Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Гомер. «Илиада»

Античная литература

17.01.2025
3007
0

Гомер. «Илиада»

План урока

  • Древнегреческий поэт Гомер
  • Эпическая поэма «Илиада»
  • Образ Ахилла в «Илиаде»

Цели урока

  • Знать биографию Гомера, содержание «Илиады»
  • Уметь анализировать содержание, образы основных героев художественного произведения

Разминка

Что такое «миф» и «легенда»? Чем они отличаются?


Древнегреческий поэт Гомер

Рис. 1. Бюст Гомера эллинистического периода. Современная копия оригинала из Национального археологического музея Неаполя

О самом Гомере известно мало. Он жил приблизительно в VIII веке до н.э. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины.

 

Гомеру принадлежат эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Обе поэмы неоднократно переводились на русский язык (Н.И. Гнедичем, В.А. Жуковским, В.В. Вересаевым).

 

Традиционно Гомер изображается слепцом. Имя Гомера, по мнению многих исследователей, означает «незрячий». Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься как элемент автобиографии.

 

Известно, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Гомер, согласно древнегреческим легендам, преданиям и поверьям, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.

 

Известно, что дети учились читать по «Илиаде». В Древней Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть.

 

Эпизоды из «Илиады» и «Одиссеи» становятся сюжетами картин древнегреческих художников. Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни – от военного искусства до земледелия. Древние греки, восхищавшиеся Гомером, начали его изучать и комментировать. 

 

Гомеровский эпос стал источником многих произведений искусства. Образы из произведений Гомера встречаются в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого. К Гомеру обращались и обращаются писатели всего мира.


  1. Что известно современным исследователям о происхождении Гомера?
  2. Какова роль Гомера и его произведений в мировой литературе?


Эпическая поэма «Илиада»

«Илиада» повествует о событиях Троянской войны. «Троя» и «Илион» - два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт).

 

Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями. Троя занимала господствующее положение над проливом.

Рис. 2. Троя на карте.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны, в том, что десятилетняя осада Трои – исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало вымысла. Если убрать сцены с участием богов, то рассказ будет выглядеть достоверным. Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было.

 

Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. В 1871 году он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Его ждала удача: холм скрывал развалины целых 9 городских поселений, сменявших друг друга на протяжении 20 веков. Описанную в поэме трою Шлиман признал в одном из поселений. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие Генриха Шлимана потрясло мировую общественность. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях.

 

Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что и привело, по мнению современных ученых, к войне, которая началась около 1200 года до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою. Причина Троянской войны – переселение части греков на полуостров Малая Азия.

 

Сами греки сложили мифы о причинах Троянской войны. Песни эти передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Мифологическая причина войны – похищение троянским царевичем Парисом греческой царевны Елены Прекрасной. Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе эпической поэмы Гомера «Илиада», которая предположительно была создана в VIII в. до н.э.

 


Эпос – устно передаваемые народные героические песни, сказания и поэмы, отражавшие исторические события.

 

Героический эпос – это повествование, художественно отражающее представления об историческом прошлом, воссоздающее картины народной жизни. Это сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символом мужества, доблести и благородства.

 

Эпическая поэма – поэма в стихах о героических событиях или жизни народа.


Сюжеты поэмы «Илиада»:

 

I. Финал Троянской войны

А) 10-й год осады Трои (Малая Азия)

Б) участвуют греки (герои) и покровительствующие им боги.

В) все еще нет победителей

 

II. Гнев Ахиллеса

А) Царь Агамемнон отнял юную пленницу у Ахилла

Б) Ахилл отказывается участвовать в войне.

В) Троянский царевич Гектор убивает Париса (друга Ахилла)

Г) Ахилл мстит за смерть друга убивает Гектора

Д) Тело Гектора отдает его отцу Примаму

Образ Ахилла в «Илиаде»

Рис. 3. Л.Э.П. Фурнье. Гнев Ахилла. 1881.

Главный герой произведения – Ахилл, который предстает перед читателями как самый могучий и непобедимый воин в греческом войске. С его гнева начинается повествование поэмы. Гнев – это состояние, достойное героя. Гнев – свидетельство высокой души, по мнению древних греков. В представлении древних, герой – прежде всего воин, то есть тот, кто способен забыться в неистовстве битвы. Забывая себя, он может быть безрассуден и несправедлив.

 

Ахиллес погибает в расцвете сил. Противоречия присутствуют не только в судьбе, но и в характере героя: он легко переходит от спокойствия к буйству и гневу. Все эти противоречия объясняются тем, что он сын богини Фетиды и простого смертного, а значит, ему присущи и божественные, и человеческие черты. Ахилл вырос мужественным и сильным. Боги помогали ему в сражениях. Ахилл – это пример добра с мечом в руках.

 

Одной из основных деталей образа Ахиллеса является его щит:

 

В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,

Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод

Яркий, тройной; и ремень к нему сзади серебряный сделал.

Пять на щите этом было слоёв; на них он искусно

Много представил различных предметов, хитро их задумав.

Создал в средине щита он и землю, и небо, и море,

Неутомимое солнце и полный серебряный месяц,

Изобразил и созвездья, какими венчается небо;

Видимы были Плеяды, Гиады и мощь Ориона…

На щите изображено все мироздание как символ того, что Ахиллес относится к миру людей и к миру богов. Кроме того, на нем изображены мирный город и город, охваченный войной, пашни, сад, пастухи, львы. Внимательно прочитав описание щита, читатель может представить себе мир таким, каким его видели древние греки.

 

Древнегреческие цари настояли на том, чтобы Ахилл выступил с войском против Трои. Герой возглавил 50 кораблей, взял с собой лучшего друга Патрокла и отправился на войну. Осада Трои длилась 10 лет, Ахилл получил в награду за свои подвиги прекрасную пленницу Брисеиду. Но царь ахейцев Агамемнон сам захотел обладать красавицей и отнял ее у героя. Страстный и вспыльчивый, Ахилл разгневался и не стал принимать участие в сражениях. Греческая армия несла одну потерю за другой. Мать Ахилла желала, чтобы Агамемнон расплатился за причиненную ее сыну обиду, упросила Зевса даровать победу в войне троянцам.

 

Когда войско Трои наступало на греческий лагерь, главный герой разрешил своему лучшему другу Патроклу поучаствовать в сражении. Тот облачился в доспехи Ахилла и возглавил отряд мирмидонян, которые шли на помощь грекам. Даже в геройских доспехах Патрокл не смог устоять против натиска врагов и пал, сраженный рукой Гектора. Греки смогли отбить у врага только его труп. Доспехи героя достались Гектору как трофей. Ахилл, призвав на помощь богиню Афину, явился на поле безоружным и одним своим грозным видом заставил войско неприятеля обратиться в бегство.

 

Сам Гефест сковал новые доспехи герою. Ахилл победил врагов, убил Гектора. Однако герой не был жестоким воином. Его сердце смягчилось, когда Приам – отец Гектора – вымолил у него разрешение забрать труп сына за щедрое вознаграждение. Многих славных воинов и воительниц победил Ахилл.

 

Ахилл дошел до Скейских ворот. Его жизнь оборвала стрела, пущенная рукой Париса. Она попала в незащищенную магической силой пятку Ахилла.

 

Вся эпическая поэма построена по принципу противопоставления или контраста двух образов: Греция и Азия, спокойствие и буйство Ахиллеса, его человеческая и божественная суть, война и мир.

 

Древнегреческие мифы и эпос – источник устойчивых выражений.


Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место.

 

Ахилл (Ахиллес) – герой эпосов Гомера, великий воин, не знающий поражений. Он был полубогом. Его мать - морская нимфа Фетида, насильно выданная замуж за царя Пелея.

 

Унаследовавший от матери-богини могущественную силу, сын простого смертного оставался уязвимым перед всеми опасностями. Дабы спасти его от будущих невзгод, Фетида окунает младенца в струи Стикса. Мать держала свое дитя за пятку, и ее не коснулись воды священной реки.

 

Ахилл принял участие в походе против Трои. Никто не мог победить воина, потому что все целились в его тело, голову. Под его ударами пали царица амазонок Пентесилея и эфиопский князь Мемнон, пришедшие на помощь троянцам. Но отравленная стрела, пущенная Парисом, руку которого направлял разгневанный Аполлон, попала герою в пятку – единственное незащищенное место, и он погиб. С тех пор любой недостаток, изъян, незащищенное место получили название «ахиллесова пята».

 

Яблоко раздора – причина ссоры.

 

Согласно легендам, на свадьбу Пелея, сына эгинского правителя Эака, и морской нимфы Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды – богини ссоры и раздора. Обиженная богиня все-таки проникла на торжество: она незаметно пронесла в руках золотое яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей».

Каждая из богинь, присутствовавших на пиршестве, а именно Гера, Афродита и Афина, посчитала, что это дар именно для нее.
 
Спор разрешить поручили известному своей рассудительностью юноше Парису. Гера и Афина предстали перед Парисом в своем обычном виде, надеясь на собственное величие. Гера пообещала герою власть над Европой и Азией, Афина – славу военных побед.

 

Афродита же появилась в сияющем одеянии, пропитанном благовониями. Она пообещала ему любовь прекрасной Елены, и Парис не смог устоять. Именно Афродите он вручил яблоко, признав ее прекраснейшей.
 
Возлюбленная Париса, Елена, была уже замужем за спартанским царем Менелаем, и. Афродита помогла похитить красавицу. Именно это и привело к началу Троянской войны.
 
Выражение «Ябоко раздора» осталось в широком обиходе и означает некий предлог к разногласию, причину ссоры.

 

Троянский конь – что-то, кажущееся внешне безобидным, таящее беду и гибель.

 

Осада Трои затянулась на долгих 10 лет. Даже несмотря на то, что из Трои было похищено копье Афины, взять город приступом было невозможно. Тогда хитроумному Одиссею пришла в голову одна из гениальнейших идей.

 

Если силой проникнуть в город нельзя, надо сделать так, чтобы троянцы сами открыли ворота. Одиссей начал много времени проводить в обществе лучшего плотника, и в конце концов у них родился план.

 

Разобрав часть лодок, ахейцы соорудили огромного полого внутри коня. Было решено, что в чреве коня будут помещаться лучшие воины, а сам конь с «сюрпризом» будет преподнесен как дар троянцам.

 

Остальная часть войска сделает вид, что возвращается на родину. Сказано - сделано. Троянцы поверили и ввезли коня в крепость. А ночью Одиссей и остальные герои вышли из него и сожгли город.

 

Поэтому именно с легкой руки Гомера выражение «троянский конь» приобрело значение «подарок с подвохом, что-то, что хоть и кажется безобидным, может погубить всех и вся».


  1. Кто обнаружил Трою?
  2. Какие реальные причины привели к Троянской войне?
  3. Почему поэма называется «Илиада»?
  4. Прочитайте описание щита Ахиллеса. Какие сцены мирной жизни изображены на нем?


Античная мифология стала почвой для зарождения искусства и литературы Древней Греции и Древнего Рима. Античные мифы служили для древних художников источником поэтического вдохновения. Сюжеты гомеровских поэм и сегодня вдохновляют художников.


Контрольные вопросы 

 

  1. На основе каких исторических событий построен сюжет «Илиады»?
  2. Каковы мифологические обоснования описываемых событий?
  3. Каких героев эпической поэмы вы запомнили? Какие качества характера они проявляют?


Предыдущий урок
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Античная литература
Следующий урок
Легенда об Арионе
Античная литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях

    Русский язык

  • Координатная плоскость

    Математика

  • Орфография и пунктуация. Повторение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке