Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

План урока

  • История создания романа «Дубровский», структура романа
  • Тема произвола и деспотизма, защиты чести и бунта крестьян
  • Система персонажей, история любви Владимира и Маши

Цели урока

  • Знать историю создания, содержание романа, основные темы и мотивы в романе «Дубровский»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Разминка

Сколько ссылок было в жизни А.С. Пушкина?

Какие произведения вы читали в 5 классе про тяжёлое положение крепостных крестьян?

 

История создания романа «Дубровский»

Рис. 1. Н. Пискарев. Пушкин в Болдине. 1936. Рис. 1. Н. Пискарев. Пушкин в Болдине. 1936.

Роман «Дубровский» был написан в 1832–1833 годах. Первые 8 глав А.С. Пушкин написал за 3 недели, однако роман так и не был завершен. Название А.С. Пушкину не принадлежит, оно дано издателями по имени главного героя при первой публикации. 

 

В основу сюжета этого произведения лег рассказ П.В. Нащокина, близкого приятеля А.С. Пушкина, «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».

 

Также известно, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Болдине и Пскове. Там она рассматривал судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно отняли имение. Уездный суд утвердил это решение.

 

Таким образом, в основе сюжета романа лежит реальная жизненная история.

Структура романа

 

Произведение «Дубровский» — это социальный роман, который отражает актуальны проблемы общества. Роман относится к реалистическому направлению: изображены полноценные личности со своими достоинствами и недостатками.

 

В романе также присутствуют черты романтизма:

  • благородный герой становится разбойником;
  • герой бросает вызов обществу, отстаивая добродетель и справедливость. 

Рис. 2. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 2. Сцена в суде. 1973. Рис. 2. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 2. Сцена в суде. 1973.

Композиция романа:

  • Экспозиция – описание героев и обстановки.
  • Завязка – ссора между помещиками Троекуровым и Дубровским-старшим.
  • Развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского.
  • Кульминация – свадьба Маши Троекуровой.
  • Развязка – отъезд Дубровского за границу.

А.С. Пушкин отразил многие актуальные проблемы своего времени: жестокость помещика, несправедливость чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция несогласных людей. Центральная тема – защита человеческого достоинства. Идея – влияние социального неравенства на судьбу человека, изображение трагедии, к которой приводит бесправие более бедных людей перед богатыми. А.С. Пушкин обличает власть и изображает социальную несправедливость.


  1. Какие черты реализма и романтизма присущи роману?
  2. Почему роман называется «Дубровский»?


Тема произвола и деспотизма, защиты чести и бунта крестьян

Рис. 2. Д.А. Шмаринов, иллюстрация к роману «Дубровский». 1973. Рис. 2. Д.А. Шмаринов, иллюстрация к роману «Дубровский». 1973.

Самодурство Троекурова стало отправной точкой сюжета, Троекуров мог послушать свою совесть и остановить судебное разбирательство, но вместо этого Кирила Петрович решает отомстить тому, кто осмелился его не послушать. Это приводит не только к смерти Андрея Гавриловича, но и появлению разбойничьей шайки во главе с Владимиром Дубровским.

 

Человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами. Чтобы им противостоять, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина стремятся по-своему устроить судьбу, но им это не удается.

 

Владимир Дубровский как бы проживает три жизни:

  1. расточительный и честолюбивый гвардейский офицер;
  2. скромный и благородный учитель Дефорж;
  3. грозный, но честный разбойник.

Цель таких попыток – изменить судьбу. Но сделать это не удается, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять свое право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

 

Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах. Дворянин встает во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны: народу ненавистны все дворяне и чиновники. Люди готовы мстить им, даже если при этом придется жить разбоем и грабежом, то есть пойти на преступление. Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть изгоями.

 

Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок, он отразил крушение надежд на совместное сопротивление произволу.

 

Система персонажей

Рис. 3. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. 1949. Рис. 3. Д. Шмаринов. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. 1949.

Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, не потерявший чувства человеческого достоинства. Не терпит унижений и сам никого не унижает, за что его уважат и почитают крестьяне. Очень любит своего сына, отправляет его учиться в надежде, что он станет успешным человеком и полноценной личностью.

 

Владимир Дубровский – смелый, благородный человек, наделенный чувством человеческого достоинства, добротой. Он не добивается успеха в жизни, так как неумолимо теряет все. В результате он встает на преступный путь, чтобы вершить месть.

 

Кирила Петровчи Троекуров – отставной генерал-аншеф, зажиточный и влиятельный помещик. «Надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», с пренебрежением относится к небогатым людям. Вспыльчивый человек, строгий и своенравный по отношению к своим крестьянам. Для него свойственно срывать свою злобу на слугах и гостях. Бывает суров и несправедлив даже по отношению к собственной дочери.

Маша Троекурова – мечтательная девушка, которая верила в силу чувств и возможность счастья. Она видела во Владимире романтического героя, сильного и благородного человека. Однако социальные и прочие внешние обстоятельства оказываются не на стороне Маши и не позволяют ей стать счастливой. Ее воспитание не позволяет ей пойти против воли отца и избежать брака с нелюбимым человеком.


  1. Чем отличается речь поэта от речи книгопродавца?
  2. Какими речевыми особенностями наделяет своих героев А.С. Пушкин? Какие приемы он для этого использует?


Контрольные вопросы

 

  1. Как возникла идея романа «Дубровский»?
  2. Кто явился прототипом главного героя Владимира Дубровского?
  3. Какие проблемы отражены в романе?
  4. В чем заключается конфликт произведения?


Предыдущий урок
М.Ю.Лермонтов. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения
Русская литература XIX века
  • В.М.Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»

    Литература

  • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Часть 1: личные местоимения, возвратное местоимение, притяжательные местоимения

    Русский язык

  • Гомер. «Одиссея»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке