- Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
- Смысл финала романа
- Авторская оценка жизненного пути героя
- Знать содержание и значение финала романа «Обломов», историко-философский смысл произведения
- Уметь анализировать художественное произведение
Почему Обломов говорит о Захаре, что тот «еще больший обломовец», чем он сам?
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии, в 1857 году окончил Главный педагогический институт в Петербурге
В 1856 году была напечатана его первая статья в «Санкт-Петербургских ведомостях», в этом же году в «Современнике» появилась его статья «Собеседник любителей российского слова». С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника». Умер Н.А. Добролюбов от туберкулеза 29 ноября 1861 в Петербурге. Ему было 25 лет.
Критика бурно отреагировала на вышедший в свет роман «Обломов» И.А. Гончарова, задав тенденцию широко толковать «обломовщину». Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое оболомовщина?» даёт своё понимание явления: «Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина»
Н.А. Добролюбов тщательно изучает характер и действия Обломова и делает вывод, что проблемой Илья Ильича является образ его жизни. Такой уклад порожден обществом того времени, поэтому «обломовщина» – состояние, уничтожающее в человеке положительные качества и стремления.
Таким образом, критик относит героя к типу «лишнего человека», протест которого в бездеятельности. Устремления общества направлены на обогащение любым способом, Обломов же предпочитает не делать ничего, избегая и бесчестных злых поступков.
«Обломовщина» – это явление социальное, отражающее косность и неподвижность. Труд для жителей Обломовки – признак низкого положения, позор для барина. Такие представления о мире приводят к тому, что хоть Обломов и является внешне барином, но внутренне он несвободен от Захара: «Все началось неумением надевать чулки и закончилось неумением жить» (Н.А. Добролюбов). Захар тоже жертва «обломовщины», ведь после смерти барина отправился на паперть, ведь никогда в жизни не работал, презирая труд, как и все обломовцы.
Обломов наделён от природы живым умом и проницательной душой. Он мягок в общении, способен к рефлексии и самоанализу, чувство справедливости в нём пересилило эгоизм. Однако он мыслит в рамках тех традиций и взглядов, которые ему привили ещё в детстве, Илья Ильич не способен преодолеть привычки и стереотипы быта Обломовки. Для него жизнь в райском месте из снов – идеал, норма жизни.
«Обломовщина» в романе не только следствие дворянского образа жизни, но и отражение общественного неустройства, которое влечёт апатию, ослабление творческого начала в человеке.
Таким образом, обломовщина предстает в романе не только как следствие дворянского паразитизма, – хотя этот аспект ее содержания имеет первостепенное значение в романе, – но и как выражение общественного неустройства, порождающего апатию, ослабление творческой энергии членов общества.
В своей статье Н.А. Добролюбов обличает явление «обломовщины», что свойственно для революционера-демократа. Но такой взгляд на героя романа сосредоточен только на одной стороне характера Обломова – его социальной несостоятельности. И.А. Гончаров создаёт более сложный образ, делая главного героя многозначным (вневременным, «вечным», общечеловеческим).
- Прочитайте критическую статью Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Почему критик считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
- Согласны ли вы с такой критикой романа? Найдите подтверждение своей позиции в тексте.
Смысл финала романа
В конце романа И.А. Гончаров изображает две семейные идиллии – идиллию непосредственного, «неумного», элементарного семейного счастья в доме Обломова на Выборгской стороне и идиллию рационально построенного сильными, волевыми людьми интеллектуального быта Штольца и Ольги. Однако автор не заканчивает роман счастливым эпилогом. Внешнее благополучие семьи Штольцев, не удовлетворяет Ольгу, а «счастливое» затухание Обломова трагично, так как ведёт только к гибели.
Роман И.А. Гончарова заканчивается смертью заглавного героя – Ильи Ильича Обломова. Герой не изменяет своему укладу жизни, где господствует лень и безразличие.
Смерть героя не исключает его из жизни близких. Вместе с барином из жизни Захара уходит смысл. Остановилась жизнь для Агафьи Пшеницыной. Сын Агафьи и Ильи передаётся на воспитание Ильинской и Штольцу, по воле самого Обломова. Воспитывая мальчика, Ольга и Андрей часто вспоминают Илью Ильича, эти воспоминания важны для их союза. Они вносят в их практичную и праздную жизнь философский смысл и размышления о вечном.
Однако и после смерти Илья Ильич продолжает играть значительную роль в жизнях близких людей.
Пропадает смысл жизни без барина для Захара. Он привык к жизни с Обломовым. Благодаря схожести их характеров, они всегда жили душа в душу.
Остановилась жизнь и для любимой женщины Ильи Ильича – Агафьи Пшеницыной. Единственным утешением героини становится их сын Андрюша. Но по воле Обломова она отдает его на воспитание Ильинской и Штольцу.
Важную роль в финале романа играет сын Обломова – Андрюша Обломов. И.А. Гончаров возлагает на него надежды о светлом будущем России, так как в нём сочетается прирождённая мягкость отца и воспитание в семейных традициях Штольца. Именно он сможет сделать много для своей страны.
Авторская оценка жизненного пути героя
И.А. Гончаров исследует в романе явление «обломовщины». Он открыл её исторические и социальные корни, психологические проявления. Это современный роман, который знакомит читателя с уникальной философией. Автор пытается найти ответ на вечные вопросы: Что представляет из себя русский человек? На что он способен? Каково будущее России? Каково значение действия и бездействия?
Ценность романа «Обломов» в глубине постижения современной И.А. Гончарову русской действительности и человеческой жизни. Заглавный герой представляет собой одновременно как продукт определенных общественных условий и как личность, пытающаяся противостоять, не принимая и суетную окружающую действительность.
Контрольные вопросы
- Как описана в романе Агафья Матвеевна Пшеницына? Почему лейтмотивом ее облика становятся мелькающие локти с ямочками?
- Согласны ли вы с характеристикой Штольца, которую он дает Агафье Пшеницыне и ее образу жизни: «Простая баба, грязный быт, удушливая атмосфера»?
- За что Агафья Матвеевна любит Обломова? Чем отличается ее чувство от любви Ольги Ильинской? В чем проявляется ее «жертвенная любовь»?
- Почему Пшеницына отдает сына Обломова на воспитание Ольге и Штольцу? В чем символический смысл этой сюжетной детали?