- Слово о Ф.И. Тютчеве
- Переходные состояния природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»
- Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»
- Знать основные факты о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, особенности его лирики
- Уметь анализировать поэтический текст, выделять средства художественной выразительности и определять их роль
- Что вы знаете о биографии Ф.И. Тютчева?
- Какие стихи Ф.И. Тютчева вы помните?
- На какие темы писал стихи Ф.И. Тютчев?
Слово о Ф.И. Тютчеве
Федор Иванович Тютчев (1803–1873)
Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинной дворянской семье.
Как и многие дворянские дети, Ф.И. Тютчев получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был знаменитый в начале XIX века поэт и педагог С.Е. Раич. Он старался способствовать развитию литературных способностей будущего поэта, читал и оценивал его первые стихотворения. Ф.И. Тютчев с детства знал несколько европейских языков, под руководством Раича изучал также древние языки, а в 12 лет самостоятельно переводил Горация.
Ф.И. Тютчев продолжил образование в Московском университете на отделении словесности, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи.
Окончив в 1821 году университет со степенью кандидата, Ф.И. Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провел более 20 лет на дипломатической службе в Коллегии иностранных дел.
Оригинальная творческая манера Ф.И. Тютчева сформировалась к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание, философское осмысление природы. Природа у Ф.И. Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения. За свою жизнь автор создал более 400 стихотворений. Наиболее популярные темы в его творчестве – природа, любовь, родина.
- Какое влияние оказал С.Е. Раич на будущего поэта?
- Какие темы являются основными для творчества Ф.И, Тютчева?
Описание переходных состояний природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»
Ф.И. Тютчев часто изображал природу в ее промежуточных состояниях, например, в переходе от весны к лету, от дня к вечеру. Он видел уникальность этих мгновений и пытался их запечатлеть.
Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Ф.И. Тютчев не только изображает картину природы: в этом стихотворении нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о ее быстротечности.
Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший). Каждую из строф составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы. Произведение построено на тематических контрастах: грусти и радости воспоминаний, смерти и жизни.
Основной образ в стихотворении – листья. Поэт описывает их состояние, когда они тоскуют зимой на ветках. Раскрыть душу природы помогает олицетворение. Состояние лирического героя сливается с состоянием листьев, он понимает их чувства.
Листья – символ короткой, но яркой жизни. Так, автор, описывая изменения природы, говорит о скоротечности человеческой жизни.
Стихотворение «Неохотно и несмело…» написано 6 июня 1849 года. Ф.И. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Основная тема стихотворения – описание красоты природы, предвкушение грозы. Это – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Она приносит духовное очищение. Ф.И. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.
Произведение относится к пейзажной лирике.
Катрен – четверостишие, строфа из четырёх строк.
Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишие посвящено определенному образу природы. Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Стихотворение имеет кольцевую композицию: в начале и в конце произведения мы видим описание земли.
В стихотворении «Неохотно и несмело...» описан изменяющийся пейзаж: солнце освещает и греет поля, но вот начинается гроза. Она очищает все вокруг, и природа предстает обновленной. Яркое описание пейзажа дает полное представление о переходных состояниях природы.
- Какими средствами изобразительности пользуется Ф.И. Тютчев в приведённых стихотворениях?
- Какое состояние природы лежит в основе пейзажной лирики поэта?
Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»
Стихотворение написано в 1835 году. В центре – размышления лирического героя, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взвивается к небу. Коршун абсолютно свободен.
Композиция стихотворения строится на антитезе. Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Лирический герой противопоставляет свободу птицы собственной несвободе. Человек считает себя повелителем вселенной, однако эта власть иллюзорна.
- Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются в данном стихотворении?
- О чём сожалеет лирический герой стихотворения?
Природа в творчестве Ф.И. Тютчева зачастую представлена не в качестве фона. Она является действующим персонажем. Поэт тяготеет к переходным состояниям: смена дня и ночи, смена времён года, смена погоды… Ф.И. Тютчев таким образом изображает природу не в статичном, а в динамичном состоянии.
Контрольные вопросы
- Какие темы раскрывает Ф.И. Тютчев в лирике?
- Какие изобразительно-выразительные средства чаще всего используются поэтом в пейзажной лирике?