lehman Brothers обратился в суд с заявлением о своём банкротстве. Долги финансового гиганта составили $613 млрд.

 

Этот день принято считать отправной точкой острой фазы мирового финансового кризиса, который по масштабам уступает только Великой депрессии (1929–1933). Следом за Lehman Brothers в критической ситуации оказались и другие американские транснациональные банки: Bear Stearns, Merrill Lynch, Goldman Sachs, Morgan Stanley, а также ведущие ипотечные компании Fannie Mae, Freddie Mac и AIG.

 

Финансовому коллапсу предшествовал острейший ипотечный кризис в США, начавшийся в середине 2007 года. Правительство Соединённых Штатов стремилось сделать покупку жилья более доступной для малоимущих. В частности, американские власти практиковали искусственное ограничение роста ипотечных ставок.

 

Банки фактически заставляли снижать их требования к материальному положению заёмщиков. Одновременно рынок Соединённых Штатов заполонило множество ипотечных ценных бумаг, облигаций и других финансовых инструментов, которые были, по сути, ничем не обеспечены.

 

В первой половине 2000-х годов ситуация на ипотечном рынке США доходила до абсурда: банки порой даже не требовали первоначального взноса и сведений о заработной плате. 

 

Финансовый коллапс в США почти мгновенно отразился на глобальной экономике. В конце 2008 года последствия кризиса ощутила банковская система, а потом и реальный сектор Европы, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Подавляющее большинство государств встретило 2009 год бурным ростом количества невыплаченных кредитов, масштабным падением промышленного производства и самым мощным со времён Великой депрессии увеличением безработицы.

 

По разным подсчётам, в 2009 году мировой ВВП сократился на 0,75–2,3 %, мировая торговля — более чем на 10 %. ВВП РФ уменьшился на 7,9 %, Германии — на 5,6 %, Великобритании — на 4,3 %, Франции — 2,9 %, США — на 2,4 %, Японии — на 5,4 %.

 

Финансовый кризис в значительно меньшей степени затронул Китай, экономика которого с 1990-х годов росла в среднем на 10 %. По данным Нацбанка КНР, в 2007 году ВВП Поднебесной увеличился на 14,2 %, в 2008 году на 9,6 %, а в 2009 году — на 9,2 %.

 

Администрация Б. Обамы (2009–2017)

Рис. 10. Барак Обама

44-й президент США является своего рода историческим лидером по сочетанию в себе черт, приписываемых наиболее выдающимся личностям в истории. Инаугурация Барака Обамы, которая состоялась 20 января 2009 г., вызвала эйфорию в Америке и ажиотаж по всему миру. Первый темнокожий президент и лидер Демократической партии, отличающийся умом и блестящим красноречием, занял кресло в Белом доме (см. рис. 10).

 

Первые два года в Белом доме Обама провёл, занимаясь двумя основными вопросами: преодолением последствий финансового кризиса и реформой системы здравоохранения. В обоих случаях ему сопутствовал успех. Через Конгресс был проведён закон о выделении огромной суммы в 787 миллиардов долларов на восстановление экономики. В отличие от подобных инициатив республиканцев, закон Обамы предусматривал не только финансирование крупных корпораций и банков, но и поддержку медицины и образования, обновление инфраструктуры и даже прямые выплаты особо нуждающимся гражданам США.

Итогом усилий Обамы по борьбе с последствиями кризиса стало увеличение числа рабочих мест, что постепенно сняло остроту проблемы безработицы. В 2010 году постоянного источника дохода не было у 9,6 % американцев. Когда же Обама покидал свой пост в начале 2017 года, этот показатель не превышал 4,8 %. В целом, можно утверждать, что благодаря мерам, реализованным за восемь лет президентства Обамы, экономический кризис в США не достиг масштабов Великой депрессии, как это предрекали многие эксперты в 2008 году, хотя его преодоление и высветило ряд глубоких структурных проблем американской экономики.

 

Вместе с тем некоторые внутриполитические инициативы Обамы всё же запомнились своей новизной и неординарностью. Обама был убеждённым сторонником энергосберегающих технологий, направил значительные средства на развитие возобновляемых источников энергии, стремился к введению жёстких стандартов охраны окружающей среды. Внутри США политические оппоненты заблокировали большую часть его инициатив в этой сфере, но на международной арене Обама добился серьёзных успехов, в частности, получил от Китая обещание сократить выбросы парниковых газов в течение ближайших десятилетий. Венцом усилий американского президента в области борьбы с потеплением климата стали Парижские соглашения 2015 года, подписанные всеми ведущими государствами.

Администрация Д. Трампа (2017–2021)

Рис. 11. Дональд Трамп

В ноябре 2016 года весь мир был удивлен избранием нового 45-ого Президента США Дональда Трампа — бизнесмена, никогда ранее не занимавшего никаких военных или политических постов (рис. 11). Республиканец Трамп отвергал почти всё, что Обама относил к числу своих важнейших заслуг, заявлял о необходимости отменить Obamacare (медицинское страхование), Парижские соглашения по климату, выйти из Транс-Тихоокеанского партнёрства, пересмотреть все договоры США с зарубежными странами о свободе торговли, пересмотреть отношения с НАТО, с Китаем, с Кубой, с Ираном, построить стену на американо-мексиканской границе, увеличить военные расходы и так далее.


В реальности администрации Дональда Трампа не удалось полностью отменить Закон о доступной медицине и защите пациентов (Patient Protection and Affordable Care Act), также называемый Obamacare. Республиканцы были недовольны этим правовым актом, поскольку он якобы приводит к дополнительной нагрузке на экономику.

На протяжении своего правления Трамп неоднократно говорил о нежелании участвовать в новых военных авантюрах и о намерении добиваться вывода американских войск с Ближнего Востока, количество которых росло при Обаме. В конце 2018 года глава Белого дома распорядился вывести всех военнослужащих из Сирии, однако затем было принято решение оставить в стране около 500 солдат для «охраны» нефтяных месторождений.

 

Ещё во время своей избирательной кампании Трамп критиковал экологические ограничения, которые, по его мнению, тормозят развитие экономики США. В 2017 году он объявил о выходе страны из Парижского соглашения по климату, согласно которому США обязались к 2025 году сократить вредные выбросы на 26–28 %. 

 

По словам Трампа, следование соглашению привело бы к потере рабочих мест и триллионным убыткам. Официально США покинули соглашение 4 ноября 2020 года. 

 

Трамп неоднократно заявлял, что соглашения о свободной торговле, членом которых является США, невыгодны и вредят промышленности и экономике страны. Одним из первых его решений на посту президента стал выход из Транстихоокеанского партнёрства, которое объединяет рынки США, Японии, Австралии, Сингапура, Вьетнама, Новой Зеландии — в общей сложности 12 государств.

 

Также под давлением его администрации были пересмотрены условия Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое Трамп называл «самым плохим торговым договором из когда-либо существовавших». Вместо него вступило в силу соглашение USMCA.  

 

Кроме того, Трамп развязал настоящую торговую войну с Китаем из-за слишком большого, по его словам, торгового дефицита. Основным инструментом Вашингтона в ней стало повышение ввозных пошлин на китайские товары. В июне 2018 года власти США установили пошлины в 25 % на импорт 818 видов продукции из КНР объёмом $34 млрд в год.

 

В январе 2020 года США и КНР заключили соглашение о так называемой первой фазе торговой сделки. Согласно договорённостям, за два года Пекин должен увеличить закупку американских товаров на $200 млрд, что, как ожидают в Вашингтоне, существенно уменьшит торговый дисбаланс с Китаем.

 

В 2017 году после вступления в должность президента Трамп заявил, что восстановит американские вооружённые силы. За годы его правления оборонные бюджеты достигли рекордных значений. Бюджет Пентагона на 2020 год составил 738 млрд долларов, превысив на 21 млрд долларов бюджет 2019 года. 

 

Отдельное внимание 45-й президент США уделял космической программе. Так, в 2017 году он подписал директиву о полётах на Луну и Марс. Затем в 2019 году Трамп своим указом учредил новый, шестой вид вооружённых сил — Космические силы США. Это первый новый вид войск, который появился в стране с 1947 года, когда в отдельный вид были выделены Военно-воздушные силы. 

Внешняя политика США 

Во внешней политике США можно выделить несколько важных этапов: это противостояние с СССР, продолжавшееся и в 1980-х гг. Обстановка обострилась между СССР и США после того, как в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года советским военным самолётом был сбит южнокорейский авиалайнер с пассажирами. Мир оказался на грани войны. Только приход к власти в СССР нового руководства во главе с М. С. Горбачёвым и понимание администрацией Рейгана опасности гонки вооружений изменили ситуацию. В результате встреч на высшем уровне в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) произошли значительные перемены в американо-советских отношениях. 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (СССР – США). В июле 1991 между США и СССР был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, так начался реальный процесс разоружения. США одержали победу в холодной войне. 

 

В 1990-е гг. США стали единственной сверхдержавой, во внешней политике наметились другие направления (см. таблицу 1 и таблицу 2).

 

Таблица № 1. Внешняя политика США в 1990-х — первой половине 2010-х гг.

 

Президент США

Основные события внешней политики

Итоги

Билл Клинтон 

1999 г. — участие в военной операции НАТО в Югославии.

Став единственной сверхдержавой, США взяли курс на силовое вмешательство в региональные конфликты, что привело к росту антиамериканских настроений во многих странах мира.

Джордж Буш-младший 

11 сентября 2001 г. — атака террористов на здания Пентагона и Всемирного торгового центра. 

2001 г. — военная операция против движения «Талибан» в Афганистане.

2003 г. — военная операция против режима С. Хусейна в Ираке.

США заявили о праве вмешиваться в дела других стран для продвижения демократии. Дальнейший рост антиамериканских настроений в мире.

Барак Обама 

2011 г. — вывод войск из Ирака.

2014 г. — введены экономические санкции против России в ответ на присоединение Крыма.

2016 г. — сняты санкции с Ирана.

Большинство мирных инициатив, в частности, провозглашение «перезагрузки» в отношениях с Россией, осуществлялись непоследовательно и потерпели неудачу.

 

 

Таблица № 2. Внешняя политика США с 2017 по настоящее время

 

Президент США

Основные события внешней политики 

Итоги

Дональд Трамп 

2017 г. — заявление о сокращении вклада США в военную инфраструктуру НАТО.

2018 г. — завершение разгрома основных сил террористической организации ИГИЛ в Ираке.

2019 г. — новые санкции против Ирана. Выход из договора о ракетах средней и меньшей дальности с Россией.

2020 г. — начало вывода войск из Афганистана.

Обострение противоречий между США и их союзниками по НАТО. Отношения с Россией не были нормализованы: Конгресс ограничил возможности президента в этом вопросе.

Джо Байден 

2021 г. — завершён вывод войск из Афганистана, что привело к коллапсу афганских вооружённых сил и захвату почти всей территории страны экстремистским движением «Талибан».

Удар по международной репутации США и возникновение опасности новых вооружённых конфликтов и очагов международного терроризма в Средней Азии.


Контрольные вопросы

 

  1. Что называют политикой «маккартизма»?
  2. Почему после Второй мировой войны США стали мировым лидером? Какие факты вы можете привести в доказательство этого?
  3. Какое название получило улучшение отношений между США и СССР с 1964 по 1979 гг. (вестернизация, разрядка, оттепель, конец холодной войны)?
  4. Какие черты были характерны для политики Рональда Рейгана?
  5. Что стало одной из причин поражения демократов на прези­дентских выборах 1968 г.?
  6. Что вам известно об Уотергейтском скандале? Чем он закончился?
  7. Как в США проявлялась расовая проблема? Как звали борца за гражданские свободы негров, лауреата Нобелевской премии, убитого в апреле 1968 года в Мемфисе?


Предыдущий урок
Гражданское общество. Социальные движения во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Франция: от Ш. де Голля до Макрона
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг.

    История

  • Химическая технология. Производство аммиака и метанола

    Химия

  • Информационное право
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке