Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»

Русская литература XIX века

28.03.2024
2059
0

А. С. Пушкин. Лирика лицейского периода. «И. И. Пущину»

План урока

  • Лицейский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина
  • Стихотворение «И. И. Пущину»

Цели урока

  • Знать основные факты биографии А. С. Пушкина, о годах писателя в Лицее, историю создания и содержание стихотворения «И. И. Пущину», определение послания как жанра лирики
  • Уметь анализировать содержание лирического произведения

Разминка

  • Что вы знаете о биографии А. С. Пушкина?
  • Какие произведения А. С. Пушкина вы читали?
  • Как вы думаете, почему А. С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?

Лицейский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

В 12 лет А. С. Пушкин был принят в Императорский Царскосельский лицей. Учебное заведение было открыто 19 октября 1811 года под Петербургом. Поэт поступил в числе 30 первых воспитанников.

 

Царскосельский лицей – особое учебное заведение. Он был открыт по личному указу императора Александра I на территории Царского Села. В преподавательский состав вошли лучшие профессора и педагоги своего времени, в задачи которых входило воспитать будущую элите Российской империи. 

Рис. 1. Предположительно С. Чирков. 

А. С. Пушкин в юности. 1810-е.

В Лицее раскрылся литературный талант А.С. Пушкина, который открыто признали его преподаватели и известные поэты того времени. Вот как юный А.С. Пушкин отзывался об этом времени: «В углах Лицейских переходов / Являться Муза стала мне». Впоследствии 19 октября станет священной датой для поэта: он будет воспевать огромное значение этого события в своей жизни и жизни России.

 

Особый «лицейский дух», дух свободы и товарищества, правил на территории учебного заведения: «Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный – по крайней мере, у лучшей части их – на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск — предмет любви и внимания, — все это создавало особую атмосферу» (Ю.М. Лотман).

В Царскосельском лицее поэт подружился с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером, Иваном Малиновским и другими в будущем знаменательными людьми в истории России. Товарищей объединяло не только то, что они учились вместе, но также их сближали общие мысли и тяга к собственным литературным опытам.

Рис. 2. И. Репин. Пушкин на лицейском акте. 1911.

 

В январе 1815 года Г. Р. Державин приехал на переводные экзамены из младшего класса в старший. Вот как А.С. Пушкин вспоминал эту встречу: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..

 

Стихи юного поэта произвели на Г. Р. Державина, знаменитого поэта, очень сильное впечатление. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», – так он говорил С. Т. Аксакову.

 

Уровень образования в Лицее приравнивался в университетскому. Обучение составляло 6 лет. Учебное заведение не только образовывало молодых людей, но также и воспитывало жить «для общей пользы».

 

После окончания лицея (9 июня 1817 года) Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел на службу, однако он продолжал поддерживать теплые отношения с товарищами-лицеистами. 

Лицейская лирика

Рис. 3. А. Иткин. Лицеисты на прогулке. 1967.

В лицейской лирике А. С. Пушкина преобладают радостные и весёлые мотивы, прославляется беззаботная жизнь. Очень много произведений это периода посвящены теме дружбы. Поэт следует традициям лирики Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Пушкин-лицеист, начинающий поэт, пишет свои первые произведения в различных жанрах: оды, романсы, элегии, сказки и т.д. Любимым жанром лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» – одно из первых стихотворений А. С. Пушкина, «К другу стихотворцу» – первое опубликованное произведение).


Послание – лирический жанр; стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т.п.


В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает образ Царскосельского лицея, который будет жить и в поздних стихотворениях поэта.


  1. Какова была цель воспитания и образования в Царскосельском лицее?
  2. Назовите имена лицейских друзей А. С. Пушкина.
  3. Сколько лет обучались в Царскосельском лицее?


Стихотворение «И. И. Пущину»

Рис. 4. Ф. Верне. Пущин Иван Иванович. XIX век.

Первым другом поэта в Лицее стал сосед по пансиону – Иван Иванович Пущин. Позже И. И. Пущин вспоминал: «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях».

 

В августе 1824 года А. С. Пушкин был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I. Там поэт ведёт уединенный образ жизни и одним из первых, кто навещает его в селе – И. И. Пущин.

 

И. И. ПУЩИНУ

 

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

 

 

Стихотворение «И. И. Пущину» написано 13 декабря 1826 года, накануне первой годовщины восстания декабристов на Сенатской площади. Будучи в ссылке, А. С. Пушкин узнал об участии друга в восстании 14 декабря 1825 года. За это И. И. Пущин в числе других арестованных участников был приговорен к пожизненной каторге.

 

Вспоминая в 1826 году последнюю встречу с другом и желая его поддержать, А. С. Пушкин пишет послание И. И. Пущину, которое отправляет в Сибирь.

 

Название стихотворения указывает на то, что у стихотворения есть адресат, что позволяет сделать вывод о жанре произведения – послание.

 

Композиция стихотворения:

  • Первая часть – первые пять строк, посвященные приезду И. И. Пущина в Михайловское.
  • Вторая часть – следующие пять строк, посвященные чувствам поэта, который переживает за судьбу осужденного друга.

 

Главная тема стихотворения – тема дружбы.

 

И. И. Пущин вспоминал о полученном им стихотворении А. С. Пушкина на каторге в Чите: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье».


  1. Можно ли назвать отношения между А. С. Пушкиным и                       И. И. Пущиным настоящей дружбой? Почему?
  2. Найдите в тексте стихотворения метафоры, эпитеты, олицетворения.


Идеалы, воспитанные в А. С. Пушкине и его друзья в лицейские годы, легли в основу их будущего. Поэт, находясь в ссылке в Михайловском, и его друг, будучи в ссылке в Сибири, остаются верными лицейским идеалам, святому лицейскому братству.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую роль Царскосельский лицей сыграл в жизни А. С. Пушкина?
  2. Что послужило поводом для написания стихотворения 
    «И. И. Пущину»?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности
Русская литература XIX века
Следующий урок
И.С.Тургенев. «Бежин луг»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Отношения

    Математика

  • Части речи и члены предложения

    Русский язык

  • А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке