Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

Русская литература XIX века

17.01.2025
2371
0

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

План урока

  • История создания романа «Дубровский», структура романа
  • Структура романа
  • Тема произвола и деспотизма, защиты чести и бунта крестьян
  • Система персонажей, история любви Владимира и Маши

Цели урока

  • Знать историю создания, содержание романа, основные темы и мотивы в романе «Дубровский», понятие «композиция», «роман», «сюжет»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения, определять отношения между героями, давать оценку событиям и поступкам героев

Разминка

Сколько ссылок было в жизни А.С. Пушкина?

Какие произведения вы читали в 5 классе про тяжёлое положение крепостных крестьян?

История создания романа «Дубровский»

Роман «Дубровский» был написан в 1832–1833 годах. Первые 8 глав А.С. Пушкин написал за 3 недели, однако роман так и не был завершен. Название А.С. Пушкину не принадлежит, оно дано издателями по имени главного героя при первой публикации. 

 

В основу сюжета этого произведения лег рассказ П.В. Нащокина, близкого приятеля А.С. Пушкина, «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский… который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». П.В. Нащокин видел Островского в тюрьме. Первоначально фамилия главного героя была Островский, затем писатель изменил имя на Андрея Зубровского. Фамилия Дубровский стала окончательным вариантом.

 

Также известно, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Болдине и Пскове. Там она рассматривал судебные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Именно о Дубровском ходили предания: после незаконного изъятия имения у дворянина, тот объединился с крестьянами, совершил бунт и противостоял воинской команде. По наказу Дубровского крепостные били помещиков.

 

Таким образом, в основе сюжета романа лежит реальная жизненная история.

Структура романа

Произведение «Дубровский» — это социальный роман, который отражает актуальны проблемы общества. Его действие происходит в 1820-е годы, на которые пришлась молодость А.С. Пушкина.


Роман – жанр эпоса, в котором события развёрнуты во времени и пространстве, в центре – повествование о судьбе одного и нескольких персонажей в процессе их развития и связи с другими героями.


Сюжет – ход повествования о событиях.


Композиция – построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.


Композиция романа:

 

  • Экспозиция – описание героев и обстановки.
  • Завязка – ссора между помещиками Троекуровым и Дубровским-старшим.
  • Развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского.
  • Кульминация – свадьба Маши Троекуровой.
  • Развязка – отъезд Дубровского за границу.

 

А.С. Пушкин отразил многие актуальные проблемы своего времени: жестокость помещика, несправедливость чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция несогласных людей. Центральная тема – защита человеческого достоинства. Идея – влияние социального неравенства на судьбу человека, изображение трагедии, к которой приводит бесправие более бедных людей перед богатыми. А.С. Пушкин обличает власть и изображает социальную несправедливость.


  1. Какие композиционные элементы можно выделить в романе «Дубровский»?
  2. Как изначально назывался роман? Почему в результате произведение названо «Дубровский»?


Тема произвола и деспотизма, защиты чести и бунта крестьян

Центральная тема – защита человеческого достоинства – подробно раскрывается через темы произвола и деспотизма, защиты чести, бунта крестьян. Всё это напрямую связано с образом Владимира Дубровского.

 

Сюжет начинается с произвола Треокурова в отношении соседа. Им движет месть и гордыня, что приводит к смерти бывшего товарища, Андрея Гавриловича, и появлению разбойничьей шайки во главе с Владимиром Дубровским.

 

Главным героем движет месть во имя справедливости. Владимир не похож на разбойника, он благородный защитник прав личности, справедливости. Молодой дворянин отстаивает принципы чести, предстаёт независимым и отважным человеком. Эти ценности А.С. Пушкин выделят главными для человека, осуждая деспотизм, произвол и подхалимство.

 

А.С. Пушкин противопоставляет помещиков также через изображение их владений. Троекуров жесток к своим крепостным, но это не мешает им быть тщеславными, допускать пренебрежение к таким же крепостным Дубровских. Его поместье масштабно, основательно, свидетельствует о богатстве владельца.

 

Крепостные Дубровских преданны хозяевам, а те, в свою очередь, относятся к ним по-человечески, не презирают и не грабят. Именьице Дубровских кажется беззащитным, маленьким и сереньким.

 

Движимый желанием возмездия Дубровский оказывается лишён семьи, состояния, карьеры, родного дома. Он не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Герой решился взять на себя ответственность за людей, преданных ему. Крестьяне взбунтовались против того, что их отнимают от своего хорошего, «родного» хозяина. Но они не разбойники. Поэтому Дубровский отпускает их в конце романа, советует переменить образ жизни, хоть и понимает, что они не смогут провести «остальную жизнь в честных трудах и в изобилии… Все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить свое ремесло». С точки зрения героя, честь – привилегия дворянина.

 

Ценность чести является главной и в жизни Маши Троекуровой. Несмотря на сильные чувства к Дубровскому, несмотря на надежду быть с ним и веру в спасение от нежеланного брака, когда Дубровский с разбойниками находит её, она отказывает дворянину. Её жизнь навеки окована, она остаётся верной своему слову, поэтому клятву нарушить не может, хоть и готова была стать женой разбойника.

Система персонажей

Рис. 1. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. 1949.

Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, не потерявший чувства человеческого достоинства. Не терпит унижений и сам никого не унижает, за что его уважат и почитают крестьяне. Очень любит своего сына, отправляет его учиться в надежде, что он станет успешным человеком и полноценной личностью.

 

Владимир Дубровский – смелый, благородный человек, наделенный чувством человеческого достоинства, добротой. Он не добивается успеха в жизни, так как неумолимо теряет все. В результате он встает на преступный путь, чтобы вершить месть.

 

Кирила Петрович Троекуров – отставной генерал-аншеф, зажиточный и влиятельный помещик. «Надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», с пренебрежением относится к небогатым людям. Вспыльчивый человек, строгий и своенравный по отношению к своим крестьянам. Для него свойственно срывать свою злобу на слугах и гостях. Бывает суров и несправедлив даже по отношению к собственной дочери.

Маша Троекурова – мечтательная девушка, которая верила в силу чувств и возможность счастья. Она видела во Владимире романтического героя, сильного и благородного человека. Однако социальные и прочие внешние обстоятельства оказываются не на стороне Маши и не позволяют ей стать счастливой. Ее воспитание не позволяет ей пойти против воли отца и избежать брака с нелюбимым человеком.


Контрольные вопросы

 

  1. Как возникла идея романа «Дубровский»?
  2. Кто явился прототипом главного героя Владимира Дубровского?
  3. Какие проблемы отражены в романе?
  4. В чем заключается конфликт произведения?


Предыдущий урок
А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Страны Востока в Средние века

    История

  • Умножение дробей. Нахождение дроби от числа

    Математика

  • Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке