- Слово о Н.А. Некрасове
- Стихотворение «Железная дорога»
- Трехсложные размеры
- Знать основные факты биографии Н.А. Некрасова, темы и мотивы его лирики, трехсложные размеры, содержание стихотворения «Железная дорога»
- Уметь анализировать поэтический текст, определять тему и проблему текста, определять трехсложные размеры
- Какие произведения Н.А. Некрасова вы уже читали?
- Как пишет о крестьянах поэт в своих произведениях?
Слово о Н.А. Некрасове

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)
Н.А. Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Она заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей.
Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни. Именно этот образ воплотит он в своём творчестве, открыв русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, ремесленника, солдата. Именно в них поэт видел духовные богатства, способные возвысить до лучшей жизни.
Надежду Н.А. Некрасов возлагал на детей. Они будут читать умные книги, узнают истину, направят интеллектуальные силы на общественные преобразования. И люди услышали слово поэта, недаром многие его стихи стали народными песнями: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося...»).
Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта.
- Какого героя открыл Н.А. Некрасов русской поэзии?
- На кого возлагает надежды поэт в своём творчестве?
Стихотворение «Железная дорога»
Стихотворение «Железная дорога» написано Н.А. Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник».
В 1841 Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург. Николаевская железная дорога строилась с 1843 по 1851 годы и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.
По свидетельству современников, строители гибли десятками от изнуряющего труда, эпидемий тифа и лихорадки, особенно на открытых местах, насквозь продуваемых ветрами. Тема строительства железной дороги была актуальна и в 1864 году, при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 году от крепостного права рабочих и крестьян.
Эпиграф к стихотворению «Железная дорога»:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
Эпиграф – краткое изречение (пословица, цитата), которая помогает понять читателю основной смысл, главную мысль произведения.
Всё стихотворение «Железная дорога» — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне). На вопрос сына «папаша» отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I. Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.

Пётр Андреевич Клейнмихель (1793 — 1869) — российский государственный деятель, беспрекословный исполнитель воли Николая I.
В 1842—1855 годах — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.
У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца.
Кроме того, постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть.
Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей.
По мнению Н.А. Некрасова, крестьяне и рабочие часто оказываются обманутыми, а результаты их труда присваивают себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.
Композиция стихотворения:
- Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда.
- Вторая часть – монолог рассказчика, в котором он рисует Ване картины страданий строителей железной дороги и убеждает мальчика, что строители заслуживают уважения хотя бы за трудолюбие и выносливость.
- Третья часть – это возражения отца-генерала, который считает народ склонным пьянством и потому не способен создать ничего великого, а может только разрушать.
- Четвёртая часть – рассказчик сообщает Ване о «светлой стороне» строительства, как этого просил генерал.
- Какие средства выразительности использует поэт в первой части при описании пейзажа?
- Какой приём использует Н.А. Некрасов при описании голода во второй части стихотворения?
- Каким приёмом поэт завершает стихотворение?
Стихотворные размеры
Ранее вы уже изучали стихотворные размеры. Сегодня поговорим о трехсложных. Работать будем по следующему алгоритму:
1. Для начала необходимо выписать все слоги и расставить ударения.
Что| |ты| жа´ |дно| гля|ди´шь| на| до|ро´ |гу|
В сто|ро|не´ | от| ве|се´ |лых| под|ру´г|?
Знать|, за|би´ |ло| сер|де´ч|ко| тре|во´ |гу| —
Все| ли|цо´ | тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.
2. Затем составить схему расположения ударных и безударных слогов.
Условные обозначения:
´_ долгий или ударный слог
‿ - краткий или безударный слог
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Что| |ты| жа´|дно| гля|ди´шь| на| до|ро´|гу|
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
В сто|ро|не´| от| ве|се´|лых| под|ру´г|?
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Знать|, за|би´|ло| сер|де´ч|ко| тре|во´|гу| —
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
Все| ли|цо´| тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.
3. Определить, двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого находим минимальное количество безударных слогов между двумя ударными. Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный.
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
4. Если перед нами трехсложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в группы по три слога (стопу).
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /‿
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /‿
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
5. Найти часто повторяющуюся пару и по ней определить размер стихотворения.
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]‿
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]‿
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]
Чаще всего повторяется стопа ‿‿´ значит размер этого стихотворения – анапест.

´ ‿‿ – дактиль
‿´‿ – амфибрахий
‿‿´ – анапест
Чтобы легко вспомнить трехсложные стихотворные размеры, используй слово ДАМАН (это такое животное):
Д – дактиль (ударение на первый слог)
АМ – амфибрахий (ударение на второй слог)
АН – анапест (ударение на третий слог)
Определите размер стихотворения «Железная дорога», используя следующий алгоритм (для анализа достаточно использовать одну строфу):
- Разделить строки на слоги.
- Расставить ударения в соответствии с ритмикой и звучанием стиха.
- Определить вид стопы и размер стихотворения (ямб или хорей).
- Определить количество стоп в стихе (при подсчёте стоп, учитываются только полные стопы, то есть с необходимым количеством ударных и безударных слогов).
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Решение
Проверь себя по следующему решению.
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
Сла´в|на|я| о´ |сень|! Здо|ро´ |вый|, яд|рё´ |ный|
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
Во´з|дух| ус|та´ |лы|е| си´ |лы| бод|ри´т|;
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
Лё´д| не|ок|ре´п|ший| на| ре´ч|ке| сту|дё´ |ной|
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
Сло´в|но| как| та´ |ю|щий| са´ |хар| ле|жи´т|;
Схема стихотворения с выделенными стопами:

В стопе повторяются два безударных и один ударный слоги, значит размер – дактиль. В каждой строке 3 стопы.
Ответ: размер стихотворения «Железная дорога» - трёхстопный дактиль
Контрольные вопросы
- Какова тема и идея стихотворения «Железная дорога»?
- В чем необычность композиции этого произведения?
- Какие двусложные и трехсложные стихотворные размеры вы запомнили?
- Как определить стихотворный размер?
- Слово о Н.А. Некрасове
- Стихотворение «Железная дорога»
- Трехсложные размеры
- Знать основные факты биографии Н.А. Некрасова, темы и мотивы его лирики, трехсложные размеры, содержание стихотворения «Железная дорога»
- Уметь анализировать поэтический текст, определять тему и проблему текста, определять трехсложные размеры
- Какие произведения Н.А. Некрасова вы уже читали?
- Как пишет о крестьянах поэт в своих произведениях?
Слово о Н.А. Некрасове

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)
Н.А. Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Она заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей.
Однажды мальчик гулял по берегу Волги и услышал стоны. Так он впервые увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, и узнал об их тяжелой жизни. Именно этот образ воплотит он в своём творчестве, открыв русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, ремесленника, солдата. Именно в них поэт видел духовные богатства, способные возвысить до лучшей жизни.
Надежду Н.А. Некрасов возлагал на детей. Они будут читать умные книги, узнают истину, направят интеллектуальные силы на общественные преобразования. И люди услышали слово поэта, недаром многие его стихи стали народными песнями: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося...»).
Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта.
- Какого героя открыл Н.А. Некрасов русской поэзии?
- На кого возлагает надежды поэт в своём творчестве?
Стихотворение «Железная дорога»
Стихотворение «Железная дорога» написано Н.А. Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник».
В 1841 Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург. Николаевская железная дорога строилась с 1843 по 1851 годы и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.
По свидетельству современников, строители гибли десятками от изнуряющего труда, эпидемий тифа и лихорадки, особенно на открытых местах, насквозь продуваемых ветрами. Тема строительства железной дороги была актуальна и в 1864 году, при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 году от крепостного права рабочих и крестьян.
Эпиграф к стихотворению «Железная дорога»:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
Эпиграф – краткое изречение (пословица, цитата), которая помогает понять читателю основной смысл, главную мысль произведения.
Всё стихотворение «Железная дорога» — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне). На вопрос сына «папаша» отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I. Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.

Пётр Андреевич Клейнмихель (1793 — 1869) — российский государственный деятель, беспрекословный исполнитель воли Николая I.
В 1842—1855 годах — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.
У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца.
Кроме того, постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть.
Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей.
По мнению Н.А. Некрасова, крестьяне и рабочие часто оказываются обманутыми, а результаты их труда присваивают себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.
Композиция стихотворения:
- Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда.
- Вторая часть – монолог рассказчика, в котором он рисует Ване картины страданий строителей железной дороги и убеждает мальчика, что строители заслуживают уважения хотя бы за трудолюбие и выносливость.
- Третья часть – это возражения отца-генерала, который считает народ склонным пьянством и потому не способен создать ничего великого, а может только разрушать.
- Четвёртая часть – рассказчик сообщает Ване о «светлой стороне» строительства, как этого просил генерал.
- Какие средства выразительности использует поэт в первой части при описании пейзажа?
- Какой приём использует Н.А. Некрасов при описании голода во второй части стихотворения?
- Каким приёмом поэт завершает стихотворение?
Стихотворные размеры
Ранее вы уже изучали стихотворные размеры. Сегодня поговорим о трехсложных. Работать будем по следующему алгоритму:
1. Для начала необходимо выписать все слоги и расставить ударения.
Что| |ты| жа´ |дно| гля|ди´шь| на| до|ро´ |гу|
В сто|ро|не´ | от| ве|се´ |лых| под|ру´г|?
Знать|, за|би´ |ло| сер|де´ч|ко| тре|во´ |гу| —
Все| ли|цо´ | тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.
2. Затем составить схему расположения ударных и безударных слогов.
Условные обозначения:
´_ долгий или ударный слог
‿ - краткий или безударный слог
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Что| |ты| жа´|дно| гля|ди´шь| на| до|ро´|гу|
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
В сто|ро|не´| от| ве|се´|лых| под|ру´г|?
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|
Знать|, за|би´|ло| сер|де´ч|ко| тре|во´|гу| —
|‿|‿|´|‿|‿|´|‿|‿|´|
Все| ли|цо´| тво|е| вспы´х|ну|ло| вдру´г|.
3. Определить, двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого находим минимальное количество безударных слогов между двумя ударными. Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный.
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
|‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
4. Если перед нами трехсложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в группы по три слога (стопу).
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /‿
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /‿
‿‿´ /‿‿´ /‿‿´ /
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
5. Найти часто повторяющуюся пару и по ней определить размер стихотворения.
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]‿
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]‿
[‿‿´ ][‿‿´ ][‿‿´ ]
Чаще всего повторяется стопа ‿‿´ значит размер этого стихотворения – анапест.

´ ‿‿ – дактиль
‿´‿ – амфибрахий
‿‿´ – анапест
Чтобы легко вспомнить трехсложные стихотворные размеры, используй слово ДАМАН (это такое животное):
Д – дактиль (ударение на первый слог)
АМ – амфибрахий (ударение на второй слог)
АН – анапест (ударение на третий слог)
Определите размер стихотворения «Железная дорога», используя следующий алгоритм (для анализа достаточно использовать одну строфу):
- Разделить строки на слоги.
- Расставить ударения в соответствии с ритмикой и звучанием стиха.
- Определить вид стопы и размер стихотворения (ямб или хорей).
- Определить количество стоп в стихе (при подсчёте стоп, учитываются только полные стопы, то есть с необходимым количеством ударных и безударных слогов).
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Решение
Проверь себя по следующему решению.
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
Сла´в|на|я| о´ |сень|! Здо|ро´ |вый|, яд|рё´ |ный|
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
Во´з|дух| ус|та´ |лы|е| си´ |лы| бод|ри´т|;
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|
Лё´д| не|ок|ре´п|ший| на| ре´ч|ке| сту|дё´ |ной|
|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |‿|‿|´ |
Сло´в|но| как| та´ |ю|щий| са´ |хар| ле|жи´т|;
Схема стихотворения с выделенными стопами:

В стопе повторяются два безударных и один ударный слоги, значит размер – дактиль. В каждой строке 3 стопы.
Ответ: размер стихотворения «Железная дорога» - трёхстопный дактиль
Контрольные вопросы
- Какова тема и идея стихотворения «Железная дорога»?
- В чем необычность композиции этого произведения?
- Какие двусложные и трехсложные стихотворные размеры вы запомнили?
- Как определить стихотворный размер?