Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

Русская литература XIX века

Н.С. Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

План урока

  • Система образов произведения «Левша»
  • Тематика и проблематика произведения «Левша»

Цели урока

  • Знать систему образов сказа «Левша», тематику и проблематику произведения
  • Уметь анализировать содержание художественного произведения

Разминка

  • Назовите героев произведения Н.С. Лескова «Левша».
  • В чем их особенность?
  • О чем произведение Н.С. Лескова «Левша»?
  • Какие проблемы поднимает Н.С. Лесков в этом произведении?
  • В чем необычность языка произведения?

 

Система образов в сказе «Левша»

 

Автор повествует о таланте простых русских мастеров, об их влиянии на судьбу всего государства и о том, как этих мастеров не ценят на родине.

 

Среди героев сказа есть как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности.

 

Таблица 1. Герои сказа и их прототипы

Герой

Характеристика

Прототип

Левша

Тульский мастер. Носит старенький «озямчик» с крючочками. Левша даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. В его скромном облике скрывается светлый ум и добрая душа. Левша необразованный, но искусный оружейник. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего не дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести хитрости. Патриот, не согласился оставаться на чужбине. Даже перед лицом смерти хочет передать государю секрет хранения оружия, послужить во благо родины.

Мастер Сурнин

Тульские мастера

Доказали своё превосходство над западными мастерами, проявили ум и смекалку.

Александр I

Впечатлительный правитель, быстро поддаётся влиянию новых тенденций. Ярый поклонник западной культуры искусства, не верящий в могущество русского народа.

Александр I

Николай I

Государь, искренне верящий в силу русского народа. Обладает хорошей памятью. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ.

Николай I

Платов

Донской казак, граф. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Нетерпелив, но способен признавать свою неправоту. Отчасти виноват в смерти: не помог устроить мастера в больницу, хотя из-за него Левша был взят к государю в спешке без документов.

Казак Матвей Платов

Полшкипер

Встретился левше на судне, направляющемся в Россию. Владел русским языком. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу, пытаясь вызволить героя из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.


  1. Похожи ли герои Н.С. Лескова на свои прототипы? В чем их отличия?
  2. Есть ли в произведении отрицательные герои? Почему?


Тематика и проблематика произведения «Левша»

 

  1. Тема таланта. Левша, хоть и не имеет образования, но одарен. Однако не только это выделяет героя. Главное, что он проявляет усердие. Трудолюбивые тульские оружейники создают не только диковинные изделия, но и традицию, которая передается из поколения в поколение. Н.С. Лесков указывает и на недостатки способностей русского народа: отсутствие систематического обучения, уважения со стороны начальства, денег и должностей и прочее.
  2. Тема патриотизма. Любовь к родине демонстрируют сразу несколько героев: Платов, Николай I, тульские мастера (левша). Но только левшу можно назвать истинным патриотом: Платов, приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником, в нем нет любви к народу; у Николая I чувство патриотизма смешано с тщеславием, он хочет доказать англичанам личное превосходство. Левша скучает по своей родине, отказывается от лучших условий на чужбине и возвращается домой, умирая на холодном полу в больничном коридоре. Но даже перед смертью левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так это портит их. До государя слова мастера не доходят, а чистка ружей продолжается до самой Крымской кампании. Однако есть отрицательная сторона этой темы в изображении Н.С. Лесковым: левша приводит неубедительные аргументы, отказываясь от перехода в английскую веру, он закрыт для обучения. Из всего, что показывают левше, он выносит только то, что англичане кирпичом ружья не чистят. Власти злоупотребляют этим бескорыстным «патриотизмом» простого народа – бесчеловечное и наглое отношение государственной системы и людей, её представляющих, к личности.
  3. Тема социальной несправедливости. В сказе отражено отношение к выходцам из народа. В Англии левшу уважают, предлагают ему достойные условия труда, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

Рис. 1. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973. Рис. 1. А. Тюрин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1973.

Левша – праведник, образ русского народа. Как бы ни было тяжело, он всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству. Такие люди, как Левша, бескорыстно делают добро. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа навсегда остаются те, кто жил и трудился не ради себя, а ради благополучия своего Отечества.

 

Чтобы максимально точно отобразить народную точку зрения на содержание повествования, Н.С. Лесков выбирает такой особый жанр как сказ. Автор не может остаться в стороне от бесправия и угнетения простых людей. Трагичен финал сказа: левшу равнодушно бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему помочь выкарабкаться из болезни.


  1. Почему левша – праведник?
  2. Почему левша и тульские мастера взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?


«…Лесков был стилист природный. Уже в первых своих произведениях он обнаруживает редкостные запасы словесного богатства. Но скитания по России, близкое знакомство с местными наречиями, изучение русской старины, старообрядчества, исконных русских промыслов и т.д. много прибавили, со временем, в эти запасы. Лесков принял в недра своей речи всё, что сохранилось в народе от его стародавнего языка, найденные остатки выгладил талантливой критикой и пустил в дело с огромнейшим успехом».

(Писатель, публицист рубежа XIX-XX веков А.В. Амфитеатров)


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности языка произведений Н.С. Лескова отмечает А.В. Амфитеатров?
  2. Как вы думаете, какая основная тема сказа «Левша»? Почему?
  3. Почему Н.С. Лесков создаёт для своего произведения именно такой образ рассказчика?


Предыдущий урок
А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.А.Фет. Лирика
Русская литература XIX века
  • Сравнение чисел

    Математика

  • Человек - часть биосферы

    География

  • Вычитание рациональных чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке