Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.И.Тютчев. Лирика

Русская литература XIX века

10.12.2024
2397
0

Ф.И. Тютчев. Лирика

План урока

  • Слово о Ф.И. Тютчеве
  • Переходные состояния природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»
  • Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Цели урока

  • Знать основные факты о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, особенности его лирики
  • Уметь анализировать поэтический текст, выделять средства художественной выразительности и определять их роль

Разминка

  • Что вы знаете о биографии Ф.И. Тютчева?
  • Какие стихи Ф.И. Тютчева вы помните?
  • На какие темы писал стихи Ф.И. Тютчев?

Слово о Ф.И. Тютчеве

Рис. 1. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803–1873)

 

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинной дворянской семье.

 

Как и многие дворянские дети, Ф.И. Тютчев получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был знаменитый в начале XIX века поэт и педагог С.Е. Раич. Он старался способствовать развитию литературных способностей будущего поэта, читал и оценивал его первые стихотворения. Ф.И. Тютчев с детства знал несколько европейских языков, под руководством Раича изучал также древние языки, а в 12 лет самостоятельно переводил Горация.

 

Ф.И. Тютчев продолжил образование в Московском университете на отделении словесности, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. 

 

Окончив в 1821 году университет со степенью кандидата, Ф.И. Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провел более 20 лет на дипломатической службе в Коллегии иностранных дел.

 

Оригинальная творческая манера Ф.И. Тютчева сформировалась к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание, философское осмысление природы. Природа у Ф.И. Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения. За свою жизнь автор создал более 400 стихотворений. Наиболее популярные темы в его творчестве – природа, любовь, родина.


  1. Какое влияние оказал С.Е. Раич на будущего поэта?
  2. Какие темы являются основными для творчества Ф.И, Тютчева?


Описание переходных состояний природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело…»

Рис. 2. А.М. Васнецов. «Осенние листья»

Ф.И. Тютчев часто изображал природу в ее промежуточных состояниях, например, в переходе от весны к лету, от дня к вечеру. Он видел уникальность этих мгновений и пытался их запечатлеть.

 

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Ф.И. Тютчев не только изображает картину природы: в этом стихотворении нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о ее быстротечности.

 

Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший). Каждую из строф составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы. Произведение построено на тематических контрастах: грусти и радости воспоминаний, смерти и жизни.

 

Основной образ в стихотворении – листья. Поэт описывает их состояние, когда они тоскуют зимой на ветках. Раскрыть душу природы помогает олицетворение. Состояние лирического героя сливается с состоянием листьев, он понимает их чувства.

 

Листья – символ короткой, но яркой жизни. Так, автор, описывая изменения природы, говорит о скоротечности человеческой жизни.

Рис. 3. И. И. Шишкин. «Перед грозой»

Стихотворение «Неохотно и несмело…» написано 6 июня 1849 года. Ф.И. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

 

Основная тема стихотворения – описание красоты природы, предвкушение грозы. Это – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Она приносит духовное очищение. Ф.И. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Произведение относится к пейзажной лирике.


Катрен – четверостишие, строфа из четырёх строк.


Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишие посвящено определенному образу природы. Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Стихотворение имеет кольцевую композицию: в начале и в конце произведения мы видим описание земли.

 

В стихотворении «Неохотно и несмело...» описан изменяющийся пейзаж: солнце освещает и греет поля, но вот начинается гроза. Она очищает все вокруг, и природа предстает обновленной. Яркое описание пейзажа дает полное представление о переходных состояниях природы.


  1. Какими средствами изобразительности пользуется Ф.И. Тютчев в приведённых стихотворениях?
  2. Какое состояние природы лежит в основе пейзажной лирики поэта?


Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Стихотворение написано в 1835 году. В центре – размышления лирического героя, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взвивается к небу. Коршун абсолютно свободен.

 

Композиция стихотворения строится на антитезе. Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Лирический герой противопоставляет свободу птицы собственной несвободе. Человек считает себя повелителем вселенной, однако эта власть иллюзорна.


  1. Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются в данном стихотворении?
  2. О чём сожалеет лирический герой стихотворения?


Природа в творчестве Ф.И. Тютчева зачастую представлена не в качестве фона. Она является действующим персонажем. Поэт тяготеет к переходным состояниям: смена дня и ночи, смена времён года, смена погоды… Ф.И. Тютчев таким образом изображает природу не в статичном, а в динамичном состоянии.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы раскрывает Ф.И. Тютчев в лирике?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства чаще всего используются поэтом в пейзажной лирике?


Предыдущий урок
И.С.Тургенев. «Бежин луг»
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю.Лермонтов. Лирика
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Александр Невский и отражение натиска с запада. Золотая Орда и русские земли

    История

  • Правописание приставок

    Русский язык

  • Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке