Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

 

План урока

  • История создания романа «Дубровский»
  • Изображение русского барства
  • Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и бунт крестьян
  • История любви Владимира и Маши

Цели урока

  • Изучить историю создания, содержание романа, особенности изображения русского барства, тему любви в произведении

 

Вступление
 

Сегодня на уроке мы узнаем о незаконченном произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Желаем вам успехов!

 

История создания романа «Дубровский»

 

Роман «Дубровский» был написан в 1832–1833-х годах. Название Пушкину не принадлежит, оно дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого произведения лег рассказ П. В. Нащокина, близкого приятеля Пушкина, «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». 

 

Изображение русского барства

 

Троекуров принадлежал к новой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград. Дубровский – к старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод.

 

В доме Троекурова всегда было много людей, хотя гостеприимство и радушие не входило в число сильных качеств его характера. В основном в доме жили или гостили те, кто с помощью подхалимства и лести планировал постоянно участвовать в кутежах и увеселениях, которые частенько устраивал хозяин. Также в доме, который поражал показной роскошной обстановкой и богатым интерьером, проживало огромное количество слуг, которые, как и хозяин, не отличались вежливостью и хорошими манерами, часто грубили и не церемонились даже со знатными гостями, копируя поведение своего барина. Пожалуй, самая бесшабашная выходка Троекурова, которую он тщательно готовил при помощи своих верных слуг — комната с разъяренным медведем, в которой внезапно, будто бы по ошибке, оказывался почти каждый новый гость усадьбы.

 

Дубровский показан в романе как полная противоположность Троекурова. Его род давно обеднел, хоть и сохранил доброе имя и звание. В его имении царит мир и порядок, крестьяне любят и ценят его за честность и справедливость. С трудом он переносит выходки своего соседа, и лишь любовь к охоте объединяет их, как и воспоминания о былой службе в армии. 

 

Троекуров способен на подлость, он совершает подкуп влиятельных чиновников, который позволяет ему отсудить поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало последней каплей, он не может жить и мириться с беззаконьем, и сердце его не выдерживает такой страшной новости. 

 

Таким образом, автор изображает два непохожих друг на друга типа русского барства. С одной стороны, небогатый дворянин, принципиальный, честный и гордый человек, который хоть и строг к своим крепостными, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины, с другой – надменный своенравный и жестокий человек даже к своим соседям относящийся с презрением.

 

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и бунт крестьян

Самодурство Троекурова стало отправной точкой сюжета, Троекуров мог послушать свою совесть и остановить судебное разбирательство, но вместо этого Кирилл Петрович решает отмстить тому, кто осмелился его не послушать. Это приводит не только к смерти Андрея Гавриловича, но и появлению разбойничьей шайки во главе с Владимиром. 

 

Человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами. Чтобы им противостоять, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина стремятся по-своему устроить судьбу, но им это не удается. 

 

Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: 

  1. расточительный и честолюбивый гвардейский офицер
  2. скромный и мужественный Дефорж
  3. грозный и честный разбойник

Цель таких попыток – изменить судьбу. Но сделать это не удается, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять свое право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением. 

 

Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах. Дворянин встает во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны: народу ненавистны все дворяне и чиновники. Люди готовы мстить им, даже если при этом придется жить разбоем и грабежом, то есть пойти на преступление. И Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть изгоями. 

 

Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок, он отразил крушение надежд на совместное сопротивление произволу.

 

История любви Владимира и Маши

 

Владимир Дубровский с самого начала влюблен в Машу. Это светлое чувство спасает героя, оно, как путеводная звезда, становится  нравственным ориентиром. Благодаря любви, Дубровский отрекается от мести, тем самым разрывает порочный круг, не уподобляется мстительному Троекурову.

Но для Маши любовь Дубровского порочна. Дубровский не успел спасти ее, она вынуждена выйти замуж за нелюбимого и произнести клятву верности. Честность, порядочность Маши не позволяет ей бежать с Дубровским: 
«– Нет, – отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского.

– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…

– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостью, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас»

 

Образ Маши – это образ русской женщины, олицетворение идеала, а также уходящее корнями в народное миропонимание представление о нравственности.

 


  1. Сравните образы Кирилла Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского? В чем их различие?
  2. Почему Владимир Дубровский решил не мстить Троекурову?

 

 

 

 

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика