Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения

Русская литература XIX века

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения

План урока

  • Базаров
  • Испытание дружбой
  • Испытание любовью
  • Смерть Базарова и эпилог романа

Цели урока

  • Знать особенности конфликта в романе
  • Уметь анализировать прозаическое произведение

Разминка

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

 

Ф. И. Тютчев

 

Как строки стихотворения Ф. И. Тютчева соотносятся с проблематикой романа «Отцы и дети»?

 

Базаров 

 

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» – Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil – ничего... это слово обозначает человека, который ничего не признает» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. 

Разговор о нигилистах заканчивается язвительной репликой Павла Петровича: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве» (V). В этой язвительности есть свой резон: что бы Базаров и его единомышленники ни говорили, им не уйти от знаний и достижений предыдущих поколений, то есть «отцов». В этом проявляется один из законов диалектики (переход количества в качество), сформулированный, между прочим, Г. Гегелем.

Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту – Павлу Петровичу Кирсанову. Плохие манеры Базарова, старательно отмечаемые писателем (небрежные ответы сквозь зубы, топание по клумбам, сидение на столе, небрежная поза «развалясь» в кресле, зевки во время разговора), можно расценить как сознательный вызов аристократам со стороны «лекарского сына»: Базаров пренебрегает правилами приличия и демонстративно насмехается над холеными руками и тугими воротничками бездельника Павла Петровича.


И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни. Бывший светский лев не понимает, что приходит новое время и оно требует решительных действий, а не только красивых, хотя и справедливых рассуждений. О новом времени в романе говорит Базаров: «Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда... А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда(...)» (X). Повторяя эту мысль, Базаров обращается к Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим» (XXVI).


Перечитайте спор Базарова с Павлом Петровичем. Заполните таблицу цитатами из романа.

 

Предметы спора

Павел Петрович

Базаров

Об отношении к дворянству

О принципе деятельности нигилистов

Об отношении к народу

О взглядах на искусство

 


Испытание дружбой

 

В самом начале романа у Базарова есть его друг и союзник – Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к «разночинским взглядам», которых придерживается первоначально. Почему это происходит?

 

Тургенев писал, что Аркадий в основном «сибаритствовал» под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, – под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров – человек труда, в любой обстановке он старается заниматься своей работой. Аркадий же – абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, – уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова – не сидеть сложа руки.

Кроме того, по ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэзией.

Аркадий, обнаружив разницу между собой и Базаровым, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает «свои длинные и жесткие пальцы», чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом «зловеще» усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к «птенцу». Ведь именно «птенцом» Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: «Ты нежная душа, размазня», – говорит он Аркадию. 

 

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».


Проанализируйте поведение Аркадия и его отношение к своему отцу и семейным ценностям на протяжении романа. Готов ли он вслед за Базаровым безоговорочно отрицать любовь к родителям, семью и культуру?


Испытание любовью

 

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создает любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н. Г. Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике – для преодоления конкретных жизненных препятствий. 

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это все романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюбленных друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует свое впечатление: «Кто бы она ни была – просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у нее такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

 

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причем теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчет любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюбленные герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

«Дама сердца» на признание героя ответила отказом, и Базаров обречен покорно страдать или бороться с чувством сильной, но безответной идеальной любви. Именно теперь для него начинается настоящее «испытание любовью». Герою не с кем поделиться своими душевными страданиями, но они есть, и автор указывает на их внешнее проявление: «Предшествующую ночь (после объяснения с Анной Сергеевной — О.П.) он всю не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачной резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки» (XIX). 

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит все. А Тургенев не дает молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет.  В них есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством – не прижег порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно предпочел умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века – «лишних людей». Для героев 60-х годов – «новых людей» – кроме любви, а иногда и помимо нее, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т. д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убежденного демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.


  1. С какой целью Тургенев проводит своего героя через испытание любовью?
  2. Как развивались отношения Одинцовой и Базарова? Почему любовь Базарова была отвергнута? Проанализируйте финал 18 главы. Является ли фраза Анны Сергеевны: «Спокойствие все-таки лучше всего на свете» объяснением ее решения?
  3. Прокомментируйте высказывание Тургенева: «Любовь есть одна из тех страстей, которые надламывают наше “я”». Какие изменения происходят в личности Базарова?
  4. Выдержал ли Базаров испытание любовью или его личность была сломлена? Как раскрывается характер героя в сцене последней встречи с Одинцовой?


Смерть Базарова и эпилог романа

 

Базарова Тургенев заставляет внезапно уйти из жизни. Но еще ранее выясняется его несостоятельность как социальной фигуры. Хотя Базаров еще в последнем разговоре с Павлом Петровичем отказывается от своего прежнего сугубо негативного взгляда на народ и признает непознаваемость народной души («Русский мужик – это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Радклиф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает»), он все равно остается ему глубоко чужд («Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового»). 

 

Отвратившись от общественного поприща, оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием («Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич»), получив отказ любимой женщины и, наконец, разуверившись в правоте своего мировоззрения, давшего неисправимую трещину, Базаров теряет свое место в жизни и перестает ею дорожить. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях». Ни примирение с действительностью, ни борьба за ее изменение, ни ее безоговорочное отрицание не видятся ему теперь равно возможными. Поэтому его смерть предстает перед нами и как результат совпадения роковых случайностей, и как логическое следствие его духовного кризиса.

Перед лицом смерти выявляется до конца вся сила базаровской натуры. «Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, – все равно что сделать великий подвиг». Оставаясь медиком, он хладнокровно отмечает этапы своей болезни, злясь на смерть как на нелепую случайность и презирая себя за беспомощность («Что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится»). «В критическую минуту [он] не меняет своего мрачного миросозерцания на другое, более отрадное» («Да, поди попробуй отрицать смерть! Она тебя отрицает, и баста!»). Но перед концом он все-таки посылает за Одинцовой, чтобы проститься со всем дорогим, что оставалось у него в жизни, – проститься с жизнью как таковой. Прося у нее последний поцелуй, он неожиданно говорит с такой же «красивостью», за которую так негодовал на Аркадия: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…», что означает его невольную капитуляцию перед прежде столь презрительно третируемым им романтизмом.
 

Одной из последних фраз Базарова Тургенев сделал слова о его ненужности для России: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен...». Это должно означать, что России не нужен нигилизм, не нужно разрушение, а надобны созидатели, труженики, мастера и просто честные люди. Таким образом, Базаров не нужен России как нигилист, но, несомненно, нужен как выдающаяся личность. Будучи нигилистом, отрицателем по мировоззрению, Базаров нигде в романе не выступает собственно разрушителем, посягнувшим на какие-либо сокровенные жизненные ценности. От этого его удерживают всякий раз здравый смысл, прирожденные нравственность, благородство и чувство справедливости, так как Базаров не сомневается признать правоту и хорошие качества даже совершенно чуждых ему по духу людей. Он великолепно знает свое дело, образован и трудолюбив, ненавидит слабость во всех ее видах, ненавидит русскую расслабленность воли и душевную нечистоплотность. Он способен к упорному созидательному труду – и этим он нужен России. Он умнее, сильнее и «больше», чем исповедуемая им теория, которая становится глупой и вредной, как только попадает на вооружение к бездарным Ситниковым.

Возвеличив нигилиста, сделав его почти титанической фигурой, равной которой по силе нет в романе, Тургенев поступил очень смело, фактически пойдя против своих единомышленников. И его друг П. В. Анненков, и издатель «Русского вестника» М. Н. Катков уговаривали его переделать роман, снизив образ Базарова, чтобы не дать нигилистам утвердиться в общественном мнении. Но Тургенев был явно увлечен своим героем, и именно в силу его новизны, яркости и предельной чуждости миру писателя – миру дворянской культуры и искусству. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу, – писал Тургенев Фету в апреле 1862 году – Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной чужостью и резкостью... – я виноват и не достиг своей цели».

Так оказывается в конце концов снятым основной конфликт романа – вместе с устранением из жизни обоих антагонистов. Но жизнь продолжается дальше, оказываясь бесконечно сложнее, чем-то представлялось героям, а противоречия между поколениями, казавшиеся столь острыми в начале романа, сглаживаются и уходят. В один день совершаются две счастливые свадьбы – Аркадия и его отца, на свет появляется следующее поколение, а Аркадий тем временем берется за хозяйство, не дававшееся его отцу, и понемногу исправляет положение. Последняя же картина романа – изображение могилы Базарова с безмятежно растущими на ней цветами – соотносит все действие романа с вечностью, перед лицом которой растворяется конфликт двух исторических сословий. Торжествуют те самые силы природы, которые действовали в Базарове даже помимо его сознания и воли и продолжают владычествовать в мире и после его исчезновения. Те же герои, которые любили природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным, неодолимым силам, действующим в ней, обретают истинное счастье в любви, и жизнь продолжается именно ими. (По свидетельству самого автора, истинное счастье в романе достается все-таки мягкому Аркадию: «Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек».) Природа как мать всего живого, источник «всякого дыхания», божественная мудрость которой проявляется в ее совершенной красоте, – не просто величаво-«равнодушна» к судьбам своих детей, как писал Пушкин в своем знаменитом философском стихотворении, а примиряет их в своей любви и «жизни бесконечной».


Контрольные вопросы 

 

  1. Обратите внимание на особенности психологического изображения героя. Какие приемы использует автор, чтобы передать настроение персонажей, их противоречивые чувства или сиюминутные переживания? Какова роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира героев?
  2. Почему народ, интересы которого отстаивает Базаров, непонятен ему, а сам он в глазах крестьян выглядит кем-то «вроде шута горохового»?
  3. Почему в эпилоге Николай Петрович с Фенечкой и Аркадий с Катей живут вместе, в одном доме?
  4. В чем заключается философский аспект конфликта «отцов и детей»? Почему ситуация, в которой «сыновья» безапелляционно отвергают идеалы «родителей» как устаревшие, осмысляется Тургеневым как универсальная проблема всех времен?


 

Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Вера поэта в духовную силу, богатырство народа
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»
Русская литература XIX века
  • Религия и религиозные организации

    Обществознание

  • Гласные в суффиксах имен существительных

    Русский язык

  • Морфемика. Словообразование и формообразование

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке