Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Трёхсложные размеры

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Трехсложные размеры

План урока

  • Слово о Н.А. Некрасове
  • Стихотворение «Железная дорога»
  • Трехсложные размеры

Цели урока

  • Знать биографию Н.А. Некрасова, трехсложные размеры, содержание стихотворения «Железная дорога»
  • Уметь анализировать поэтический текст, определять трехсложные размеры

Разминка

  • Какие произведения Н.А. Некрасова вы уже читали?
  • Как пишет о крестьянах поэт в своих произведениях?

 

Слово о Н. А. Некрасове

Рис. 1. Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872 год Рис. 1. Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872 год

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) 

 

Н.А. Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Детство его прошло в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Он угнетал семью и жестоко избивал своих крестьян. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Нежная и заботливая мать заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей. Именно мать хотела, чтобы будущий писатель поступил в университет. У отца были другие планы: он пророчил сыну карьеру офицера.

 

Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни. 

 

В 10 лет мальчика определили в Ярославскую гимназию, окончив которую, вопреки желанию отца, отправился в Петербург, чтобы поступить в университет. Такое поведение повлекло за собой немилость отца Н.А. Некрасова: тот лишил материальной поддержки своего 17-летнего сына. В университет будущий писатель так и не поступил. Чтобы не умереть с голоду, он стал писать стихи по заказу книготорговцев, давал уроки, занимался переводами. Такое упорство привело к публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки» в 1840 году. Но известность писателю принесли сборники, вышедшие в свет в 1856 году «Коробейники» и «Крестьянские дети». 

 

Заботы о заработке позволяли учиться только урывками, и Некрасов жалел об этом всю жизнь. При этом он упорно трудился: много читал, писал стихи и пьесы, рассказы и повести, критические статьи и рецензии. Но он смог выбраться из нужды: его водевили шли на сценах театров, в журналах появились его стихи и повести. Он познакомился с литераторами, особое значение имела для него встреча с В.Г. Белинским. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни. А когда Некрасов прочитал критику свое стихотворение «В дороге» о судьбе крестьянской женщины, Белинский обнял его и сказал взволнованно: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный!»

Рис. 2. И.Н. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен». 1877-1878 Рис. 2. И.Н. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен». 1877-1878

В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев становятся владельцами журнала «Современник», который когда-то основал А.С. Пушкин. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его работу.

 

Тяжелые переживания детства, страдания крепостных, непосильный труд бурлаков – все это оставило глубокий след в душе поэта и легло в основу творчества. В его произведениях отразилась любовь к простому народу. Главная тема творчества Н.А. Некрасова – русский народ.

 

Герои стихотворений Некрасова – это простые люди, труженики, любящие жизнь и родную природу. Именно в них поэт видел духовные богатства, способные возвысить до лучшей жизни. Надежду Некрасов возлагал на детей. Они будут читать умные книги, узнают истину, направят интеллектуальные силы на общественные преобразования. И люди услышали слово поэта, недаром многие его стихи стали народными песнями: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося...»).

 

Н.А. Некрасов был первым, кто заговорил о тяжёлой о тяжелой участи простого народа. Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта. С особенной силой и любовь, и боль звучат в поэме о русской крестьянке «Мороз, Красный нос».

 

В 1862 году Н.А. Некрасов написал стихотворение «Железная дорога» о тяжелейшем каторжном труде рабочих. Поэт глубоко сочувствует этим людям, он подчеркивает, что их труд – великий подвиг. 

 

Противопоставлены труженикам люди, которые ими управляют. Поэт осуждает начальников за множество погубленных жизней, за то, что они использовали рабочих в качестве средства достижения своих целей.


  1. О чем жалел Н. А. Некрасов всю жизнь?
  2. Кому сочувствует Н. А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»? Кого он осуждает? Почему?


Стихотворение «Железная дорога»

 

Стихотворение «Железная дорога» написано Н.А. Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник».

 

В 1841 Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург. Николаевская железная дорога строилась с 1843 по 1851 годы и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

 

По свидетельству современников, строители гибли десятками от изнуряющего труда, эпидемий тифа и лихорадки, особенно на открытых местах, насквозь продуваемых ветрами. Тема строительства железной дороги была актуальна и в 1864 году, при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 году от крепостного права рабочих и крестьян.

 

Эпиграф к стихотворению «Железная дорога»:

 

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне


Эпиграф – краткое изречение (пословица, цитата), которая помогает понять читателю основной смысл, главную мысль произведения. 


Всё стихотворение «Железная дорога» — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне).

На вопрос сына «папаша» отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I.

Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.


Рис. 3. Ф. Крюгер. Портрет Петра Клейнмихеля. 1851. Рис. 3. Ф. Крюгер. Портрет Петра Клейнмихеля. 1851.

Пётр Андреевич Клейнмихель (1793 — 1869) — российский государственный деятель, беспрекословный исполнитель воли Николая I.

 

В 1842—1855 годах — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.

 

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца.

 

Кроме того, постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть.


Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей.

 

По мнению Н.А. Некрасова, крестьяне и рабочие часто оказываются обманутыми, а результаты их труда присваивают себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

 

Композиция стихотворения:

  • Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда.
  • Вторая часть – монолог рассказчика, в котором он рисует Ване картины страданий строителей железной дороги и убеждает мальчика, что строители заслуживают уважения хотя бы за трудолюбие и выносливость.
  • Третья часть – это возражения отца-генерала, который считает народ склонным пьянством и потому не способен создать ничего великого, а может только разрушать.
  • Четвёртая часть – рассказчик сообщает Ване о «светлой стороне» строительства, как этого просил генерал.


  1. Какие средства выразительности использует поэт в первой части при описании пейзажа?
  2. Какой приём использует Н.А. Некрасов при описании голода во второй части стихотворения?
  3. Каким приёмом поэт завершает стихотворение?


Стихотворные размеры

 

Ранее вы уже изучали стихотворные размеры. Сегодня поговорим о трехсложных. Работать будем по следующему алгоритму:

 

1. Для начала необходимо выписать все слоги и расставить ударения.

 

Что| |ты| жа´  |дно| гля|ди´шь| на| до|ро´  |гу|

В сто|ро|не´  | от| ве|се´  |лых| под|ру´г|?

Знать|, за|би´  |ло| сер|де´ч|ко| тре|во´  |гу| —

Все| ли|цо´  | тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.

 

2. Затем составить схему расположения ударных и безударных слогов.


Условные обозначения:

 

´_ долгий или ударный слог

‿ - краткий или безударный слог


|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Что| |ты| жа´|дно| гля|ди´шь| на| до|ро´|гу|
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
В сто|ро|не´| от| ве|се´|лых| под|ру´г|?
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Знать|, за|би´|ло| сер|де´ч|ко| тре|во´|гу| —
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
Все| ли|цо´| тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.

 

 

3. Определить, двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого находим минимальное количество безударных слогов между двумя ударными. Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный.

 

 

|||´  |||´  |||´  ||
|‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |
|‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|
|‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |

 

 

4. Если перед нами трехсложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в группы по три слога (стопу).

 

 

‿‿´   / ‿‿´   / ‿‿´   /
‿‿´   / ‿‿´   / ‿‿´   /
‿‿´   / ‿‿´   / ‿‿´   /
‿‿´   / ‿‿´   / ‿‿´   /


Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.


5. Найти часто повторяющуюся пару и по ней определить размер стихотворения.

 

 

[ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ]
[ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ]
[ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ]
[ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ] [ ‿‿´   ]

 

 

Чаще всего повторяется стопа ‿‿´ значит размер этого стихотворения –  анапест .


Рис. 4. Даман Рис. 4. Даман

´ ‿‿ – дактиль

´‿ – амфибрахий

‿‿´  – анапест

 

Чтобы легко вспомнить трехсложные стихотворные размеры, используй слово ДАМАН (это такое животное):

 

Д – дактиль (ударение на первый слог)

АМ – амфибрахий (ударение на второй слог)

АН – анапест (ударение на третий слог)


Определите размер стихотворения «Железная дорога», используя следующий алгоритм (для анализа достаточно использовать одну строфу):

  1. Разделить строки на слоги.
  2. Расставить ударения в соответствии с ритмикой и звучанием стиха.
  3. Определить вид стопы и размер стихотворения (ямб или хорей).
  4. Определить количество стоп в стихе (при подсчёте стоп, учитываются только полные стопы, то есть с необходимым количеством ударных и безударных слогов).

 

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

 


Решение

 

Проверь себя по следующему решению.

 

|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|
Сла´в|на|я| о´  |сень|! Здо|ро´  |вый|, яд|рё´  |ный|
|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |
Во´з|дух| ус|та´  |лы|е| си´  |лы| бод|ри´т|;
|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|
Лё´д| не|ок|ре´п|ший| на| ре´ч|ке| сту|дё´  |ной|
|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |‿|‿|´  |
Сло´в|но| как| та´  |ю|щий| са´  |хар| ле|жи´т|;



Схема стихотворения с выделенными стопами:


В стопе повторяются два безударных и один ударный слоги, значит размер – дактиль. В каждой строке 3 стопы.

 

Ответ: размер стихотворения «Железная дорога» - трёхстопный дактиль


Контрольные вопросы

 

  1. Какова тема и идея стихотворения «Железная дорога»?
  2. В чем необычность композиции этого произведения?
  3. Какие двусложные и трехсложные стихотворные размеры вы запомнили?
  4. Как определить стихотворный размер?


Предыдущий урок
А.А.Фет. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю.Лермонтов. Лирика
Русская литература XIX века
  • Соцветия

    Биология

  • Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы

    История

  • Озёра

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке