Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения

Русская литература XIX века

Н.С. Лесков. «Левша». Жанр сказа. Сюжет, герои, язык произведения

План урока

  • Слово о Н.С. Лескова
  • Жанр сказа
  • Сюжет, герои, язык произведения «Левша»

Цели урока

  • Знать краткую биографию Н.С. Лескова, сюжет, героев произведения «Левша»
  • Уметь выявлять особенности сказа, анализировать текст художественного произведения

Разминка

  • Помните ли вы, что такое «сказ»?
  • Какие сказы вы читали в 5 классе?

 

Слово о Н.С. Лескове

Рис. 1. В.А. Серов. Портрет Н.С. Лескова. 1894. Рис. 1. В.А. Серов. Портрет Н.С. Лескова. 1894.

Николай Семенович Лесков (1831–1895)

 

Родился писатель 16 февраля (4 февраля) 1831 года в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, в селе Горохово Орловской губернии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства. Отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в Орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей. Таким же одаренным и непокорным родился будущий писатель. 

 

Образование Н.С. Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Образование писатель был вынужден получать самостоятельно. Отцу Николая Семёновича удалось пристроить того писцом в Орловскую уголовную палату. Затем будущий писатель перевелся в Киевскую казенную палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. По служебным делам он объездил всю Россию. Полученные в этих должностях впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые стали появляться в печати с начала 1860 годов. В эти годы складывается своеобразная манера его письма, его особый стиль, который расцвел в 1870-1880 годы. 

 

В отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, Н.С. Лесков навсегда сохранил убеждение, что народ надо просто знать, а для этого надо проникнуться его жизнью. Максим Горький считал особенностью лесковского творчество то, что он всегда писал о «русском человеке, о человеке данной страны». Лучшие народные образы Н.С. Лескова являются обобщением замечательных черт русского народного характера.


  1. Какое образование получил писатель?
  2. В чём особенность изображения народа в произведениях Н.С. Лескова?


Жанр сказа


Сказ – особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере (бытовой, разговорной); имитация «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Воспроизводит или имитирует устный народный рассказ.


Таблица 1. Сравнение сказки и сказа

Сказка

Сказ

Жанр фольклора, рассказ о вымышленных событиях. Наличие фантастических элементов

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Описание быта сочетается со сказочным миром фольклора. Имеет черты реальной истории

Изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных и отрицательных

Нет явного противопоставления добра и зла, герои обладают как положительными, так и отрицательными качествами

Существуют в устной форме, не имеют одного автора

Повествование ведется в стилизованной манере от лица рассказчика, сохраняются особенности его устной речи

Устойчивые элементы композиции (зачин, присказки, концовка)

Нет устойчивых элементов композиции

Место действие указывается неопределённо («В некотором царстве…»)

Место действия включает реальные географические названия

Счастливый финал: добро побеждает зло

Финал сказа часто изображает смерть главного героя, добро не всегда побеждает зло

 

Сюжет, герои, рассказчик сказа

 

В 1881 году в журнале «Русь» был опубликован «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Рис. 2. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973. Рис. 2. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Н.В. Гоголем и А.С. Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Н.С. Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения. 

 

В основу сюжета положена реальная история. Это было в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправились в Англию, чтобы ознакомиться с оружейным производством. Сурнин был неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев на чужбине погрузился в беспорядочную жизнь. Спустя семь лет первый мастер вернулся в Россию и внедрил новшества в оружейное производство. Считается, что мастер Сурнин является прототипом Левши.

 

Кроме исторических событий, в основу сказа был положен и фольклорный сюжет – фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи. 

 

Император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В сказе Александр I проявляет любознательность и преклоняется перед иноземными чудесами. Противопоставлен ему образ императора Николая Павловича, который обладает прекрасной памятью и не любит ни в чем уступать иностранцам. Точно так же любит свое отечество и верит в него Платов Матвей Иванович – донской казак, граф.

 

Главные герои сказа – чудаки, блаженные, необычайно одаренные, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить сострадание. Лесков не выдумал их, а взял из самой жизни.

 

Умелец-левша необыкновенно талантлив. Имени у него нет, только мастеровая особенность – работал он левой рукой. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное – Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью.

 

Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным. Автор подчеркивает необходимость соединения одаренности народа с современными научными знаниями. Среди простых людей есть те, кто способен своими талантами и умениями вывести страну вперед. К сожалению, народ унижают, не слушают, не вникают в его мысли. Так, Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию. Для этого он хочет – так он понимает свой долг – сказать государю важное слово, но не был услышан. 

 

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.  

Образ рассказчика, язык произведения

Рис. 3. И. Глазунов. Левша. Рис. 3. И. Глазунов. Левша.

Чтобы стилизовать произведение под народное творчество, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. Читателям кажется, что рассказчик — такой же тульский мастеровой, как и талантливый оружейник Левша. Он говорит совсем не так, как Н.С. Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками.

 

Например, граф Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил».

 

Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желаю другие новости видеть..

Читатель понимает, что граф и император использовать такие обороты в своей речи не могли. Это слова рассказчика.

 

Народную жизнь автор стремился изобразить тем языком, который ей самой и понятен. Поэтому его герои используют простую разговорную речь со всеми ее особенностями. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым. Но именно он отразил глубину народной жизни и раскрыл характер русского человека.

 

Жанровое своеобразие сказа «Левша» создаётся с помощью «народной этимологии», т.е. переиначивании непонятных иностранных слов на русский лад, но не в результате перевода, а по внешнему сходству. Дополнительный эффект (в том числе и комический) создается тем, что при сохранении внешнего сходства особым манером передается и внутренняя сущность слова, его значение. Например, «мелкоскоп» (т.е. микроскоп, который позволяет рассматривать мелкие предметы), «свистовой» (т.е. вестовой, которого «свистят», или же тот, который так быстро переносит вести с место на место, что ветер свистит), «нимфозория» (т.е. нечто среднее между словами «инфузория» и «нимфа»), «мыльнопильные заводы» (т.е. среднее между «мыловаренные» и «лесопильные» заводы), «долбица умножения» (видимо, в силу того, что ее надо учить, т. . «долбить»), «Твердиземное море», «морской водоглаз» и проч.


Народная этимология – это переделка и переосмысление заимствованного (реже родного) слова по образцу близкого ему по звучанию родного языка; объяснения происхождения слов, не соответствующее их действительной истории.


Таблица 2. Речь рассказчика.

Просторечия

Устаревшие слова

Заимствованные слов, часто искаженные

Фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова, отопрусь, пустяковина, шабаш, ихний

карета, извозчики

ажидация, плезирная, форейтор, цейгаузы

дать маху, как снег на голову


Контрольные вопросы

 

  1. Почему главный герой сказа не имеет имени собственного и даже его прозвище пишется с маленькой буквы?
  2. Какой вывод о происхождении и образовании рассказчика мы можем сделать по его речи? Почему?
  3. Почему Лесков выбирает для своего произведения именно такого рассказчика?


Предыдущий урок
Ф.И.Тютчев. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.С.Тургенев. «Бежин луг»
Русская литература XIX века
  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

    Литература

  • Польша и Чехия в XIV-XV вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

    История

  • Словообразование имен прилагательных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке