Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю.Лермонтов. Лирика

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. Лирика

План урока

  • Слово о М.Ю. Лермонтове
  • Стихотворение «Тучи»
  • Стихотворение «Три пальмы»
  • Стихотворение «На севере диком…»
  • Стихотворение «Утес»
  • Стихотворение «Листок».

Цели урока

  • Знать: биографию М.Ю. Лермонтова, основные темы и мотивы лирических произведений М.Ю. Лермонтова
  • Уметь: определять тему, анализировать композицию и средства выразительности лирических произведений

Разминка

  • Что вы знаете о биографии М.Ю. Лермонтова?
  • Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы читали?
  • Что такое романтизм в литературе?

 

Слово о М.Ю. Лермонтове

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837 г. Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837 г.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве. 

Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822.

Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.

 

М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах. Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).

 

Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки». 

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы. Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы.

В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.

 

М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

 

Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова – одиночество, отчуждение, тяготение к вечности. Ссылки на Кавказ вдохновили поэта на написание произведения о красоте природы и жизни кавказского народа.

 

  • Жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • Положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • Трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • Философские размышления о смысле жизни, о месте человека в мире («Три пальмы»)


  1. Почему М.Ю. Лермонтова воспитывала бабушка?
  2. Какое образование получил М. Ю. Лермонтов?


Стихотворение «Тучи»

Рис. 4. А. Вальтер. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи». 1914. Рис. 4. А. Вальтер. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи». 1914.

Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда М.Ю. Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. 

 

По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

 

Существует мнение, что уже в этот период М.Ю. Лермонтов ощущал «усталость от жизни», тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют.

Тема стихотворения – тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. «Лишние люди», будто тучи, вынуждены проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности.

 

Главная идея – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек.

 

Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование «тучек», он тоже «вечный странник», это ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.


  1. Найди в стихотворении сравнения.
  2. Чем похожи тучи и лирический герой?


Баллада «Три пальмы»

Рис. 5. А.И. Константиновский. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Рис. 5. А.И. Константиновский. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Стихотворение написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году. 

 

В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению.

 

Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни. Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой.

 

Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад.

 

Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою». Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога.

 

Раскрывая смысл жизни человека, М.Ю. Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

Рис. 6. В.А. Поляков. Три пальмы. 1900. Рис. 6. В.А. Поляков. Три пальмы. 1900.

В стихотворении поэт поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

 

Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы (противопоставления) жизни и смерти в первой и последней строфах.

 

Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни.

В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель.

 

С помощью кольцевой композиции М.Ю. Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.


  1. Какой философский смысл в балладе «Три пальмы»?
  2. Какие эпитеты и метафоры вы нашли в стихотворении?


Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»

Рис. 7. И.И. Шишкин. «На сере диком...» 1891. Рис. 7. И.И. Шишкин. «На сере диком...» 1891.

Стихотворение является вольным переводом текста Г. Гейне «Сосна стоит одинокая».

 

Тема стихотворения М.Ю. Лермонтова – трагическое разобщенности людей. Стихотворение построено на контрасте – сосна и пальма находятся в разных пространствах. Одиночество сосны и пальмы усиливается за счет окружения: сосна «стоит одиноко» «на голой вершине», но и пальма «одна и грустна» «на утесе горючем».

 

Вся система художественных средств служит символическому выражению мысли о трагической непреодолимости одиночества при обще родственности судьбы.


  1. Вспомните стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Что общего у стихотворения «Парус» и «Листок»?
  2. Какой основной приём использует поэт при описании листка и чинары?


Стихотворение «Листок»

 

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета М.Ю. Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки». 

 

Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для М.Ю. Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

 

Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – зелена и свежа; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.


  1. Как автор изображает тему одиночества в данном стихотворении?
  2. Какой основной приём использует поэт при описании листка и чинары?


Стихотворение «Утёс»

Рис. 8. А. Вальтер. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс». 1914. Рис. 8. А. Вальтер. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс». 1914.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М.Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

 

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения.

 

Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

 

Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф.


Какие человеческие отношения воплощены в образах тучке и утёса?


Тема одиночества занимала основное место в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт в своих произведениях даёт развёрнутый самоанализ, вводит образы-символы, что характерно для романтизма. М.Ю. Лермонтов мыслит контрастами, антитезами, главные из которых – покой и деятельность, добро и зло, счастье и страдание, свобода и неволя и т.д.


Контрольные вопросы

  1. Почему тема одиночества является главной во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова?
  2. Какой художественный приём поэт использует чаще всего?


Предыдущий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1
Русская литература XIX века
  • В.М.Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»

    Литература

  • Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

    Русский язык

  • А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке