Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

Русская литература XIX века

Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

План урока

  • Тема природы в лирике русских поэтов
  • Лирика Е.А. Баратынского
  • Лирика Я.П. Полонского
  • Лирика А.К. Толстого

Цели урока

  • Знать краткую биографию и особенности лирики Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

Какие лирические произведения о русской природе вы читали?

 

Тема природы в лирике русских поэтов

 

Природа всегда вдохновляла деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение.

 

Не случайно многие русские поэты поднимали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий.

 

Лирика Е.А. Баратынского

 

Рис. 1. Неизвестный художник. Е.А. Баратынский. 1830-е. Рис. 1. Неизвестный художник. Е.А. Баратынский. 1830-е.

Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844) 

 

Евгений Абрамович Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Раннее детство поэта проходило в усадьбе Мара. В 1808 году Баратынского отдали в частный немецкий пансион в Петербурге для подготовки к поступлению в Пажеский корпус. В конце декабря 1812 года поэт поступил в Пажеский корпус, а 1816 был исключен.

 

Покинув столицу, Е.А. Баратынский несколько лет жил или с матерью в Маре, или у дяди по отцу в селе Подвойском Смоленской губернии. Именно там он начал писать стихи. В феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Егерский полк лейб-гвардии. В 1826 году вышел в отставку. 

Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..»

Рис. 2. И.С. Остроухов. Первая зелень. 1887–1888. Рис. 2. И.С. Остроухов. Первая зелень. 1887–1888.

Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..» написано весной 1832 года. Поэт рассматривает это время года, как период пробуждения не только окружающего мира, но и человеческого сердца. 

 

Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит вокруг. Он восхищен и заворожён чудесными процессами, сопровождающими пробуждение природы от зимнего сна.

 

«Весна, весна! как воздух чист! …» – это ликующий, восторженный гимн. Весна пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней. Е.А. Баратынский высказывает мысль о том, что в полной мере ощутить восторг от этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой.

Стихотворение «Чудный град порой сольется...»

 

Стихотворение написано в 1829 году. Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своими читателями.

 

Стихотворение относится к философской лирике поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника.

 

Именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать творческую энергию и передать ее словами.

Композиция состоит из двух частей. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает свою позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

 

Природа сопоставлена в этих стихотворениях с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передает свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.


  1. Определите стихотворный размер «Весна, весна! как воздух чист!..» и «Чудный град порой сольется...».
  2. Найдите в данный произведениях средства выразительности, описывающие природу.


Лирика Я.П. Полонского

Рис. 3. Литография А. Мюнстера с фотографии Мюнстера. Я. Полонский. 1864-1869. Рис. 3. Литография А. Мюнстера с фотографии Мюнстера. Я. Полонский. 1864-1869.

Яков Петрович Полонский (1819–1898)

 

Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. С 1838 по 1844 год учился на юридическом факультете Московского университета. В студенческие годы Я.П. Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками.

 

В 1840 году опубликовал первое стихотворение – «Священный благовест торжественно звучит...» – в журнале «Отечественные записки». В 1844 году издал первый сборник стихотворений – «Гаммы».

 

После университета совмещал службу помощника канцелярии кавказского наместника и работу в качестве помощника редактора газеты «Закавказский вестник». 

 

Полонский сотрудничал с журналом «Современник», был редактором журнала «Русское слово», служил секретарем в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Таков профессиональный путь поэта. Обратимся же к его стихотворениям, посвященным природе.

Стихотворение «По горам две хмурых тучи…»

 

Стихотворение написано в 1859 году и является ярким примером пейзажной лирика поэта.

 

Главная тема – ожесточенное соперничество природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой. 

Рис. 4. А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880. Рис. 4. А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880.

Когда же виновница конфликта устает от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Главная мысль стихотворения: вражда и агрессия не способна зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни помогут обрести взаимопонимание.

 

Центральные образы в этом стихотворении аллегоричны: тучи – соперники, скала – причина конфликта. Основное художественное средство, которое использует автор, – олицетворение. Например: «тучи блуждают», «Улеглись и обомлели», «скала… / Стоном жалобно сказалась». В стихотворении автор изображает картину вражды и убеждает читателя в том, что лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.

Стихотворение «Посмотри — какая мгла…»

 

Стихотворение написано в 1844 году. В нём описан ночной пейзаж: «бледный месяц» «без приюта в небе ходит». Тема стихотворения – восхищение лирического героя красотой природы.

 

Стихотворение можно отнести и к философской лирике, так как лирический герой тяготится своим одиночеством. Однако он восхищен окружающей природой и призывает читателя присоединиться к этому созерцанию.


  1. Определите размер стихотворений Я.П. Полонского.
  2. Какие чувства поэт передал через свои произведения? Как вы это поняли?


Лирика А.К. Толстого

Рис. 5. И.Е. Репин. Портрет А.К. Толстого, 1879 Рис. 5. И.Е. Репин. Портрет А.К. Толстого, 1879

Алексей Константинович Толстой (1817–1875)

 

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Раннее детство А.К. Толстой провел в Черниговской губернии, в имении дяди в селе Погорельцы Сосницкого уезда.

 

9 марта 1834 года зачислен на государственную службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел «студентом». С 13 января 1837 года – на службе «сверх штата» в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

 

В конце 1830-х — начале 1840-х годов написал два фантастических рассказа. В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати. Осенью 1843 года без подписи опубликовано первое стихотворение «Серебрянка».

 

В 1860–1870 годах много времени проводил в Европе. Печатался журналах: «Современник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская старина». В 1867 году вышел Сборник стихотворений.

 

13 декабря 1873 года, А. К. Толстой был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

 

Лирика А.К. Толстого поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады, романса. На его стихи писали музыку известные русские композиторы: П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Рахманинов.

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…»

Рис. 6. И.И. Левитан. У омута. 1892. Рис. 6. И.И. Левитан. У омута. 1892.

Стихотворение написано в 1840-е годы. Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы. 

 

Главная мысль – трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплеку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.

 

Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

 

Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

 

В стихотворении «Где гнутся над омутом лозы ...» А.К. Толстой размышляет о хрупкости человеческой жизни. Природа в стихотворении не только восхищает, но и пугает.


  1. Определите размер стихотворения.
  2. Можно ли верить стрекозам в стихотворении «Где гнутся над омутом лозы ...»? Почему?


Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна с его душой. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, сливаясь в общий хор жизни и любви.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему многие поэты обращались к теме природы в своих лирических произведениях?
  2. Какие средства выразительности используют русские поэты XIX века в стихотворениях о природе?
  3. На какие размышления наталкивает поэтов родная природа?


Предыдущий урок
А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 1
Русская литература XX века
Следующий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1
Русская литература XIX века
  • Реки

    География

  • Что изучает обществознание?

    Обществознание

  • Атмосфера: строение, значение, изучение

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке