Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Лирика лицейского периода. «И. И. Пущину»

 

План урока

  • Лицейские годы А. С. Пушкина
  • Лицейская лирика
  • История создания произведения «И. И. Пущину»

Цели урока

  • Знать содержание стихотворения «И. И. Пущину» послание как поэтический жанр
  • Уметь определять жанр произведения

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Лицейские годы А. С. Пушкина

 

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Императорский Царскосельский лицей в числе 30 воспитанников. 

19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина. Впоследствии поэт придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах. 

 

В январе 1815 года Г. Р. Державин приехал на переводные экзамены из младшего класса в старший. Вот как Пушкин вспоминал эту встречу: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...»

 

Юноша-поэт на Державина произвел сильное впечатление. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», – он говорил С. Т. Аксакову.

 

Лицей по уровню знаний приравнивался к университетам. Обучение в нем было рассчитано на 6 лет. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе – учиться жить «Для общей пользы».

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты сочиняли стихотворения. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к ябедничеству, чинопочитанию и требовали ответственного отношения к словам и поступкам.  В лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронес его через всю жизнь. Его другом стал А. А. Дельвиг, он сохранил дружеские связи с В. К. Кюхельбекером, И. И. Пущиным, Р. Я. Малиновским и другими лицеистами.

 

После окончания лицея, 9 июня 1817 года, Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. 

 

Лицейская лирика

 

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Поэт следует лирике Г. Р. Державина, Г. К. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» – первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» – первое печатное произведение). 

 


Послание – поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. 


 

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает образ Лицея, который будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

 


  1. Где А. С. Пушкин получил образование?
  2. Какова была цель воспитания и образования в Лицее?
  3. Назовите имена друзей А. С. Пушкина.


 

История создания произведения «И. И. Пущину»

 

В августе 1824 года Пушкин был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I. Там поэт был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил Пушкина, стал преданный друг его юности – И. И. Пущин. Он прибыл в имение Пушкина на один день, чтобы поддержать друга.

 

Позже Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге за участие в восстании на Сенатской площади.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его своему другу.

 

И. И. ПУЩИНУ

 

Мой первый друг, мой друг бесценный! 

И я судьбу благословил, 

Когда мой двор уединенный, 

Печальным снегом занесенный, 

Твой колокольчик огласил. 

Молю святое провиденье: 

Да голос мой душе твоей 

Дарует то же утешенье, 

Да озарит он заточенье 

Лучом лицейских ясных дней!

 


  1. Определите жанр произведения «И. И. Пущину».
  2. Можно ли назвать отношения между А. С. Пушкиным и И. И. Пущиным настоящей дружбой? Почему?


 

 

А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика