- Неоконсервативный поворот
- Политика неоконсерваторов
- Общие итоги политики неоконсерваторов
- знать сущность и понятие неолиберальной экономической теории
- уметь выделять причины и последствия неконсервативных реформ, особенности их проведения в разных странах Запада
- В чём различия между экстенсивным и интенсивным типом производства?
- Почему в 1970-х гг. возникла необходимость перехода от первого типа ко второму?
- Как называется общество, пришедшее на смену индустриальному?
- Что способствовало этому переходу?
«Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать — регулируй, а если остановилось — субсидируй». Таких взглядов на экономическое развитие государства придерживался президент США Рональд Рейган.
О том, в действительности ли такая позиция была оправданна, пойдёт речь в данном уроке.
Неконсервативный поворот
Кризисы конца 1970-х — начала 1980-х годов сильно повлияли на экономические взгляды правящих партий стран Запада. К этому моменту выявились негативные стороны государства благосостояния: слишком много социальных обязательств у государства, рост бюрократии, постоянные требования профсоюзов о повышении заработной платы работникам при относительно невысокой производительности труда. Неконкурентность экономики, рост инфляции и безработицы. В текущих обстоятельствах стало очевидным, что Кейнсианская модель экономики терпит крах (см. схему 1).
В этих условиях происходит поворот к консервативно-реформистскому типу экономической политики.
Это выразилось в активизации рыночных механизмов, смене форм государственного регулирования и ограничении социальных расходов, а также пропаганде консервативных ценностей и политической идеологии.
В основе консервативно-реформистского типа экономики лежала монетаристская теория Милтона Фридмана.
Монетаризм — это экономическая теория и научная школа, представители которой считают, что деньги являются главной силой, действующей на все экономические процессы. С точки зрения монетаризма вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Любое иное участие государства в экономических процессах приводит к диспропорциям и искажениям.
Меры, предлагаемые Фридманом для борьбы с инфляцией и спадом производства:
- сокращение государственных (в первую очередь социальных) расходов;
- уменьшение налоговых ставок для увеличения собираемости налогов и вложений в обновление производства;
- сокращение государственного вмешательства в экономику с целью активизации механизмов рыночного саморегулирования.
Становлению новой экономической системы также способствовала неолиберальная экономическая теория Фридриха фон Хайека.
Согласно фон Хайеку, при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчёта равновесных цен и количества товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения фон Хайека (за исключением того, что происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла.
Политиков, поддерживающих эти рецепты выхода из экономического кризиса, стали называть неоконсерваторами. К началу 1980-х гг. они пришли к власти в большинстве стран Запада.
Неоконсерватизм (греч. neos — новый и лат. conservo — сохраняю, предохраняю) — современная идеология, дополняющая идеи классического консерватизма теорией правового, социально ориентированного государства. В отличие от классического консерватизма, противостоявшего либерализму и социализму, современный неоконсерватизм во многом существенно сближается с идеалами неолиберализма и социал-демократии. К наиболее известным разновидностям неоконсерватизма относятся христианско-католический консерватизм, традиционализм, технократизм, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании и пр.
Политика неоконсерваторов
Неоконсервативные правительства западных стран в конце 1970-х — начале 1980-х гг. взяли курс на сокращение государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, стимулирование рыночной конкуренции с целью возобновления экономического роста. Наиболее ярко черты неоконсервативного поворота проявились в политике премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер (1925–2013) в 1979–1990 гг. и президента США Рональда Рейгана (1911–2004) в 1981–1989 гг. (см. рис. 3).
Главой правительства Великобритании впервые стала женщина — новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер.
Маргарет Тэтчер проявила себя убеждённой сторонницей консервативных взглядов, человеком с твёрдым и непреклонным характером, за который англичане прозвали её «железная леди». Она пришла к власти, имея чёткую программу действий, и стала настойчиво проводить её в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире, под её руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 г., а железная леди возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют её правление эрой Тэтчер.
Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название «тэтчеризм»:
- движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют «свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников»;
- вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу;
- все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишён возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума;
- государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые всё население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы;
- профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки, которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено;
- М. Тэтчер исходила из того, что Великобритания должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать своё ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.
Экономическое положение было крайне тяжёлым. Тэтчер выступила за т. н. экономию, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.
М. Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществлённого сектора — один из основных элементов проведённой ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет тэтчеризма более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а значит, в политическом плане — укреплять базу поддержки ими консерваторов.
Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в её перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. Тэтчеризм, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1987 гг. темпы экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.
Президент США Рональд Рейган одержал победу на выборах в 1980 году и 21 января 1981 году официально вступил на пост. Одним из главных заданий своего правления Рейган назвал возвращение к исконным ценностям американского общества, прежде всего это касалось неукоснительного главенства сектора частного предпринимательства над другими свободами, личностными и общественными.
Чтобы воплотить в жизнь это задание, администрация президента Рейгана составила особую программу для оздоровления экономики США, которая была представлена в 1981 году.
Среди главных её особенностей и положений стоит отметить следующие пункты:
- уменьшение налогов, которые платят промышленные компании и физические лица (то есть подоходный налог);
- снизить темп увеличения расходов из казны государства за счёт закрытия некоторых социальных программ;
- низкий уровень государственного вмешательства в регулирование деятельности предпринимателей и других экономических сфер;
- более жёсткая кредитно-денежная политика, которая была представлена в качестве обязательного условия преодоления установившихся в тот период показателей инфляции.
Первым шагом для воплощения в жизнь экономической программы стало как раз уменьшение налогов: было предположение, что подоходный налог уменьшится на 25 % на протяжении трёх лет и аналогичное снижение федеральных расходов на предоставленные услуги.
Основной причиной проведения подобных реформ было вполне обоснованное предложение, что следствие уменьшения налоговой нагрузки на частных предпринимателей позволит значительно повысить количество инвестиций в производственную сферу. А это даст возможность создать больше новых рабочих мест, повысить уровень качества национального продукта и в отдельной перспективе — повысить налоговый доход страны, невзирая на поточное уменьшение налоговых ставок.
В Германии политику неоконсерватизма проводил Гельмут Коль, представитель ХДС.
Реформы, проведённые его правительством:
- Приватизация государственных автостроительных, транспортных, энергетических компаний, почты и т. п.
- Массовая приватизация восточногерманской промышленности и закрытие нерентабельных предприятий после объединения Германии.
- Снижение налогов и отчислений предпринимателей в фонды социального обеспечения.
Общие итоги политики неоконсерваторов
Достижения реформ неоконсерваторов
|
Издержки реформ неоконсерваторов
|
|
|
Контрольные вопросы
- Назовите причину, повлиявшую на изменения в социально-экономической политике стран Запада.
- Что такое неоконсерватизм?
- Назовите имена политиков-неоконсерваторов. Перечислите их взгляды.