Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • Литература
  • И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

Конспект урока: И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

Русская литература XIX века

18.01.2025
4297
0

И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

План урока

  • Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
  • Смысл финала романа
  • Авторская оценка жизненного пути героя

Цели урока

  • Знать содержание и значение финала романа «Обломов», историко-философский смысл произведения
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

Почему Обломов говорит о Захаре, что тот «еще больший обломовец», чем он сам?

Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

Рис. 1. Б.В. Щербкова. Н.А. Добролюбов. 1953.

Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии, в 1857 году окончил Главный педагогический институт в Петербурге

 

В 1856 году была напечатана его первая статья в «Санкт-Петербургских ведомостях», в этом же году в «Современнике» появилась его статья «Собеседник любителей российского слова». С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника». Умер Н.А. Добролюбов от туберкулеза 29 ноября 1861 в Петербурге. Ему было 25 лет.

 

Критика бурно отреагировала на вышедший в свет роман «Обломов» И.А. Гончарова, задав тенденцию широко толковать «обломовщину». Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое оболомовщина?» даёт своё понимание явления: «Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина»

 

Н.А. Добролюбов тщательно изучает характер и действия Обломова и делает вывод, что проблемой Илья Ильича является образ его жизни. Такой уклад порожден обществом того времени, поэтому «обломовщина» – состояние, уничтожающее в человеке положительные качества и стремления.

 

Таким образом, критик относит героя к типу «лишнего человека», протест которого в бездеятельности. Устремления общества направлены на обогащение любым способом, Обломов же предпочитает не делать ничего, избегая и бесчестных злых поступков.

 

«Обломовщина» – это явление социальное, отражающее косность и неподвижность. Труд для жителей Обломовки – признак низкого положения, позор для барина. Такие представления о мире приводят к тому, что хоть Обломов и является внешне барином, но внутренне он несвободен от Захара: «Все началось неумением надевать чулки и закончилось неумением жить» (Н.А. Добролюбов). Захар тоже жертва «обломовщины», ведь после смерти барина отправился на паперть, ведь никогда в жизни не работал, презирая труд, как и все обломовцы.

Рис. 2. Г. Мазурин. Обломов на Выборгской стороне.

Обломов наделён от природы живым умом и проницательной душой. Он мягок в общении, способен к рефлексии и самоанализу, чувство справедливости в нём пересилило эгоизм. Однако он мыслит в рамках тех традиций и взглядов, которые ему привили ещё в детстве, Илья Ильич не способен преодолеть привычки и стереотипы быта Обломовки. Для него жизнь в райском месте из снов – идеал, норма жизни.

 

«Обломовщина» в романе не только следствие дворянского образа жизни, но и отражение общественного неустройства, которое влечёт апатию, ослабление творческого начала в человеке.

 

Таким образом, обломовщина предстает в романе не только как следствие дворянского паразитизма, – хотя этот аспект ее содержания имеет первостепенное значение в романе, – но и как выражение общественного неустройства, порождающего апатию, ослабление творческой энергии членов общества.

 

В своей статье Н.А. Добролюбов обличает явление «обломовщины», что свойственно для революционера-демократа. Но такой взгляд на героя романа сосредоточен только на одной стороне характера Обломова – его социальной несостоятельности. И.А. Гончаров создаёт более сложный образ, делая главного героя многозначным (вневременным, «вечным», общечеловеческим).


  1. Прочитайте критическую статью Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Почему критик считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
  2. Согласны ли вы с такой критикой романа? Найдите подтверждение своей позиции в тексте.


Смысл финала романа

В конце романа И.А. Гончаров изображает две семейные идиллии – идиллию непосредственного, «неумного», элементарного семейного счастья в доме Обломова на Выборгской стороне и идиллию рационально построенного сильными, волевыми людьми интеллектуального быта Штольца и Ольги. Однако автор не заканчивает роман счастливым эпилогом. Внешнее благополучие семьи Штольцев, не удовлетворяет Ольгу, а «счастливое» затухание Обломова трагично, так как ведёт только к гибели.

 

Роман И.А. Гончарова заканчивается смертью заглавного героя – Ильи Ильича Обломова. Герой не изменяет своему укладу жизни, где господствует лень и безразличие.

 

Смерть героя не исключает его из жизни близких. Вместе с барином из жизни Захара уходит смысл. Остановилась жизнь для Агафьи Пшеницыной. Сын Агафьи и Ильи передаётся на воспитание Ильинской и Штольцу, по воле самого Обломова. Воспитывая мальчика, Ольга и Андрей часто вспоминают Илью Ильича, эти воспоминания важны для их союза. Они вносят в их практичную и праздную жизнь философский смысл и размышления о вечном.

 

Однако и после смерти Илья Ильич продолжает играть значительную роль в жизнях близких людей.

Пропадает смысл жизни без барина для Захара. Он привык к жизни с Обломовым. Благодаря схожести их характеров, они всегда жили душа в душу.

Остановилась жизнь и для любимой женщины Ильи Ильича – Агафьи Пшеницыной. Единственным утешением героини становится их сын Андрюша. Но по воле Обломова она отдает его на воспитание Ильинской и Штольцу.

 

Важную роль в финале романа играет сын Обломова – Андрюша Обломов. И.А. Гончаров возлагает на него надежды о светлом будущем России, так как в нём сочетается прирождённая мягкость отца и воспитание в семейных традициях Штольца. Именно он сможет сделать много для своей страны.

Авторская оценка жизненного пути героя

И.А. Гончаров исследует в романе явление «обломовщины». Он открыл её исторические и социальные корни, психологические проявления. Это современный роман, который знакомит читателя с уникальной философией. Автор пытается найти ответ на вечные вопросы: Что представляет из себя русский человек? На что он способен? Каково будущее России? Каково значение действия и бездействия?

 

Ценность романа «Обломов» в глубине постижения современной И.А. Гончарову русской действительности и человеческой жизни. Заглавный герой представляет собой одновременно как продукт определенных общественных условий и как личность, пытающаяся противостоять, не принимая и суетную окружающую действительность.


Контрольные вопросы

 

  1. Как описана в романе Агафья Матвеевна Пшеницына? Почему лейтмотивом ее облика становятся мелькающие локти с ямочками?
  2. Согласны ли вы с характеристикой Штольца, которую он дает Агафье Пшеницыне и ее образу жизни: «Простая баба, грязный быт, удушливая атмосфера»?
  3. За что Агафья Матвеевна любит Обломова? Чем отличается ее чувство от любви Ольги Ильинской? В чем проявляется ее «жертвенная любовь»?
  4. Почему Пшеницына отдает сына Обломова на воспитание Ольге и Штольцу? В чем символический смысл этой сюжетной детали?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»
Русская литература XIX века
  • Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма

    Биология

  • Современные мирохозяйственные связи. Внешняя торговля товарами

    География

  • Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке