- Решение задач с помощью систем уравнений;
- Решение задач по теме.
- Знать схему решения задач с помощью систем уравнений;
- Уметь решать задачи с помощью системы уравнений.
- Что называется системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
- В чем недостаток графического метода решения систем уравнений?
- Опишите алгоритм решения системы уравнений способом подстановки. Приведите пример.
- Опишите алгоритм решения системы уравнений способом сложения. Приведите пример.
Решение задач с помощью систем уравнений
Системы уравнений широко используются при решении задач. В тех задачах, где неизвестных более одного и они связаны различными условиями, целесообразно использовать системы уравнений. Рассмотрим простой пример такой задачи.
Пример 1
Сумма двух чисел равна 10, а их разность равна 4. Найдите эти числа.
Решение
Решим задачу с помощью системы уравнений. Пусть – первое число, а – второе число. По условию задачи известно, что их сумма равна 10, т.е. . Также известно, что их разность равна 4, т.е. . Так как речь идет об одних и тех же числах, нам нужно найти такие значения и , чтобы они удовлетворяли и первому и второму уравнению одновременно. Получим систему уравнений:
1 способ. Решим систему уравнений способом подстановки. Выразим из первого уравнения переменную и подставим во второе уравнение:
2 способ. Решим систему уравнений способом сложения:
,
,
.
Подставим полученное значение переменной в первое уравнение системы, чтобы найти значение :
,
,
.
Ответ: 7 и 3.
Для решения конкретной системы уравнений нужно выбирать тот способ, который кажется для данного случая наиболее удобным, или тот, который вам больше нравится. В примере 1 мы решили систему уравнений двумя способами, чтобы повторить метод подстановки и метод сложения.
Пример 2
Расстояние между пунктами по реке равно 80 км. Это расстояние лодка проплывает по течению реки за 4 ч, а против течения – за 5 ч. Чему равна собственная скорость лодки и скорость течения реки?
Решение
Пусть км/ч - собственная скорость лодки, а км/ч - скорость течения реки. Когда лодка движется по течению, река ей «помогает» и ее скорость становится равной км/ч. Двигаясь по течению со скоростью км/ч лодка пройдет расстояние 80 км за 4 ч. Мы знаем, что расстояние равно скорости, умноженной на время . Тогда первое уравнение будет .
Вторая ситуация, когда лодка движется против течения, т.е. река ей «мешает» и скорость движения будет меньше. Она будет равна км/ч. Те же 80 км лодка будет проходить 5 ч. Составим второе уравнение: .
Итак, получили систему уравнений:
Решим эту систему способом сложения:
,
,
.
Найдем значение :
,
,
.
Ответ: собственная скорость лодки 18 км/ч, скорость течения – 2 км/ч.
Пример 3
Можно ли разменять купюру в 2000 рублей купюрами в 50 рублей и 10 рублей, если для размена нужно использовать 46 купюр?
Решение
Пусть для размена использовали штук купюр в 50 рублей и штук купюр в 10 рублей. Общее количество купюр по условию задачи равно 46, т.е. . Учтем, что купюр по 50 рублей стоят рублей, а купюр по 10 рублей составят рублей. Общая сумма всех купюр должна быть 2000. Получим уравнение .
Составим систему уравнений:
Для удобства все члены второго уравнения мы разделили на 10. Решим систему уравнений способом подстановки:
Вернемся к нашим обозначениям в начале задачи. Мы получили, что для размена понадобится 7,5 купюр в 10 рублей и 38,5 купюр в 50 рублей. По смыслу задачи числа и могут быть только натуральными. Поэтому разменять купюру 2000 рублей данным способом не получится.
Ответ: нельзя.
Пример 4
В прямоугольнике, периметр которого 52 см, разность длин двух сторон равна 4 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
Решение
Пусть см будет длина прямоугольника, а см – ширина. Периметр – это сумма длин всех сторон, т.е. . По условию он равен 52 см. Значит, первое уравнение будет: .
Также известно, что разность длин сторон равна 4, т.е. . Составим систему уравнений:
Разделим обе части первого уравнения на 2 и решим систему уравнений способом сложения:
,
,
.
Найдем значение из первого уравнения:
,
,
.
Мы решили систему уравнений. Получили, что длина прямоугольника равна 15 см, а ширина – 11 см.
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно вычислить площадь прямоугольника, которая равна произведению его длины на ширину:
см2.
Ответ: см2.
Решая задачи с помощью системы уравнений, нужно придерживаться схемы:
1 шаг. Ввести обозначения неизвестных и составить систему уравнений к задаче.
2 шаг. Решить систему уравнений.
3 шаг. После решения системы уравнений вернуться к условию задачи и использованным обозначениям и записать ответ (могут понадобиться дополнительные вычисления, как в примере 4).
Упражнение 1
1. Одно число больше другого на 6, а их сумма равна 40. Найдите эти числа.
2. Было куплено 84 кг картофеля и моркови, причем картофеля куплено на 3 ящика больше, чем моркови. Сколько ящиков картофеля и моркови закуплено по отдельности, если в 1 ящике моркови 8 кг, а картофеля 10 кг.
3. Теплоход проходит 180 км по течению за 6 часов, а 120 км против течения за 5 часов. Найдите скорость течения реки и собственную скорость теплохода.
4. Основание равнобедренного треугольника на 6 см больше его боковой стороны. Найдите его боковую сторону, если его периметр равен 42 см.
Контрольные вопросы
1. Перечислите шаги решения текстовой задачи с помощью системы уравнений.
2. Всегда ли неизвестными обозначают величины, которые нужно найти в задаче? Приведите пример.
3. Придумайте задачу к системе уравнений
Упражнение 1
1. 23 и 17
2. 6 ящиков картофеля и 3 ящика моркови
3. 27 км/ч собственная скорость и 3 км/ч скорость течения
4. 12 см.