Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Русская литература XIX века

И.С. Тургенев. «Бежин луг»

План урока

  • Слово об И.С. Тургеневе
  • Цикл «Записки охотника»
  • Пейзаж в рассказе «Бежин луг»
  • Характеристика мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Цели урока

  • Знать биографию И.С. Тургенева, содержание рассказа «Бежин луг» роль пейзажа в художественном произведении, портретные характеристики персонажей
  • Уметь анализировать содержание, портреты героев художественного произведения

Разминка

  • Что вы помните о жизни и творчестве И.С. Тургенева?
  • Какие произведения И.С. Тургенева вы уже читали?

 

Слово об И.С. Тургеневе

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1879. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1879.

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

 

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье старинного дворянского рода, Орловской губернии. По отцу И.С. Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XV века, по матери – к роду Лутовиновых, восходящему к XVII веку.

 

Детство И.С. Тургенева прошло в родовом имении. Все управление усадьбой Спасское было в руках матери. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе. 

 

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу И.С. Тургенева и нашли отражение в его рассказах. «Моя биография, – сказал он однажды, – в моих произведениях». Отдельные черты характера матери угадываются в образах некоторых героинь И.С. Тургенева (например, в образе барыни из рассказа «Муму»).

Рис. 2. Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Рис. 2. Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

В 1827 году семья переехала в Москву, чтобы дети подготовились к поступлению в учебные заведения. И.С. Тургенев поступил в Московский государственный университет на словесное отделение. Затем перевёлся в Петербургский университет на филологическое отделение философского факультета, так как родители переехали в Петербург. В это время И.С. Тургенев начинает писать.

 

В 1838 – 1847 годах он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.). С 1847 года он переходит к прозе, а под конец жизни создаёт цикл «Стихотворения в прозе».

 

И.С, Тургенев умер 2 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа, после долгой болезни; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.


  1. Почему детство писателя нельзя назвать счастливым?
  2. Где учился И.С. Тургенев?


Цикл «Записки охотника»

Рис. 3. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. И.С. Тургенев на охоте. 1879. Рис. 3. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. И.С. Тургенев на охоте. 1879.

«Записки охотника» — это сборник рассказов И.С. Тургенева, которые печатались в журнале «Современник» с 1847 года по-1851 год.

 

Известно, что лето и часть осени 1846 года И.С. Тургенев провёл в родовом имении – в Спасском-Лутовинове. Он почти не ничего не писал, но много охотился с егерем Чернского уезда Афанасием Алифановым.

 

Когда в середине октября И.С. Тургенев отправился в Петербург, он узнал, что теперь владельцами журнала «Современник» являются Николай Некрасов и Иван Панаев. Новые руководители литературного издания попросили писателя «наполнить отдел смеси в первом номере».

 

И.С. Тургенев пишет рассказ «Хорь и Калиныч» для первого номера журнала, который вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», который впоследствии дал название всему циклу, И.С. Тургеневу предложил Иван Панаев.

 

Остальные рассказы, которые вошли в цикл «Записки охотника», были написаны в период с 1847 года по 1851 год. В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельным изданием.

 

Цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева открывает широкую картину жизни помещиков и крестьян. Читатель сам догадывается о том, какой вред приносило крестьянам крепостное право. Крестьяне изображены более симпатичными, чем их господа помещиков. И.С. Тургенев жалеет простых людей, видя их бесправное положение, и негодует на жестокость и самодурство власть имеющих.

По своему плану «Записки охотника» – ряд рассказов, не имеющих между собою тесной связи, однако они объединяются единством предмета и настроения: автор во всех произведениях изображает народную жизнь с любовью и вызывает сочувствие к тяжелому положению крестьян.

 

Всего рассказов – 25. Самые замечательные из них: «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи»,«Льгов», «Малиновая вода»,  «Бежин луг», «Бирюк», «Бурмистр», «Живые мощи».

 

Рассказчик в «Записках охотника» – не только полноправный участник событий, но и своеобразный проводник, прокладывающий дорогу от персонажей к читателям. Иногда он просто слушает беседы своих героев; порой задаёт наводящие вопросы «для поддержания разговора»; реже – сам участвует в той или иной истории.

 

Этот художественный приём необходим И.С. Тургеневу для «активности творческого воображения читателя»: «Вводя образ рассказчика и тем самым связывая между собой отдельные эпизоды, Тургенев усиливает правдоподобие повествования, вызывает у читателя иллюзию предельного соответствия художественного вымысла реальной действительности».

 

Пейзаж в рассказе «Бежин луг»

 

Наряду с изображением несчастной жизни крестьян рассказы цикла являют собой произведения, в которых представлено прекрасное описание природы. И.С. Тургенев в совершенстве владел искусством описания. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями героев.


Пейзаж – природная зарисовка или описание любого незамкнутого пространства внешнего мира в художественном произведении.


Рис. 4. А.К. Саврасов. «Лето». 1880-е годы. Рис. 4. А.К. Саврасов. «Лето». 1880-е годы.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» написан в 1851 году. «Бежин луг» богат пейзажными зарисовками. Они помогают передать состояние героев, подчеркивают настроение, чувства.

 

Сначала автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Герой доволен охотой за тетеревами, он чувствует себя спокойно и любуется окружающей красотой. Однако чувство гармонии длится недолго.

 

С наступлением вечера героем овладевает беспокойство: он понимает, что не может найти дорогу домой. С помощью описания природы автору удается показать смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. Постепенно «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота», а охотник понимал, что ем не удастся выбраться.

 

Тогда-то он и вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра и рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло, а герой стал любоваться небом, рекой, потрескивающим пламенем костра, наслаждаться томительным и свежим «запахом русской летней ночи», и эта ночь больше не кажется пугающей.

 

И.С. Тургенев поднимает тему взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом. Кроме того, здесь поднимается проблема жизни простых людей: дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать наравне со взрослыми. Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки.


Найдите в рассказе описание природы. Какие приёмы использует И.С. Тургенев при создании пейзажа?


Форма повествования

 

Повествование ведётся от лица Петра Петровича, который заблудился во время охоты в лесу Тульской губернии.


Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

 

Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает своё произведение от начала до последней точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.


Рассказчик – страстный охотник, который выходит на Бежин луг, где встречает крестьянских мальчишек. Он внимательный слушатель. Рассказчик даёт ёмкое описание окружающей природы, которую любит и понимает.

 

Характеристика мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Рис. 5. В.Е. Маковский. «Ночное» Рис. 5. В.Е. Маковский. «Ночное»

Героями рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева являются пятеро крестьянских мальчиков: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

 

С помощью этих образов автор показывает пытливость, любознательность и впечатлительность народа, а истории, рассказанные мальчиками, погружают в крестьянский быт и суеверия.

 

Ребята рассказывают друг другу страшные истории. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

 

Таблица 1. Характеристика мальчиков из рассказа «Бежин луг»

Имя

Характеристика

О чём рассказывает

Федя

Возраст – 14 лет. Федя самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян, хорошо одет и носит собственные сапоги. Федя ведёт себя важно с другими мальчиками, боясь «не уронить своё достоинство».

Слушает рассказы других мальчиков и добавляет: «Ведь это тебя водяной звал, Павел… А мы только что о нем, о Васе-то говорили», «А точно, я слышал, это место у вас нечистое».

Павлуша

Мальчик из очень бедной крестьянской семьи, у него нет даже лаптей. «Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная», «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый». Павлуша – умный, храбрый и решительный мальчик.

Описывает, как его в деревне жители испугались «небесного предвиденья» (солнечного затмения). Затем Павлуша рассказывает о том, что в его деревне жители верят в загадочное существо – Тришку. Рассказал также, что слышал голос мальчика Васи, утонувшего когда-то в реке. Голос как будто звал его к себе.

Ильюша

Ильюша – крестьянский мальчик из обеспеченной семьи. Ильюша носит новую одежду и лапти. Он работает на бумажной фабрике вместе с братом. «Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое…», «…желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки…»

Знает много историй. Рассказывает о домовом на фабрике, историю о могиле утопленника и говорящем барашке, о призраке покойного барина, о том, как предсказывают смерть, про лешего и водяного. Именно он говорит Павлуше, что слышать утопленника – плохая примета.

Костя

Костя – крестьянский мальчик из бедной семьи. Костя – «трусишка». «…Все лицо его было невелико, худо, в веснушках…», «…большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза…», «…маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно…»

Рассказывает историю о том, как плотник Гаврила увидел в лесу русалку.

Рассказывает, как однажды слышал стон в затопленной яме.

Когда ночью к костру подлетает белый голубь, Костя предполагает, что это не просто птица, а праведная душа, летящая на небо.

Думает, что леший может кричать как цапля.

Ваня

Ваня – самый младший из мальчиков. Он незаметный и тихий ребёнок с русой кудрявой головой, свежим личиком и большими тихими глазами.

Слушает страшные истории, которыми делятся его приятели. Сам он ничего не рассказывает, а только «…шевелиться под своей рогожей».


Контрольные вопросы

 

  1. Во что верят мальчики?
  2. Сбываются ли суеверия ребят? Приведите примеры.
  3. Как относится охотник к мальчикам? Подтвердите свой ответ примерами из текста?
  4. Каковы темы рассказа «Бежин луг»?


Предыдущий урок
Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения
Русская литература XIX века
Следующий урок
Гомер. «Одиссея»
Античная литература
  • Водяной пар в атмосфере, облака

    География

  • Класс Двудольные. Семейства Мотыльковые, Пасленовые и Сложноцветные

    Биология

  • Типы речи. Описание. Описание места

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке