Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великобритания во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Мир после Второй мировой войны

23.04.2024
4479
0

Великобритания во второй половине ХХ — начале ХХI вв.

 

План урока

  • Лейбористы у власти 1945–1951 гг.
  • Политический маятник
  • «Консервативная революция» М. Тэтчер
  • «Третий путь» Энтони Блэра и Гордона Брауна
  • Премьер-министры Д. Кэмерон, Т. Мэй и Б. Джонсон
  • Этнические проблемы. Конституционная реформа
  • Внешняя политика Великобритании

 

Цели урока

  • знать основные события истории Великобритании после Второй мировой войны
  • уметь формулировать специфику британского «политического маятника»
  • знать причины политического кризиса в Великобритании, вызванного вопросом о выходе из Евросоюза во второй половине 2010-х гг.

 

Разминка

  • Кто автор слов: «Мы защитим наш остров любой ценой, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться в местах высадки, мы будем сражаться в полях, на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы никогда не сдадимся»?
  • Назовите государства, подписавшие Мюнхенские соглашения 1938 года.
  • Какие события вошли в историю под названием «Битва за Англию»?

 

Вступление

 

После Второй мировой войны, в ходе которой Великобритания потеряла 25 % национального богатства, основной проблемой страны было восстановление разрушенной экономики. Осуществить это было чрезвычайно трудно: в 1946 г. государственный долг вырос за годы войны в 3 раза и составлял 23,7 млрд фунтов стерлингов.

 

Лейбористы и консерваторы, сменявшие друг друга у государственного руля, предлагали разные варианты возрождения величия страны.

Лейбористы у власти 1945–1951 гг.

В июле 1945 г. в Великобритании состоялись первые с 1935 г. парламентские выборы (в 1939 г. очередные выборы были отложены до окончания военных действий в Европе). Консерваторы не вели активную предвыборную кампанию, рассчитывая выиграть за счёт возросшего во время Второй мировой войны личного авторитета Уинстона Черчилля. А лейбористы пообещали гражданам разорённой войной страны покончить с бедностью и провести масштабные социальные реформы, что и предопределило их победу на выборах. Внутренняя политика, осуществляемая лейбористским правительством, позволила Великобритании превзойти довоенный уровень производства (см. таблицу 1). Но на выборах 1951 года с незначительным перевесом победила партия консерваторов. 

 

Таблица № 1. Действия правительства Клемента Эттли во внутренней и внешней политике

 

Внутренняя политика

Внешняя политика

  1. Национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, телеграф, радиосвязь, гражданская авиация, водный и железнодорожный транспорт.
  2. Создана система бесплатного медицинского обслуживания.
  3. Введена новая система социального страхования и обеспечения.

  1. Предоставлена независимость почти всем колониям. Большинство бывших колоний вступило в Британское содружество.
  2. Курс на тесное сотрудничество с США, вступление в НАТО.

Политический маятник

Чередование лейбористского и консервативного правительства в Великобритании выглядит следующим образом: 

 

  • 1945–1951 гг. — К. Эттли (лейборист),
  • 1951–1955 гг. — У. Черчилль (консерватор),
  • 1955–1957 гг. — А. Иден (консерватор),
  • 1957–1961 гг. — Г. Макмиллан (консерватор),
  • 1961–1964 гг. — А. Д. Хьюм (консерватор),
  • 1964–1970 гг. — Г. Вильсон (лейборист),
  • 1970–1974 гг. — Э. Хит (консерватор),
  • 1974–1976 гг. — Г. Вильсон (лейборист),
  • 1976–1979 гг. — Д. Каллаген (лейборист).


Политический маятник. Во второй половине ХХ века внутриполитическую ситуацию в Великобритании нередко называли «политическим маятником»: трижды — в 1951–1964, 1970–1974 и 
1979–1997 гг. — правительство возглавляла Консервативная партия и пять раз — в 1945–1951, 1964–1970, 1974–1979, 1997–2007 гг. — Лейбористская партия.


Перед обеими партиями на протяжении всего XX века стояла невероятно трудная задача — преодоление отставания в темпах развития экономики от остальных капиталистических стран. Однако их взгляды на достижение данной задачи существенно расходились.

 

Консерваторы стремились обеспечить экономический рост и социальную стабильность, поэтому приветствовали государственное регулирование. Они так же, как и лейбористы, считали, что без активной роли государства такой рост обеспечить невозможно. Поэтому необходимо не перераспределение от богатых к бедным через налоги, а процветание всего общества в целом. 

 

Лейбористы же стремились к построению «демократического социализма» — общества с социальной защищенностью, широкими гражданскими и социальными правами трудящихся. Они считали важным перераспределение в пользу бедных части национального дохода (см. таблицу 2). 

 

Таблица № 2. Политика лейбористкой и консервативной партий

 

Лейбористы

Консерваторы

Период нахождения у власти

1945–1951, 1964–1970, 1974–1979 гг. 

1951–1964, 1970–1974 гг. 

Схожие черты 

Поддержка государственного регулирования экономики и социального законодательства. 

Различия 

Опора на профсоюзы. Выступали за перераспределение части национального дохода в пользу бедных граждан.

Провозглашали своей целью процветание общества в целом, выступали против повышения налогов.

 

Проводя политику мирного урегулирования отношений с бывшими колониями, Великобритания в 1956 г. отступила от этого курса, попытавшись силовым путём вернуть контроль над важной транспортной артерией, проходившей через одну из бывших колоний, но потерпела поражение (Суэцкий кризис). 

«Консервативная революция» М. Тэтчер 

В результате мирового экономического кризиса 1974–1975 годов британская экономика испытала сильнейшую рецессию, характеризовавшуюся спадом промышленного производства, увеличением безработицы и инфляцией. Так как противокризисные меры правительства не показали достаточной эффективности, в британском обществе назревал конфликт и усиливались позиции неоконсерваторов. В результате этого на проходивших в 1979 году парламентских выборах победу одержала консервативная партия во главе с «железной леди» Маргарет Тэтчер. Благодаря её политике консерваторам удалось беспрецедентно долго удерживаться у власти: с 1979 до 1997 года, причём первые 10 лет бессменным лидером и главой правительства являлась сама Тэтчер (рис. 1). 

Рис. 1. Маргарет Тэтчер

Меры, предпринимаемые правительством 
Маргарет Тэтчер:

  • сокращение государственных расходов, аппарата и социальных программ;
  • поддержка частного предпринимательства как основы экономики;
  • отказ от жёстокой регламентации бизнеса;
  • денационализация (приватизация) нефтяной промышленности, авиапромышленности и грузового транспорта, части коммунальной собственности;
  • ограничение прав на забастовки, сужение сферы деятельности профсоюзов;
  • уменьшение налоговых ставок, увеличение косвенных налогов;
  • поддержка частного образования и здравоохранения.

Политический путь Маргарет Тэтчер

Тэтчер Маргарет Хильда (1925–2013), премьер-министр Великобритании (1979–1990). Родилась 13 октября 1925 г. в городе Грантеме в семье бакалейщика. После окончания школы училась в Оксфордском университете, в 1947–1951 гг. работала химиком-исследователем. В 1950 г. впервые выставила свою кандидатуру на выборах в парламент, но потерпела неудачу. В 1953 г. Тэтчер получила юридическое образование, после чего занималась адвокатской практикой (1954–1957 гг.). В 1959 г. её избрали в парламент. В 1961–1964 гг. Тэтчер занимала пост младшего министра по пенсионному обеспечению и социальному страхованию, в 1970–1974 гг. — пост министра просвещения и науки. После поражения Консервативной партии на выборах (1974) Тэтчер была избрана её лидером. На выборах в мае 1979 г. консерваторы победили, и Тэтчер получила пост премьер-министра. Твёрдость в отстаивании своих взглядов, жёсткость при проведении в жизнь принятых решений закрепили за Тэтчер титул «железной леди».

 

Политика кабинета М. Тэтчер отличалась твёрдостью и решительностью, она учитывала реальные потребности времени. Например, приватизация происходила не «обвально», а в несколько этапов: в 1979–1984 гг. будущим владельцам продавали активы компаний, часть их превращали в «публичные» корпорации. В 1984–1989 гг. акционерами бывших государственных компаний стали индивидуальные собственники. С 1989 г. главное внимание сосредоточилось на экономической эффективности приватизированных предприятий.

 

Тэтчер решительно выступила против так называемого «эгоизма» профсоюзов — забастовок, приводивших к неконтролируемому повышению заработной платы и росту темпов инфляции. С марта 1984 г. до марта 1985 г. длилась забастовка шахтёров, которая потерпела поражение. В 80-е годы в стране значительно ослабилось профсоюзное движение, численность Британского конгресса тред-юнионов сократилась в полтора раза. В то же время снизился авторитет Лейбористской партии. Положительное влияние на экономическое развитие имела растущая добыча нефти в Северном море (около 100 млн тонн ежегодно), что полностью удовлетворяло потребности Англии. Политический курс кабинета М. Тэтчер обеспечил снижение уровня инфляции, сокращение безработицы. Вновь повысились темпы развития британской промышленности. Повысилось благосостояние населения, особенно средних слоёв.

«Третий путь» Энтони Блэра и Гордона Брауна 

Рис. 2. Тони Блэр

В ноябре 1990 г. Тэтчер ушла в отставку.  Новым премьер-министром стал Джон Мейджор, стремившийся сохранить достижения «тэтчеризма». Длительное пребывание у власти консерваторов (18 лет), которые уже ничего не могли предложить нового, надоело англичанам. Их достижения (снижение налогов, приватизация и т. д.) начали ставить им в вину.

 

На этой волне разочарования в консерваторах на выборах 1 мая 1997 г. лейбористы одержали убедительную победу, получив абсолютное большинство мест в обеих палатах парламента. Новым премьер-министром стал Тони Блэр, самый молодой в истории Англии ХХ в. политик (рис. 2).

 

«Третий путь» Э. Блэра представлял собой экономическую политику «смешанного» типа, где государство не только способствовало развитию частной инициативы, но также активно принимало участие в социальных программах, когда это было необходимо (см. таблицу 3).

В 2007 г. новым премьер-министром Великобритании назначен Гордон Браун. Он имел репутацию умеренного евроскептика, принадлежал к социал-демократическому крылу Лейбористской партии (в отличие от социал-либерала Блэра).

 

Таблица № 3. Результаты политики Т. Блэра и Г. Брауна

 

Достижения

Издержки

  1. Самый высокий в мире прожиточный минимум.
  2. Самый высокий среди развитых стран уровень занятости трудоспособного населения.
  3. Развитие частной инициативы, в том числе в сфере здравоохранения, коммунального обслуживания и других областях, где ранее господствовало государство.
  4. Развитие гражданского общества, в том числе волонтёрства в области борьбы с бедностью.
  5. За счёт распродажи государственной собственности и введения налогов для богатых удалось смягчить последствия экономического кризиса 2008 г.

  1. Чрезмерно высокие социальные расходы.
  2. Поощрение иждивенческого образа жизни живущих на пособие по безработице.

Премьер-министры Д. Кэмерон, Т. Мэй и Б. Джонсон

В 2010-е гг. одной из главных составляющих британской политической жизни стал конфликт между евроскептиками (сторонниками выхода из Евросоюза) и еврооптимистами (сторонниками сохранения членства в ЕС), расколовший общество почти пополам (см. таблицу 4).

 

Таблица № 4. Сравнение действий правительств Д. Кэмерона, Т. Мэй 
и Б. Джонсона

 

Премьер-министр

Дэвид Кэмерон

Тереза Мэй

Борис Джонсон

Партия

Консервативная партия 

Период правления 

2010–2016 гг.

2016–2019 гг.

С 2019 г. 

Отношение к вопросу о членстве в ЕС

Против Брексита 

За «мягкий» Брексит

За «жёсткий» Брексит

Основные действия во внутренней политике 

1. Уменьшены социальные выплаты.
2. Реформа социальной системы: все социальные пособия сведены в один платёж на базе пособия по безработице в размере средней зарплаты.
3. Реформа здравоохранения и образования (расширение частной инициативы и сокращение государственного регулирования).
4. Инициатива проведения референдума о Брексите и отставка после победы его сторонников.

1. Начало процедуры выхода из Евросоюза.

2. Меры по привлечению в страну капиталов для того, чтобы сгладить последствия Брексита: снижен корпоративный налог, принята программа развития «инфраструктуры инноваций».

3. Введены меры против притока мигрантов.

4. Предложен план «мягкого» Брексита. Отставка после его отклонения парламентом.

Принят закон о «жёстком» Брексите. Выход Великобритании из Евросоюза. 


Брексит — это выход Великобритании из Европейского союза. Данное сокращение образовано от английских слов Britain «Британия» и exit «выход». Великобритания покинула Евросоюз 31 января 2020 года в 23:00 по лондонскому времени. Основание — результаты консультативного референдума 23 июня 2016 года, в котором 51,9 % проголосовавших поддержали выход Великобритании из ЕС.


Этнические проблемы. Конституционная реформа

После того как в 1949 году была образована Ирландская республика (Великобритания наконец признала независимость Ирландии), проблема Ольстера (шесть графств на севере Ирландии) превратилась в одну из наиболее болезненных для Великобритании. В 1968 г. развернулось массовое движение католиков (они составляют меньшинство) за гражданские права. После того как одна из демонстраций была разогнана полицией, конфликт перешёл в стадию массовых уличных беспорядков. Правительством Великобритании было принято решение о вводе в Ольстер армии. В результате столкновений с армией и полицией, а также от рук террористов ИРА (Ирландская Республиканская Армия) погибло несколько тысяч человек. Только с 1990-х годов начался процесс продвижения католиков и протестантов Ольстера по пути формирования совместной администрации. Правительство Блэра достигло значительных успехов в решении данной конфликтной ситуации. В 1998 году в результате трёхсторонних переговоров правительств Великобритании, Ирландии и ирландской националистической партии «Шинн фейн» было подписано мирное соглашение по Ольстеру. Ирландия отказалась от претензий на Северную Ирландию, последней возвращалась автономия, из неё была выведена часть британских войск. Для принятия какого-либо решения парламентом Северной Ирландии теперь было необходимо согласие большинства депутатов как от католической, так и от протестантской общины. ИРА отказалась от террористической борьбы и разоружилась, другие террористические группировки последовали её примеру или были разгромлены. 

 

Под конституционной реформой в Великобритании традиционно понимают принятые в 1997–2010 гг. законы по конституционно значимым вопросам в процессе реализации правительственной программы лейбористов. Не случайно её часто именуют «наследием Т. Блэра». Вместе с тем конституционные изменения в Великобритании не ограничиваются собственно законодательством указанного периода. Исторически сложилось, что законодательство не является единственным правовым источником британской конституции, её содержание и развитие определяется также общим правом, парламентскими соглашениями и доктриной. Несмотря на увеличение числа законодательных актов в сфере публичного права в последнее время, конституция Соединённого Королевства по-прежнему остаётся неписанной. 

 

Главным пунктом объявленной реформы стало, безусловно, упразднение поста лорд-канцлера Великобритании, а вместе с ним — демонтаж высшей судебной системы, просуществовавшей более 800 лет. Лорд-канцлер был одновременно главой судебной системы (он же назначал всех судей), председателем верхней палаты парламента и являлся членом кабинета министров. Многие лейбористы давно указывали, что такое положение вещей грубо нарушает принцип разделения властей.

 

Одного лорд-канцлера в новом государственном устройстве Великобритании заменили сразу четыре института. Высшей судебной инстанцией назначен Верховный суд Великобритании. Право назначать судей передано специальной независимой комиссии по судебным назначениям. У верхней палаты парламента будет свой избранный председатель. Наконец, за судебно-правовые вопросы в правительстве будет отвечать новый министр конституционных дел. 

 

Эта реформа стала самой радикальной в государственном устройстве Великобритании с 1911 года, когда кабинет упразднил право вето палаты лордов на принимаемые парламентом законы. Пресс-служба Даунинг-стрит назвала изменения шагом к открытости и модернизации британской конституции.

 

Ещё одним важным изменением стал первый этап реформирования палаты лордов, в соответствии с которым большая часть наследственных лордов была лишена права заседать в палате, и в её составе остались лишь «пожизненные» лорды», назначаемые королевой по личному представлению премьер-министра. 

Внешняя политика Великобритании

После окончания Второй мировой войны внутри Великобритании росло стремление к прогрессивным переменам, а у народов британских колоний — к национальному освобождению. В стране произошли изменения во внутренней политике. Во внешней политике она стремилась к объединению капиталистических стран для борьбы с социалистическим лагерем и национально-освободительными движениями. Широкое и повсеместное распространение получил английский язык, что привело к усилению влияния британской культуры в мире.

 

Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей. Как и после Первой мировой войны, она приняла активное участие в устройстве послевоенного мира. Но её экономика была ослаблена. Материальный ущерб от войны составлял многие миллиарды фунтов стерлингов. Резко возрос импорт продовольствия и сырья, уменьшился экспорт британских товаров. Страна стала должником США и доминионов. Народы колоний настойчиво требовали независимости, и британцы уже не могли удерживать свои позиции в колониальных владениях. Эту неоднозначность итогов войны для Великобритании У. Черчилль назвал «триумфом и трагедией».

 

В условиях послевоенного подъёма национально-освободительных движений британские правящие круги приняли решение отказаться от применения вооружённой силы с целью сохранения колониальной империи. Такое решение позволило Великобритании избежать колониальных войн и сохранить своё влияние в бывших колониях. Крушение Британской империи не было одномоментным актом, оно растянулось на полтора десятилетия. Независимость получили Индия, Бирма, Цейлон, Малайзия, а также такие крупные африканские страны, как Гана, Нигерия, Кения и др.

 

В области внешней политики послевоенные консерваторы исходили из того, что Великобритания должна играть ведущую роль в международных делах в качестве великой державы. Большое внимание уделялось укреплению сотрудничества с США.

Правительство Черчилля поощряло исследования в области атомной энергии. В 1952 г. британцы испытали свою первую атомную бомбу. Однако в 1956 г. политика «с позиции силы» потерпела серьёзную неудачу. Участие Великобритании совместно с Францией и Израилем в войне с Египтом за контроль над Суэцким каналом завершилось полным провалом.

 

Во внешней политике консервативное правительство Маргарет Тэтчер также придерживалось жёсткой позиции. Это особенно наглядно проявилось в период военного конфликта с Аргентиной в 1982 г. из-за Фолклендских островов. Для защиты своих интересов Англия направила туда крупные соединения британского флота и авиации.

 

По-прежнему «особые отношения» сохранялись с США. При их посредничестве удалось достигнуть соглашения об отказе Ирландии от претензии на Ольстер. В отношении европейской интеграции М. Тэтчер выступила за сокращение взносов в бюджет Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и против единой сельскохозяйственной политики. Отношения Великобритании с СССР улучшились с началом перестройки.

 

В 1997–2010 гг. у власти находилась лейбористская партия. К этому времени лейбористы идеологически сильно сблизились с консерваторами. Их правительство продолжило курс «жёсткой экономической политики», поддержало войну США против Ирака (2003). В период пребывания консерваторов у власти 
(с 2010 г.) важнейшим событием внутри- и внешнеполитической жизни стало решение о выходе Великобритании из Евросоюза.


Контрольные вопросы

 

  1. Какая партия выиграла первые послевоенные выборы после Второй мировой войны?
  2. Кто был лидером партии лейбористов в 1945 г.?
  3. Что случилось с Английским банком после войны?
  4. Какая британская партия всегда придавала особое значение социальной государственной политике?
  5. Назовите годы правления Маргарет Тэтчер.
  6. Как Маргарет Тэтчер относилась к государственному регулированию экономики и как к профсоюзам?
  7. В каком году Британия признала независимость Ирландии?


Предыдущий урок
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Германия и Италия во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Социальные нормы и отклоняющееся поведение

    Обществознание

  • Обобщающее слово и однородные члены

    Русский язык

  • Геометрический смысл производной

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке