Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Международные отношения в 1960—1980-е гг.

Мир после Второй мировой войны

02.03.2024
2362
0

Международные отношения в 1950–1980-е гг.

 

План урока

  1. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений
  2. Две тенденции в развитии международных отношений в годы холодной войны
  3. Ослабление международной напряжённости в 1950 г.
  4. Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра 1957 г.
  5. Берлинский кризис
  6. Карибский кризис 1962 г.
  7. Война США во Вьетнаме 1965–1973 гг.
  8. Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений
  9. Разрядка международной напряжённости
  10. От разрядки к конфронтации

Цели урока

  • знать понятие «биполярная система международных отношений»; основные события международной политики 1950–1980-х гг.
  • уметь выявлять причины и последствия международных политических кризисов конца 1950 — начала 1960-х гг.

Разминка

  • Какой период в новейшей истории называется холодной войной?
  • Почему антигитлеровская коалиция, совместными усилиями победившая фашизм, распалась и превратила бывших союзников в непримиримых врагов?
  • Покажите на карте раскол мира и Европы на две враждебные общественно-политические системы.

 

Двухполюсная (биполярная) система международных отношений

В 1950–1980 годы центральное место в международных отношениях занимало противостояние двух сверхдержав — США и СССР. За этот период времени холодная война породила множество проблем и противоречий. Но постепенно угроза перерастания холодной войны в Третью мировую ослабевала, во взаимоотношениях между ведущими державами стали преобладать формы мирного соревнования.

 

Противостояние двух сверхдержав в холодной войне

Параметры сравнивания 

СССР

США

Страны-союзники к середине 1950-х гг.

Страны Восточной Европы, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам 

Страны Западной Европы, Канада, часть стран Азии и Африки, большая часть стран Латинской Америки 

Военно-политические блоки

Организация Варшавского договора (ОВД)

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Декларируемые внешнеполитические цели 

Борьба с международным империализмом и реакцией, поддержка коммунистического и рабочего движения во всём мире и национально-освободительное движение в колониях

Защита демократии и свободного рынка , борьба против тоталитарных режимов и за распространение либеральной демократии во всем мире

 

Главной особенностью холодной войны была гонка вооружений, она стала основной формой соперничества между советским и американским руководством. 


Гонка вооружений  — это политика государства, направленная на достижение военного преимущества через изобретение новых видов оружия, развитие военной промышленности, усовершенствование военных технологий. 


Советское руководство стремилось превзойти американскую военную промышленность во всех отношениях. В СССР выпускались новые корабли, танки, подводные лодки, самолёты. Но главным достижением советской военной отрасли было изобретение ядерного, ракетного и космического оружия. 


Ядерное оружие — оружие массового поражения с использованием атомной энергии. Впервые в 1945 году атомную бомбу удалось создать американцам. СССР приложил все усилия, чтобы изобрести аналогичное оружие, и ему удалось это сделать в 1949 году. 

Ракетное оружие  — разновидность вооружений, в котором средства поражения доставляются с помощью ракет. Первое ракетное оружие «Катюша» СССР изобрёл ещё во время Второй мировой войны. В последующие годы Советский Союз создал первые в мире ракеты с ядерной боеголовкой, межконтинентальные ракеты. 

Космическое оружие — системы вооружения, размещаемые и применяемые в космическом пространстве на орбитах планет или их спутниках.


Две тенденции в развитии международных отношений в годы холодной войны

Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны холодная война, гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй — обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развёртывания холодной войны, а 1970-е годы — периодом разрядки международной напряжённости. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

Ослабление международной напряжённости в 1950 гг.

После смерти Сталина в СССР и прекращения «охоты на ведьм» в США обе сверхдержавы провозгласили курс на ослабление международной напряжённости. Была прекращена война в Корее и предприняты попытки мирного урегулирования других международных конфликтов. В 1954 году поражением Франции закончилась её колониальная война в Индокитае. Вьетнам, Лаос и Камбоджа стали независимыми государствами. Документы по итогам этих войн были приняты на Женевских совещаниях при участии представителей США и СССР. 

 

15 мая 1955 г. был решён застарелый австрийский вопрос. Представители СССР, США, Великобритании и Франции подписали Государственный договор, согласно которому восстанавливалась суверенная, нейтральная и демократическая Австрия. В соответствии с ним 26 октября 1955 г. австрийский парламент принял закон о постоянном нейтралитете. Договор оговорил запрещение присоединения Австрии к Германии. К Австрии была впервые применена формула «объединение + нейтрализация», которую СССР безуспешно стремился применить к Германии.

 

В 1955 году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией и установил дипломатические отношения с ФРГ, восстановил двухсторонние отношения с Югославией, начал одностороннее сокращение армии на 2 млн человек. Никита Сергеевич Хрущёв, придя к власти в СССР после смерти Сталина, провозгласил принцип мирного сосуществования двух сверхдержав, был запланирован первый в истории визит советского руководителя, который и состоялся в сентябре 1959 года. Однако из-за полёта американского лётчика 1 мая 1960 на разведывательном самолёте «У-2» над территорией СССР потепление в советско-американских отношениях закончилось.  Пилот был сбит и капитулировал с парашютом, советская сторона потребовала объяснений. Американское правительство попыталось называть инцидент случайностью, что не удовлетворило Н. Хрущёва, и он потребовал извинений и официального заверения в том, что полёты над советской территорией впредь будут прекращены. В Вашингтоне требования Советского Союза сочли чрезмерными.

 

16 мая 1960 г. в Париже началось четырёхстороннее совещание в верхах. После церемонии официального открытия конференции советская делегация покинула зал заседаний и больше не участвовала в её работе. Конференция была сорвана. Официальный визит президента Д. Эйзенхауэра в Москву был отменён. Ослабление напряжённости сошло на нет.

Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра 1957 г.

Суэцкий канал был открыт в 1869 году. Руководила им «Всеобщая компания Суэцкого канала», значительная часть акций которой принадлежала правителям Египта. Однако в 1875 году египетская доля акций была выкуплена британцами, а пять лет спустя египтяне уступили французскому банку права на 15 % прибыли от деятельности канала. Таким образом, «Всеобщая компания Суэцкого канала» превратилась в англо-французское предприятие, на которое у Египта не было никакого влияния.

 

В 1922 году Лондон официально признал Египет независимым государством, а правители Египта приняли королевский титул, однако британцы сохранили влияние на внешнюю политику страны и войска на её территории.

 

В 1952 году в Египте произошла Июльская революция, подготовленная тайной военной организацией «Свободные офицеры». Страна официально стала республикой. Формально лидером революции считался Мухаммед Нагиб, однако фактически руководил сменой власти подполковник Гамаль Насер, который в 1954 году стал главой правительства, а два года спустя занял пост президента Египта.

 

Ещё до революции у Египта сложились плохие отношения с созданным в 1948 году Израилем. Между государствами возникли территориальные споры. После прихода к власти Насер решил создать в стране сильную современную армию. Однако западные державы относились к новым египетским властям с недоверием и не стали продавать официальному Каиру оружие в объёме, в котором тот нуждался. Поэтому Египет начал сближение с Советским Союзом и его восточноевропейскими союзниками. На этом фоне США и Великобритания ответили отказом на просьбы Насера принять участие в строительстве Асуанского гидроузла, с которым египетский лидер связывал развитие промышленности и сельского хозяйства в стране. В ответ на действия западных держав, а также с целью привлечения дополнительных средств в бюджет, Насер в 1956 году принял решение о национализации «Всеобщей компании Суэцкого канала».

 

29 октября 1956 года Суэцкий кризис перешёл в военную фазу: израильтяне нанесли по Египту внезапный удар, вторгнувшись на полуостров Синай.

 

СССР выступил с заявлением об осуждении агрессии, США также не поддержали действия западных держав и Израиля. 

 

На военную кампанию Великобритания, Франция и Израиль потратили значительные финансовые средства, однако не добились серьёзного политического и экономического эффекта. Насер смог сохранить власть и контроль над Суэцким каналом.

 

Вскоре США выработали новую внешне-политическую доктрину, получившую название «Доктрина Эйзенхауэра» по имени тогдашнего президента. Впервые она была изложена в послании президента США Д. Эйзенхауэра конгрессу от 15 января 1957 года, а законодательно утверждена в марте 1957 года. Была направлена на укрепление позиций США на Ближнем и Среднем Востоке и систематическое противодействие силам национально-освободительного движения. Согласно доктрине президент США получал «право» предоставлять государствам Ближнего и Среднего Востока военную и экономическую «помощь» и использовать по своему усмотрению американские вооружённые силы в этом районе. Установки «Доктрины Эйзенхаура» означали стремление США произвольно и в одностороннем порядке решать вопросы войны и мира на Ближнем и Среднем Востоке, вмешиваться во внутренние дела стран региона и осуществлять контроль над их внешней политикой, что в корне противоречило интересам мира и безопасности, принципам государственного суверенитета и независимости народов. 

Берлинский кризис 1961 года

Берлинский кризис считается одним из самых напряжённых моментов периода холодной войны. Начало событиям было положено в 1958 году, когда Никита Хрущёв 27 ноября провозгласил «берлинский ультиматум», то есть потребовал вывести англо-франко-американские войска из Западного Берлина и превратить его в демилитаризированный вольный город. 

 

Эти требования не были приняты американским президентом Кеннеди. Он опасался перспективы присоединения ФРГ к ГДР. Это был первый берлинский кризис, вследствие которого было ограничено свободное перемещение между Западной и Восточной частью страны. 13 августа 1961 года коммунистическое правительство Восточной Германии возвело бетонную стену в центре немецкой столицы — Берлине. Берлинская стена разделила не только восточную и западную часть города, но и отделила ГДР от ФРГ.
 

Армия ГДР получила приказ стрелять при попытке бежать через эту стену. Берлинская стена стала символом раскола мира на две части. 

Карибский кризис 1962 года

В 1961 году американское руководство разместило ядерные ракеты на территории Турции. В ответ на это СССР приступил к размещению аналогичного оружия в Западном полушарии, для этой цели он выбрал территории Кубы. Фидель 
Кастро — лидер кубинского государства, который пришёл к власти благодаря Кубинской революции 1953–1959 гг., поддерживал сотруднические отношения с Советским правительством. СССР предоставлял Кубе техническую и экономическую помощь, поэтому Фидель Кастро согласился с переброской на остров советских вооружённых сил и ядерных ракет. После размещения ядерных ракет на Кубе Советским Союзом, в октябре 1962 года США приступили к разработке возможных «мер противодействия»:

  • нейтрализации советских ракет на острове путём их точечной бомбардировки;
  • полномасштабному военному вторжению на Кубу;
  • введению морской блокады острова.

 

Так как Карибский кризис в любой момент мог спровоцировать Третью мировую войну, американский президент Кеннеди отказался от непосредственных боевых действий. США приступили к реализации третьего варианта — блокаде Кубы в Карибском море. Американские суда окружили Кубу, нервозная обстановка, царившая в советском и американском руководстве, нарастала. Карибский кризис был разрешён благодаря переговорам советского руководства и американского президента Кеннеди. Он испытывал сильное давление со стороны военных, которые убеждали его начать войну с СССР. Однако Кеннеди не желал войны, которая привела бы к общемировому конфликту. Кеннеди предоставил гарантии ненападения на Кубу и последующий вывод ядерных ракет из Турции, в ответ на обещание Никиты Сергеевича Хрущёва вывезти советские ракетные установки с острова. Угроза Третьей мировой осталась позади. 20 ноября 1962 года блокада Кубы была прекращена.

Война США во Вьетнаме 1965–1973 гг.

Война во Вьетнаме (иногда называемая также Второй Индокитайской войной) фактически началась во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже с 1 ноября 1955 года и шла до падения Сайгона 30 апреля 1975. Она велась между Северным и Южным Вьетнамом. Армию Северного Вьетнама поддерживали Советский Союз, Китай и другие коммунистические союзники, а южновьетнамскую армию — Соединённые Штаты Америки, Филиппины и ещё некоторые антикоммунистические государства. Поэтому Вьетнамская война считается одним из «опосредованных» сражений холодной войны.

 

Коммунисты боролись за подчинение всей страны своей власти, правительство США видело в своём вмешательстве способ предотвратить коммунистический захват Южного Вьетнама.

 

Уже с 1950 года американские военные советники прибывали в тогдашний Французский Индокитай. Участие США возросло в начале 1960-х. Число посланных во Вьетнам американских солдат утроилось в 1961 году и ещё раз утроилось в 1962 году. Участие США возросло ещё больше после Тонкинского инцидента (1964), когда американский эсминец вступил в бой с северовьетнамскими торпедными катерами. За ним последовала «Тонкинская резолюция» конгресса США, которая дала президенту Джонсону право использовать при необходимости военную силу в Юго-Восточной Азии.

 

Участие США в войне достигло пика в 1968 году. В том же году коммунисты устроили своё известное Тетское наступление. С его помощью не удалось добиться свержения правительства Южного Вьетнама, однако эта операция стала поворотным моментом в войне: она убедила широкие общественные круги США, что уверения американского правительства в скорой победе не соответствуют действительности, несмотря на многолетнюю и дорогостоящую помощь Южному Вьетнаму. США начали постепенный вывод своих сухопутных войск, провозгласив политику «вьетнамизации» конфликта, призванную положить конец американскому участию и возложить задачу борьбы с коммунистами на самих южновьетнамцев. Несмотря на Парижское мирное соглашение, подписанное всеми воюющими сторонами в январе 1973 года, боевые действия продолжались. В США и всём Западном мире развилось мощное движение против войны во Вьетнаме, так как эта война сопровождалась огромными жертвами. В 1976 году после взятия Сайгона коммунистическими партизанами было провозглашено объединение Вьетнама и создание единого государства — Социалистической республики Вьетнам. 

Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений

Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, а другой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.

 

События Карибского кризиса показали весь ужас надвигающейся ядерной войны, и уже через год после Карибского кризиса был подписан Договор 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в воздухе, космосе и под водой, который замедлил совершенствование ядерного оружия и прекратил безумное радиационное загрязнение атмосферы и мирового океана. На волне этих перемен в 1967 г. был подписан Договор о неразмещении в космосе оружия массового уничтожения (в том числе ядерного), а затем, в 1968 г., Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ставший ключевым элементом фундамента глобальной системы контроля над ядерным оружием. Впоследствии этот договор был подписан 191 государством. 

 

При этом, в так называемый «ядерный клуб», то есть группу государств, создавших и проводивших испытания ядерного оружия, входят США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль (возможно) и КНДР. Собственное ядерное оружие имела и ЮАР, но в начале 1990-х годов добровольно от него отказалась после ликвидации режима апартеида.

 

Существенный вклад в ограничение вооружений двух сверхдержав внёс визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договорённость о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в «ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». В Москве был заключён и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит 
Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз – Аполлон» (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договорённости были подтверждены, заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьёзный просчёт советского руководства, который привёл к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. всё же была достигнута договорённость о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привёл к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряжённости в отношениях между СССР и США.

Разрядка международной напряжённости

1950–1960-е годы стали временем наивысшей конфронтации в отношениях между СССР и США. То и дело вспыхивали кризисы, угрожавшие началом Третьей мировой. Однако в 1970-е годы державы перешли к политике разрядки международной напряжённости — мерам по снижению агрессивности во взаимоотношениях между странами. Постепенно наращивание вооружённых сил уходило на второй план, соревнование держав переходило в сферу экономики, культуры и спорта. 

 

Причины и предпосылки разрядки международной напряжённости:

  • СССР и США достигли равновесия — равенства в ядерных потенциалах и других видах вооружений. В этом случае военный конфликт между державами грозил им взаимным уничтожением, поэтому обе стороны пошли путём взаимных уступок;
  • война во Вьетнаме породила антивоенное движение в США. Американские граждане выходили на улицы с требованием прекращения войны во Вьетнаме, отхода от агрессивной политики в условиях холодной войны;
  • в странах Западной Европы к середине 1960-х годов возник экономический кризис. В кризисных условиях Запад был заинтересован в возобновлении торговых отношений с СССР, богатого месторождениями нефти, природного газа.

В условиях разрядки стали возможны созыв и плодотворная работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), идея созыва которого была 
в 1969 г. предложена от имени стран-участниц Варшавского договора.

 

В 1970 г. правительство Финляндии предложило правительствам 35 стран провести его в Хельсинки. 1 августа 1975 г. главы 33 стран Европы, США и Канады подписали в Хельсинки Заключительный акт совещания, где определены основные принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, территориальная целостность, нерушимость границ, неприменение силы и угрозы силой, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

 

В Заключительном акте подтверждена нерушимость сложившихся в Европе после Второй мировой войны границ, намечены главные направления развития сотрудничества в политике, экономике, гуманитарной сфере.

 

Совещание в Хельсинки положило начало новому явлению в европейской истории, которое стали называть Общеевропейским (или Хельсинкским) процессом и которое со временем стало играть всё более заметную роль в развитии сотрудничества между европейскими странами в обеспечении европейской безопасности. Страны-участницы Совещания учредили Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая работает на постоянной основе до настоящего времени.

По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и др. в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция государств, не присоединившихся к конфликту между США и СССР, считающих, что обе державы несут равную ответственность за свои действия. 

 

26 мая 1972 года был подписан советско-американский договор ОСВ-1 (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений) сроком действия на 5 лет. Как для СССР, так и для США этот договор позволил снизить долю государственных военных расходов, так как обе стороны обязались прекратить наращивание ядерного и других видов оружия. 18 июня 1979 года Советский Союз и Соединённые Штаты Америки подписали договор ОСВ-2. Это был последний акт советско-американского сотрудничества, после которого, начиная с 1980 года, сотрудничество между державами прекратилось, взаимоотношения стали ухудшаться.

 

От разрядки к конфронтации

 

Во второй половине 70-х гг. ослабление напряжённости сменилось новым витком конфронтации, которая привела экономическую систему в СССР к кризису. Причины конфронтации:

  • СССР наращивал своё присутствие в «третьем мире»;
  • обе стороны — СССР и США — создавали новые системы вооружений, не подпадавшие под соглашения об ограничении, что делало сами договорённости неэффективными;
  • договор ОСВ-2, подписанный Брежневым и президентом США Картером в 1979 г., не был ратифицирован американским конгрессом;
  • ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвал возмущение на Западе;
  • с конца 70-х гг. СССР начал размещать в Восточной Европе ракеты средней дальности СС-20, способные в считанные минуты поражать цели в Западной Европе.

От разрядки остался только расширяющийся экономический обмен.

 

Апогей противостояния наступил в начале 80-х гг. Олимпиада в Москве в 1980 г. имела целью сближение стран и народов. Однако эта Олимпиада превратилась в орудие холодной войны между сверхдержавами и их союзниками. Из-за советского вторжения в Афганистан 57 национальных олимпийских комитетов (под нажимом США) бойкотировали 22-е летние Олимпийские игры в Москве. В 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали, в свою очередь, Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.

 

1 сентября 1983 г. советский истребитель сбил пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании в небе над Сахалином. Все 269 пассажиров погибли. Президент Рейган громогласно объявил СССР «империей зла» в 1983 г. Казалось, что катастрофа неминуема, мир жил в ожидании ядерной войны. 

 

Поворот к взаимопониманию в советско-американских отношениях стал возможен во второй половине 1980-х гг. Новое политическое руководство СССР во главе с М. С. Горбачёвым выдвинуло в качестве основополагающей линии своей деятельности принципы «нового политического мышления». В сфере международных отношений это означало отказ от идеи классового противоборства двух систем, признание приоритета общечеловеческих ценностей, упор на политические, а не военные методы обеспечения национальной безопасности. Начиная с 1985 г., руководители СССР и США встречались ежегодно, обсуждая широкий круг проблем, в том числе вопрос о сокращении ядерных вооружений. В декабре 1987 г. во время встречи в Вашингтоне был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5,5 тыс. км) в ядерном и неядерном оснащении. Участники Вашингтонской встречи заявили, что они не будут стремиться к достижению военного превосходства, что ядерная война никогда не должна быть развязана.


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите причины ослабления международной напряжённости во второй половине 1950-х гг.
  2. Раскройте понятие «разрядка международной напряжённости».
  3. Что из перечисленного является проявлением холодной войны? Выберите два правильных ответа:

    а) ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки;
    б) активное участие в боевых действиях на колониальной периферии;
    в) гонка вооружения;
    г) создание «оружия возмездия».
     
  4. Соотнесите события и даты:

    а) Карибский кризис;
    б) война в Корее;
    в) образование ФРГ и ГДР;
    г) запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой;
    д) «Доктрина Г. Трумэна».

    1950–1953    1949    1947    1962   1963
     
  5. В своём выступлении перед Национальной ассоциацией евангелистов США во Флориде 8 марта 1953 г. Р. Рейган назвал СССР «империей зла». Как вы считаете, справедливо ли это утверждение? Действительно ли США являлись защитниками мира и справедливости?


Предыдущий урок
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Российская Федерация в 1991—2020 гг. Российская экономика на пути к рынку. Конституция России 1993 г.
Российская Федерация в 1991-2020 гг.
Поделиться:
  • Финансовый рынок

    Обществознание

  • Молодежь в современном обществе

    Обществознание

  • Геометрическая оптика. Законы отражения света. Построение изображения в зеркалах

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке