Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг. «Общество потребления»

Мир после Второй мировой войны

19.04.2024
3734
0

Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970 гг. Общество потребления

 

План урока

  1. Главные черты экономического развития
  2. Государство благосостояния. Общество потребления
  3. Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада
  4. Скандинавская модель государства благосостояния

Цели урока

  • знать тенденции экономического развития США и стран Западной Европы в 1945–1970-е годы
  • уметь выделять причины бурного экономического подъёма в этот период; выделять особенности строительства государства благосостояния в разных странах Запада

Разминка

  • Что такое кейнсианство?
  • Какую модель государственного регулирования предлагает кейнсианская экономическая теория?
  • Какие меры, направленные на подъём экономики стран Западной Европы, их экономическую интеграцию и либерализацию международной торговли, были предприняты после Второй мировой войны?


Главные черты экономического развития

После Второй мировой войны страны Европы лежали в руинах, большинство людей жило на грани голода. Прошло всего два десятилетия, и благосостояние населения стран Запада достигло невиданного ранее уровня. Представители среднего класса, составлявшие большинство жителей этих стран, смогли позволить себе материальные блага, которые раньше были доступны только богачам. Даже потеряв работу или оказавшись в трудной жизненной ситуации, граждане были застрахованы от нищеты и голода. С помощью каких мер удалось создать государство благосостояния? Какие будущие угрозы несло такое государство? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе нашего урока. 

 

Экономический рост в странах Запада в первые послевоенные десятилетия был обусловлен как политикой их правительств (принятие плана Маршалла, усиление государственного регулирования экономики, экономическая интеграция), так низкими ценами на нефть и сырьё, вывозимыми из стран третьего мира. 

 

1945–1970 гг. — экономический подъём в индустриальных странах.

 

Темпы прироста производства:

1913–1950 гг. — 1,9 %,

1950–1973 гг. — 4,9 %,

1973–1993 гг. — 3 %.

Рис. 1. Конференция в Бреттон-Вудсе, 1944 г.

В 1944 г. состоялась международная конференция в Бреттон-Вудсе (США) (рис. 1). 44 государства объявили о создании Бреттон-Вудской валютной системы, согласно которой устанавливалось фиксированное золотое содержание доллара, который становился ориентиром для иных валют. В соответствии с решениями этой конференции образовался Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Также было инициировано начало реализации плана Маршалла, предполагавшего помощь пострадавшим во время войны европейским странам. Большинство западных стран отказалось от политики экономического протекционизма. 

В 1947 г. 28 стран подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), предполагавшее либерализацию международной торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе была вызвана как экономическими, так и политическими причинами (см. табл. 1). 

 

Таблица 1. Экономическая интеграция 

 

Годы создания организаций

Названия организаций

Страны-участницы

Цели создания организаций

1951 г.

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

6 стран: Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, ФРГ, Нидерланды

Для беспошлинной поставки продукции металлургических и угледобывающих предприятий странам шестёрки

Май 1957 г.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое стали называть Общий рынок

Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, ФРГ, Нидерланды

Вначале таможенный, а потом экономический союз западноевропейских стран

1960 г.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

7 стран: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия

Первоначально Франция мешала вступлению в ЕЭС Великобритании, и тогда последняя создала собственную организацию из 7 стран. В 1973 году Великобритания вошла в ЕЭС.

1988–1992 гг.

Соглашение о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА)

США, Канада, Мексика

Основано на переплетении экономических связей и взаимодействия корпораций, но не затрагивает социальную сферу

 

Анализируя первую половину XX века можно смело утверждать, что экономика индустриального общества невозможна без той или иной степени государственного регулирования. Данный факт был признан политическими партиями разных направленностей: и коммунистами, и социал-демократами, и либералами, и консерваторами. 

 

Экономическая система СССР управлялась согласно социалистической теории плановой экономики в течение 74 лет. Государственная собственность в Советском союзе была единственной формой собственности. По похожему сценарию экономические события развивались и в восточноевропейских странах, и в Китае. В западноевропейских странах же был избран другой путь развития, а именно пусть смешанной экономики. 


Смешанная экономика — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.


Концепция государственного регулирования экономики была разработана Дж. М. Кейнсом ещё в 30-е годы XX века, поэтому эта новая модель сочетания государственного регулирования и рыночной экономики получила название неокейнсианство. 

Рис. 2. Дж. М. Кейнс

Наиболее яркими его выразителями были такие творческие последователи Кейнса, как американские экономисты Франко Модильяни и Пол Самуэльсон и британский экономист Джон Хикс. Эти и другие экономисты попытались в новых, послевоенных экономических условиях интерпретировать учение Дж. М. Кейнса, синтезировав его с неоклассическими моделями экономики (рис. 2). Расцвет направления неокейнсианства приходится на третью четверть XX столетия. 

 

С точки зрения сторонников данного течения, капитализм утратил стихийный механизм восстановления экономического равновесия. С учётом этого предлагались различные модели регулирования капиталистической, рыночной экономики. Экономисты-неокейнсианцы выступали за систематическое и прямое воздействие государства на рыночные отношения и экономику. В их учении большое значение отводилось таким параметрам, как национальный доход, совокупный общественный продукт, совокупный спрос, предложение, совокупные инвестиции, расширение воспроизводства.

 

Если частная рыночная экономика нуждается в стабилизации, она должна и может быть стабилизирована.

Во второй половине XX века главным показателем экономического благосостояния стало наличие нефтяных месторождений. Действительно, нефть стали добывать в 6 раз больше. Были обнаружены новые нефтерождения в Персидском заливе, Северной Африке и т. д. Дешевизна нефти способствовала вытеснению угля из зоны экономических интересов западноевропейских страх, этот фактор в сочетании с дешевизной рабочей силы стал основой роста экономического благосостояния населения. 

Государство благосостояния. Общество потребления

Быстрый рост благосостояния населения стран Запада вызывал восхищение и зависть у граждан других стран мира. Если раньше европейцы уезжали в колонии в поисках лучшего жизни, то теперь начался противоположный процесс — массовая миграция в страны Запада жителей бывших колоний. В условиях промышленного подъёма, роста количества рабочих мест и спроса на дешёвую рабочую силу это способствовало экономическому подъёму. Иммигранты, стремившиеся стать гражданами богатейших стран мира, стали составлять большинство беднейших слоёв населения стран Запада. В то же время обычные рабочие и служащие получили доступ к благам цивилизации, которые недавно были доступны только высшим классам, — от личного автомобиля до регулярных туристических поездок за границу. Казалось, что страны Запада превратились в государства всеобщего благоденствия (см. табл. 2). 


Государство благосостояния   или welfare state  (государства благоденствия) — это государство, которое гарантирует своим гражданам определённый уровень социального обеспечения и благосостояния.


Таблица 2. Характеристика сфер общества

 

Сфера / элемент общества

Характеристика

Классовая структура общества 

Обеспеченные представители среднего класса составили до 2/3 населения

Структура потребительских расходов населения 

  1. Снижение доли личного дохода, расходуемой на питание, рост расходов на сферу услуг, транспорт, потребительские товары.
  2. Широкое распространение покупок в кредит.

Социальные расходы государства 

Рост расходов на здравоохранение, образование, пособия по бедности, инвалидности, безработице, пенсионное обеспечение и т. п. 

Производство потребительских товаров и услуг 

  1. Экстенсивное развитие, вовлечение в эти отрасли экономики всё более широких слоёв населения.
  2. Ориентация производства на частую замену товаров широкого потребления.

Издержки государственного благосостояния 

  1. Рост эксплуатации природных и энергетических ресурсов, как следствие — угроза экологической катастрофы.
  2. Массовая иммиграция жителей стран третьего мира, как следствие — социальные проблемы из-за трудности адаптации мигрантов в западном обществе.

Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада

Государство благосостояния предлагало своим гражданам широкие и щедрые социальные возможности. Они нашли своё отражение, например, в известной Европейской социальной модели. Государство всеобщего благосостояния сделало возможным доступ всем, в том числе самым бедным слоям населения, к общественным услугам — среднему и высшему образованию, здравоохранению, культуре и спорту. Перераспределительная налоговая политика (прогрессивное налогообложение) не ликвидировала социальную дифференциацию, но смягчала её характер и содействовала увеличению числа тех, кто относился к среднему классу. Государство гарантировало своим гражданам минимальную заработную плату и минимальные пенсии, размер которых на протяжении третьей четверти XX в. неизменно увеличивался.

 

В Германии государство благосостояния строилось на сочетании идей христианских демократов с либерально-демократическими принципами. 

 

Рис. 3. Вальтер Ойкен

На первое место христианские демократы ставили не человека, как либералы, и не общество, как социал-демократы, а отношения между людьми. Человек находится не в вакууме, он постоянно взаимодействует: со своей семьёй, друзьями, коллегами, в рамках объединения квартиросъёмщиков или домовладельцев и в рамках любых других общественных объединений. Отсюда вытекает идея солидарности и человеческого достоинства, исходящая их христианских заповедей. За основу в своей экономической политике германские христианские демократы взяли идеи экономиста В. Ойкена, который утверждал, что нет ничего, что не было бы важно в социальном плане (рис. 3). Следуя идеям Ойкена, христианские демократы сняли почти все ограничения в развитии свободного предпринимательства, ограничили монополии и стали следовать принципу порядка полной конкуренции в экономике. За государством при этом оставался контроль над энергетикой, транспортом и жилищным строительством. Все эти меры привели Германию к настоящему экономическому буму. 

Социал-демократы у власти в Германии

Социал-демократическая партия (Sozialdemokratische Partei Deutschlands, SPD, СДПГ) — старейшая политическая партия Германии, созданная в 1863 году. 

 

Первоначально СДПГ создавалась как партия рабочего класса, но с 1954 года она позиционирует себя в качестве левой народной партии для различных слоёв общества. Окончательно эта трансформация была закреплена Годесбергской программой 1959 года, в которой СДПГ однозначно приняла модель социальной рыночной экономики, дала согласие на западную ориентацию ФРГ и на возрождение немецкой армии. Вместе с тем в программе говорилось о необходимости замены капитализма новым социальным строем, целью которого является создание государства социального благоденствия. В экономической политике партия взяла за основу своей деятельности концепцию рыночного хозяйства с активным участием государства в социально-экономической политике.

 

Социал-демократы расширили участие рабочих в управлении предприятиями, ввели минимальные пенсии даже для домохозяек, государственные стипендии для студентов и т. д. Все эти меры привели к построению общества с сильной социальной защищённостью, широкими гражданскими, политическими и социальными правами граждан. 

Рис. 4. В. Брандт и Г. Шмидт

В 1969 году к власти пришёл первый канцлер социал-демократ. Им стал Вилли Брандт, который руководил страной до 1974 года (рис. 4). Ему на смену пришёл его однопартиец Гельмут Шмидт, сохранивший за собой пост канцлера до 1982 года. С деятельностью этих канцлеров связывается новая восточная политика страны, направленная на постепенное сближение с ГДР. Последний раз член СДПГ возглавлял правительство Германии с 1998 по 2005 год. Это был Герхард Шредер. 

Государство благосостояния во Франции

Рис. 5. Шарль де Голль

Во Франции в 1946 году была провозглашена Четвёртая республика, правительства которой часто возглавляли социалисты. Послевоенную Францию сотрясали политические кризисы, выход из которых был предложен генералом Шарлем де Голлем. Он становится президентом Пятой Республики (1958), и именно его правительством были осуществлены программы в рамках политики государства благосостояния. Главную цель своей политики де Голль определил как достижение величия Франции, при этом он предложил третий путь, отличный от либерализма и коммунизма. Гарантом национальной безопасности, независимости, общественного порядка должно стать сильное государство. Сильное государство должно проводить активную социальную политику. Четырёхнедельный оплачиваемый отпуск, компенсация 80 % трат на лечение из касс социального страхования и многое другое стало основой общества благосостояния во Франции. Интересен тот факт, что в 1969 году большинство семей во Франции имело свои личные автомобили. Правда, в 1969 году генералу де Голлю пришлось уйти в отставку, а через год он скончался, но дело построения государства благосостояния было продолжено партией социалистов во главе с Ф. Миттераном (рис. 5). В итоге пенсии, пособия по безработице и другие социальные выплаты оказались во Франции выше, чем в других странах Западной Европы. А социальные гарантии оказались настолько высокими, что уволить даже нерадивого работника по закону оказывается практически невозможно.

Государство благосостояния в Великобритании

Британская модель благосостояния характеризуется признанием значимой роли пособий для населения, предоставляемых с проверкой на действительную нуждаемость, универсальных пособий небольшого размера, а также социального страхования. Государство в Великобритании играет ограниченную роль в защите населения от основных жизненных рисков и обеспечивает некоторый общенационально установленный минимум. С помощью такой политики государство предоставляет право населению самому заботиться о себе. При этом важную роль в формировании государства благосостояния в Великобритании сыграли профсоюзы, которые настояли на повышении уровня жизни трудящихся. 

Государство благосостояния в США

Рис. 6. Чикаго, 1960-е гг.

Основные принципы государства благосостояния в США были заложены ещё до Второй мировой войны Ф. Д. Рузвельтом. Это и введение минимальной заработной платы, и другие меры. В дальнейшем президент США Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения великого общества. Война с бедностью включала четыре вида мероприятий: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых общинных действий, осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки». В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешёвых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 годов (рис. 6).

Скандинавская модель государства благосостояния

К скандинавской модели государства благосостояния традиционно относят следующие страны: Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию и Данию.

Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на половое равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения доходов и богатства. 

 

Удивительность скандинавской модели заключается в её особенности, исключительности, так как очень длительный период времени все скандинавские страны стояли в стороне от войн и революций, которые шли, и меньше всего пострадали от их разрушительного воздействия и последствий.

 

Шведская модель государства благосостояния связана с деятельностью Социал-демократической рабочей партии Швеции, длительный период находящей у власти. В своей работе шведские социал-демократы опирались на профсоюзы, и в этом тандеме была выработана идея социального государства, то есть государства, обеспечивающего социальное равенство и поддержку всем гражданам вне зависимости от доходов и социального статуса.  Равенство между людьми является ключевым признаком культуры шведского общества, в котором самая небольшая дифференциация доходов между гражданами. Оно включает в себя не только равенство доходов, но также и равенство полов. Как известно, процентное количество женщин шведского парламента равно 42 %, правительства — 50%, 80 % женщин всей страны имеют свой личный источник доходов и не зависят от мужчин.

 

Основой шведской модели, конечно, стала смешанная экономика: сочетание частной собственности и рыночных отношений при достаточно высокой занятости населения в государственном секторе (около 30 %). Важной составляющей шведской модели также являются высокие налоги, предусматривающие при этом прогрессивное налогообложение, то есть чем больше гражданин зарабатывает, тем больше налогов он платит.  В шведском обществе такая прогрессивная система налогообложения не вызывает нареканий. 

 

В итоге шведская модель государства благосостояния отражает главный принцип социал-демократов — обеспечение социального равенства и доступности социальных услуг для всех. 

 

Норвегия относится к постиндустриальному этапу развития с солидным ВВП в размере около 190 миллиардов евро, где на каждую душу населения приходится 38 тысяч долларов, инфляция составляет 2,3 %, а темпы роста — 2 %.

 

Норвегия является третьим в мире экспортёром всех энергоресурсов. Специализация хозяйствования этой страны зависит от того, что ей дала природа, и характеризуется лесным хозяйством, минеральными и рыбными ресурсами, дешёвой электроэнергией. Нефтегазовая отрасль является первым и важным фундаментом всей норвежской экономики в целом.

 

Преимуществами Финляндии является, прежде всего, экономическая стабильность, качественные телекоммуникационные связи, развитая общая инфраструктура, высокая степень взаимодействия предприятий, университетов, научно-исследовательских центров. Позитивные черты экономики Финляндии — высокий уровень образования населения, быстрота освоения новых современнейших технологий, «мягкий» климат в области ведения бизнеса. 

 

Исландия. Уникальное по своей исторической и экономической истории государство. Имеет смешанный командно-рыночный строй экономики, которая начала развитие в 40-е годы. Главной промышленной отраслью Исландии является переработка рыбы и изготовление филе, имеются судоверфи, производится постройка кораблей.

 

Дания — одна из самых развитых стран скандинавской коалиции и по производству ВВП также, на душу населения каждого гражданина страны приходится до 27 тысяч долларов.

Рис. 7. Стокгольм, 1960-е гг.

В Дании социал-демократическая партия была, бесспорно, самой крупной; кроме того, она стояла у власти на протяжении почти всего периода с 1929 по 1982 гг., получив поэтому на практике значительное влияние. Социал-демократы использовали его не только для того, чтобы дать государству возможность проявлять инициативу и гарантировать мероприятия, нацеленные на достижение благосостояния в стране, но и для финансирования этой сферы и управления ею совместно с местными органами власти. Цель заключалась в создании активного государства, которое бы охватывало своей деятельностью все стороны общественной жизни, включая и такие, которые прежде относились к частной или семейной жизни. Концепция «минимального государства» постепенно уступила место концепции социального государства, элементы которого уже возникли во время кризиса 30-х годов. Имелось в виду, что социальное государство должно было предоставлять одинаковые возможности для всех независимо от социального статуса. В нём заключался идеал равенства как в экономическом, так и в социальном смысле слова (рис. 7). 

Однако на практике всё это осуществлялось крайне медленно. Закон о народных пенсиях 1956 г. можно отметить в качестве одной из немногих успешных инициатив, предпринятых государством благосостояния в период до 1960 г. Либералы и консерваторы, а также Национальный банк, не были в восторге от таких политических инициатив, которые влекли за собой расходы, не имеющие непосредственного покрытия доходами. Но не они, а прежде всего сама экономическая ситуация в стране не позволяла проявлять слишком большую активность. Положение в экономике изменилось только в 1958 г., когда благоприятная экономическая конъюнктура начала 50-х годов на Западе наконец-то достигла Дании. Цены на импортируемое сырьё упали, что улучшило условия торговли Дании с другими странами и сделало возможным получение внешних займов. Увеличился и приток инвестиционного капитала. В течение последующих двух лет безработица упала с 10 до 5 %, а к середине 60-х годов сократилась до 2 %. Создание государства благосостояния действительно стало осуществимым.


Контрольные вопросы

  1. Что такое неокейнсианство?
  2. Что такое государство благосостояния?
  3. Каковы издержки государства благосостояния и его негативные последствия для развития экономики?
  4. Какую роль играли профсоюзы в строительстве государства благосостояния в Великобритании?
  5. В чём особенность государства благосостояния во Франции?
  6. Опишите, в чём уникальность скандинавской модели.


Предыдущий урок
Экономическая и социальная политика
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Химическая грамотность как компонент общей культуры человека

    Химия

  • Сочетание знаков препинания

    Русский язык

  • Обособленные обстоятельства

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке