Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества

Мир после Второй мировой войны

31.03.2025
251
0

Кризисы 1970–1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества

 

План урока

  1. Экономические кризисы 1970–1980-х гг.
  2. Третья промышленно-технологическая революция
  3. Постиндустриальное информационное общество
  4. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация

Цели урока

  • знать причины и последствия экономических кризисов 1970–1980-х гг.; что такое научно-технической революция и её последствия
  • уметь выявлять представление о постиндустриальном обществе и его отличительных чертах; показать политические последствия перехода к постиндустриальному обществу

Разминка

  • Каковы отличительные черты индустриального общества?
  • Когда произошёл переход наиболее развитых стран от аграрного общества к индустриальному?

Экономические кризисы 1970–1980-х гг.

В 1970-е гг. развитые индустриальные страны столкнулись с целым рядом системных кризисов: энергетическим, экологическим, финансовым. Эпоха государства благосостояния осталась в прошлом. Поиски путей выхода из кризиса привели к выдающимся научным открытиям, созданию новых технологий, коренным изменениям в социально-экономической жизни развитых стран и всего мира. Перемены были столь значительны, что позволили говорить о конце эпохи индустриального общества и формировании нового, постиндустриального общества. 

 

Каковы были причины кризисов 1970-х гг.? Какие изменения в социально-экономической жизни развитых стран они вызвали? Это нам и предстоит узнать сегодня в рамках этой темы. 

 

В 1974–1975 годах начался первый в послевоенное время мировой экономический кризис. Конечно, начался он не в один день. Страны вступали в кризис постепенно. Ещё в конце 1960-х годов начался спад производства, так как на внутреннем рынке было слишком много товаров длительного пользования (холодильники, телевизоры и т. д.). Из-за снижения производства росла безработица. В ряде стран падение производства составило 14 %. Безработица превысила в Европе 17 млн человек.

 

Ещё одной причиной кризиса стал отказ США от золотого стандарта, принятого на Бреттон-Вудской конференции. Валюты стран-участниц Бреттон-Вудской системы привязывались к доллару, а он, в свою очередь, к золоту. Тогда же у США были самые большие в мире запасы золота. Но отлично функционировать такая система могла только до тех пор, пока США могли производить обмен валюты на золото. В реальности же запасы этого металла таяли с большой скоростью. Правительство США старалось ограничить количество обменных операций, вводились дополнительные условия. Экономике США наносился ущерб, они теряли ведущие позиции в мире. Основные запасы золота переместились в Европу. Поэтому 15 августа 1971 года президент Ричард Никсон временно запретил обмен долларов на золото.

 

Мировые валюты больше не имели твёрдого обменного курса. Он стал устанавливаться в свободном порядке. Это привело к валютному кризису.

 

Экономику подорвал и энергетический кризис. 17 октября 1973 года Организация арабских стран-экспортёров нефти совместно с Сирией и Египтом отказались от поставок нефти США и некоторым странам Западной Европы. Произошло это из-за военного конфликта Израиля с Сирией и Египтом. США выступили на стороне Израиля. Закончилось время дешёвого сырья и дешёвой энергии. Цены на нефть в течение года выросли в четыре раза (рис. 1).

Рис. 1. Энергетический кризис Рис. 1. Энергетический кризис

США и европейские государства перешли к строгой экономии. Людей призывали меньше пользоваться автомобилями и экономить электроэнергию. Сократилось количество рейсов различных авиакомпаний. Стала расширяться собственная нефтедобыча.

 

Все эти явления наглядно продемонстрировали неэффективность экстенсивного производства. Был необходим переход к интенсивному типу, который бы помог сберечь сырьё и затраты на труд за счёт совершенствования техники. Процесс перехода ускорил кризис 1980–1982 годов. Он был не столь масштабным, как предыдущий, но в значительной мере отразился на экономике.

Началась третья промышленно-технологическая революция, которую иногда называют «цифровой революцией», а вместе с этими событиями закончилась и эпоха индустриального общества.

Третья промышленно-технологическая революция

В 1970-е годы началось массовое внедрение технических достижений в производство и жизнь общества. Произошла научно-техническая революция как результат кризиса индустриального общества и перехода к обществу постиндустриальному(см. схема 1). 

Схема 1. Типы обществ Схема 1. Типы обществ


Научно-техническая революция — это качественное изменение производительных сил, скачок в динамике и структуре их развития.


В этот период изобретались и совершенствовались микропроцессоры и интегральные схемы, которые стали основой для создания новых мощных компьютеров. Особую ценность стала представлять информация и способы её передачи, поэтому постиндустриальное общество стали также называть информационным (см. табл. 1)

 

Таблица 1. Вторая и третья промышленно-технологические революции

 

Расцвет (зрелость) индустриального общества

Закат индустриального и становление постиндустриального общества

Промышленно-технологические революции

Вторая

Третья (информационная революция)

Начало

1890-е гг.

1970-е гг.

Главное содержание технологических революций

Электромотор, химический синтез веществ, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель

Микропроцессоры, оцифровывание информации, программирование, расшифровка генетической информации

Передовые отрасли 

Электротехническая, нефтехимическая, машиностроение (автомобильная)

Информационные технологии, микроэлектроника, биотехнологии, генная инженерия

Технологические символы эпохи

Автомобиль, самолёт, космическая ракета

Персональный компьютер, Интернет, овца Долли

Расцвет (зрелость) индустриального общества

Закат индустриального и становление постиндустриального общества

Образное название периода

Эпоха нефти и электричества

Информационная эпоха 

Первые страны технологического прорыва

Великобритания, США, Германия, Франция, Бельгия

США

Страны второго эшелона в технологическом прорыве

Страны с ускоренной индустриализацией: Швеция, Япония, Россия, Канада и др.

Страны с ускоренной информационной революцией: Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, СССР (Россия) и др.

 

 

1973 год — выпущен первый полностью персональный компьютер «Ксерокс Альто». 1976 год — появился первый продукт компании «Эпл», персональный компьютер, который продавался в собранном виде. 1977 год — создан «Эпл 2», у которого были цветная графика и звук. Он стал компьютером для всех, а не только для учёных и инженеров. 1981 год — выпущен первый компьютер компании «Ай Би Эм». А в 1986 году они же создали первый в мире ноутбук.

 

В этот период происходила массовая оцифровка информации, развивалось программирование. Эти годы стали временем развития всемирной сети Интернет. Её прообразом стала сеть АРПАНЕТ. 29 октября 1969 года был проведён первый сеанс связи между узлами, находящимися на расстоянии более шестисот километров друг от друга. Тогда удалось передать только 2 символа. Уже в 1971 году отправили первую электронную почту. А в 1988 году появилась возможность общения в реальном времени, известная нам как чат. В 1989 году британец Тим Бёрнерс-Ли предложил идею всемирной паутины.

 

Одними из самых перспективных отраслей науки стали биотехнология и генная инженерия.

 

Основной задачей генной инженерии стало создание вне живого организма новых структур и организмов с новыми свойствами. Появились генно-модифицированные продукты. Учёные пересаживали гены одного вида другому. Первые ГМО-продукты появились на рынке в 1990-е годы. Они дольше хранились, имели лучший вкус. Со временем появились новые виды растений. В 1970-е годы начались опыты с клонированием. Первым клонированным животным стала лягушка. В 1987 году клонировали мышь. А в 1996 году появилась на свет знаменитая овечка Долли. Она прожила шесть с половиной лет, родила ягнят. То есть это было самое обычное животное, не считая её необычного способа появления на свет. С момента клонирования Долли в обществе не утихают споры о правомерности этих действий и возможных последствиях для человечества.

Постиндустриальное информационное общество

В начале 1970-х годов начался переход работников из сферы производства в сферу услуг. Наиболее ярко это проявилось в США, Великобритании и Канаде, где к 2000 году уже около 80 % людей трудились в сфере услуг.

 

Существовала также информационно-индустриальная модель, для которой характерна высокая занятость населения в промышленности.

 

Новый тип общества поставлял такой товар, как информация. 


Информационное общество — это общество, в котором большая часть работников задействована в производстве, хранении, переработке и реализации информации. Особенное внимание уделяется знаниям.


Информационные работники — это не только авторы компьютерных программ, но и очень широкая категория трудящихся, которая впервые была определена 
в 1977 г. М. Поратом. Это учёные, инженеры, конструкторы, чертёжники, менеджеры, секретари, конторские работники, бухгалтеры, юристы, менеджеры по рекламе, работники отделов по связям с общественностью, по кадрам и т. д. Они делятся на тех, кто производит новую информацию, и тех, кто участвует в её сборе и первичной обработке.

 

Основные признаки информационного общества:

 

  • основой высокой производительности труда становятся знания и информация, которые опираются на научные данные;
  • происходит переход от создания материальных благ к производству информации. Из-за этого происходят изменения как в социальном, так и в профессиональном составе общества;
  • в новом обществе происходит постоянное обновление, так как знания не исчезают, а совершенствуются. Создаётся всеобщее информационное пространство. Люди взаимодействуют друг с другом, имеют доступ к информационным ресурсам.

Таким образом, постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов становится основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений всё в большей степени зависит от теоретического знания.

 

Сейчас можно выделить следующие характерные черты развития информационного общества.

 

  • Индивидуализация производства. Производители переходят от массового выпуска стандартных товаров к созданию мелкосерийных и уникальных. Вместо больших заводов, производящих одинаковую продукцию, появляются структуры, объединяющие филиалы, фирмы и отдельных производителей. Это позволяет быстро реагировать на изменения потребностей людей и перенастраивать производство.

 

Производители конкурируют между собой в многообразии выбора. Постоянно появляются новые, более совершенные, модели техники и автомобилей. Определяющим фактором теперь является не цена, а качество товара.

 

  • Внимание к экономичности, эффективности, экологичности производства, так называемая экономика инноваций. 

Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация

С построением информационного общества связывают и новую волну демократизации.

 

В целом, всё значение событий новейшей истории можно описать как борьбу между либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной моделями развития.

Американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон вводит понятие «волна демократизации».


Волна демократизации по Хантингтону — это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, про­исходящих в определённый период времени, количест­во которых значительно превышает количество перехо­дов в противоположном направлении в данный пери­од. 


За каж­дой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, со­вершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению. Понимая всю степень условности своих исследований, тем не менее С. Хантингтон выделил следующие даты волн демократизации: первая, длинная волна демократизации 1828–1926 гг.; первый откат 1922–1942 гг.; вторая, короткая волна демократизации 1943–1962 гг.; второй откат 1958–1975 гг.; третья волна демократизации начинается с 1974 г. и продолжается по сей день.

 

В качестве критериев демократичес­кого минимума исследователи выделили следующие: во-первых, 50 % взрос­лого мужского населения должно иметь право голоса; во-вторых, ответ­ственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выбор­ном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов. Первой страной, которая отвечала этим критериям, были США примерно около 1828 года. К концу XIX столетия переход к демокра­тии совершили Швейцария, заморские британские до­минионы, Франция, Великобритания и несколько мел­ких европейских стран. В первую волну более или менее демократические режимы уста­новили у себя Италия и Аргентина, а также получившие независи­мость Ирландия и Исландия. За сто лет свыше тридцати стран ввели у себя по крайней мере минимальные общенациональные демократичес­кие институты.

 

Первый откат начался в 1922 г., когда Муссолини в Италии пришёл к власти. Демокра­тические институты, созданные в 1920-х гг. в Литве, Польше, Латвии и Эсто­нии, были свергнуты в результате военных переворо­тов. После прихода к влас­ти Гитлера в 1933 г. прекратила своё существование Веймарская республика. Демократия погибла также в Австрии, Чехии, Греции, Португалии, Испании, Японии. Эти смены режимов отражали расцвет коммунисти­ческих, фашистских и милитаристских идеологий. Во Франции, Великобритании и других странах, где демо­кратические институты сохранились, антидемократи­ческие движения также набирали силу.

 

Доминантой политического развития 1920–1930-х гг. были уход от демократии и либо возврат к традиционным формам авторитарного правления, либо установление новых, массовых, гораздо более жестоких и всеобъемлющих форм тоталитаризма. Такое движе­ние вспять происходило главным образом в тех стра­нах, которые восприняли демократические формы бук­вально накануне Первой мировой войны или сразу после неё, для которых демократия была новым, неустоявшимся явлением.

Вторая мировая война положила начало второй, короткой волне демократиза­ции. Союзническая оккупация способствовала введе­нию демократических институтов в Западной Герма­нии, Италии, Австрии, Японии и Корее, хотя в то же время советским режимом была разрушена демо­кратия в Чехословакии и Венгрии. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. пришли к демократии Турция и Гре­ция. В Латинской Америке Уругвай вернулся к демокра­тии во время войны, а в Бразилии и Коста-Рике демо­кратические перемены произошли в конце 1940-х гг. В других латиноамериканских странах — Арген­тине, Колумбии, Перу и 
Венесуэле — происходили неоднозначные процессы как демократизации, так и утверждения, в основном военных, диктатур. Распад колониальной системы породил на свет ряд новых государств. Во многих из них не делалось никаких реальных попыток ввести демократические институты. В некоторых были только элементы де­мократии — в Пакистане, Малайзии, Индонезии. В нескольких новых государствах — Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах, в Израиле — демократические институты продержались порядка десяти лет, а в 1960 г. демократическим стало крупнейшее государство Африки — Нигерия.

 

Третья волна демократизации началась в 1974 г. после падения португальской диктатуры. В течение пятнадцати лет де­мократические режимы пришли на смену авторитар­ным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латин­ской Америки. В некоторых странах произошла значи­тельная либерализация авторитарных режимов. В дру­гих движения, выступающие за демократию, обрели силу и легальность.

Сначала этот демократический прилив проявил себя в Южной Европе. Через три месяца после португальско­го переворота рухнул военный режим в Гре­ции, затем в Испании.

 

В конце 1970-х гг. демократическая волна докати­лась до Латинской Америки. В 1977 г. военные лидеры в Эквадоре заявили о своём желании уйти из полити­ки; в 1978 г. то же самое повторилось в Перу, затем в Боливии. В 1982 г. поражение в войне с Ве­ликобританией подорвало позиции аргентинского воен­ного правительства и привело к избранию гражданского президента и правительства. В 1984 г. избран гражданский президент в Уругвае, а затем демократические процессы достигли Бразилии. В Центральной Америке демократизация началась в Гондурасе, Сальвадоре и Гватемале.

 

Демократическое движение заявило о себе и в Азии. В начале 1977 г. первая демократия третьего мира, Индия, прожив полтора года в условиях чрезвычайного положения, вернулась на демократи­ческий путь. В 1983 г. в Турции в результате выборов было сформировано гражданское правительство, а на Филиппинах восстановлена демо­кратия. В 1987–1988 гг. демократизация достигла Южной Кореи, Тайваня и Пакистана.

 

В конце 1980-х гг. демократическая волна за­хлестнула коммунистический мир. В 1988 г. в Венгрии начался переход к многопартийной системе. В 1989 г. выборы на Съезд народных депутатов СССР принесли поражение нескольким высокопоставленным партий­ным лидерам и позволили создать весьма независимый Верховный Совет. В начале 1990 г. стали развиваться многопартийные системы в Прибалтийских республи­ках, а коммунистическая партия Советского Союза от­казалась от руководящей роли. В Польше «Солидар­ность» одержала в 1989 г. полную победу на выборах в государственный сейм, к власти пришло некомму­нистическое правительство. В 1990 г. лидер «Солидар­ности» Лех Валенса был избран президентом, сменив на этом посту коммуниста генерала Войцеха Ярузельского. В последние месяцы 1989 г. рухнули коммунисти­ческие режимы в Восточной Германии, Чехословакии и Румынии, и в 1990 г. в этих странах прошли соревнова­тельные выборы. В Болгарии коммунистический режим также начал либерализоваться, народные движения, вы­ступающие за демократию, появились в Монголии. В 1990 г. в обеих этих странах также состоялись достаточно свободные выборы.

 

Между тем в Западном полушарии мексиканская правящая партия в 1989 г. впервые потеряла власть в государстве. В Чили был проведён референдум, положивший конец диктатуре Пиночета. Демократические процессы проходили также в Гренаде, Панаме, на Гаити.

 

Завершение европейской деколонизации (Португалии, Великобритании) в 1970-е и начале 1980-х гг. привело к образованию ряда новых государств с демократической политической системой.

 

В Африке и на Среднем Востоке движение к демо­кратии в 1980-е гг. происходило в ограниченных пре­делах. К 1990 г. некоторая либерализация произошла в Сенегале, Тунисе, Алжире, Египте и Иордании. Прекратил существование режим апартеида в Южноафриканской республике. К 1990 г. стали раздаваться требования демократии в Непале, Албании и других странах, имев­ших прежде весьма скромный демократический опыт или не имевших его вовсе.

 

В целом движение к демократии носило глобальный характер. За пятнадцать лет демократическая волна про­катилась по Южной Европе, затопила Латинскую Аме­рику, дошла до Азии и уничтожила диктатуру в Совет­ском блоке. В 1974 г. восемь из десяти южноамерикан­ских стран управлялись недемократическими правитель­ствами, в 1990 г. — в девяти правительства были демо­кратически избраны. В 1973 г., по данным Фридом-Хауза, 32 % мирового населения проживало в свободных странах; а в 1990-м — почти 39 % человечества. Несмотря на то что в 1973–1990 гг. абсолютное ко­личество авторитарных государств впервые снизилось, тем не менее к 1990 г. третья волна демократизации ещё не привела к увеличению процентной доли демократи­ческих государств в мире по сравнению с предыдущим пиком, достигнутым шестьдесят восемь лет назад.


Контрольные вопросы

 

  1.  Почему кризисы 1970–1980-х гг. повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?
  2. Перечислите основные признаки и черты информационного общества.
  3. Назовите основные области новейших научных достижений.
  4. Что значит понятие «волна демократизации?»
  5. Перечислите три волны демократизации и события с ними связанные.


Кризисы 1970–1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества

 

План урока

  1. Экономические кризисы 1970–1980-х гг.
  2. Третья промышленно-технологическая революция
  3. Постиндустриальное информационное общество
  4. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация

Цели урока

  • знать причины и последствия экономических кризисов 1970–1980-х гг.; что такое научно-технической революция и её последствия
  • уметь выявлять представление о постиндустриальном обществе и его отличительных чертах; показать политические последствия перехода к постиндустриальному обществу

Разминка

  • Каковы отличительные черты индустриального общества?
  • Когда произошёл переход наиболее развитых стран от аграрного общества к индустриальному?

Экономические кризисы 1970–1980-х гг.

В 1970-е гг. развитые индустриальные страны столкнулись с целым рядом системных кризисов: энергетическим, экологическим, финансовым. Эпоха государства благосостояния осталась в прошлом. Поиски путей выхода из кризиса привели к выдающимся научным открытиям, созданию новых технологий, коренным изменениям в социально-экономической жизни развитых стран и всего мира. Перемены были столь значительны, что позволили говорить о конце эпохи индустриального общества и формировании нового, постиндустриального общества. 

 

Каковы были причины кризисов 1970-х гг.? Какие изменения в социально-экономической жизни развитых стран они вызвали? Это нам и предстоит узнать сегодня в рамках этой темы. 

 

В 1974–1975 годах начался первый в послевоенное время мировой экономический кризис. Конечно, начался он не в один день. Страны вступали в кризис постепенно. Ещё в конце 1960-х годов начался спад производства, так как на внутреннем рынке было слишком много товаров длительного пользования (холодильники, телевизоры и т. д.). Из-за снижения производства росла безработица. В ряде стран падение производства составило 14 %. Безработица превысила в Европе 17 млн человек.

 

Ещё одной причиной кризиса стал отказ США от золотого стандарта, принятого на Бреттон-Вудской конференции. Валюты стран-участниц Бреттон-Вудской системы привязывались к доллару, а он, в свою очередь, к золоту. Тогда же у США были самые большие в мире запасы золота. Но отлично функционировать такая система могла только до тех пор, пока США могли производить обмен валюты на золото. В реальности же запасы этого металла таяли с большой скоростью. Правительство США старалось ограничить количество обменных операций, вводились дополнительные условия. Экономике США наносился ущерб, они теряли ведущие позиции в мире. Основные запасы золота переместились в Европу. Поэтому 15 августа 1971 года президент Ричард Никсон временно запретил обмен долларов на золото.

 

Мировые валюты больше не имели твёрдого обменного курса. Он стал устанавливаться в свободном порядке. Это привело к валютному кризису.

 

Экономику подорвал и энергетический кризис. 17 октября 1973 года Организация арабских стран-экспортёров нефти совместно с Сирией и Египтом отказались от поставок нефти США и некоторым странам Западной Европы. Произошло это из-за военного конфликта Израиля с Сирией и Египтом. США выступили на стороне Израиля. Закончилось время дешёвого сырья и дешёвой энергии. Цены на нефть в течение года выросли в четыре раза (рис. 1).

Рис. 1. Энергетический кризис Рис. 1. Энергетический кризис

США и европейские государства перешли к строгой экономии. Людей призывали меньше пользоваться автомобилями и экономить электроэнергию. Сократилось количество рейсов различных авиакомпаний. Стала расширяться собственная нефтедобыча.

 

Все эти явления наглядно продемонстрировали неэффективность экстенсивного производства. Был необходим переход к интенсивному типу, который бы помог сберечь сырьё и затраты на труд за счёт совершенствования техники. Процесс перехода ускорил кризис 1980–1982 годов. Он был не столь масштабным, как предыдущий, но в значительной мере отразился на экономике.

Началась третья промышленно-технологическая революция, которую иногда называют «цифровой революцией», а вместе с этими событиями закончилась и эпоха индустриального общества.

Третья промышленно-технологическая революция

В 1970-е годы началось массовое внедрение технических достижений в производство и жизнь общества. Произошла научно-техническая революция как результат кризиса индустриального общества и перехода к обществу постиндустриальному(см. схема 1). 

Схема 1. Типы обществ Схема 1. Типы обществ


Научно-техническая революция — это качественное изменение производительных сил, скачок в динамике и структуре их развития.


В этот период изобретались и совершенствовались микропроцессоры и интегральные схемы, которые стали основой для создания новых мощных компьютеров. Особую ценность стала представлять информация и способы её передачи, поэтому постиндустриальное общество стали также называть информационным (см. табл. 1)

 

Таблица 1. Вторая и третья промышленно-технологические революции

 

Расцвет (зрелость) индустриального общества

Закат индустриального и становление постиндустриального общества

Промышленно-технологические революции

Вторая

Третья (информационная революция)

Начало

1890-е гг.

1970-е гг.

Главное содержание технологических революций

Электромотор, химический синтез веществ, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель

Микропроцессоры, оцифровывание информации, программирование, расшифровка генетической информации

Передовые отрасли 

Электротехническая, нефтехимическая, машиностроение (автомобильная)

Информационные технологии, микроэлектроника, биотехнологии, генная инженерия

Технологические символы эпохи

Автомобиль, самолёт, космическая ракета

Персональный компьютер, Интернет, овца Долли

Расцвет (зрелость) индустриального общества

Закат индустриального и становление постиндустриального общества

Образное название периода

Эпоха нефти и электричества

Информационная эпоха 

Первые страны технологического прорыва

Великобритания, США, Германия, Франция, Бельгия

США

Страны второго эшелона в технологическом прорыве

Страны с ускоренной индустриализацией: Швеция, Япония, Россия, Канада и др.

Страны с ускоренной информационной революцией: Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, СССР (Россия) и др.

 

 

1973 год — выпущен первый полностью персональный компьютер «Ксерокс Альто». 1976 год — появился первый продукт компании «Эпл», персональный компьютер, который продавался в собранном виде. 1977 год — создан «Эпл 2», у которого были цветная графика и звук. Он стал компьютером для всех, а не только для учёных и инженеров. 1981 год — выпущен первый компьютер компании «Ай Би Эм». А в 1986 году они же создали первый в мире ноутбук.

 

В этот период происходила массовая оцифровка информации, развивалось программирование. Эти годы стали временем развития всемирной сети Интернет. Её прообразом стала сеть АРПАНЕТ. 29 октября 1969 года был проведён первый сеанс связи между узлами, находящимися на расстоянии более шестисот километров друг от друга. Тогда удалось передать только 2 символа. Уже в 1971 году отправили первую электронную почту. А в 1988 году появилась возможность общения в реальном времени, известная нам как чат. В 1989 году британец Тим Бёрнерс-Ли предложил идею всемирной паутины.

 

Одними из самых перспективных отраслей науки стали биотехнология и генная инженерия.

 

Основной задачей генной инженерии стало создание вне живого организма новых структур и организмов с новыми свойствами. Появились генно-модифицированные продукты. Учёные пересаживали гены одного вида другому. Первые ГМО-продукты появились на рынке в 1990-е годы. Они дольше хранились, имели лучший вкус. Со временем появились новые виды растений. В 1970-е годы начались опыты с клонированием. Первым клонированным животным стала лягушка. В 1987 году клонировали мышь. А в 1996 году появилась на свет знаменитая овечка Долли. Она прожила шесть с половиной лет, родила ягнят. То есть это было самое обычное животное, не считая её необычного способа появления на свет. С момента клонирования Долли в обществе не утихают споры о правомерности этих действий и возможных последствиях для человечества.

Постиндустриальное информационное общество

В начале 1970-х годов начался переход работников из сферы производства в сферу услуг. Наиболее ярко это проявилось в США, Великобритании и Канаде, где к 2000 году уже около 80 % людей трудились в сфере услуг.

 

Существовала также информационно-индустриальная модель, для которой характерна высокая занятость населения в промышленности.

 

Новый тип общества поставлял такой товар, как информация. 


Информационное общество — это общество, в котором большая часть работников задействована в производстве, хранении, переработке и реализации информации. Особенное внимание уделяется знаниям.


Информационные работники — это не только авторы компьютерных программ, но и очень широкая категория трудящихся, которая впервые была определена 
в 1977 г. М. Поратом. Это учёные, инженеры, конструкторы, чертёжники, менеджеры, секретари, конторские работники, бухгалтеры, юристы, менеджеры по рекламе, работники отделов по связям с общественностью, по кадрам и т. д. Они делятся на тех, кто производит новую информацию, и тех, кто участвует в её сборе и первичной обработке.

 

Основные признаки информационного общества:

 

  • основой высокой производительности труда становятся знания и информация, которые опираются на научные данные;
  • происходит переход от создания материальных благ к производству информации. Из-за этого происходят изменения как в социальном, так и в профессиональном составе общества;
  • в новом обществе происходит постоянное обновление, так как знания не исчезают, а совершенствуются. Создаётся всеобщее информационное пространство. Люди взаимодействуют друг с другом, имеют доступ к информационным ресурсам.

Таким образом, постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов становится основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений всё в большей степени зависит от теоретического знания.

 

Сейчас можно выделить следующие характерные черты развития информационного общества.

 

  • Индивидуализация производства. Производители переходят от массового выпуска стандартных товаров к созданию мелкосерийных и уникальных. Вместо больших заводов, производящих одинаковую продукцию, появляются структуры, объединяющие филиалы, фирмы и отдельных производителей. Это позволяет быстро реагировать на изменения потребностей людей и перенастраивать производство.

 

Производители конкурируют между собой в многообразии выбора. Постоянно появляются новые, более совершенные, модели техники и автомобилей. Определяющим фактором теперь является не цена, а качество товара.

 

  • Внимание к экономичности, эффективности, экологичности производства, так называемая экономика инноваций. 

Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация

С построением информационного общества связывают и новую волну демократизации.

 

В целом, всё значение событий новейшей истории можно описать как борьбу между либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной моделями развития.

Американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон вводит понятие «волна демократизации».


Волна демократизации по Хантингтону — это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, про­исходящих в определённый период времени, количест­во которых значительно превышает количество перехо­дов в противоположном направлении в данный пери­од. 


За каж­дой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, со­вершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению. Понимая всю степень условности своих исследований, тем не менее С. Хантингтон выделил следующие даты волн демократизации: первая, длинная волна демократизации 1828–1926 гг.; первый откат 1922–1942 гг.; вторая, короткая волна демократизации 1943–1962 гг.; второй откат 1958–1975 гг.; третья волна демократизации начинается с 1974 г. и продолжается по сей день.

 

В качестве критериев демократичес­кого минимума исследователи выделили следующие: во-первых, 50 % взрос­лого мужского населения должно иметь право голоса; во-вторых, ответ­ственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выбор­ном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов. Первой страной, которая отвечала этим критериям, были США примерно около 1828 года. К концу XIX столетия переход к демокра­тии совершили Швейцария, заморские британские до­минионы, Франция, Великобритания и несколько мел­ких европейских стран. В первую волну более или менее демократические режимы уста­новили у себя Италия и Аргентина, а также получившие независи­мость Ирландия и Исландия. За сто лет свыше тридцати стран ввели у себя по крайней мере минимальные общенациональные демократичес­кие институты.

 

Первый откат начался в 1922 г., когда Муссолини в Италии пришёл к власти. Демокра­тические институты, созданные в 1920-х гг. в Литве, Польше, Латвии и Эсто­нии, были свергнуты в результате военных переворо­тов. После прихода к влас­ти Гитлера в 1933 г. прекратила своё существование Веймарская республика. Демократия погибла также в Австрии, Чехии, Греции, Португалии, Испании, Японии. Эти смены режимов отражали расцвет коммунисти­ческих, фашистских и милитаристских идеологий. Во Франции, Великобритании и других странах, где демо­кратические институты сохранились, антидемократи­ческие движения также набирали силу.

 

Доминантой политического развития 1920–1930-х гг. были уход от демократии и либо возврат к традиционным формам авторитарного правления, либо установление новых, массовых, гораздо более жестоких и всеобъемлющих форм тоталитаризма. Такое движе­ние вспять происходило главным образом в тех стра­нах, которые восприняли демократические формы бук­вально накануне Первой мировой войны или сразу после неё, для которых демократия была новым, неустоявшимся явлением.

Вторая мировая война положила начало второй, короткой волне демократиза­ции. Союзническая оккупация способствовала введе­нию демократических институтов в Западной Герма­нии, Италии, Австрии, Японии и Корее, хотя в то же время советским режимом была разрушена демо­кратия в Чехословакии и Венгрии. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. пришли к демократии Турция и Гре­ция. В Латинской Америке Уругвай вернулся к демокра­тии во время войны, а в Бразилии и Коста-Рике демо­кратические перемены произошли в конце 1940-х гг. В других латиноамериканских странах — Арген­тине, Колумбии, Перу и 
Венесуэле — происходили неоднозначные процессы как демократизации, так и утверждения, в основном военных, диктатур. Распад колониальной системы породил на свет ряд новых государств. Во многих из них не делалось никаких реальных попыток ввести демократические институты. В некоторых были только элементы де­мократии — в Пакистане, Малайзии, Индонезии. В нескольких новых государствах — Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах, в Израиле — демократические институты продержались порядка десяти лет, а в 1960 г. демократическим стало крупнейшее государство Африки — Нигерия.

 

Третья волна демократизации началась в 1974 г. после падения португальской диктатуры. В течение пятнадцати лет де­мократические режимы пришли на смену авторитар­ным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латин­ской Америки. В некоторых странах произошла значи­тельная либерализация авторитарных режимов. В дру­гих движения, выступающие за демократию, обрели силу и легальность.

Сначала этот демократический прилив проявил себя в Южной Европе. Через три месяца после португальско­го переворота рухнул военный режим в Гре­ции, затем в Испании.

 

В конце 1970-х гг. демократическая волна докати­лась до Латинской Америки. В 1977 г. военные лидеры в Эквадоре заявили о своём желании уйти из полити­ки; в 1978 г. то же самое повторилось в Перу, затем в Боливии. В 1982 г. поражение в войне с Ве­ликобританией подорвало позиции аргентинского воен­ного правительства и привело к избранию гражданского президента и правительства. В 1984 г. избран гражданский президент в Уругвае, а затем демократические процессы достигли Бразилии. В Центральной Америке демократизация началась в Гондурасе, Сальвадоре и Гватемале.

 

Демократическое движение заявило о себе и в Азии. В начале 1977 г. первая демократия третьего мира, Индия, прожив полтора года в условиях чрезвычайного положения, вернулась на демократи­ческий путь. В 1983 г. в Турции в результате выборов было сформировано гражданское правительство, а на Филиппинах восстановлена демо­кратия. В 1987–1988 гг. демократизация достигла Южной Кореи, Тайваня и Пакистана.

 

В конце 1980-х гг. демократическая волна за­хлестнула коммунистический мир. В 1988 г. в Венгрии начался переход к многопартийной системе. В 1989 г. выборы на Съезд народных депутатов СССР принесли поражение нескольким высокопоставленным партий­ным лидерам и позволили создать весьма независимый Верховный Совет. В начале 1990 г. стали развиваться многопартийные системы в Прибалтийских республи­ках, а коммунистическая партия Советского Союза от­казалась от руководящей роли. В Польше «Солидар­ность» одержала в 1989 г. полную победу на выборах в государственный сейм, к власти пришло некомму­нистическое правительство. В 1990 г. лидер «Солидар­ности» Лех Валенса был избран президентом, сменив на этом посту коммуниста генерала Войцеха Ярузельского. В последние месяцы 1989 г. рухнули коммунисти­ческие режимы в Восточной Германии, Чехословакии и Румынии, и в 1990 г. в этих странах прошли соревнова­тельные выборы. В Болгарии коммунистический режим также начал либерализоваться, народные движения, вы­ступающие за демократию, появились в Монголии. В 1990 г. в обеих этих странах также состоялись достаточно свободные выборы.

 

Между тем в Западном полушарии мексиканская правящая партия в 1989 г. впервые потеряла власть в государстве. В Чили был проведён референдум, положивший конец диктатуре Пиночета. Демократические процессы проходили также в Гренаде, Панаме, на Гаити.

 

Завершение европейской деколонизации (Португалии, Великобритании) в 1970-е и начале 1980-х гг. привело к образованию ряда новых государств с демократической политической системой.

 

В Африке и на Среднем Востоке движение к демо­кратии в 1980-е гг. происходило в ограниченных пре­делах. К 1990 г. некоторая либерализация произошла в Сенегале, Тунисе, Алжире, Египте и Иордании. Прекратил существование режим апартеида в Южноафриканской республике. К 1990 г. стали раздаваться требования демократии в Непале, Албании и других странах, имев­ших прежде весьма скромный демократический опыт или не имевших его вовсе.

 

В целом движение к демократии носило глобальный характер. За пятнадцать лет демократическая волна про­катилась по Южной Европе, затопила Латинскую Аме­рику, дошла до Азии и уничтожила диктатуру в Совет­ском блоке. В 1974 г. восемь из десяти южноамерикан­ских стран управлялись недемократическими правитель­ствами, в 1990 г. — в девяти правительства были демо­кратически избраны. В 1973 г., по данным Фридом-Хауза, 32 % мирового населения проживало в свободных странах; а в 1990-м — почти 39 % человечества. Несмотря на то что в 1973–1990 гг. абсолютное ко­личество авторитарных государств впервые снизилось, тем не менее к 1990 г. третья волна демократизации ещё не привела к увеличению процентной доли демократи­ческих государств в мире по сравнению с предыдущим пиком, достигнутым шестьдесят восемь лет назад.


Контрольные вопросы

 

  1.  Почему кризисы 1970–1980-х гг. повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?
  2. Перечислите основные признаки и черты информационного общества.
  3. Назовите основные области новейших научных достижений.
  4. Что значит понятие «волна демократизации?»
  5. Перечислите три волны демократизации и события с ними связанные.


Предыдущий урок
Международные отношения в 1960—1980-е гг.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг. «Общество потребления»
Мир после Второй мировой войны
  • Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Гипотеза де Бройля

    Физика

  • Решение треугольников. Теорема о медиане треугольника

    Геометрия

  • Общая характеристика климата России

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке