- Слово о М.Ю. Лермонтове
- Стихотворение «Тучи»
- Стихотворение «Три пальмы»
- Стихотворение «Утес»
- Стихотворение «Листок»
- Знать биографию М.Ю. Лермонтова, основные темы и мотивы лирических произведений М.Ю. Лермонтова, особенность жанра «баллада»
- Уметь определять тему, анализировать композицию и средства выразительности лирических произведений, настроение произведения, выявлять мотивы в лирическом произведении
- Что вы знаете о биографии М.Ю. Лермонтова?
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы читали?
- Что такое «баллада»?
Слово о М.Ю. Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве.
Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.
М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах. Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).
Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки».
В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.
М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова – одиночество, отчуждение, тяготение к вечности. Ссылки на Кавказ вдохновили поэта на написание произведения о красоте природы и жизни кавказского народа.
- Жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
- Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
- Положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
- Трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
- Философские размышления о смысле жизни, о месте человека в мире («Три пальмы»)
- Почему М.Ю. Лермонтова воспитывала бабушка?
- Какое образование получил М. Ю. Лермонтов?
Стихотворение «Тучи»
Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда М.Ю. Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его.
По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
Существует мнение, что уже в этот период М.Ю. Лермонтов ощущал «усталость от жизни», тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют.
Тема стихотворения – тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. «Лишние люди», будто тучи, вынуждены проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности.
Главная идея – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек.
Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование «тучек», он тоже «вечный странник», это ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.
- Найди в стихотворении сравнения.
- Чем похожи тучи и лирический герой?
Баллада «Три пальмы»
Стихотворение написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году. Жанр – баллада.
Поэт использует ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению.
Автор наполняет ее философским содержанием, делая основным вопрос о смысле человеческой жизни. Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой.
Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад.
Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою». Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога.
Раскрывая смысл жизни человека, М.Ю. Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.
В стихотворении поэт поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.
Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы (противопоставления) жизни и смерти в первой и последней строфах.
Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель.
С помощью кольцевой композиции М.Ю. Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.
Стихотворение «Листок»
Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета М.Ю. Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для М.Ю. Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой», отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – зелена и свежа; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
- Как автор изображает тему одиночества в данном стихотворении?
- Какой основной приём использует поэт при описании листка и чинары?
Стихотворение «Утёс»
Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М.Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения.
Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф.
Какие человеческие отношения воплощены в образах тучки и утёса?
Тема одиночества занимала основное место в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт в своих произведениях даёт развёрнутый самоанализ, вводит образы-символы, что характерно для романтизма. М.Ю. Лермонтов мыслит контрастами, антитезами, главные из которых – покой и деятельность, добро и зло, счастье и страдание, свобода и неволя и т.д.
Контрольные вопросы
- Почему тема одиночества является главной во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова?
- Какой художественный приём поэт использует чаще всего?