Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

План урока

  • Образ Владимира Дубровского
  • Тема крестьянского бунта
  • История любви Владимира Дубровского
  • Образ Маши Троекуровой
  • Судьба главных героев

Цели урока

  • Знать историю любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, причину крестьянского бунта в романе, роль Дубровского в крестьянском бунте
  • Уметь давать портретную характеристику персонажу

Разминка

  • Какова история создания произведения «Дубровский»?
  • Как А.С. Пушкин описывает А.Н. Дубровского и К.П. Троекурова?
  • Что вы знаете о главном герое – Владимире Дубровском?
  • Почему он стал разбойником?

 

Образ Владимира Дубровского

 

Владимир Дубровский предстает благородных и смелых героев. В.Г. Белинский называл его одним из самых несчастных героев великого писателя, «мелодраматичный персонаж, неспособный внушить симпатию».

Рис. 1. «Дубровский». Глава 6. Дубровский читает письма своей матери. 1973. Рис. 1. «Дубровский». Глава 6. Дубровский читает письма своей матери. 1973.

Дубровский единственный сын своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент развития сюжета Владимиру 23 года. 

 

Он становится разбойником, глубоко оскорбившись тем, как обошлись с его отцом. Он считает мятеж своим священным долгом, не думает о том, к каким невинным жертвам могут привести его поступки. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

 

Целью Дубровского является месть за отца, и она направлена на Троекурова.

 

Слабость его характера в том, что он романтический герой: он не может противостоять реальному миру, который символично представлен в образе Троекурова.

А.С. Пушкин последовательно снижает романтический образ разбойника, народного мстителя. Дубровский не грабит учителя-француза, войдя в его положение, уговаривает продать сои документы и отпускает его с пожеланием, чтобы француз встретил в добром здравии свою матушку. Но крестьянская среда не является органичной для героя. Он до конца остаётся офицером и барином: «Дубровский до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н. Петрунина).

 

Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) - во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) - в Англии.

 

Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.

 

А.С. Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой - молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

 

Любовь молодого разбойника к дочери его врага - тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа.


  1. Как Дубровские относятся к своим крестьянам?
  2. Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?


Тема крестьянского бунта

 

Один из самых живых образов романа - кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор.

 

Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть.

 

Уже в следующем эпизоде А.С. Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.

 

История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Рис. 2. Д.А. Шмаринов, иллюстрация к роману «Дубровский». 1973. Рис. 2. Д.А. Шмаринов, иллюстрация к роману «Дубровский». 1973.

С привлекательной стороны открывается характер молодого Дубровского и во время его жизни в имении Троекурова под личиной француза-учителя Дефоржа, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца.

 

Бесстрашие и решительность, которое он проявил при встрече с медведем в шуточной комнате, сдержанность и интеллигентность за столом, которая выгодно отличает его от всех присутствующих.

 

В то же время благородство поведения не только в обычных разбойничьих набегах, но даже в обращении с заклятыми врагами, которым он, казалось бы, должен был мстить без сожаления.

 

Дубровский влюбился в Машу Троекурову, поэтому отказался от мести своему заклятому врагу – Кириле Петровичу Троекурову, отцу Маши.

 

Владимир Дубровский с самого начала влюблен в Машу. Это светлое чувство спасает героя, оно, как путеводная звезда, становится нравственным ориентиром. Благодаря любви, Дубровский отрекается от мести, тем самым разрывает порочный круг, не уподобляется мстительному Троекурову.

 

Но для Маши любовь Дубровского порочна. Дубровский не успел спасти ее, она вынуждена выйти замуж за нелюбимого и произнести клятву верности. Честность, порядочность Маши не позволяет ей бежать с Дубровским:

 

«– Нет, – отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского.

 

– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…

 

– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостью, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.»

Образ Маши Троекуровой

Рис. 3. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 13. Троекуров и Маша в саду у Верейского. 1973. Рис. 3. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 13. Троекуров и Маша в саду у Верейского. 1973.

Образ Маши – это образ русской женщины, олицетворение идеала, а также уходящее корнями в народное миропонимание представление о нравственности.

 

Красивая и стройная девушка Маша, находящаяся в расцвете своей 17-летней весны, рано осталась без матери, воспитывалась простой крестьянской женщиной из народа, нянюшкой Егоровной.

 

Одинокая и замкнутая девушка, находящаяся под влиянием любящего, но вспыльчивого отца.

 

Повзрослевшей Маше в её полное распоряжение попала отцовская библиотека, где она познакомилась с образцами сентиментальной французской прозы и стала яркой поклонницей романов, сделавших её мечтательной, чуткой и кроткой особой, витающей в облаках своих фантазий.

 

Барышня хорошо поет и музицирует, прекрасно говорит по-французски.

 

Марья Троекурова, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала.

 

Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие.

 

Восторженную и экзальтированную барышню покоряют его смелость, благородство и отвага, и учитель становится «героем её романа».

 

Узнав, кто он такой, Маша пугается, но робость и нежность в его речах заставляют поверить ему и согласиться на побег, которому не суждено сбыться.


  1. Как встречают Дефоржа в доме Троекуровых? Какие «благородные увеселения» присутствуют в доме Троекуровых?
  2. Как относится к Дефоржу Маша Троекурова?


Судьба главных героев

 

Отец насильно выдает Машу Троекурову замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно.

Рис. 4. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 19. Бой в лесу. 1973. Рис. 4. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 19. Бой в лесу. 1973.

Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, она ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви.

 

Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной.

 

Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и остаться с любимым человеком.

 

Дубровский, как благородный человек, принимает ее выбор и уезжает за границу.


Контрольные вопросы

  1. Как возникла идея романа «Дубровский»?
  2. Кто явился прототипом главного героя Владимира Дубровского?
  3. Какие проблемы отражены в романе?
  4. В чем заключается конфликт произведения?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения
Русская литература XIX века
  • Общее знакомство с растительным миром

    Биология

  • Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга

    Математика

  • Классы цветковых

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке