Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.И.Тютчев. Лирика

Русская литература XIX века

18.01.2025
2525
0

Ф.И. Тютчев. Лирика

План урока

  • Слово о Ф.И. Тютчеве
  • Переходные состояния природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»
  • Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Цели урока

  • Знать основные факты о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, особенности его лирики
  • Уметь анализировать поэтический текст, выделять средства художественной выразительности и определять их роль

Разминка

  • Что вы знаете о биографии Ф.И. Тютчева?
  • Какие стихи Ф.И. Тютчева вы помните?
  • На какие темы писал стихи Ф.И. Тютчев?

Слово о Ф.И. Тютчеве

Рис. 1. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803–1873)

 

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинной дворянской семье.

 

Как и многие дворянские дети, Ф.И. Тютчев получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был знаменитый в начале XIX века поэт и педагог С.Е. Раич. Он старался способствовать развитию литературных способностей будущего поэта, читал и оценивал его первые стихотворения. Ф.И. Тютчев с детства знал несколько европейских языков, под руководством Раича изучал также древние языки, а в 12 лет самостоятельно переводил Горация.

 

Ф.И. Тютчев продолжил образование в Московском университете на отделении словесности, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. 

 

Окончив в 1821 году университет со степенью кандидата, Ф.И. Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провел более 20 лет на дипломатической службе в Коллегии иностранных дел.

 

Оригинальная творческая манера Ф.И. Тютчева сформировалась к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание, философское осмысление природы. Природа у Ф.И. Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения. За свою жизнь автор создал более 400 стихотворений. Наиболее популярные темы в его творчестве – природа, любовь, родина.


  1. Какое влияние оказал С.Е. Раич на будущего поэта?
  2. Какие темы являются основными для творчества Ф.И, Тютчева?


Описание переходных состояний природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»

Рис. 2. А.М. Васнецов. «Осенние листья»

Ф.И. Тютчев часто изображал природу в ее промежуточных состояниях, например, в переходе от весны к лету, от дня к вечеру. Он видел уникальность этих мгновений и пытался их запечатлеть.

 

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Ф.И. Тютчев не только изображает картину природы: в этом стихотворении нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о ее быстротечности.

 

Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший). Каждую из строф составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы. Произведение построено на тематических контрастах: грусти и радости воспоминаний, смерти и жизни.

 

Основной образ в стихотворении – листья. Поэт описывает их состояние, когда они тоскуют зимой на ветках. Раскрыть душу природы помогает олицетворение. Состояние лирического героя сливается с состоянием листьев, он понимает их чувства.

 

Листья – символ короткой, но яркой жизни. Так, автор, описывая изменения природы, говорит о скоротечности человеческой жизни.

Рис. 3. И. И. Шишкин. «Перед грозой»

Стихотворение «Неохотно и несмело…» написано 6 июня 1849 года. Ф.И. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

 

Основная тема стихотворения – описание красоты природы, предвкушение грозы. Это – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Она приносит духовное очищение. Ф.И. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Произведение относится к пейзажной лирике.


Катрен – четверостишие, строфа из четырёх строк.


Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишие посвящено определенному образу природы. Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Стихотворение имеет кольцевую композицию: в начале и в конце произведения мы видим описание земли.

 

В стихотворении «Неохотно и несмело...» описан изменяющийся пейзаж: солнце освещает и греет поля, но вот начинается гроза. Она очищает все вокруг, и природа предстает обновленной. Яркое описание пейзажа дает полное представление о переходных состояниях природы.


  1. Какими средствами изобразительности пользуется Ф.И. Тютчев в приведённых стихотворениях?
  2. Какое состояние природы лежит в основе пейзажной лирики поэта?


Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Стихотворение написано в 1835 году. В центре – размышления лирического героя, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взвивается к небу. Коршун абсолютно свободен.

 

Композиция стихотворения строится на антитезе. Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Лирический герой противопоставляет свободу птицы собственной несвободе. Человек считает себя повелителем вселенной, однако эта власть иллюзорна.


  1. Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются в данном стихотворении?
  2. О чём сожалеет лирический герой стихотворения?


Природа в творчестве Ф.И. Тютчева зачастую представлена не в качестве фона. Она является действующим персонажем. Поэт тяготеет к переходным состояниям: смена дня и ночи, смена времён года, смена погоды… Ф.И. Тютчев таким образом изображает природу не в статичном, а в динамичном состоянии.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы раскрывает Ф.И. Тютчев в лирике?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства чаще всего используются поэтом в пейзажной лирике?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности
Русская литература XIX века
Следующий урок
М. Сервантес. «Дон Кихот»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Движение воды в океане

    География

  • Умножение дробей. Нахождение дроби от числа

    Математика

  • Язык. Понятие литературного языка. Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке