Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

Русская литература XIX века

17.01.2025
2115
0

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

План урока

  • Образ Владимира Дубровского
  • Тема крестьянского бунта
  • История любви Владимира Дубровского
  • Образ Маши Троекуровой
  • Судьба главных героев

Цели урока

  • Знать историю любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, мотивы поступков героев
  • Уметь давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст художественного произведения

Разминка

  • Какова история создания произведения «Дубровский»?
  • Как А.С. Пушкин описывает А.Н. Дубровского и К.П. Троекурова?
  • Что вы знаете о главном герое – Владимире Дубровском?
  • Почему он стал разбойником?

Образ Владимира Дубровского

Владимир Дубровский предстает благородным и смелым героем, но одновременно честолюбивым и расточительным. В.Г. Белинский называл его одним из самых несчастных героев великого писателя: «мелодраматичный персонаж, неспособный внушить симпатию». Он же назвал роман «одним из величайших созданий гения Пушкина». Противоречивая оценка произведения выросла из противоречия, заложенного в образе главного героя: Владимир Дубровский предстает благородным и смелым героем, но одновременно честолюбивым и расточительным.

 

Дубровский единственный сын своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент развития сюжета Владимиру 23 года. 

 

Он становится разбойником, глубоко оскорбившись тем, как обошлись с его отцом. Он считает мятеж своим священным долгом, не думает о том, к каким невинным жертвам могут привести его поступки. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

 

Целью Дубровского является месть за отца, и она направлена на Троекурова.

 

Слабость его характера в том, что он романтический герой: он не может противостоять реальному миру, который символично представлен в образе Троекурова.

 

А.С. Пушкин последовательно снижает романтический образ разбойника, народного мстителя. Дубровский не грабит учителя-француза, войдя в его положение, уговаривает продать сои документы и отпускает его с пожеланием, чтобы француз встретил в добром здравии свою матушку. Но крестьянская среда не является органичной для героя. Он до конца остаётся офицером и барином: «Дубровский до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н. Петрунина).

 

Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) - во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) - в Англии.

 

Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.

 

А.С. Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой - молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

 

Любовь молодого разбойника к дочери его врага - тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа.


  1. Какие отношения между Владимиром и его отцом?
  2. Почему Дубровский решает сжечь имение? Оправдываете ли вы его поступок?


Тема крестьянского бунта

Беззаконие по отношению к Дубровскому-старшему породило беззаконие, во главе которого встал Дубровский-младший. Тема крестьянского бунта становится движущей для развития сюжета.

 

Приняв роль благородного разбойника, Владимир борется с теми, кто так же, как Троекуров, унижает человеческое достоинство, действует не по чести и уважает не статус, а состояние. А.С. Пушкин освещает все пороки современного ему общества.

 

Хоть Владимир и не хотел мести поначалу, именно протест крепостных против жестокого самодура Кирилы Петровича заставляет его переменить мнение. Бунт в душе народа под предводительством молодого и благородного дворянина непременно должен вылиться в борьбу, что и происходит на страницах романа.

 

Один из самых живых образов романа – кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта, именно он высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть.

 

Уже в следующем эпизоде А.С. Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.

 

Однако Владимир не крестьянин, поэтому в финале произведения он оставляет своих людей. Движущей силой его борьбы являлась месть Троекурову, но она так и не свершилась. Мотивы Дубровского непосредственно связаны с его происхождением: он отстаивает честь своего отца, мстит тем, кто жесток и несправедлив к таким же бедным дворянам. Поэтому быть разбойником он не может. Крестьянами движет борьба против любого помещичьего произвола.

 

Финал произведения логичен: дворянин не может быть разбойником. Эту мысль А.С. Пушкин вкладывает в уста своего героя: «— Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло.»

История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

С привлекательной стороны открывается характер молодого Дубровского и во время его жизни в имении Троекурова под личиной француза-учителя Дефоржа, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца.

 

Бесстрашие и решительность, которое он проявил при встрече с медведем в шуточной комнате, сдержанность и интеллигентность за столом, которая выгодно отличает его от всех присутствующих.

 

В то же время благородство поведения не только в обычных разбойничьих набегах, но даже в обращении с заклятыми врагами, которым он, казалось бы, должен был мстить без сожаления.

 

Владимир Дубровский с самого начала влюблен в Машу. Это светлое чувство спасает героя, оно, как путеводная звезда, становится нравственным ориентиром. Благодаря любви, Дубровский отрекается от мести, тем самым разрывает порочный круг, не уподобляется мстительному Троекурову.

 

Но для Маши любовь Дубровского порочна. Дубровский не успел спасти ее, она вынуждена выйти замуж за нелюбимого и произнести клятву верности. Честность, порядочность Маши не позволяет ей бежать с Дубровским:

 

«– Нет, – отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского.

 

– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…

 

– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостью, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.»

Образ Маши Троекуровой

Марья Кирилловна Троекурова – дочь Кирилы Петровича. Ей 17 лет, она необыкновенно красива. Так же, как и Владимир, она росла без матери. Она воплощает в себе образ идеальной русской женщины: скромна, молчалива, образована. Девушка мечтательна, чему послужило её увлечение сентиментальными романами. Маша обладает музыкальными талантами: поёт и играет. В совершенстве владеет французским языком.

 

Героиня олицетворяет несчастную судьбу многих молодых дворянок пушкинской эпохи. Она вынуждена подчинится воле отца и выйти замуж за нелюбимого, хоть и богатого, человека. В сцене после венчания с Верейским отражено главное качество девушки – верность своему слову. Несмотря на искреннюю любовь к Дубровскому, она отказывает юноше, потому что осознаёт ценность данной клятвы.

 

Именно через неё читатель лучше узнаёт Кирилу Петровича и Владимира Дубровского. Её отец предстаёт непредсказуемым человеком, поэтому «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты». Именно он воспитывает в ней презрение к тем, кто находится в услужении: она не воспринимает сперва Дефоржа как мужчину, потому что он лишь прислуживает её отцу. Лишь храбрость француза заставляет посмотреть на него, как на героя романов, которые с таким упоением читала Маша.

 

Сама того не зная, она спасает отца от ужасной участи. В сцене объяснения с Дубровским девушка узнаёт о намерениях героя, от которых он отказывается только потому, что влюблён. Она благотворно влияет на горячее сердце Дубровского, заставляя его отказаться не только от мести, но и от разбойничьей жизни.


  1. Какие черты сближают Машу и Владимира?
  2. Что переняла от своего отца героиня?


Судьба главных героев

Отец насильно выдает Машу Троекурову замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно.

Рис. 1. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 19. Бой в лесу. 1973.

Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, она ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви.

 

Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной.

 

Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и остаться с любимым человеком.

 

Дубровский, как благородный человек, принимает ее выбор и уезжает за границу.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие социальные темы раскрывает А.С. Пушкин в своём произведении?
  2. Почему любовь Маши и Владимира невозможна?
  3. Чем мотивированы поступки Владимира?


Предыдущий урок
И.С.Тургенев. «Бежин луг»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

    Русский язык

  • Воздушное питание. Фотосинтез

    Биология

  • Правописание наречий, образованных от имен существительных, местоимений

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке