Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экология

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

 

План урока

  • Абиотические факторы
  • Биотические факторы
  • Антропогенные факторы

Цели урока

  • знать влияние факторов неживой и живой природы, а также деятельности человека на живые организмы, понятия: экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы
  • уметь анализировать влияние факторов неживой и живой природы, деятельности человека на живые организмы; характеризовать абиотические, биотические и антропогенные факторы

Вступление

Большое разнообразие живых организмов на Земле является следствием разнообразных условий, приспосабливаясь к которым животные и растения, бактерии и грибы выглядят определённым образом, в их организмах протекают определённые процессы. Какие же условия оказывают влияние на живые организмы?

Разминка

  • От каких факторов зависит жизнедеятельность растений?
  • Какие условия необходимы животным для нормального существования?
  • С чем связано большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

 

Живые организмы испытывают на себе влияние множества факторов, влияющих на процессы их жизнедеятельности и особенности строения. Это экологические факторы, которые можно разделить на три группы: факторы неживой природы, факторы живой природы и влияние деятельности человека. Рассмотрим каждый из них.

 

Абиотические факторы


Абиотические факторы (от греч. — безжизненные), или факторы неживой природы. К этим факторам относят температуру воздуха, влажность, давление, ветер, солнечный свет, горные породы, воды и многие другие. 


Для разных живых организмов необходимы определённые показатели факторов, при которых процессы жизнедеятельности у них будут протекать максимально эффективно. Для всех растений необходим свет, чтобы в их листьях протекал процесс фотосинтеза. Светолюбивые растения нуждаются в открытых солнечных метах, тенелюбивым нужен рассеянный свет или густая тень. Уменьшение длины светового дня осенью способствует листопаду у деревьев и подготовке зимующих животных к холодным условиям: запасанию жира, осенней линьке.

 

В саванне во влажный период года наблюдается буйный рост растительности и соответственно миграция травоядных, а за ними и хищных животных. В период засухи растительный покров беднеет, а животные преодолевают огромные расстояния в поисках воды.

 

Биотические факторы 


Биотические факторы (от греч. biotikos — жизненный и лат. factor — делающий, производящий), или факторы живой природы. 


Живые организмы в природе существуют не изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи, оказывая друг на друга влияние.

 

Растения во многом зависят от работы бактерий и грибов, которые обогащают почву минеральными веществами. В зелёных частях растений образуются органические вещества, которые обеспечивают пищей травоядных животных. Хищные животные поедают растительноядных.

Рис. 1. Рак отшельник и актиния Рис. 1. Рак отшельник и актиния

Влияние живых организмов друг на друга может иметь различный характер. 

 

Дружественные отношения складываются между организмами при взаимовыгодной пользе. Например, рак отшельник носит на своей раковине актинию, которая защищает рака от хищников, так как ядовита для многих морских обитателей, а рак, перемещаясь по дну, обеспечивает актинию пищей (рис. 1). 

Рис.2. Враждебные отношения Рис.2. Враждебные отношения

Враждебные отношения (рис. 2) складываются между хищником и жертвой (божья коровка поедает тлю, волк ест зайца, растение венерина мухоловка ловит насекомых). В таких отношениях жертвой, как правило, становятся слабые или больные животные. Сорные растения пырей, осот и портулак угнетают культурные растения, ограничивая их в минеральном питании, воде, солнечном свете.

 

Паразитизм является разновидностью враждебных отношений. Один организм (или группа особей), поселяясь в теле другого, наносит вред организму-хозяину, используя его органические вещества для своего питания.

 

Нейтральные отношения характерны, например для организмов, которые своей жизнедеятельностью друг на друга не влияют (белка и кабан в одном лесу, кактус и тарантул в пустыне).

 

Антропогенные факторы


Антропогенные факторы (от греч. anthropos — человек + genos —происхождение), или деятельность человека.  


Человек с давних времён оказывает воздействие на живые организмы. Ещё древние люди, собирая коренья, семена, травы, охотясь на животных, оказывали влияние на видовой состав и численность живых организмов. С появлением промышленности влияние на окружающую природу стало гораздо сильнее.

 

В деятельности человека можно выделить косвенное и прямое влияние на живые организмы. Косвенное влияние заключается в создании среды, неблагоприятной для жизни растений и животных: загрязнение атмосферы и вод, почвы, установление заграждений возле железнодорожных переездов, препятствующих миграции лесных животных. Прямое влияние подразумевает уничтожение растений при вырубке леса, охота на зверей и птиц, вылов рыбы.

 

Влияние человека на природу невозможно исключить полностью, однако человек в своей хозяйственной деятельности должен подходить разумно к использованию природных ресурсов. Вместо рубленного леса сажать новые леса, вести контролируемый лов рыбы, исключить браконьерство, использовать очистные сооружения на предприятиях. Охрана окружающего мира является делом каждого из нас.


Контрольные вопросы

  1. Какие виды экологических факторов вам известны?
  2. Приведите примеры влияния абиотических факторов на живые организмы.
  3. На какие виды взаимоотношений делят биотические факторы?
  4. Что такое антропогенные факторы?


Выводы

На живые организмы оказывают влияние экологические факторы, которые подразделяются на абиотические — факторы неживой природы, биотические — факторы живой природы и антропогенные — деятельность человека.  Взаимоотношения между живыми организмами могут носить дружественный, враждебный иди нейтральный характер. Человек может оказывать прямое или косвенное влияние.

Предыдущий урок
Значение и охрана растений
Экология
Следующий урок
Водоросли
Растения и грибы
  • Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

    Математика

  • Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев

    Литература

  • Степень числа

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке