Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А.Фет. Лирика

Русская литература XIX века

25.04.2024
1532
0

А.А. Фет. Лирика

План урока

  • Слово об А.А. Фете
  • Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
  • Стихотворение «Ещё майская ночь»
  • Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Цели урока

  • Знать основные сведения о жизни и творчества А.А. Фета, особенности его пейзажной лирики
  • Уметь анализировать поэтический текст, определять звукопись и её роль в поэзии

Разминка

  • Какие факты из жизни А.А. Фета вы помните?
  • Какие стихотворения этого поэта вы уже изучали?
  • Вспомните, какие особенности присущи пейзажной лирике А.А. Фета?

Слово об А.А. Фете

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета. 1882.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.

 

Будучи ребенком, он узнал, что не может носить имя отца – Афанасия Шеншина. Брак с Шарлоттой Фет был заключен уже после рождения сына. Впоследствии все свои беды он приписывал невозможности носить фамилию отца: «Если спросить, – писал он, – как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет».

 

В течение всей жизни А.А. Фет стремился достичь материальной независимости. Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. А.А. Фет признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день».

 

Будущий писатель получил хорошее образование в частном пансионе Криммера в городе Верро. Он учился на словесном отделении Московского университета. Во время учебы А.А. Фет начал сочинять стихи. В 1840 году, когда молодому поэту было 19 лет, вышел его первый сборник стихов.

Он завершил обучение в 1845 году и отправился на службу. А.А. Фет служил унтер-офицером, с 1853 года был переведен в гвардейский полк. Военная служба для поэта была возможностью вернуть себе титул дворянина (история рождения лишила поэта дворянского звания и права носить фамилию отца – Шеншин). До дворянского звания поэт так и не дослужился, в 1858 году ушёл в отставку, посвятив себя хозяйству. В 1873 году автору было возвращено звание и фамилия отца. После этого А.А. Фет посвятил себя благотворительности и хозяйственной деятельности.

 

А.А. Фет ценил красоту природы и ее неразрывную связь с человеком. Он умел словом передать тончайшие, едва уловимые человеческие переживания. Стихотворения поэта бессюжетны, они представляет собой только лирические миниатюры. А.А. Фет не считал, что искусство должно иметь связь с общественной жизнью. Его поэзия является ярким примером «чистого искусства», такая лирика метафорична и эмоциональна. Поэзия А.А. Фета развивает три темы: природа, искусство, любовь. 

 

В изображении природы А.А. Фет достиг небывалых высот. Он заявлял, что поэзия – это «ложь», потому лирик закрывает глаза на недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии – изобразить не предмет, а его «односторонний идеал».


  1. Почему детство А.А. Фета нельзя назвать счастливым?
  2. Как А.А. Фет понимал красоту?


Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Рис. 2. И. Шишкин. «Дубовая роща». 1887.

Стихотворение написано в 1891 году. Опубликовано в сборнике «Вечерние огни». 

 

В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…» описан момент, когда лирический герой остается наедине с природой. Одиночество вызывает у него смешанные чувства («Шумно, и жутко, и грустно, и весело»), в которых трудно разобраться («Я ничего не пойму»). Ощущение неясности происходящего создает атмосферу колдовства, зачарованности.

 

Затем чувства героя становятся отчетливыми: «Сладостен зов мне», потому что он слышит «тонко взывающий рог». Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть, что одиночество осталось позади.

 

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя.

 

Стихотворение состоит из трех катренов, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А.А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ о звуке рога, о перемене настроения лирического героя.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
  2. С какой целью поэт использует в стихотворении метафоры и олицетворения?


Стихотворение «Ещё майская ночь»

Рис. 3. Ю.Ю. Клевер. Лунная ночь. 1879.

Стихотворение написано 1857 году вскоре после женитьбы на Марие Боткиной.

 

Стихотворение наполнено восторгом от красоты природы. Поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, дать ему вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. Стихи «рождаются», они не зависят от воли поэта, потому что красота природы повелевает ему творить.

 

Тема – красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства. В нём можно найти черты любовной и пейзажной лирики.

 

Формально стихотворение делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа. По смыслу стихотворение делится на две части: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Ещё майская ночь».
  2. Какую роль в стихотворении играет повторение восклицания «Какая ночь!»?


Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…» 

Рис. 4. И. Шишкин. Зима.

Стихотворение написано в 1883 году в Москве. Публикация состоялась только спустя два года, в 1885 году.

 

«Учись у них – у дуба, у березы...» – одно из самых глубоких и значительных у А.А. Фета. Лирический герой размышляет о тяготах земной жизни. Жизнь природы так же полна трудностей: в ней случаются холода и метели, наносящие глубокие раны ее сыновьям-деревьям. Но деревья мужественно переносят невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат...» Образы березы и дуба неслучайны: и слабого, и более сильного могут настигнуть испытания. Каждый из них способен их вынести. 

 

В этом стихотворении важна идея о том, что зима, жизненные невзгоды не бывают вечными. Только переболевшей скорбями душе открываются ясные дни и «новые откровения».

 

Тема – человек и природа. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для трудностей. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и мужественно.

Стихотворение состоит из трех строф:

  • Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять.
  • Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.
  • В третьей строфе рассказывается о том, что у них появляется надежда на лучшую жизнь, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы…».
  2. Какие эпитеты использует А.А. Фет в стихотворении? Какое настроение создаётся с помощью них?


В лирике А.А. Фета тема природы соединяется с любовной и философской темами. Природа заключает в себе истинную красоту, служащую вдохновением для поэта. А.А. Фет является новатором, так как сумел изобразить в своих произведениях неуловимое, найти необычное в обычном.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем особенность пейзажной лирики А.А. Фета?
  2. С помощью каких средств выразительности А.А. Фет рисует картины природы?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Средства связи предложений в тексте

    Русский язык

  • Создание Монгольской империи. Походы Батыя

    История

  • Человек - часть биосферы

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке