Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Трёхсложные размеры

Русская литература XIX века

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Трехсложные размеры

 

План урока

  • Николай Алексеевич Некрасов
  • Трехсложные размеры

Цели урока

  • Знать биографию Н. А. Некрасова
  • Уметь определять трехсложные размеры

 

Вступление
 

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Н. А. Некрасова. Определим тематику стихотворения «Железная дорога». Изучим трехсложные размеры. Желаем вам успехов!

 

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877)

 

В одиннадцать лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Там он начал писать стихи. Отец забрал Некрасова из гимназии и отправил в Петербург, чтобы он поступил в Дворянский полк – военную школу.  Однако юноша решил поступать в Университет. Он написал об этом отцу, а тот отказался помогать сыну. И шестнадцатилетний Некрасов оказался в нужде, жил случайными заработками: писал крестьянам письма и прошения за несколько копеек, переписывал роли для актеров. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день», – вспоминал он. 

 

Заботы о заработке позволяли учиться только урывками, и Некрасов жалел об этом всю жизнь. При этом он упорно трудился: много читал, писал стихи и пьесы, рассказы и повести, критические статьи и рецензии. Но он смог выбраться из нужды: его водевили шли на сценах театров, в журналах появились его стихи и повести. Он познакомился с литераторами, особое значение имела для него встреча с В. Г. Белинским. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни. А когда Некрасов прочитал критику свое стихотворение «В дороге» о судьбе крестьянской женщины, Белинский обнял его и сказал взволнованно: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный!»

 

Герои стихотворений Некрасова – это простые люди, труженики, любящие жизнь и родную природу. Именно в них поэт видел духовные богатства, способные возвысить до лучшей жизни. Надежду Некрасов возлагал на детей. Они будут читать умные книги, узнают истину, направят интеллектуальные силы на общественные преобразования. И люди услышал слово поэта, недаром многие его стихи стали народными песнями: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу ...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка ...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося ...»). 

 

В 1862 году Некрасов написал стихотворение «Железная дорога» о тяжелейшем каторжном труде рабочих. Поэт глубоко сочувствует этим людям, он подчеркивает, что их труд – великий подвиг. 

 

Противопоставлены труженикам люди, которые ими управляют. Поэт осуждает начальников за множество погубленных жизней, за то, что они использовали рабочих в качестве средства достижения своих целей.

 


  1. О чем жалел Н. А. Некрасов всю жизнь?
  2. Кому сочувствует Н. А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»? Кого он осуждает? Почему?


 

 

Стихотворные размеры

 

На 4 уроке мы говорили о стихотворных размерах. Научились определять двусложные размеры, сегодня поговорим о трехсложных. Работать будем по следующему алгоритму:

 

  1. Для начала необходимо расставить ударения.

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне  от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо  твое вспыхнуло вдруг.

      2. Затем составить схему расположения ударных и безударных слогов.

 

Условные обозначения:

_ ударный слог

­_ безударный слог

 

     3.  Определить двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого находим минимальное количество безударных слогов _ между двумя ударными _.  Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный. 

_ _ Двусложный размер

_ _ _ Трехсложный размер

 

     4. Если перед нами трехсложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в группы по три слога (стопу). 


Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.


 

      5. Найти часто повторяющуюся пару и по ней определить размер стихотворения. 

 

 

_ _ _ – дактиль

_ _ ­_ – амфибрахий

_ _ _ – анапест 

 

       6. Чаще всего повторяется стопа    _ _ _ , значит размер этого стихотворения –  анапест .

 

Чтобы легко вспомнить трехсложные стихотворные размеры, используй слово ДАМАН: 

 

Д – дактиль (ударение на первый слог)

АМ – амфибрахий (ударение на второй слог)

АН – анапест (ударение на третий слог)

 


  1. Прочитайте стихотворение «Железная дорога».
  2. Определи его размер.

 

 

Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика