Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Германия и Италия во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Мир после Второй мировой войны

26.04.2024
1910
0

Германия и Италия во второй половине XX — начале XXI вв.

 

План урока

  • Экономическое и политическое развитие ФРГ (1949–1990)
  • Экономическое и политическое развитие ГДР (1949–1990)
  • «Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии
  • Объединённая Германия в 1990-е
  • Канцлер Г. Шрёдер (1998–2005) и канцлер А. Меркель (2005–2021)
  • Провозглашение республики в Италии
  • Центризм и итальянское «экономическое чудо»
  • Левоцентризм и его кризис
  • Провал идеи «третьей фазы»
  • Развал партийной системы
  • Правительство С. Берлускони

 

Цели урока

  • знать основные события истории Германии и Италии после Второй мировой войны
  • знать последствия объединения Германии
  • знать особенности партийно-политической системы Италии и причины её нестабильности
  • уметь анализировать главные проблемы внутренней и внешней политики Германии и Италии

 

Разминка

  • С какого события началась Вторая мировая война?
  • Как политика стран Западной Европы способствовала развязыванию Второй мировой войны?
  • Когда проходила битва за Берлин?
  • Какая военная операция считается окончанием войны в Европе?
  • В результате окончания Второй мировой войны Италия оказалась победительницей или проигравшей?

 

Вступление

 

После окончания Второй мировой войны Германия лежала в руинах. На её территории, оккупированной войсками стран-победительниц, возникли два не признающих друг друга государства с различным социально-экономическим и политическим строем. Спустя полвека Германия вновь стала единым государством. В настоящее время экономика Германии является самой сильной в Европе, из-за чего некоторые евроскептики даже называют её Четвёртым рейхом. 

Экономическое и политическое развитие ФРГ (1949–1990)

Рис. 1. Конрад Аденауэр

В 1946 г. оккупационные власти Германии разрешили создавать политические партии. К тому времени, когда на территории западной зоны оккупации была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ), уже сложилась партийно-политическая система нового государства (см. табл. 1). В 1949 г. канцлером ФРГ стал лидер ХДС Конрад Аденауэр (см. рис. 1).

 

Совместно с министром экономики Л. Эрхардом (см. рис. 2) он занялся разработкой стратегии экономического восстановления. Под их руководством ФРГ приняла участие в создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957), в 1955 г. вступила в НАТО.

Рис. 2. Людвиг Эрхард

Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжёлым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного уровня, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в два раза, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Германия лишилась 25 % своей территории, каждый второй немец не имел работы. Высокая инфляция, карточная система, разорение мелких предпринимателей и спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и сфере производства.

В период подготовки к войне и во время её ведения экономика страны функционировала в условиях жёсткого административного управления. Фактически была ликвидирована экономическая свобода рыночного механизма. Во времена нацистской диктатуры происходило подавление конкуренции и предпринимательской активности. Были отменены все политические свободы и социальные гарантии.

 

В связи с этим основным направлением реформ Л. Эрхарда был возврат к рыночным принципам экономического развития и, в первую очередь, к свободе частного предпринимательства и конкуренции. Идеологической основой реформ было представление Л. Эрхарда о социальном рыночном хозяйстве, сочетающем, с одной стороны, свободу предпринимательства, потребления, выбора видов деятельности, профессии, рабочего места, а с другой — активную экономическую роль государства. Экономические реформы Л. Эрхарда были направлены на развитие экономической свободы, снятие механизмов монопольного влияния на рынок, раскрытие предпринимательского потенциала населения.

 

Новый экономический порядок должен был гармонично сочетать рыночную свободу, государственное регулирование, индивидуализм, социальную ответственность с целью достижения благосостояния для всех. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

 

Решающим условием и фактором общественного развития Л. Эрхард считал человека. Он писал, что представляющийся ему идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизнь, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи». Таким образом, важнейшей задачей государства были не максимизация государственной социальной помощи и распределение социальных благ, а создание условий для развития рыночной экономики и эффективной занятости населения.

 

Реализация экономической политики Л. Эрхарда началась с денежной реформы и реформы цен. 21 июня 1948 г. была проведена денежная реформа, направленная на ликвидацию обесцененных денег и создание твёрдой валюты — валюты, которая могла бы стать стимулом к труду и росту производительности труда.

 

Рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги — дойчмарки. Каждый гражданин страны получал 40 новых марок. Позже эта сумма была увеличена ещё на 20. Пенсия, заработная плата и квартирная плата выплачивались в новых марках в соотношении 1 : 1. Одновременно половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1 : 10, оставшаяся часть была заморожена и позже обменивалась по курсу 1 : 20.

 

Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1 : 10. Им ассигновались денежные средства, необходимые для выплаты первой заработной платы и приобретения оборотных средств, но в дальнейшем они могли развиваться только на основе самостоятельной коммерческой и производственной деятельности. Сокращение денежной массы привело к тому, что предприятия вынуждены были производить качественную, недорогую и действительно нужную потребителям продукцию, на которую они были готовы потратить ограниченные денежные средства.

 

Реформа цен строилась на принципах либерализации. Государство перестало устанавливать твёрдые цены, но продолжало их контролировать. Контроль осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завышению цен, выпуск каталогов «уместных цен», в которых потребители получали информацию о рекомендуемых ценах. Отменялись административное распределение ресурсов и нормативные документы, которые ранее регулировали экономические отношения.

 

Был принят жёсткий антимонопольный закон, защищавший свободную конкуренцию. Он содействовал реализации двух основных принципов социальной рыночной экономики: благосостояние для всех и благосостояние через конкуренцию. Реформы Л. Эрхарда в короткие сроки дали значительные экономические результаты. Всего за два года производство потребительских товаров выросло в два раза, исчез чёрный рынок. Значительный рост производительности труда привёл к росту заработной платы, что снижало влияние инфляции. Ускоренными темпами развивались такие отрасли промышленности, как машиностроение, приборостроение, оптика, электроэнергетика. В 1950 г. (по сравнению с 1936 г.), производство автомобилей увеличилось на 60 %, электроэнергии — на 61,6 %. В 1956 г. объём производства превышал уровень производства 1936 г. в два раза. С 1953 г. цены стабилизировались и даже начали снижаться.

 

В 1947–1949 гг. была проведена аграрная реформа, сократившая число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Высокая интенсивность этой сферы экономики на основе механизации и электрификации привела к росту абсолютных объёмов производства при сокращении численности сельскохозяйственного населения.

Экономическое и политическое развитие ГДР (1949–1990)

После образования ГДР 7 октября 1949 г., СЕПГ — социалистическая единая партия Германии, практически захватившая монополию на государственное и политическое руководство в стране, — взяла курс на построение социалистического общества. Исходной моделью послужила советская система сталинского государственного социализма:

  • аграрная реформа и принудительное кооперирование сельского хозяйства;
  • создание индустриального государственного сектора;
  • обеспечение идеологического единообразия;
  • оформление репрессивного аппарата и мини-ГУЛАГа и т. д.

 

Огосударствление частной собственности, начавшееся ещё до создания ГДР в Восточной Германии с конфискации имущества нацистов и военных преступников, в нач. 50-х гг. XX в. переросло в повальную конфискацию тысяч частных предприятий, магазинов и т. п. Через систему спецлагерей на территории Германии прошло 155 тыс. узников, из них там умерло 42 тыс. человек. Кооперирование сельского хозяйства в ГДР проходило более гибко, чем «коллективизация» в СССР, но также без учёта специфики немецких крестьян 
и т. д.

 

Как следствие ориентации на СССР, в ГДР в 50-е гг. формировалась германская модель административно-командной системы советского типа. Не все жители Восточной Германии были согласны участвовать в эксперименте «построения социализма на немецкой земле». Сказывалось соседство процветающей ФРГ, общие условия международной конфронтации периода «холодной войны», наличие оккупационных советских войск, карточная система распределения продовольствия, противоречивая внутренняя политика СЕПГ и другие явления, явившиеся предпосылками стихийных массовых выступлений в ГДР. Наиболее известное из них произошло вскоре после принятия в ЦК СЕПГ «нового курса на строительство основ социализма», который предусматривал дальнейшее проведение кооперирования сверху, чтобы решить продовольственную проблему и введение более высоких норм выработки на производстве при фактическом занижении оплаты труда. 17 июня 1953 г. на ул. Сталин-Аллее на несанкционированную демонстрацию вышло 100 тыс. человек; в Лейпциге, Герлице, Галле и других городах — ещё 400 тыс. человек. 

 

Одновременно тысячи крестьян в массовом порядке покидали навязанные им силой кооперативы. Экономические требования восставших переплелись с политическими:

  • отставка В. Ульбрихта и его правительства;
  • проведение свободных общегерманских выборов;
  • вывод советских войск и т. д.

Проходит штурм парткомов СЕПГ, полицейских участков, ратуш, тюрем. Началась классическая антитоталитарная революция, направленная против просоветского режима. В те часы казалось, что навязанный Москвой строй уже ничем не спасти: рабочие и крестьяне, которых он, якобы, олицетворял, вынесли ему приговор. Но в дело вмешались советские части. В 13 часов 17 июня 1953 г. член Политбюро ЦК КПСС Лаврентий Берия ввёл в Восточной Германии чрезвычайное положение — против восставших были брошены танки. Многие заводы Берлина, Ростока, Галле, Шпандау, Мерзебурга, Иены и других городов были оккупированы советскими войсками. Начались аресты участников восстания: всего за решётку было посажено 10 тыс. человек; 20 демонстрантов были расстреляны по приговору суда, сотни немцев погибли под траками советских танков. В ГДР началось «закручивание гаек», ставка на репрессивный аппарат.

 

Выступление в ГДР 17 июня 1953 г. было первым ставшим широко известным в мире политическим кризисом в лагере стран, строящих социализм. В дальнейшем формы протеста в ГДР приобретали разнообразное выражение, но наиболее распространённым стала эмиграция — бегство восточногерманских немцев в ФРГ. В ответ на это была закрыта граница, а в Берлине в ночь на 13 августа 1961 г. сооружена печально известная «Берлинская стена», которую охраняли пограничники ГДР, получившие приказ открывать огонь по перебежчикам.

 

В ФРГ лидирующие позиции занимали следующие партии: христианско-демократический союз ХДС и Социал-демократическая партия СДПГ (см. табл. 1). Существовала и либеральная партия — Свободная демократическая партия СвДП, заключавшая альянсы с более крупными партиями. 

 

Таблица №  1. Политические партии ФРГ

 

Партия

Идеология и социальная база 

Положение в начале истории ФРГ 

Христианско-демократический союз (ХДС)

Либеральный консерватизм, стремление объединить все социальные группы на основе христианской этики.

Правящая партия. В коалиции с СвДП имела большинство в бундестаге.

Христианско-социальный союз (ХСС)

Действовала (и действует в настоящее время) только на территории Баварии, на всех выборах блокируется с ХДС и составляет с ней единую фракцию.

Свободная демократическая партия (СвДП) 

Либерализм. Пользовалась поддержкой части интеллигенции и предпринимателей.

Значительно уступала своим влиянием ХДС и СДПГ, но имела свою парламентскую фракцию.

Свободная демократическая партия (СвДП) 

Демократический социализм. До 1959 г. позиционировала себя как партия рабочего класса, затем объявила себя «народной партией» и изъяла из программы упоминание о марксизме.

Главная оппозиционная партия

Коммунистическая партия Германии (КПГ)

Марксизм-ленинизм

Не пользовалась большим влиянием. Подвергалась преследованиям, в 1956 г. была запрещена как подрывающая демократический строй. 

«Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии

В 1970–1980-е гг. в ГДР удалось сохранить относительно высокий уровень материального благосостояния населения. Она стала образцовой «витриной» социалистического лагеря в Европе. Однако восточногерманская экономика была зависима от внешней помощи. Население всё больше ориентировалось на западные потребительские стандарты и на уровень жизни в ФРГ.

 

В 1982 году кресло канцлера ФРГ занял лидер партии Христианско-демократический союз Гельмут Коль, пробывший на этом посту до 1998 года (см. рис. 3). Примерно в конце 1970-х годов вокруг фигуры Коля, уже бывшего на тот момент лидером ХДС, сплотились его сторонники и единомышленники, совместно с которыми Коль начал формировать новую неоконсервативную философию. 

 

Правительство Коля начало работу с внедрения прогрессивных реформ: сокращения государственного регулирования и социальных программ, возрождения рыночной экономики, предоставления широких льгот малому и среднему бизнесу, а также жёсткой монетарной политики, что позволило укрепить немецкую марку по отношению к другим валютам. 

Рис. 3. Гельмут Коль и Борис Ельцин

Несмотря на то что из-за проведённых реформ в стране незначительно повысился уровень безработицы, в кратчайшие сроки ФРГ вышла в европейские лидеры по росту экономики. 

Гельмут Коль оказывал поддержку в стратегических инициативах своим международным партнёрам. К примеру, ФРГ поддержала вторжение США в Гранаду, а также выступила на стороне Великобритании в споре по поводу Мальвинских островов. Также ФРГ приняла участие в американской программе Стратегической Оборонной Инициативы.

После того как в 1988 году Гельмут Коль посетил с дружеским визитом Москву и встретился с Михаилом Горбачёвым, между ФРГ и СССР наметился интенсивный диалог. В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с разрешением русским немцам переселиться в Германию, а также о выводе ЗГВ (Западной группы войск). 

 

Помимо налаживания диалога с СССР, Коль активно занимался вопросами европейской интеграции. За время его нахождения на посту канцлера ФРГ инициировала ряд предложений, направленных на углубление интеграции: план «Геншера – Коломбо», на основании которого в 1983 году была принята Штутгартская декларация и Маастрихтское соглашение 1993 года, заслуженно считающееся победой Коля. 

 

Предвестником краха социализма в ГДР стал массовый приток беженцев в Австрию и ФРГ в 1989 г. Внутри правящей партии активизировалась оппозиция. Она сформировала правительство, но удержать контроль над положением в стране не смогла. В ноябре 1989 г. ликующие немцы по обе стороны разрушили Берлинскую стену — символ разделения страны.

 

В марте 1990 г. на выборах в парламент победу одержала антикоммунистическая оппозиция. Новое правительство ГДР взяло курс на присоединение к ФРГ. Народная палата (парламент) 23 августа проголосовала за присоединение ГДР к ФРГ.

 

После этого окончательное решение вопроса об объединении Германии перешло к странам-победительницам во Второй мировой войне — СССР, США, Великобритании и Франции. Советское руководство не возражало против объединения двух государств. Только Франция безуспешно пыталась воспрепятствовать созданию объединённой Германии, боясь потерять своё политическое влияние в Европе.

 

В итоге 12 сентября 1990 г. был подписан Договор об окончательном урегулировании отношений с Германией. Все обязанности и права бывших союзников в отношении Германии аннулировались, германский вопрос был решён окончательно.

 

3 октября 1990 г. в соответствии с конституцией ФРГ было провозглашено присоединение ГДР к ФРГ. Новая Германия становилась членом НАТО. В 1994 г. с бывшей территории ГДР были выведены советские войска при сохранении американских на территории ФРГ.

Объединённая Германия в 1990-е 

После падения Берлинской стены в течение 1 года более 400 тысяч немецких граждан перебрались с востока на запад. Канцлер ФРГ оказался под большим давлением. Чтобы сдержать потоки населения, оперативно было принято решение о введении немецкой марки на всей территории страны. Все выплаты стали проводиться в марках ФРГ, но не по реальному курсу. Производительность труда в ГДР уступала производительности в ФРГ почти в три раза. Это привело к инфляции. Восточногерманские предприятия потеряли свою конкурентоспособность в тот момент, когда предприятия западной части страны стали участвовать в тарифных переговорах. Это привело к росту заработных плат на Востоке. Предприятия просто не смогли позволить себе содержать сотрудников. События повлекли за собой безработицу. Молодёжь стала перебираться на запад. В 2005 году почти 20 % трудоспособного населения не могло найти себе работу. Западные земли усиленно инвестировали в восточные. Сегодня ситуация такова, что восточные земли обеспечены капиталом лучше. Сокращение разрыва в экономических показателях между восточной и западной частью снижается, но очень медленно. На востоке страны практически нет серьёзных крупных производств. Большие концерны на западе не только больше зарабатывают, но и имеют возможность инвестировать в инновации. Для восточной части характерна нехватка кадров. Из-за оттока населения, из-за сложностей в трудоустройстве и получении оплаты труда в стране сохранился перекос в пользу западных земель. Всё это происходит на фоне общего старения населения в Германии. Правительство страны видит вариант решения проблемы в том, чтобы развивать инновационный подход на востоке страны тоже. Это позволит создать стабильную и привлекательную для граждан Германии социально-экономическую обстановку в регионе. Объединение немецких земель показало, что решение сложных вопросов мирным путём всё-таки возможно при единогласной поддержке происходящего. Несмотря на все сложности, Германии удалось решить социально-экономические проблемы и создать условия для роста и развития, выведения страны на ведущие места в мировой системе отношений. Великобритания и Франция выступали против объединения, но со временем изменили своё мнение. В результате они получили сильного союзника в ЕС.

 

Канцлер Г. Шрёдер  (1998–2005)  и канцлер А. Меркель (2005–2021)

 

Рис. 4. Герхард Шрёдер

Правительство социал-демократа Г. Шрёдера (см. рис. 4) продолжило политику Г. Коля по снижению налогов на предприятия (до 35 %), чтобы оживить инвестиции и обеспечить рост занятости.


Были сокращены пособия по безработице, но увеличены расходы на науку и образование, снижены налоги на корпорации и малый бизнес, но при этом от налогов были освобождены малоимущие.

 

Были приняты программы для поощрения добровольных организаций граждан в помощи старикам, инвалидам.

Рис. 5. Ангела Меркель

В результате выборов 2005 г. социал-демократы проиграли, но и христианские демократы не смогли добиться большинства. В такой ситуации христианские демократы и социал-демократы образовали «большую коалицию» двух крупнейших партий страны и коалиционное правительство во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель (см. рис. 5 и табл. 2).

 

Таблица № 2. Правление канцлеров Шрёдера и Меркель 1998–2021 гг.

 

Дата

Канцлер

Партийная коалиция

Политика правительства

Итоги правления

1998–2005 гг.

Г. Шредер (СДПГ)

СДПГ и зелёные 

Снижены налоги на бизнес. Выросли расходы на науку и образование. Приняты программы для поощрения добровольных организаций граждан в помощи социально незащищённым слоям населения.

Не удалось разрешить главную проблему: добиться снижения безработицы. СДПГ потерпела поражение на выборах 2005 г. 

2005–2009 гг.

А. Меркель 
(ХДС)

ХДС/ХСС и СДПГ 

Объявлено о гарантии всех вкладов в банках после начала кризиса 2008 г. Снижены налоги на предприятия для предотвращения падения производства. Принята программа «Сокращённая работа» для борьбы с безработицей.

Удалось остановить падение производства и рост безработицы. Победа ХДС на выборах 2009 г.  

2009–2013 гг. 

ХДС/ХСС и СвДП

Продолжена прежняя политика.

Победа ХДС на выборах 2013 г. 

2013–2017 гг.

ХДС/ХСС и СДПГ

Сокращены государственные расходы. В 2015 г. были приняты тысячи беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана.

Рост популярности правых популистов, успех партии «Альтернатива для Германии» на выборах 2017 г. Провал переговоров о создании коалиции ХДС/ХСС с СвДП и зелёными.

С 2018 г. 

Создана новая «большая коалиция», которая выступила за увеличение военных расходов, ограничение иммиграции, снижение налогов и социальных расходов и др.

Интересы входящих в коалицию партий, ХДС/ХСС и СДПГ, не совпадают. Но коалиционное правительство отвечает интересам граждан и является основой для поиска компромиссов. 

 

 

 

Италия

 

Вступление

 

Модернизация послевоенной Италии встретила ряд серьёзных препятствий: диспропорции в развитии экономики севера и юга страны, массовую коррупцию, засилье мафии на юге. Все эти негативные явления не изжиты по сей день. Тем не менее Италия смогла стать одной из наиболее экономически развитых стран мира и создать устойчивую демократическую систему.

Провозглашение республики в Италии

После окончания Второй мировой войны монархия в Италии была дискредитирована многолетним сотрудничеством с фашистским режимом. Поэтому одновременно с выборами в Учредительное собрание, призванное принять новую конституцию, был проведён референдум об изменении формы правления. За месяц до референдума Виктор Эммануил III отказался от престола в пользу своего сына Умберто II, который держался в стороне от активной политики во время фашистского режима. Но это не спасло престиж монархии, и большинство избирателей высказались за республику.

 

Учредительное собрание, где около половины депутатских мест досталось коммунистам и социалистам, приняло одну из самых демократических конституций в Европе. Так, в ней содержались положения о равной оплате за равный труд мужчин и женщин, оплачиваемый отпуск, закреплялись права на социальное обеспечение и забастовки. В первом послевоенном правительстве были представлены все силы, участвовавшие в Сопротивлении, но уже в 1947 г. коммунисты и социалисты оказались в оппозиции к правящей Христианско-демократической партии (ХДП) и были выведены из правительства. На парламентских выборах 1947 г. ХДП получила в полтора раза больше депутатских мест, чем на выборах в Учредительное собрание, и смогла сформировать однопартийное правительство. Значительную роль в победе ХДП сыграла её активная поддержка католической церковью и давление, оказанное на Италию со стороны США. 

Центризм и итальянское «экономическое чудо»

Особенностью итальянской партийной-политической системы было господствующее положение на протяжении почти полувека Христианско-демократической партии, такое положение дел получило название центризм. Оппозиционный левый фланг был представлен коммунистами и социалистами, которые со времени движения Сопротивления и до 1954 г. были союзниками. На крайнем правом фланге заняли место неофашисты — национально-правовая партия.


Центризм  —  политическая позиция, промежуточная между правыми или левыми движениями или группами, отказ от левого и правого экстремизма.


Первые два десятилетия правления ХДП стали периодом быстрого экономического подъёма и промышленной модернизации Италии, получившим название «экономическое чудо».

 

Экономика государства развивалась очень динамично. Среднегодовой прирост ВВП составлял 5,6 %. По этому показателю Италия занимала второе место в мире, уступая лишь Японии, где всё это время ежегодный прирост составлял почти 10 %. В это же время экономика США росла в среднем на 4 % в год, Великобритании на 2,5 %.

 

Одной из причин «итальянского чуда» стали внешние факторы:

  • либерализация мировой торговли;
  • стабилизация мировой финансовой системы;
  • помощь по плану Маршалла.

