Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.Ф. Шиллер. «Перчатка»

Зарубежная литература

31.03.2025
2818
0

И.Ф. Шиллер. «Перчатка»

План урока

  • Слово об И.Ф. Шиллере
  • Баллада «Перчатка»

Цели урока

  • Знать биографию И.Ф. Шиллера, определение термина «баллада», содержание произведения «Перчатка»
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Как вы понимаете слово «честь»?
  • Каким должен быть настоящий рыцарь?
  • На что можно пойти во имя любви? На что идти не стоит?


Слово об И.Ф. Шиллере

Рис. 1. А. Граф. Портрет И.Ф. Шиллера. Около 1793. Рис. 1. А. Граф. Портрет И.Ф. Шиллера. Около 1793.

Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805)

 

Иоганн Фридрих Шиллер родился в семье полкового лекаря. Ребенком его отдали в Военную академию. Целью этого закрытого учебного заведение было воспитать военнослужащих, покорных правителю. В Военной академии была очень строгая дисциплина, любое проявление воли воспитанников подвергалось суровому наказанию. Отсюда И.Ф. Шиллер вынес ненависть к деспотизму и любовь к свободе. После окончания Военной академии, где Шиллер изучал медицину, он служил военным врачом, однако продолжал мечтать о литературном творчестве.

 

Еще в Военной академии Шиллер написал пьесу «Разбойники», в 1782 году ее приняли для постановки в Мангейском театре. Шиллер мечтал оказаться на премьере своего произведения, однако он знал, что ему не дадут отпуск, поэтому он отправился в Мангейм тайно. Шиллер нарушил устав военной службы, поэтому ему пришлось отсидеть две недели в заключении. Поэт понимал, что он не создан для гарнизонной службы, поэтому пришел к выводу, что ему нужно действовать решительно, чтобы изменить свою судьбу. Однажды ночью, осенью 1782 года, он тайно уехал из герцогства, понимая, что больше никогда туда не вернется. Начался период испытаний и лишений, но зато Шиллер получил возможность заниматься своим любимым делом – литературным творчеством.

 

Летом 1799 года период скитаний писателя заканчивается: он переезжает жить в Веймар, который в конце XVIII века был одним из крупнейших культурных центров Германии. В Веймаре Шиллер решил заняться самообразованием: изучал историю, философию, эстетику, получая знания, которых ему недоставало. Благодаря упорному труду Шиллер стал одним из самых образованных людей своей эпохи, в течение нескольких лет он даже преподавал историю в одном из крупнейших немецких университетов.

 

Шиллер оставил богатое творческое наследие. Это и лирические, и философские стихотворения, и баллады, которые особенно высоко ценили А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Но, безусловно, самое главное дело его жизни – это драматургия. Ранние драмы «Разбойники» и «Коварство и любовь» (1784) сразу завоевали любовь зрителей. А исторические драмы «Дон Карлос» (1787), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) принесли ему славу. 

 

Произведения Шиллера были высоко оценены не только в Германии, на родине писателя, но и в других странах Европы. Произведения Фридриха Шиллера очень скоро стали классическими: их заучивали наизусть, в XIX веке они попали в школьные учебники.


  1. Какое произведение И.Ф. Шиллер написал первым?
  2. Какое образование получил И.Ф. Шиллер?
  3. Каковы особенности творчества И.Ф. Шиллера?


Тема рыцарства в произведении И.Ф. Шиллера «Перчатка»


Вспомним, баллада – лиро-эпический жанр, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. 

 

В рыцарских балладах воскресают фантастические сюжеты о запретной или «вечной», часто неразделенной любви, о тайных преступлениях, о властолюбии, коварстве, жестокости, зависти, изменах, о трогательной верности, о нежных чувствах и скорбных страстях.


«Перчатка» была переведена М.Ю. Лермонтовым в 1829 году (напечатана в 1860 году), В.А. Жуковским – в 1831 году. Произведение относится к лироэпосу, по жанру является балладой. Фридрих Шиллер написал балладу в 1779 году.

 

В основе сюжета лежит исторический факт. Правивший во Франции король Франциск I любил увеселять своих подданных кровавыми развлечениями. В один из таких вечеров придворная дама Кунигунда, славившаяся красотой и жестоким сердцем, роняет перчатку на арену с дикими животными, дабы испытать своего верного рыцаря Делоржа. Шиллер был гуманистом, поэтому эта история заставила его задуматься о феодальных нравах Франции, о безнаказанности и безнравственности высших слоев общества.

Рис. 2. К. Лебедев. «Перчатка». 1901. Рис. 2. К. Лебедев. «Перчатка». 1901.

Юная Кунигунда решила подшутить над рыцарем и привлечь внимание к себе. Она придумывает своему благородному избраннику жестокое и неоправданное испытание, лишь бы он смог доказать свою любовь к ней.

 

Но Делорж понимает, что для красавицы это лишь забава, ее не заботит то, что он может умереть, его жизнь для нее ничего не означает. Поэтому он отвечает на ее жест «любви» тем же, Делорж публично пренебрегает ею, бросая поднятую с арены перчатку Кунигунде в лицо.

 

Будучи благородным рыцарем, он не мог не ответить на ее вызов, так как это бы подвергло сомнению его смелость и благородство.

 

Главный герой Делорж мужественен и силен духом. Он знает, что такое достоинство и как нужно поступить, чтобы не ударить в грязь лицом. 

 

Его благородный поступок противопоставляется поступку красавицы Кунигунды, которая считает, что ей многое позволено. Ради забавы она готова рискнуть жизнью любящего ее человека. Это показывает истинное лицо девушки, и Делорж отвечает ей: «Холодно приняв привет ее очей, / В лицо перчатку ей / Он бросил и сказал: / “Не требую награды”».

 

Таким образом, автор осуждает деспотические законы общества, утверждая приоритет высокой человечности. Кроме того, в произведении утверждается мысль о том, что любовь не должна требовать беспощадных и несправедливых жертв, а жизнь стоит большего, чем чей-то нелепый каприз и брошенная на арену перчатка.

Поэт поднимает несколько тем в своём произведении:

 

  • Гордость. Красавица Кунигунда гордится своей красотой и считает, что ей многое позволено. Ей льстит, что многие поклонники готовы пасть к её ногам, но её ожидает просчёт. Делорж – мужественен и силен духом. Он знает, что такое мужское достоинство, и как нужно поступить, чтобы не ударить в грязь лицом.
  • Достоинство. Баллада поднимает вопрос о чести и достоинстве, порицая преклонение перед бездумными развлечениями «сильных мира сего». Бесспорно, выход смельчака на арену к хищникам прибавил зрелищности представлению. Жестоко играть с жизнями диких животных, но риск человеческой жизнью – предел кровожадности.
  • Самодурство и равнодушие. Скучающая в своей праздности красавица лишена всяческих чувств. Отсутствие гуманности в ней не знает предела: она готова ради ублажения своего наивного любопытства рискнуть жизнью любящего её человека.
  • Любовь. Делорж влюблен в Кунигунду и готов на многое, чтобы доказать это. Красавица этим ловко пользуется, но перегибает палку. Возможно, она ещё пожалеет о своей жестокости, но повествование заканчивается сценой возвращения злополучной перчатки.


  1. Почему произведение И.Ф. Шиллера можно назвать «рыцарской балладой?
  2. Как зовут героев баллады?
  3. На основе каких событий создана баллада «Перчатка»?
  4. Как вы могли бы охарактеризовать главного героя и его даму? Как вы думаете, на чьей стороне автор?


Лирика немецкого поэта полна глубинного смысла, это не просто культурно-историческое творение, это уже произведение, полное страстных поэтическых мыслей, идеей которой является показать истинную ценность человеческой жизни.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие нравственные проблемы поднимает Ф.И. Шиллер в балладе? Актуальны ли эти проблемы в наше время?
  2. Что такое баллада как жанр литературы?
  3. В чем конфликт произведения Ф.И. Шиллера «Перчатка»?
  4. В чем неожиданность финала произведения?
  5. Как вы думаете, какую идею утверждает в своем произведении Ф.И. Шиллер?


И.Ф. Шиллер. «Перчатка»

План урока

  • Слово об И.Ф. Шиллере
  • Баллада «Перчатка»

Цели урока

  • Знать биографию И.Ф. Шиллера, определение термина «баллада», содержание произведения «Перчатка»
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Как вы понимаете слово «честь»?
  • Каким должен быть настоящий рыцарь?
  • На что можно пойти во имя любви? На что идти не стоит?


Слово об И.Ф. Шиллере

Рис. 1. А. Граф. Портрет И.Ф. Шиллера. Около 1793. Рис. 1. А. Граф. Портрет И.Ф. Шиллера. Около 1793.

Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805)

 

Иоганн Фридрих Шиллер родился в семье полкового лекаря. Ребенком его отдали в Военную академию. Целью этого закрытого учебного заведение было воспитать военнослужащих, покорных правителю. В Военной академии была очень строгая дисциплина, любое проявление воли воспитанников подвергалось суровому наказанию. Отсюда И.Ф. Шиллер вынес ненависть к деспотизму и любовь к свободе. После окончания Военной академии, где Шиллер изучал медицину, он служил военным врачом, однако продолжал мечтать о литературном творчестве.

 

Еще в Военной академии Шиллер написал пьесу «Разбойники», в 1782 году ее приняли для постановки в Мангейском театре. Шиллер мечтал оказаться на премьере своего произведения, однако он знал, что ему не дадут отпуск, поэтому он отправился в Мангейм тайно. Шиллер нарушил устав военной службы, поэтому ему пришлось отсидеть две недели в заключении. Поэт понимал, что он не создан для гарнизонной службы, поэтому пришел к выводу, что ему нужно действовать решительно, чтобы изменить свою судьбу. Однажды ночью, осенью 1782 года, он тайно уехал из герцогства, понимая, что больше никогда туда не вернется. Начался период испытаний и лишений, но зато Шиллер получил возможность заниматься своим любимым делом – литературным творчеством.

 

Летом 1799 года период скитаний писателя заканчивается: он переезжает жить в Веймар, который в конце XVIII века был одним из крупнейших культурных центров Германии. В Веймаре Шиллер решил заняться самообразованием: изучал историю, философию, эстетику, получая знания, которых ему недоставало. Благодаря упорному труду Шиллер стал одним из самых образованных людей своей эпохи, в течение нескольких лет он даже преподавал историю в одном из крупнейших немецких университетов.

 

Шиллер оставил богатое творческое наследие. Это и лирические, и философские стихотворения, и баллады, которые особенно высоко ценили А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Но, безусловно, самое главное дело его жизни – это драматургия. Ранние драмы «Разбойники» и «Коварство и любовь» (1784) сразу завоевали любовь зрителей. А исторические драмы «Дон Карлос» (1787), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) принесли ему славу. 

 

Произведения Шиллера были высоко оценены не только в Германии, на родине писателя, но и в других странах Европы. Произведения Фридриха Шиллера очень скоро стали классическими: их заучивали наизусть, в XIX веке они попали в школьные учебники.


  1. Какое произведение И.Ф. Шиллер написал первым?
  2. Какое образование получил И.Ф. Шиллер?
  3. Каковы особенности творчества И.Ф. Шиллера?


Тема рыцарства в произведении И.Ф. Шиллера «Перчатка»


Вспомним, баллада – лиро-эпический жанр, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. 

 

В рыцарских балладах воскресают фантастические сюжеты о запретной или «вечной», часто неразделенной любви, о тайных преступлениях, о властолюбии, коварстве, жестокости, зависти, изменах, о трогательной верности, о нежных чувствах и скорбных страстях.


«Перчатка» была переведена М.Ю. Лермонтовым в 1829 году (напечатана в 1860 году), В.А. Жуковским – в 1831 году. Произведение относится к лироэпосу, по жанру является балладой. Фридрих Шиллер написал балладу в 1779 году.

 

В основе сюжета лежит исторический факт. Правивший во Франции король Франциск I любил увеселять своих подданных кровавыми развлечениями. В один из таких вечеров придворная дама Кунигунда, славившаяся красотой и жестоким сердцем, роняет перчатку на арену с дикими животными, дабы испытать своего верного рыцаря Делоржа. Шиллер был гуманистом, поэтому эта история заставила его задуматься о феодальных нравах Франции, о безнаказанности и безнравственности высших слоев общества.

Рис. 2. К. Лебедев. «Перчатка». 1901. Рис. 2. К. Лебедев. «Перчатка». 1901.

Юная Кунигунда решила подшутить над рыцарем и привлечь внимание к себе. Она придумывает своему благородному избраннику жестокое и неоправданное испытание, лишь бы он смог доказать свою любовь к ней.

 

Но Делорж понимает, что для красавицы это лишь забава, ее не заботит то, что он может умереть, его жизнь для нее ничего не означает. Поэтому он отвечает на ее жест «любви» тем же, Делорж публично пренебрегает ею, бросая поднятую с арены перчатку Кунигунде в лицо.

 

Будучи благородным рыцарем, он не мог не ответить на ее вызов, так как это бы подвергло сомнению его смелость и благородство.

 

Главный герой Делорж мужественен и силен духом. Он знает, что такое достоинство и как нужно поступить, чтобы не ударить в грязь лицом. 

 

Его благородный поступок противопоставляется поступку красавицы Кунигунды, которая считает, что ей многое позволено. Ради забавы она готова рискнуть жизнью любящего ее человека. Это показывает истинное лицо девушки, и Делорж отвечает ей: «Холодно приняв привет ее очей, / В лицо перчатку ей / Он бросил и сказал: / “Не требую награды”».

 

Таким образом, автор осуждает деспотические законы общества, утверждая приоритет высокой человечности. Кроме того, в произведении утверждается мысль о том, что любовь не должна требовать беспощадных и несправедливых жертв, а жизнь стоит большего, чем чей-то нелепый каприз и брошенная на арену перчатка.

Поэт поднимает несколько тем в своём произведении:

 

  • Гордость. Красавица Кунигунда гордится своей красотой и считает, что ей многое позволено. Ей льстит, что многие поклонники готовы пасть к её ногам, но её ожидает просчёт. Делорж – мужественен и силен духом. Он знает, что такое мужское достоинство, и как нужно поступить, чтобы не ударить в грязь лицом.
  • Достоинство. Баллада поднимает вопрос о чести и достоинстве, порицая преклонение перед бездумными развлечениями «сильных мира сего». Бесспорно, выход смельчака на арену к хищникам прибавил зрелищности представлению. Жестоко играть с жизнями диких животных, но риск человеческой жизнью – предел кровожадности.
  • Самодурство и равнодушие. Скучающая в своей праздности красавица лишена всяческих чувств. Отсутствие гуманности в ней не знает предела: она готова ради ублажения своего наивного любопытства рискнуть жизнью любящего её человека.
  • Любовь. Делорж влюблен в Кунигунду и готов на многое, чтобы доказать это. Красавица этим ловко пользуется, но перегибает палку. Возможно, она ещё пожалеет о своей жестокости, но повествование заканчивается сценой возвращения злополучной перчатки.


  1. Почему произведение И.Ф. Шиллера можно назвать «рыцарской балладой?
  2. Как зовут героев баллады?
  3. На основе каких событий создана баллада «Перчатка»?
  4. Как вы могли бы охарактеризовать главного героя и его даму? Как вы думаете, на чьей стороне автор?


Лирика немецкого поэта полна глубинного смысла, это не просто культурно-историческое творение, это уже произведение, полное страстных поэтическых мыслей, идеей которой является показать истинную ценность человеческой жизни.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие нравственные проблемы поднимает Ф.И. Шиллер в балладе? Актуальны ли эти проблемы в наше время?
  2. Что такое баллада как жанр литературы?
  3. В чем конфликт произведения Ф.И. Шиллера «Перчатка»?
  4. В чем неожиданность финала произведения?
  5. Как вы думаете, какую идею утверждает в своем произведении Ф.И. Шиллер?


Предыдущий урок
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Зарубежная литература
Следующий урок
М. Сервантес. «Дон Кихот»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке