Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Франция: от Ш. де Голля до Макрона

Мир после Второй мировой войны

14.12.2024
3345
0

Франция: от Шарля де Голля до Макрона

 

План урока

  • Временный режим (1944–1946)
  • Четвёртая республика (1946–1958)
  • Пятая республика. Президент Ш. де Голль (1958–1969)
  • Майский кризис 1968 г. и отставка Ш. де Голля
  • Президент В. Жискар д’Эстен (1974–1981)
  • Президент Ф. Миттеран (1981–1995)
  • Президент Ж. Ширак (1995–2007)
  • Президент Н. Саркози (2007–2012)
  • Президент Ф. Олланд (2012–2017)
  • Президент Э. Макрон
  • Внешняя политика Франции

Цели урока

  • знать основные события истории Франции после Второй мировой войны
  • знать значение понятий: голлисты, гошисты, деволюция
  • уметь анализировать политическую систему Пятой республики

Разминка

  • С названием какого города ассоциируется самое тяжёлое поражение англо-французских войск во Второй мировой войне?
  • Что подразумевает термин коллаборационист?
  • В каком году была создана Организация Объединённых Наций?

 

Вступление

 

После окончания Второй мировой войны политическая жизнь Франции была весьма нестабильной. Хотя Франция вошла в число стран-лидеров Антигитлеровской коалиции с 1944 года и считается одной из стран-победительниц во Второй Мировой войне, воспоминания о сокрушительном поражении 1940 г. и сотрудничестве многих государственных чиновников, военных и предпринимателей с оккупантами и режимом Петена были серьёзной национальной травмой. Бывшие союзники по Сопротивлению — коммунисты, социалисты, либеральные демократы, сторонники де Голля — предлагали разные, противоречащие друг другу пути к новой Франции. Во французских колониях происходил подъём национально-освободительных движений, но, в отличие от Великобритании, власти Франции не смогли смириться с утратой положения колониальной империи. 

Временный режим (1944–1946)

Рис. 1. Шарль де Голль

При Временном режиме Францией управляло Временное правительство под руководством генерала Шарля де Голля (1890–1970) (см. рис. 1).  Проводя политику национализации, Временное правительство выкупало у владельцев электростанции, угольные шахты, авиационные и страховые компании. Было восстановлено социальное законодательство времён правительства Народного фронта, восстановили демократический строй.

 

В октябре 1945 года провели выборы в Учредительное собрание. Шарль де Голль предложил создать президентскую республику по образцу Соединённых Штатов. Но в политической борьбе вокруг проекта новой конституции де Голль проиграл и ушёл в отставку. 

Четвёртая республика (1946–1958)

Политический режим, установившийся после отставки де Голля, получил название Четвёртая республика. В Конституции 1946 г. провозглашалось равенство прав и обязанностей жителей Франции и колоний, входивших во «Французский союз». Парламент получал право контроля за работой правительства и избрания президента.

 

Ни одна из партий не имела большинства в парламенте, это де­лало все без исключения кабинеты неустойчивыми и неспособны­ми справиться с ситуацией. За 11 послевоенных лет сменилось 22 коалиционных правительства. В этих условиях голлисты, доби­вавшиеся расширения президентских полномочий, набирали всё большую по­пулярность.

 

Несмотря на внутренние неурядицы, Франция проводила энергичную внеш­нюю политику. 

 

В разгар холодной вой­ны она придерживалась принципов «атлантизма»  (следование линии Североатлантического пакта): вступила в НАТО, поддержала американское участие в граж­данское войне в Корее, активно участво­вала в гонке вооружений и предоставила место для американских баз и штаб-квартиры Северного альянса.


Голлизм — от фр. Gaullisme — французская политическая идеология, основанная на идеях и действиях генерала де Голля. 


В 1946–1954 гг. Франция вела колони­альную войну в Индокитае, стоившую стране множества жизней и денег. После разгрома вьетнамцами под Дьенбьенфу французам пришлось согласиться на прекращение боевых действий. В ноябре 1954 г. французская армия на­чала жестокое подавление восстания алжирских сторонников неза­висимости.

 

Париж признал независимость Туниса и Марокко и предоставил местное самоуправление жителям колоний в Тропической Африке. Но в 1956 г. французы участвовали в агрессии против Египта. Полмиллиона француз­ских военных проводили массовые «зачистки» населённых пунктов и рас­стрелы повстанцев в Алжире. Армия подозревала правительство в готовно­сти договориться с алжирцами и требовала войны «до победного конца».  

 

13 мая 1958 г. парашютные части в Алжире подняли мятеж и по­требовали передать власть де Голлю. Генерал согласился взять на се­бя управление Францией при условии предоставления ему чрезвы­чайных полномочий и отмены Конституции. Многочисленные де­монстрации голлистов требовали возвращения «спасителя страны» к власти.

Пятая республика. Президент Ш. де Голль (1958–1969)

1 июня 1958 года парламент предоставил правительству де Голля чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой кон­ституции. Четвёртая республика прекратила своё существование. На смену ей пришла Пятая республика.

 

Принимая власть, Шарль де Голль говорил, обращаясь к нации: «...Вот уже двенадцать лет как Франция старается разрешить проблемы, непо­сильные для режима партий, и идёт к катастрофе. Некогда в тяжёлый час страна доверилась мне с тем, чтобы я повёл её к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия Республики».

 

Новая Конституция Пятой республики, одобренная на референ­думе в 1958 году почти 80 % избирателей, резко расширила права президента, которого теперь избирали прямым голосованием. Президент полу­чал право роспуска парламента, руководства вооружёнными сила­ми и назначения премьер-министра. Законы вступали в силу только после их подписи главой государства. Выборы, прошедшие в том же году, принесли победу голлистам — «Союзу в защиту новой респуб­лики» (ЮНР). В декабре 1958 г. де Голль был избран главой государ­ства. Его правительство состояло из представителей нескольких партий, но ключевые посты достались только ближайшим соратни­кам генерала. Решения по многим вопросам президент принимал лично, не совещаясь с кабинетом.

 

В «деголлевское десятилетие» Франция достигла первых поло­жительных результатов от вступления страны в альянс европей­ских стран. Французская промышленность была глубоко затронута процессом НТР. Резко увеличилось производство минеральных удобрений, автомобилей и тракторов. Франция стала вторым в мире экспортёром продовольствия. Однако по-прежнему во Франции более 80 % предприятий оставались мелкими. Низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу нередко выполняли иностран­цы — выходцы из бывших колоний.

Завершение алжирской войны

В 1958 г. все французские колонии (кроме Алжира) голосовали на референдуме, выбирая, остаться им во «Французском союзе» или получить независимость. В октябре независимость получила за­падноафриканская Гвинея. В 1960 г. независимость провозгласили ещё 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке.

 

В Алжире же каждый девятый житель провинции являлся европейцем и твёрдо поддерживал лозунг «Алжир был, есть и оста­нется французским». Но президент де Голль понимал: противостоя­ние не может длиться вечно. В сентябре 1959 г. он публично признал право Алжира на самоопределение. В январе следующего года часть алжирских французов, обвинив президента в предательстве, подня­ла мятеж. Но массовое движение в поддержку де Голля в континен­тальной Франции заставило бунтовщиков сложить оружие.

 

В апреле 1961 г. в Алжире вспыхнул новый мя­теж. Верные правительству армейские части ликвидировали его, но часть бун­товщиков создала нелегальную «Органи­зацию тайной армии» (ОАС), организо­вавшую несколько неудачных покушений на президента. Де Голль проявил твёр­дость и 18 марта 1962 г. подписал с пред­ставителями национального алжирского движения Эвианские соглашения. Алжир получил права суверенитета.

 

Внешняя политика Пятой республики была независимой. Возрождая «величие Франции», де Голль добился создания соб­ственного ядерного оружия. В 1966 г. страна вышла из военной ор­ганизации НАТО. Де Голль запретил американцам держать во Франции атомное оружие и высказался против американской вой­ны во Вьетнаме и в других государствах Юго-Восточной Азии. Кроме того, он выступил с идеей «Европы Отечеств» — за единую Европу с сохранением национального суверенитета её участниц.

 

Отношения с СССР существенно улучшились. Де Голль и совет­ский лидер 
Н. С. Хрущёв договорились о торговом, научном и куль­турном сотрудничестве. В то же время Париж настороженно отнёс­ся к размещению советских ракет на Кубе. До 1974 г. Франция отка­зывалась участвовать в Договоре о запрещении ядерного оружия в атмосфере и не желала присоединяться к договору о разоружении в рамках ООН.

  

Режим «личной власти» вызывал недовольство многих партий. Часть из них неодобрительно относились к чрезмерно независи­мой внешней политике де Голля. Но президент добился поддержки со стороны жителей на референдуме. Тогда левые партии начали сближение и выставили единого кандидата на президентских выбо­рах 1965 года — социалиста Франсуа Миттерана. Во втором туре голосования он уступил де Голлю, но собрал 45 % голосов избирателей.

Майский кризис 1968 г. и отставка Ш. де Голля

Многие французы были недовольны ростом безработицы и ин­фляцией в 1968 году. Улучшение условий труда стало одним из главных лозун­гов профсоюзов. Студенты были недовольны устаревшей системой образований и тем, что по окончании вуза всё сложнее становилось найти работу. В Сорбонне и других университетах Франции стреми­тельно росло влияние «гошистов» (крайне левых групп), выдви­нувших лозунг «Будьте реалистами — требуйте невозможного!». Призывая к революции и свержению правительства, «гошисты» срывали занятия, освистывая «буржуазных» профессоров.


Гошисты — от французского gauchisme — обобщённое название французского леворадикального движения 1960-х — начала 1970-х годов. Гошизм подразделяется на два направления: анархическое и троцкистское, оно просуществовало дольше. Социальной базой гошизма были французские студенты. Методы, которые применяли организации, группы и индвидумы, действовавшие в рамках гошизма, зачастую были экстремистскими. При этом гошисты резко критиковали Французскую коммунистическую партию.


3 мая 1968 г. здание Сорбонны было занято бастующими студен­тами, вступившими в рукопашную с полицией. В ночь на 11 мая на парижских улицах появились баррикады, в полицию полетели кам­ни, вдоль тротуаров запылали автомобили. Служители правопоряд­ка, применив силу, вытеснили студентов из центра города. Но тогда по призыву профсоюзов и коммунистов на улицы вышли 600 тыс. рабочих. Участники всеобщей стачки потребовали повышения зар­платы, улучшения социального обеспечения и немедленного пре­кращения репрессий. Прекратили работу около 10 млн французов. Эти события вошли в историю как «Красный май».

 

«Красный май» всего лишь обнажил ряд острых проблем, для революции не было ни малейших условий. Большинство бастую­щих не собиралось захватывать власть, а сам де Голль оставался очень популярен. Стоило правительству пойти на некоторые ус­тупки, как движение пошло на убыль. В конце мая представители профсоюзов, предпринимателей и кабинета министров подписа­ли соглашение об увеличении минимума зарплаты на 35 %, сред­ней зарплаты — на 10 % и пособий по безработице — на 15 %. Од­новременно правительство распустило гошистские организации, депортировало их руководителей из Франции, а около Парижа разместило дополнительные воинские части. На досрочных вы­борах голлисты запугивали избирателей возможной «коммунистической тиранией» и впервые получили абсолютное большин­ство голосов.

 

Де Голль собирался решить экономические проблемы страны с помощью жёсткой программы, одним из пунктов которой была де­вальвация франка. Одновременно он предложил передать часть полномочий регионам и вынес этот вопрос на референдум. 27 апре­ля 1969 г. 52 % французов проголосовали вопреки призыву генера­ла, после чего он немедленно подал в отставку и ушёл из политики.

Президент В. Жискар д’Эстен (1974–1981)

Преемник де Голля Жорж Помпиду в целом продолжил его курс во внешней и внутренней политике, но уделял больше внимания социальным вопросам. Он увеличил социальные пособия и пошёл на уступки профсоюзам, стремясь не допустить повторения событий «Красного мая». После смерти Помпиду в 1974 г. новый кандидат в президенты от голлистской партии «Союз демократов в поддержку республики» потерпел поражение на выборах. Так завершилась эпоха господства голлистов в политической жизни Франции. В 1970-е гг. Франция, как и другие развитые капиталистические страны, столкнулась с кризисом индустриального общества, ростом инфляции и безработицы. Как вы знаете, США и Великобритания сумели преодолеть кризис с помощью неконсервативных реформ, на смену которым пришла политика «третьего пути». Во Франции осуществление этих реформ имело свою специфику.  

[img url='/upload/71dzoiLiSJil_2.jpg' name='Рис. 2. Валери Жискар д'Эстен, 1978 г., фотографы из персонала Белого дома' width='40' float='right']

В 1974 году президентом французской республики становится Валери Жискар д’Эстен (см. рис. 2), спустя несколько лет он начинает своё стратегическое отдаление от голлистов и лидеров правого движения во Франции: формирует политический центр во французской общественно-политической жизни. Тот стабильный центр, полюс для притяжения правых и левых, которого никогда прежде не было во Франции. Фактически это проявление в тех реалиях идей «третьего пути», положенных на французскую историческую специфику. Политика на посту президента Жискар д’Эстена отличалась определённой спецификой. Жискар д’Эстен не принадлежал к правым политическим кругам, что создало условия для активного сближения с СССР. С Москвой его связывали тёплые отношения: он часто встречался с советским руководством, с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. С последним у него сформировался хороший личный контакт и взаимопонимание. Он сблизился с СССР и стал проводить конструктивную и стабильную политику в этом направлении. Одновременно он прекратил активное финансирование французской Африки и сосредоточился на делах Франции и европейского континента. При этом остановил распад остатков французской колониальной империи, сохранив за Францией ряд регионов в важнейших областях мировой ойкумены. В целом время его правления отличалось определённой жёсткостью в руководстве страной. Его часто обвиняли в авторитарном методе решения политических вопросов и отказе от компромиссов. Последнее обстоятельство оттолкнуло от него очень многих правовых последователей генерала де Голля. Будучи президентом Франции, Валери Жискар д'Эстен создаёт новую политическую силу — правоцентристскую партию, сыгравшую важную роль в Новейшей истории Франции. Союз за французскую демократию (Union pour la Démocratie Française) начинался в 1978 году как группа поддержки Жискар д'Эстена и противовес голлистам на правом фланге. Позднее это движение сформировалось в крупнейшую французскую партию, оттянувшую на себя весь правоцентристский и центристский электорат. Сегодня её лидер — Франсуа Байру. Партия была создана на основе широкого общественно-политического движения. В него вошли такие силы, как Республиканская партия Франции, Центр социальных демократов, Партия радикал-социалистов, в том числе, кстати, и правые радикалы, партия социал-демократов. Социальной опорой этого движения стала крупная промышленная и финансовая элита, влиятельная буржуазия, высшие государственные чиновники, мелкая и средняя буржуазия, а также верхушка научно-технической интеллигенции. Основным политическим и экономическим кредо этой политической силы стало следующее убеждение: «Францией нужно управлять с центристских позиций». На тот период эта позиция была верна, ибо французская республика времён второй половины ХХ века была поляризована до крайности. Её раздирали полярные политические противоречия, идеи, политические силы, неспособные к какому-нибудь политическому компромиссу. Активно поддерживая французскую элиту и стратегию финансово-промышленной олигархии, в восьмидесятые и девяностые годы ХХ века эта политическая сила выступает как альтернатива политике следующего президента Франции — социалиста Франсуа Миттерана. Вся её стратегия строится на основе так называемого передового либерализма и одновременно сочетается с т. н. буржуазным реформизмом. Всё время существования этой политической силы между ней и Объединением в поддержку Республики (то есть сторонниками генерала де Голля) по некоторым вопросам существовали серьёзные политические разногласия, что не позволило им объединиться в одно целое. Возвращаясь к президентству Валери Жискар д'Эстена, отметим, что он сделал много важного и знакового для Французской Республики и для Европы в целом. Он и его администрация активно обустраивала Францию новыми скоростными магистралями, строила АЭС, новые крупнейшие заводы и предприятия ВПК. Валовой продукт, созданный во Франции в этот период, позволил ей стать четвёртой по силе державой мира и обойти в многовековом споре Великобританию, оттеснённую на пятое место. При Валери Жискар д'Эстене Франция становится у руля политических процессов в Европе. Британия ещё находится в рамках своего атлантического проекта, активно сотрудничая с США и своим Содружеством наций. ФРГ, далёкая от надежд на объединение с ГДР, сильна в экономическом плане, но в плане политическом намного уступает весу Французской Республики. Итак, мы видим лидирующую роль Франции. Она сильна и успешна, и за этим стоит политика французского президента от СФД. В этот период начинаются и важнейшие геополитические изменения в Европе, послужившие в дальнейшем основой для создания ЕС. В этот период Валери Жискар д'Эстен — наиболее убеждённый лоббист панъевропейского движения и создания Великой Европы. В 1981 году Валери Жискар д'Эстен баллотируется на второй президентский срок, но терпит поражение от социалиста Франсуа Миттерана. В этом событии он обвинил Жака Ширака — молодого правого голлиста, который отобрал у него голоса правых и правоцентристских избирателей. Растущая сила социалистов, созданных из секций социалистического интернационала, левых и анархических движений, в 1971 году оттесняет СФД от власти в Пятой республике. Начинается эпоха социалистов и их харизматического лидера Франсуа Миттерана, на корню изменившего социально-политический ландшафт Франции.

[/img]

Президент Ф. Миттеран (1981–1995)

Преемники де Голля ослабляли созданную им систему государственного регулирования экономики, сокращали социальные программы. Они отказались от проводимой им внутренней и внешней политики, признали мировое политическое лидерство США и в дальнейшем только усиливали проамериканский курс. Вместе с Германией Франция заняла ведущее положение в Европейском Союзе.

 

В 1981 г. к власти пришли социалисты. Президентом страны стал Франсуа Миттеран (см. рис. 3). Во Франции начался так называемый «левый эксперимент». В соответствии с новым курсом были расширены права профсоюзов, сокращён пенсионный возраст, увеличены минимальная заработная плата и пособия по безработице, «заморожены» цены на некоторые товары массового потребления, произведена национализация крупнейших и передовых отраслей промышленности. Реформы требовали больших средств и проводились за счёт государства. Это привело к бюджетному дефициту и инфляции. Поэтому в 1983 г. реформы были приостановлены.

 

С этого времени правящие круги Франции проводили политику, направленную на сокращение государственного сектора экономики и социальных программ. 

Это соответствовало основным направлениям «неоконсервативной революции». 

Рис. 3. Митерран (справа) на встрече с маршалом Петеном 15 октября 1942 г., автор неизвестен

После очередной волны приватизации в 1993 г. во Франции в государственной собственности остались только железные дороги, метро, часть телевидения и некоторые угольные шахты.

 

В результате безработица приобрела массовый характер, выросла социальная дифференциация — 10 % французов владеют 50 % всего общественного богатства. На фоне ухудшения экономического положения сформировалась новая социально неустроенная общественная группа — мигранты, которые не имели полной гарантированной занятости.

 

В 2015 г. во Франции обострился миграционный кризис из-за чрезвычайно большого потока беженцев из государств Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Но французский крупный бизнес, как и в целом европейский, открыто признал, что для него этот приток мигрантов стал настоящим подарком, обеспечивающим дешёвую рабочую силу.

Президент Ж. Ширак (1995–2007)

Рис. 4. Жак Ширак

Жак Ширак (см. рис. 4) возглавлял Францию на протяжении 12 лет. Его президентство стало вторым по продолжительности в стране после 14-летнего правления Миттерана. Первый срок Ширака длился с 1995 по 2002 год. При Шираке срок президентских полномочий во Франции был сокращён с семи до пяти лет. Он стал последним президентом с семилетним сроком и первым президентом, избранным на пятилетний срок. Уже во время первого срока Ширака критиковали за непоследовательность экономической политики и невыполнение предвыборных обещаний. Франция при нём вернулась к политике голлизма и несколько дистанцировалась от США. 

 

Второй срок Ширака длился с 2002 по 2007 год. Выборы политику удалось выиграть благодаря неожиданному выходу во второй тур лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена. В результате Ширак, имевший довольно низкий рейтинг, получил 82 % голосов.

Перед вторым туром почти все левые партии призвали своих сторонников проголосовать за Ширака под лозунгами: «за вора, но не за фашиста». В дальнейшем рейтинг Ширака оставался низким и не превышал 35 % поддержки. В целом второе президентство Ширака сопровождалось ростом коррупции в государственном аппарате.

 

Летом 1995 г. Ширак возобновил подземные ядерные испытания на атолле Муруроа. В начале 1996 г. он объявил об окончании испытаний.

 

Продолжилось сближение с США. Франция участвовала в операции в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН, и полностью поддержала военное присутствие США в Афганистане в 2001–2002 гг.

 

В октябре 1997 г. Франция подписала Амстердамский договор, дополняющий Маастрихтский и предусматривающий расширение полномочий и укрепление роли Европарламента. С 1 января 1999 года во Франции вошла в обращение валюта евро, сначала только в безналичных расчётах. С 1 января 2002 г. страны ЕС перешли на евро.

 

Основной партнёр Германия, дружественные отношения с Россией.

 

В мае 2005 года состоялся референдум по принятию текста Конституции Евросоюза. Против проголосовало 55 % избирателей, что наложило серьёзный отпечаток на престиж Ширака и партии ЮМП. В результате 31 мая 2005 года премьер-министром был назначен Доминик де Вильпен. Главной задачей нового кабинета оставалось сокращение безработицы, которая продолжала держаться на уровне 10 %. Де Вильпен объявил программу «100 дней», за этот промежуток времени он обещал принять серьёзные шаги по сокращению безработицы.

 

Гораздо более серьёзно подорвали престиж власти события октября – ноября 2005 года, когда произошли массовые беспорядки на окраинах Парижа и других крупных городов, учинённые иммигрантами из Северной Африки. В результате были подожжены сотни машин и разрушены магазины. Бастующие выступали против дискриминации и безработицы. Были убиты 2 иммигранта из бедного пригорода Парижа, по слухам они погибли от рук полицейских. Впоследствии Ширак заявил, что мусульманское население недостаточно интегрировано во французское общество.

 

В марте 2006 года по стране прокатились студенческие акции протеста против принятия нового закона, согласно которому работодатели получали возможность заключать с молодыми работниками моложе 26 лет договор на 2 года, в течение которых работодатель мог уволить работника без объяснения причин. В акциях протеста участвовало 600 000 человек. Критики закона говорили, что это приведёт к появлению нового класса «одноразовых работников». В конце концов, закон не был принят. И события весны 2006 негативным образом повлияли на имидж Доминика де Вильпена.

 

В мае 2007 г. Ширак сложил с себя президентские полномочия и покинул Елисейский дворец. Он публично поддержал кандидатуру Николя Саркози. После президентства политик пожизненно вошёл в Конституционный совет Франции. 

Президент Н. Саркози (2007–2012), президент Ф. Олланд (2012–2017), президент Э. Макрон (с 2017 г.)

Рис. 5. Николя Саркози

Главными проблемами французского общества к началу XXI в. стали рост безработицы, незаинтересованность предпринимателей в создании новых рабочих мест, а также мигранты из арабских стран, несущие угрозу терроризма и социальной нестабильности. Во время предвыборной кампании в 2007 г. кандидат от правых сил Николя Саркози (см. рис. 5) пообещал решить эти проблемы с помощью либерализации экономики, ограничения въезда мигрантов во Францию и предотвращения уличных беспорядков арабской молодёжи. Предвыборная программа Саркози обеспечила ему победу на выборах (см. таблицу 1).

 

Таблица № 1. Правление последних трёх президентов Франции

 

Президент

Николя Саркози 

Франсуа Олланд 

Эммануэль Макрон 

Партия власти 

Союз за народное движение

Социалистическая партия 

Вперёд, республика

Политические

реформы 

Конституционная реформа (2008) ограничила власть президента, расширила полномочия парламента и обеспечила права граждан в контроле над властью.

Социально-экономические 

реформы

1. Реформа социального обеспечения (2008): сокращены пособия по безработице для отказавшихся от «разумных» предложений работы, работодатели получили право увеличивать рабочую неделю до 44 часов по соглашению с работниками.

2. Сокращения госслужащих, медсестёр, судей, учителей, военных.

3. Пенсионная реформа: досрочно вышедшие на пенсию работники лишены ряда льгот.

1. Отмена пенсионной реформы Саркози.

2. Установлен 75 % налог на доходы свыше 1 млрд евро (2012). Но в 2015 г. по решению Конституционного суда этот закон был отменён.

3. Новый закон о трудоустройстве (2015): возможность любого увеличения рабочей недели по соглашению с работниками, расширение возможностей для увольнения, уменьшение выходного пособия.

Реформа Трудового кодекса (2017): упрощена процедура увольнений, снижены компенсации при увольнении, работодатели получили право переводить работников на временные контракты, вопросы организации и оплаты труда стали решаться на предприятиях, минуя отраслевые профсоюзы.

Снижен корпоративный налог, отменены налоги на имущество и владение акциями. 

Внешняя политика Франции

После окончания Второй мировой войны состояние Франции оказалось крайне тяжёлым. Государственные структуры, созданные режимом Виши, были разрушены.


Шарль де Голль хотел вести самостоятельную внешнюю политику, не оглядываясь на мнение США. В 1960 году в Сахаре были проведены первые испытания французского ядерного оружия. Президент иногда лично посещал испытательные полигоны. В 1966 году Франция вышла из НАТО. И с этого времени правительство заняло резко антиамериканскую позицию. Шарль де Голль хотел создать в Европе объединение, которое могло бы стать альтернативой НАТО. Он стал налаживать отношения с соседними государствами. Де Голль пошёл на примирение с Германией, что вызвало удивление в мире, ведь Франция воевала с этим государством в двух войнах. ФРГ требовалась поддержка, а также признание её статуса через заключение договора с СССР. Де Голль вызвался стать посредником. В 1962 году он посетил ФРГ.

 

При Ф. Миттеране Франция вместе с ФРГ активно участвовала в процессах европейской интеграции. Миттеран способствовал ратификации французским парламентом Маастрихтского договора о создании Европейского Союза. В 1996 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО, в 2002 г. ввела в стране общеевропейскую валюту евро, но отвергла Конституцию ЕС на референдуме в 2005 г.

 

По предложению Эммануэля Макрона было заключено соглашение о создании Сил быстрого реагирования, которые способны действовать по всему миру. 
В 2018 г.  его подписали 9 стран (Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Эстония, Испания и Португалия).


После Второй мировой войны Франция прошла сложный путь развития. Четвёртая республика оказалась не той моделью французского государства, которая способствовала бы преодолению проблем и обеспечила развитие страны. Распад французской колониальной империи вызвал кризис Четвёртой республики. Определяющая роль в становлении новой модели французского государства принадлежит Ш. де Голлю. Заложенный им фундамент Пятой республики выдержал испытание временем. На сегодня Франция является одной из ведущих стран мира, одной из главных движущих сил европейской интеграции.
 


Контрольные вопросы

 

  1. Какие внешние и внутреннее факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?
  2. Какие мероприятия осуществило Временное правительство Шарля де Голля в освобождённой Франции?
  3. Назовите причины «майского кризиса» 1968 года.
  4. Сколько лет Франция находилась в НАТО до момента её выхода из альянса?
  5. Представителем какой партии был Николя Саркози?


Предыдущий урок
Гражданское общество. Социальные движения во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Международные отношения в 1960—1980-е гг.
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Металлы

    Химия

  • Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь

    Химия

  • Формы естественного отбора

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке