Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Политические партии и идеологии во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Мир после Второй мировой войны

25.04.2024
2280
0

Политические партии и идеологии во второй половине ХХ — начале ХХI вв.

 

План урока

  • Политические идеологии
  • Концепция политического спектра
  • Политические партии

Цели урока

  • знать политический спектр развитых стран Запада, сложившийся после Второй мировой войны
  • уметь формулировать причины и последствия политических потрясений 1960-х гг.

Разминка

  • Что такое идеология?
  • Какие идеологии вы знаете? Назовите их главные идеи.
  • Перечислите основные признаки политических партий.
  • Когда возникли первые либеральные идеи?

 

Вступление

 

Кризис индустриального общества и начало формирования информационного общества отразились и на общественно-политической жизни развитых капиталистических стран. После Второй мировой войны страны Запада неоднократно переживали политические кризисы и массовые протестные движения. Самые масштабные протесты происходили в 1960-е гг. и завершили конец индустриальной эпохи и государства благосостояния. Однако благодаря развитому гражданскому обществу западные демократии смогли сохранить политическую стабильность. 

Политические идеологии

В партийно-политической системе стран Запада после Второй мировой войны по-прежнему были представлены три идеологии, сформировавшиеся ещё в XIX веке. Это консерватизм, либерализм и социализм. В послевоенное время продолжали действовать право- и леворадикальные политические силы, отвергавшие принципы буржуазной либеральной демократии. Но они уже были неспособны достичь такого политического влияния, чтобы представлять угрозу демократическому строю. Коммунистические партии пользовались поддержкой части населения Западной Европы, а во Франции и Италии даже были представлены в правительстве, но с 1950-х гг. их политическое значение стало неуклонно снижаться. 


Либерализм  — идея свободы лежит в основе либерализма (от лат. liberalis — касающийся свободы). Теоретические предпосылки современного либерализма заключаются главным образом в трудах мыслителей прошлых эпох, прежде всего английского философа Джона Локка. Речь идёт именно о буржуазном либерализме, глубокая характеристика которого содержится в таких работах Локка, как «Два трактата о правительстве» и «О государственном правлении». В них с либеральных позиций истолковываются проблемы свободы вероисповедания, неприкосновенности частной собственности, естественно-правового равенства людей, их прав на участие в решении политических вопросов общественной жизни, а также на участие в деятельности органов государственной власти и т. д. Большой вклад в развитие либеральных взглядов на функционирование общества и, главным образом, экономическую деятельность людей внесли работы соотечественника Дж. Локка, выдающегося английского экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). В своём главном труде «Богатство народов» он обосновал необходимость обеспечения «естественной свободы» людей как наиболее действенного фактора развития общества, в том числе эффективного функционирования экономики.


Основные принципы современного либерализма:

  • неотъемлемые права человека на духовные, политические, экономические свободы;
  • конкуренция как основа экономического и политического развития общества;
  • плюрализм политических течений и идеологий;
  • их открытое и свободное состязание и одновременно терпимость друг к другу;
  • приоритет личности по отношению к обществу и государству, а общества по отношению к государству...

 

В настоящее время теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:

  • свобода личности в обществе и её личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;
  • содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми;
  • взаимодействие права и государства, которое, как писал Локк, не должно поглотить права и свободы граждан;
  • основные принципы формирования правового государства;
  • взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей (нахождение необходимых для их оптимального взаимовлияния сдержек и противовесов);
  • роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;
  • условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения.

Эти и другие проблемы, так или иначе связанные с проблемами прав и свобод человека, мерой их реализации в данном обществе, исследуются чаще всего путём анализа интересов людей (политических, правовых, экономических, духовных), существующих правовых норм и деятельности соответствующих политических, правовых и других институтов.

 

Либералы, вставшие на путь социального либерализма, утратили влияние, которое имели до Второй мировой войны, и их лозунги перехватили социал-демократы. Социал-демократы в итоге стали выступать главными противниками консерваторов. 


Консерватизм — впервые употребил термин (от лат. соnservo охраняю, сохраняю) французский писатель Франсуа Шатобриан (1768–1848) в издаваемом им журнале «Консерватор». Он ратовал за возвращение старого аристократического общества. Представители консерватизма выступили против теорий естественного права и общественного договора, которые лежали в основе буржуазного либерализма, в конечном счёте против всех концепций английских, французских и немецких просветителей XVIII в. В просветительских идеях, особенно тех, которые обосновывали необходимость свободы личности и развития её индивидуальности, они видели проявления анархизма, разрушающего целостность государства как единого организма.


Содержание традиционного и во многом современного консерватизма как теории и идеологии заключается, в частности, в следующих положениях: 

  • человек обретает смысл существования не в активной общественной деятельности, а во внутреннем религиозном смирении;
  • в каждом поступке человек должен сообразовывать свои действия с существующими законами и обычаями;
  • общество является «не договорным, а от Бога данным образованием»;
  • государство является вторичным по отношению к гражданскому обществу, имеющему морально-религиозную основу;
  • политика подчинена морали;
  • из всех видов прав человека главным является право собственности.

 

Эти и другие проблемы развития общества и существования человека осмысливаются в присущей консерватизму системе понятий и ценностей. Среди них выделяются прежде всего: традиция, прагматизм, несовершенство человека, органицизм, иерархия, власть и авторитет, собственность.

 

Традиция — это центральное понятие консервативной мысли. Воспитывается уважение к тому, что прошло проверку временем и укрепляет в обществе отношение стабильности и безопасности, давая людям ощущение общественной и исторической связи времён. 

 

Прагматизм характеризуется как убеждённость в том, что действовать нужно сообразно с практическими обстоятельствами и практическими целями. 

 

Несовершенство человека  пессимистический взгляд на саму природу человека как существо ограниченное, беспомощное и малодушное, стремящееся к спокойной и упорядоченной жизни. Из-за испорченности людей эгоизмом, жадностью и неумолимым стремлением к власти возникают преступность и иные общественные проблемы. Для поддержания порядка требуется сильное государство, строгие законы и жёсткие наказания. 

 

Органицизм — общество и государство толкуются как продукт естественной необходимости и потому трудно поддаются совершенствованию под влиянием деятельности людей. 

 

Иерархия — утверждается, что в органическом обществе естественны различия в способностях и социальном положении людей, что неизбежно порождает иерархические отношения между ними, т. е. отношения соподчинения. 

 

Власть и авторитет — указывается, что они исходят не снизу, а сверху, что только подлинное лидерство даёт обществу направление движения и обеспечивает поддержку тем, кому недостаёт знаний, опыта или образования. Говорится о том, что сегодня авторитет и лидерство даются опытом и образованием. 

 

Собственность — ей консерваторы придают наиважнейшее значение, ибо она приносит человеку свободу, независимость и безопасность. Имеется в виду, конечно, частная собственность.


Социализм  французское слово «социализм» (socialisme) образовано от латинского socialis — общественный. Первым термин «социализм» использовал французский философ Пьер Леру в работе «Индивидуализм и социализм» в 1834 году. Социализм — это общественно-политическое движение, считающее, что государство должно  в значительной степени контролировать  экономику и средства производства, а своей целью провозглашает равенство и справедливое распределение благ. Социализм — самоназвание ряда непохожих систем, существовавших в разное время в СССР, Китае, Югославии, на Кубе и т. п. Даже тоталитарный режим нацистов в Германии при Адольфе Гитлере назывался национал-социалистским. В связи с этим универсального определения социализма не существует.


Основные идеалы социализма:

  • отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения;
  • общественная собственность на средства производства;
  • социальное равенство, справедливость;
  • власть трудящихся.

 

Сегодня лишь немногие страны, такие как Китай или Куба, продолжают заявлять о приверженности идеям социализма, хотя по факту во многом отошли от прежней идеологии.

 

Большинство сторонников социализма занимают в настоящее время умеренные позиции — они выступают за сохранение рыночной экономики при более значительном влиянии государства и более справедливом распределении благ. Такая идеология ближе к социал-демократии. Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод.

Концепция политического спектра

Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.


Политические идеологии в целом подразделяются на три большие группы: левые, правые и центристские. К правым относят фашизм и консерватизм, центр представлен либерализмом и социал-демократией, а в левой части спектра располагаются социализм, коммунизм и анархизм. Крайний левый фланг спектра занят анархизмом, а крайний правый — фашизмом. Данная терминология восходит корнями ко временам Великой французской революции конца XVIII века, когда «левой» была революция, а «правой» — реакция.


Термины «правый», «левый» и «центр» не имеют чёткого определения, однако широко используются для обозначения позиции, которую занимают различные идеологии в отношении политических, экономических и социальных изменений. Правые исторически изменениям противятся, предпочитая следовать сложившимся традициям, сохранять установившийся порядок вещей. Левые, напротив, приветствуют изменения как необходимый элемент развития, призванный улучшить условия человеческого существования. Центр политического спектра также ассоциируется с изменениями, однако желает проводить их постепенно в рамках существующей экономической и политической структуры, той самой, которую левые рассматривают как препятствие к построению более совершенного общества.


Понятие политического спектра применимо к идеологиям, но не к политическим системам или практике политических действий, с которыми идеологии могут ассоциироваться. И коммунизм, и фашизм, расположенные на противоположных флангах политического спектра, ассоциируются с тоталитарной политической системой, в рамках которой граждане лишены многих гражданских и политических прав, а свобода личности приносится в жертву общественным интересам, как их определяет государство. Между тем природа общества, с которым ассоциируется каждая из этих двух идеологий, совершенно различна (см. схема 1 и рис. 1).

Схема 1. Левые и правые политические системы и их истоки

Рис. 1. Левые и правые идеологии

Политические партии 

В 1960-е гг. на волне массовых молодёжных протестных движений активизировались крайне левые и крайне правые политические силы, в том числе и экстремистского характера, использовавшие террористические методы борьбы. Последующее десятилетие в Италии, ФРГ и Испании получило название «свинцовые семидесятые» из-за разгула уличного насилия и политического терроризма. Однако большая часть населения этих стран не разделяла идей экстремистов, и к 1980-м гг. ультралевое и ультраправое террористическое подполье было разгромлено.

 

Новая активизация крайне правых и радикально-националистических сил произошла в начале XXI века. Она была обусловлена проблемами, возникшими из-за массовой миграции в Западную Европу из стран третьего мира. Тем не менее крайне правые партии в странах Запада остаются маргинальными. Они обретают значительное влияние лишь в том случае, если стараются избавиться от прежнего имиджа и эволюционируют к умеренному консервативному национализму, например, Национальный фронт во Франции (см. таблицу № 1).

 

Таблица № 1. Развитие партийно-политической системы стран Запада во второй половине XX — начале XXI в. 

 

Параметры сравнения 

Консерваторы

Либералы

Социалисты

Политические партии 

Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз Германии

Демократическая партия США, Либеральная партия Великобритании, Свободная демократическая партия Германии

Лейбористская партия Великобритании, Социал-демократическая партия Германии, Социалистическая партия Франции

Международные объединения 

Международный демократический союз (учреждён в 1983 г.)

Либеральный Интернационал (учреждён в 1947 г.)

 

Прогрессивный альянс  (учреждён  в 2013 г.)

Социалистический Интернационал (учреждён в 1951 г.)

 

Прогрессивный альянс  (учреждён  в 2013 г.)

Особенности положения партий 

Одна из партий двухпартийной системы, или партии, составляющие правоцентристские коалиции в многопартийной системе.

Утратили прежнее влияние в большинстве стран Европы, но участвовали в политической жизни, входя в коалиции с консерваторами и социалистами.

Одна из партий двухпартийной системы или партии, составляющие левоцентристские коалиции в многопартийной системе.

Изменения в идеологии после Второй мировой войны.

Распространение христианско-демократической идеологии, основанной на сочетании либеральной демократии с христианским этическим и социальным учением. 

Размежевание право- и леволиберальных политических сил, сближение первых с консерваторами, а вторых с социал-демократами.

Отказ от классового подхода и антикапиталистических лозунгов (к концу XX в. и от требований национализации) и переход к социальному либерализму.


Контрольные вопросы

 

  1. С чем связано формирование политических партий?
  2. По какому признаку политические партии делятся на правящие и оппозиционные?
  3. Свобода и независимость — это основополагающие признаки какой идеологии?
  4. Верны ли следующие суждения о политических идеологиях:

А. современная социал-демократия выступает за социальную справедливость при сохранении частной собственности.

Б. либерализм выступает за сохранение традиционных устоев в экономике и социальной жизни?

 

1. Верно только А.

2. Верно только Б. 

3. Оба суждения верны.

4. Оба суждения неверны.


 

Предыдущий урок
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Политика «третьего пути»
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Перестановки

    Алгебра

  • Применение производной к построению графиков функций

    Алгебра

  • Тема любви в рассказах И.А. Бунина

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке