Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

Русская литература XIX века

Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

 

План урока

  • Е. А. Баратынский
  • Я. П. Полонский
  • А. К. Толстой

Цели урока

  • Знать стихотворения «Весна, весна! как воздух чист! …», «Чудный град порой сольется ...», «Посмотри - какая мгла ...», «По горам две хмурых тучи ... «, «Где гнутся над омутом лозы ...», особенности лирики Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

 

Вступление
 

Русские поэты посвятили родной природе множество стихотворений. При этом каждый по-своему видел и передавал разные времена года. Давайте попробуем выявить особенности выражения чувств в стихотворениях о природе.

 

Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844)

Раннее детство поэта проходило в усадьбе Мара. В 1808 году Баратынского отдали в частный немецкий пансион в Петербурге для подготовки к поступлению в Пажеский корпус. В конце декабря 1812 года Баратынский поступил в Пажеский корпус, а 1816 был исключен. Покинув столицу, Баратынский несколько лет жил или с матерью в Маре, или у дяди по отцу в селе Подвойском Смоленской губернии. Именно там он начал писать стихи. В феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Егерский полк лейб-гвардии.  В 1826 году Баратынский вышел в отставку. 

 

Рассмотрим же стихотворения поэта, посвященные природе. 

 

«Весна, весна! как воздух чист! …»  – это ликующий, восторженный гимн. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней. Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. 

 

В другом стихотворении «Чудный град порой сольется ...» Поэт пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает сравнение с поэтической мечтой, которая столь же хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире суеты. По мнению поэта, уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать творческую энергию и облечь ее в слова.

 

Природа сопоставлена в этих стихотворениях с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передает свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.


  1. Назовите тему стихотворения «Весна, весна! как воздух чист! …».
  2. С чем сравнивается «Чудный град из летучих облаков» в стихотворении «Чудный град порой сольется ...»?


 

Яков Петрович Полонский (1819–1898)

 

Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. С 1838 по 1844 год учился на юридическом факультете Московского университета. В студенческие годы Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками.

 

В 1840 году опубликовал первое стихотворение – «Священный благовест торжественно звучит...» – в журнале «Отечественные записки». В 1844 году издал первый сборник стихотворений – «Гаммы».

 

После университета совмещал службу помощника канцелярии кавказского наместника и работу в качестве помощника редактора газеты «Закавказский вестник». 

 

Полонский сотрудничал с журналом «Современник», был редактором журнала «Русское слово», служил секретарем в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Таков профессиональный путь поэта. Обратимся же к его стихотворениям, посвященным природе. 

 

Одним из ярких примеров пейзажной лирики Полонского является стихотворение «По горам две хмурых тучи...» Центральные образы в нем аллегоричны: тучи – соперники, скала – причина конфликта. Основное художественное средство, которое использует автор – олицетворение. Например: «тучи блуждают», «Улеглись и обомлели», «скала… / Стоном жалобно сказалась». В стихотворении автор изображает картину человеческой вражды и убеждает читателя, что лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.

 

В стихотворении «Посмотри – какая мгла» «Бледный месяц» «Без приюта в небе ходит». Благодаря этому образу мы угадываем, что лирический герой чувствует одиночество, но это одиночество его не печалит, а помогает в полной мере насадиться красотой природы. 

 

Оба стихотворения можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике, потому что в них поэт не только любуется красотой природы, но и размышляет о мире и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между людьми. 

 


  1. Назовите центральные образы стихотворения «По горам две хмурых тучи ...». Что они символизируют?
  2. Какое чувство передает поэт в стихотворении стихотворение «Посмотри – какая мгла»?


 

Алексей Константинович Толстой (1817–1875)

Раннее детство Толстой провел в Черниговской губернии, в имении дяди в селе Погорельцы Сосницкого уезда. Весной 1827 впервые оказался в Германии. В 1831 году путешествовал по Италии.

 

9 марта 1834 года зачислен на государственную службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел «студентом». С 13 января 1837 года – на службе «сверх штата» в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

 

13 октября 1839 года произведен в губернские секретари. 9 марта 1840 года пожалован в коллежские секретари, 26 января 1842 года — в титулярные советники. 27 мая 1843 года пожаловано звание камер-юнкера. С января 1846 года –надворный советник. В декабре 1849 года перемещен «младшим чиновником» во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.19 мая 1851 года высочайше пожаловано звание церемониймейстера двора, в 1861 году – егермейстера.

 

В конце 1830-х — начале 1840-х годов написал два фантастических рассказа. В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой под псевдонимом «Краснорогский». Осенью 1843 года без подписи опубликовано первое стихотворение «Серебрянка».

В 1860-х годах А.К. Толстой был произведен в полковники и назначен флигель-адъютантом. Осенью того же года назначается делопроизводителем «Секретного отдела о раскольниках». 

 

В 1860–1870 годах много времени проводил в Европе.  Печатался журналах: «Современник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская старина». В 1867 году вышел Сборник стихотворений.

 

13 декабря 1873 года, А. К. Толстой был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. 

 

В стихотворении «Где гнутся над омутом лозы ...» Толстой размышляет о хрупкости человеческой жизни. Природа в стихотворении не только восхищает, но и пугает. Так яркая и безобидная картина: 

 

«Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод»

 

Превращается в угрозу, которая может погубить ребенка:

 

«Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!»

 

Произведение наполнено эпитетами и метафорами, при помощи которых автору удается изобразить скрывающуюся всюду, почти незаметную угрозу. Так, с помощью образов природы автор создает не просто стихотворения, а целые картины. 


 

  1. Можно ли верить стрекозам в стихотворении «Где гнутся над омутом лозы ...»? Почему?
  2. О чем стихотворение «Где гнутся над омутом лозы...»?

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

Русская литература XX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика