- Слово о Мигеле де Сервантесе
- Проблема ложных и истинных идеалов в романе «Дон Кихот»
- Знать факты из биографии М. Сервантеса, проблематику романа «Дон Кихот»
- Уметь определять основную мысль, анализировать образы героев художественного произведения
- Кто такие «рыцари»?
- Знаете ли вы что-нибудь о Дон Кихоте?
Слово о Мигеле де Сервантесе
Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616)
Мигель де Сервантес Сааведра – великий писатель-гуманист эпохи Возрождения.
Мигель де Сервантес Сааведра родился в начале октября 1547 в Алькале-де-Энарес в семье лекаря из обедневшего дворянского рода. Нужда и заботы преследовали будущего писателя с детства. Сервантес был вынужден странствовать, чтобы добыть средства к существованию. Несмотря на бродяжническую жизнь, Сервантес сумел закончить иезуитскую школу в Вальядолиде, а завершил он свое образование в Мадриде.
Затем Сервантес был призван в солдаты, участвовал в войне против турок. Сражение у бухты Лепандо навсегда осталось в памяти Сервантеса: многочисленные раны и простреленная левая рука, которая перестала действовать, сделали Сервантеса инвалидом, в армии ему больше не было места. В то время будущему писателю было всего 24 года. Вместе со своим братом Родриго он вынужден был возвратиться на родину, но в Средиземном море братья были захвачены морскими разбойниками-корсарами и увезены в Алжир.
Несколько раз Сервантес пытался бежать, но эти попытки закончились неудачей. Жесток и беспощаден был правитель Алжира Гасан-паша, но пленник внушал ему невольное уважение: безрассудная храбрость и дерзость пленного солдата говорили о его несокрушимой воле. Пять лет провел в рабстве Сервантес, пока его семья каждодневными стараниями не скопила сумму, необходимую для его выкупа.
В 1580 году Сервантес вернулся в Испанию. Чтобы как-то вырваться из нужды, он пробовал свои силы в литературном творчестве и по возвращении из плена написал пасторальный роман «Галатея» (1585). Однако этот роман не принес Сервантесу ни большой литературной славы, ни денег, и он был вынужден занять государственную должность сборщика налогов. Работа приносила одни неприятности, и в конце концов по чужой вине Сервантес попал в тюрьму, где начал работу над романом «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615), который сделал имя автора бессмертным.
Сам благородный Сервантес во многом напоминал своего героя. Он пришел в мир с открытым сердцем, в котором никогда не было недобрых чувств. Когда в апреле 1616 года в Мадриде, на улице Леон, в возрасте 69 лет умирал этот удивительный человек, немногие из его друзей, пришедших проститься с великим писателем, с горечью говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании. До сих пор читателей глубоко трогает и восхищает бескорыстный энтузиазм «донкихотства».
Лучший из биографов Сервантеса, Шарль Сорель, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».
- Почему Сервантес больше не мог исполнять военную службу?
- Какое первое произведение создал Сервантес?
- Где Сервантес написал роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»?
Проблема ложных и истинных идеалов в произведении М. Сервантеса «Дон Кихот»
Произведение рассказывает о необыкновенных, но зачастую печальных приключениях разорившегося дворянина Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, вообразил себя защитником униженных и обездоленных. Книжный мир рыцарских романов сливается для Дон Кихота с действительностью, которую он абсолютно не может понять. И невольно задаешься вопросами: «Кто же безумен? Дон Кихот или мир, который его окружает?» В странных, порой нелепых поступках Дон Кихота проявляется гораздо больше человечности, гуманности и благородства, чем в поступках многих других «разумных» персонажей романа.
Воображение Дон Кихота претворяло все, что он видел, в волшебное царство: ветряные мельницы ему представляются злыми великанами, постоялый двор – величественным замком, а служанки – принцессами.
Отважный и безрассудный, рыцарь Дон Кихот верит в идеал и стремится изменить мир к лучшему. Смысл жизни он видит в помощи слабым, защите угнетенных и несвободных, службе обществу. Несмотря на то, что все его старания несут только вред, он не замечает этого, так как представления об идеале затмили его рассудок. Автор сопереживает главному герою и с помощью преувеличения его «отрицания реальности» показывает в нем себя. Люди с подобными взглядами встречались и будут встречаться в мире всегда, поэтому образ Дон Кихота называют вечным. Подобные образы живут долгие годы в сознании людей.
Вечные образы – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени. Например, образ Дон Кихота, созданный Сервантесом, олицетворяет собой благородную, но лишённую жизненной почвы мечтательность.
Порой Дон Кихот кажется смешным и жалким в своей наивности и беззащитности. Но только человек без сердца может посмеяться или не понять этого милого пожилого господина, вся трагедия которого заключалась в том, что книжные идеалы справедливости не имели ничего общего с пошлой, жестокой и грубой жизнью.
Основная проблема романа – соотношение идеального мира и мира реального. Идеальный мир – это мысли, начинания и цели Дон Кихота. Мир реальный – все то, с чем он действительно сталкивается на своем пути. Герой редко считается с законами действительности, а потому ему трудно оценивать пользу своих поступков.
Писатель изобразил зияющую бездну между мечтой и явью, которую каждый преодолевает по-своему.
Описывая приключения Дона Кихота, Сервантес изображает жизнь южного народа, идущую под открытым небом, рисует идиллические картины жизни в лесу и на лугах. Сервантес выводит в своём романе множество лиц всех состояний, и все они обрисованы очень реалистично.
Над шутливостью рассказа господствует грустное чувство, возбуждаемое тем, что действительность так далека от сходства с возвышенными мыслями, которые в применении к ней оказываются сумасбродным фантазерством. Увлекшийся своими мечтами до нелепости Дон Кихот превосходно говорит об обязанностях человека, о том, каковы должны быть правила политики и администрации. Контраст его благородных понятий с нелепыми поступками создаёт главную привлекательность романа, служит источником смеха, в котором веселость соединяется с грустью.
Устами безумца Дон Кихота Сервантес высказывает гуманные идеи своего времени. Добиваясь освобождения каторжников (ч. I, гл. XXII), герой романа заявляет, что «превращать... в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется ему крайне жестоким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних».
Пламенную речь произносит Дон Кихот во славу свободы, выбравшись из замка герцога и радуясь избавлению от его «благодеяний» (ч. II, гл. VIII): «Свобода, Санчо, – говорит он, – есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей. Ради свободы так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком».
Вечно рвущийся в бой Дон Кихот добивается мира между двумя враждующими селами. Рассуждая по этому поводу о том, в каких случаях «мужи благоразумные и государства благоустроенные» берутся за оружие, он формулирует принципы защиты родины, жизни, семьи, имущества. Он признает достойной службу королю на поле брани с оговоркой: «Когда он ведет войну справедливую».
Второй важнейший герой великого романа Сервантеса – Санчо Панса, крестьянин, сопровождающий Дон-Кихота в качестве «оруженосца». Это живой и яркий образ человека из народа, обрисованный Сервантесом реалистически и с теплотой. В Санчо живет душа мужичка-собственника, он постоянно мечтает о внезапном обогащении. Его трезвые оценки, учитывающие во всем прежде всего материальный интерес, постоянно противостоят идеалистическим грезам Дон-Кихота.
Например, когда Дон-Кихот фантазирует по поводу добытого «золотого шлема», Санчо замечает: «Ей-богу, хороший таз: такой должен стоить не меньше восьми реалов». И вся его плотная фигура верхом на осле резко контрастирует с обликом высокого и тощего рыцаря.
На первый взгляд, Санчо представляет собой полную противоположность своему господину: в то время как Дон-Кихот, изнуряя себя физически, жаждет бескорыстно потрудиться на пользу человечества, Пансо прежде всего старается ублажать свою плоть и послужить самому себе.
Он больше всего любит поспать и поесть (само имя его выразительно: panza по-испански значит «брюхо»), он хочет стать графом и губернатором, хочет, чтобы жена его Тереса Панса ездила в золоченой карете. Размечтавшись о том, как он сделается властелином, Санчо Панса спрашивает, сможет ли он продать всех своих подданных в рабство и положить денежки в карман. Он весь в практике, в настоящем, в то время как Дон-Кихот весь в мечте о прошлом, которое он хочет оживить.
Но в то же время между ними есть глубокое внутреннее сходство. Каждая черта в характере или действиях одного соответствует противоположной, но вместе с тем и родственной черте другого. Оба они – хотя каждый на свой лад – отличаются большой добротой, отзывчивостью, человечностью, беспечностью в жизни, чистотой сердца, энергией. Оба являются дополнениями друг к другу. Оба, увлеченные своими фантазиями, отрываются от семьи и мирной здоровой жизни, чтобы пуститься по свету в поисках удачи, и оба в конце концов исцеляются от своих бредней, убедившись, что они были во власти миражей. Надежды на богатство постепенно сменяются у него бескорыстной привязанностью к Дон-Кихоту.
Идейный смысл этого произведения глубок и многообразен. Как бы насмехаясь над старинными рыцарскими романами, автор изобразил главного героя безумцем, потерявшим рассудок от их чтения. Сервантес построил историю его приключений как комическую эпопею – пародию на рыцарский роман (насмешливое подражание ему). Однако Дон Кихот вырастает в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости; наряду с комическим безумием он обнаруживает высокую мудрость. Отсюда двойственность образа.
- В чём двойственность образа Дон Кихота?
- Почему Дон Кихота можно назвать «вечным образом»?
- Какая проблема в романе является основной?
- Можно ли назвать роман Сервантеса «рыцарским»? Почему?
На протяжении 400 лет не угасает интерес к роману М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Благодаря разнообразию жанровых и художественных особенностей произведение «Дон Кихот» стало связующим звеном между романами старого и нового типов.
Контрольные вопросы
- Как вы могли бы охарактеризовать главного героя произведения Сервантеса?
- Как вы думаете, какие проблемы поднимаются в романе «Дон Кихот»?
- Почему герой кажется смешным? Какими благородными качествами он обладает?
- Как вы могли бы описать Санчо Пансу? Чем он отличается от Дон Кихота? Что между ними общего?