 

Но не менее важными были и внутренние факторы:

  • наличие дешёвой рабочей силы;
  • предприимчивость итальянцев;
  • освобождение общества от тоталитарного контроля;
  • высокая роль государственного регулирования;
  • развитые рыночные отношения.

 

Италия массово закупала лицензии и патенты на новейшие технологии. Это позволило создать основу для структурной перестройки экономики. В Италии каждый сектор экономики имел свою нишу. Поэтому появление «итальянского чуда» в равной доле заслуга как госсектора экономики и крупнейших корпораций, так и мелкого и среднего бизнеса. Но в итальянской экономике существовали серьёзные диспропорции. Прежде всего — огромная разница в развитии Севера и Юга.

 

В начале 1960-х гг. быстрый рост промышленного производства прекратился, что вызвало обострение социальных противоречий и подъём рабочего движения, апогеем которого стала «жаркая осень» 1969 г. Массовые забастовки охватили север страны. Одновременно с рабочим движением нарастали общие для всех развитых стран Запада того времени протестные выступления студенческой молодёжи. В Италии был особенно высок уровень уличного насилия и терроризма, из-за чего этот период получил название «свинцовые семидесятые».

 

С конца 1960-х гг. в различные слои итальянского общества стали активно проникать левые идеи и настроения. Особенно это коснулось молодёжной среды. Возникшие группировки были сторонниками революционного насилия и политических убийств. Они оправдывали свою деятельность стремлением к «восстановлению справедливости». Одновременно активизировались неофашистские группировки. США и НАТО рассматривали их как важный фактор в противостоянии коммунистам и «советской угрозе».

 

В это же время настоящим бедствием для страны стала мафия — тайная преступная организация, действующая методами шантажа, подкупа, насилия и убийств. Она была тесно связана с представителями власти и государственного аппарата. Особенно активно мафия действовала на Юге страны. Попытки властей восстановить порядок в стране были тщетными.

Левоцентризм и его кризис

Напряжённая обстановка в стране во многом была вызвана слишком большой монополизацией власти Христианско-демократической партии и отстранения ею от управления коммунистов и социалистов. В результате в Италии в начале 1960-х назрел политический кризис. Правый христианский демократ Ф. Тамброни сформировал правительство при поддержке неофашистской партии ИСД (Итальянское социальное движение). Чтобы отпраздновать победу, ИСД решила созвать свой национальный съезд в Генуе, городе, награждённом Золотой медалью Сопротивления. Это вызвало всеобщую политическую стачку в Италии, съезд был разогнан, его участников буквально вывезли из города, а кабинет Тамброни пал. Руководство ХДП было вынуждено снова изменить политический курс. В январе 1962 г. на съезде партии в Неаполе было принято решение о переходе к политике левого центра: с республиканцами, социал-демократами и социалистами.


Левоцентризм  — политика социального маневрирования для ослабления влияния компартии и радикалов. Сотрудничество ХДП (центристы) с более левыми партиями, предельно — до ИСП. Задуман как долговременная стратегия. 


Правительства коалиции «левого центра» работали в условиях завершения «экономического чуда». Была национализирована отрасль электроэнергетики (1962–1965). В 1967 г. вводился пятилетний план. Было развёрнуто строительство «Автострады Солнца». В конце 60-х — начале 70-х гг. был принят закон о социальном обеспечении, в 1972 году закон о браке, разрешивший развод и вызвавший оппозицию в рядах ХДП. Продолжался внешнеполитический «атлантический курс», но при этом расширялись экономические связи с СССР.


В ответ на политику «левого центра» активизировалась террористическая деятельность ИСД и мафии. В правящих кругах усилилась коррупция. Представители ИСП в 1975 г. покинули правительство, «Левый центр» распался. Кризис левоцентризма состоял в том, что без участия ИКП, главной левой силы, было невозможно решить самые сложные общественные проблемы. На выборах 1976 года ИКП получила треть голосов: столько же, сколько и ХДП. Альдо Моро, лидер ХДП, выдвинул идею «третьего варианта» (см. рис. 6).

Провал идеи «третьей фазы»

Рис. 6. Альдо Маро

Лидер ХДП А. Моро выдвинул идею третьего варианта (т. е. после центризма и левоцентризма), которая предполагала участие ИКП в управлении страной. В ИКП высказывалась идея «исторического компромисса» (поиск союзников в левом крыле ХДП). 
 

В июне 1977 г. подписано соглашение 6 партий. Представители ИКП в правительство не вошли, но поддерживали его.
 

Политика разрешения политического кризиса была сорвана провокацией левых организаций — «красных бригад»: похищением 16 марта 1978 года А. Моро и его убийством 5 мая 1978 года.


Красные бригады  — левоэкстремистская террористическая организация, действовавшая в Италии в 1970–1980-е гг., стремившаяся своей деятельностью подорвать устои буржуазного общества.


Возник правительственный кризис. Правительство ушло в отставку. ИКП перешла в оппозицию. Последующие многочисленные правительства формировались на основе коалиций 5 партий без участия ИКП.


Конец 70-х — начало 80-х гг. ознаменовались углублением политического кризиса, волной терроризма (похищение судейских чиновников, убийство генерала карабинеров, взрыв на вокзале в Болонье, дело масонской ложи П-2), бездействием правительства во время землетрясения 1980 г.

 

Парламентские выборы в 1992 году в полной мере продемонстрировали катастрофическое падение популярности главных политических партий, включая бывшие ИКП, ИСП и ХДП. 

Развал партийной системы

В феврале 1992 г. в стране развернулась компания «Чистые руки», выявившая массовые факты коррупции в высших эшелонах власти и руководстве основных партий. 20 тысяч человек попали в следственные списки. С февраля 1992 г., за 2 года, было арестовано по обвинению во взяточничестве 2 600 человек (в том числе бывшие премьер-министры Дж. Андреотти, Б. Кракси, депутаты парламента). Судебный процесс о связях высших эшелонов власти с мафией потряс общество. Началось крушение партийно-политической системы, созданной на волне Сопротивления. В 1993 г. на базе ХДП была создана Итальянская народная партия. ИСП самораспустилась. Парламентские выборы в марте 1994 г. выявили крах прежней партийной системы. Вверх одержали новые и неизвестные группировки: «Вперёд, Италия!» (С. Берлускони), «Лига Севера» 
(У. Босси), «Национальный альянс» — объединение неофашистов и правых националистов. Эти партии создали блок «Полюс свободы». Левые партии создали Альянс прогрессивных сил.


Правительство сформировал медиамагнат С. Берлускони (см. рис. 7) на основе коалиции с «Лигой Севера» и «Национальным альянсом». Но это правительство просуществовало лишь до конца 1994 г. У. Босси порвал с премьер-министром, а сам Берлускони, заявлявший о борьбе с коррупцией, оказался изобличённым в нарушении налоговых правил и подал в отставку.

Правительство С. Берлускони 

Рис. 7. Сильвио Берлускони

В 1996 году на выборах победил блок левых, возглавляемый Романо Проди. В 1998 году правительство Италии впервые возглавил бывший коммунист Массимо д'Алема. Он пытался действовать в духе актуальных в тот период идей «третьего пути». Для обеспечения политической стабильности в 1999 году д'Алема инициировал референдум о конституционной реформе.

 

Предполагалось ввести всенародное избрание президента, создать условия для чередования у власти двух главных политических блоков (фактически создать двухпартийную систему). Но референдум провалился. Явка составила менее 50 % избирателей. В 2001 году у власти вновь оказался блок правых партий во главе с Берлускони (рис. 7). Его правительство действовало до 2006 года.

Столь долгое нахождение у власти одного кабинета было первым в истории Италии со времён Второй мировой войны. Главной силой коалиции являлась партия «Вперёд, Италия!». Она отстаивала консервативные, христианско-демократические и либеральные ценности. Второй партией в коалиции стал «Национальный альянс». Усилиями Джанфранко Фини он превратился из неофашистской в правую националистическую партию.

 

Также в коалиции состояли Союз христианских демократов во главе с Пьером Фердинандо Казини, «Лига Севера» (глава — Умберто Босси), представлявшая богатую северную часть Италии.

 

Политика Берлускони строилась на основе идей неоконсерватизма:

  • поощрение частной инициативы;
  • развитие механизмов рынка;
  • снижение налогов.

Но мероприятия правительства не принесли результатов. В 2005 году рост итальянской экономики стоял на отметке «0». Безработица достигла 8 %, а в части бедных районах юга — 20 %. Правые избиратели видели причины неудач в неуверенности правительства. Они требовали существенного снижения налогов, приватизации государственного сектора.

 

Левые силы обвиняли Берлускони в том, что отмена государственных ограничений и снижение налогов ведёт к бесконтрольности бизнеса, к уменьшению социальных гарантий работников.

 

При Берлускони в Италии была проведена политическая реформа. Страна вернулась к пропорциональной системе выборов. Также правительство разработало реформу государственного устройства. Италия должна была стать федерацией. Но на референдуме 2006 года о деволюции большинство избирателей не поддержало этой инициативы. Отсутствие экономического роста и высокая безработица подорвали доверие итальянцев к правому блоку. На выборах 2006 года победу одержала коалиция левых сил во главе с Романо Проди. Но начавшийся в 2008 году политический кризис позволил Сильвио Берлускони вновь занять кресло премьера. Всего, начиная с 1994 года, Берлускони четырежды становился премьер-министром Италии и занимал этот пост с перерывами до ноября 2011 года. Интересно, что за всю историю единой Италии по продолжительности срока полномочий Сильвио Берлускони занимает третье место после Бенито Муссолини и Джованни Джолитти.

Рис. 8. М. Монти

Правительство беспартийного М. Монти (2011–2013), известного экономиста, сумело стабилизировать финансовую ситуацию в стране, добившись снижения дефицита бюджета (рис. 8). Но досрочные парламентские выборы 2013 г. продемонстрировали новый кризис политической системы. Вместо уже ставшего привычным «политического маятника» в виде смены правоцентристских и левоцентристских коалиций, на выборах, во-первых, обозначились примерно равные позиции левых и правых (31,6 % и 30,7 %), во-вторых, 23,8 % голосов получило популистское «Движение 5 звёзд» во главе с комиком Беппе Грилло (рис. 9). 


Популизм (от лат. populus — народ) — политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.


Рис. 9. Движение пять звёзд

Движение отвергало возможности сотрудничества с любыми партиями и выступало за прямую демократию и непосредственное участие граждан в управлении через глобальную сеть, считая, что партийно-политическая система неизбежно ведёт к коррупции. «Движение 5 звёзд» не имело ни устава, ни членства своей организации и строилось вокруг блога Б. Грилло. Оно выступило на стороне евроскептиков, а также за превращение работников в совладельцев предприятий и сокращение рабочей недели до 20 часов.

 

В этой ситуации левые и правые создали широкую коалицию. Правительство возглавили левоцентрист Э. Летта (2013–2014), затем М. Ренци (2014–2016) и 
П. Джентилони (2016–2018). Последние два главы правительства были лидерами Демократической партии Италии, созданной в 2007 г. из бывших левых коммунистов и христианских демократов. Взгляды министров слишком отличались, поэтому кабинеты не были устойчивы. Тем не менее М. Ренци объявил о «тысяче дней реформ»: был сокращён подоходный налог на лиц с невысоким доходом, увеличены налоги для богатых. Условия увольнения работников смягчались, устанавливались единые пособия по безработице, минимум оплаты труда для всех.


Выборы в итальянский парламент в 2018 г. вновь принесли успех «Движению 5 звёзд» (37 % голосов), второе место принадлежало правой коалиции, третье — Демократической партии. «Движение 5 звёзд» стало крупнейшей парламентской партией, которая пошла на формирование правительства с правой партией «Лига» (бывшая «Лига севера») во главе с Дж. Конте (2018–2021). Это правительство приступило к решению экологических проблем, ограничению иммиграции, пересмотру отношений с Евросоюзом. Правда, кабинет просуществовал недолго и ушёл в отставку после правительственного кризиса, инициированного «Лигой» и его лидером М. Сальвини. Партия «Лига», стоящая на позициях евроскептицизма, ушла в оппозицию.


Уже осенью 2019 г. «Движение 5 звёзд», сумев избежать досрочных выборов, сформировало новое правительство с Демократической партией. Во главе этого кабинета по-прежнему Д. Конте. Этот альянс является очень неустойчивым с точки зрения политологов, так как программные установки двух партий существенно отличаются, а создание правительства вызвано политической борьбой с сильным соперником — набирающей популярность партией «Лига». В сентябре 2020 г. на референдуме было одобрено сокращение числа представителей обеих палат итальянского парламента. Инициатива этой реформы принадлежала партии «Движение 5 звёзд», заявившей о необходимости повышения эффективности законодательной системы. Таким образом, политическая система Италии по-прежнему нестабильна и переживает эпоху становления более устойчивых партийно-политических коалиций и традиций.


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите главные черты социального рыночного хозяйства.
  2. Перечислите основные политические партии Германии и Италии.
  3. В чём причины немецкого и итальянского «экономического чуда»?
  4. Попробуйте провести параллели между правительством 
    С. Берлускони и М. Тэтчер.
  5. Какое название получило создание коалиции Христианско-демократической партии с социалистическими партиями в Италии?


Предыдущий урок
Великобритания во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Экономическая и социальная политика
Мир после Второй мировой войны
Поделиться:
  • Расы человека, их происхождение и единство

    Биология

  • Сложное синтаксическое целое. Абзац. Средства связи

    Русский язык

  • Уравнение плоскости

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке