- Стихотворение «Узник»
- Стихотворные размеры (двусложные)
- Стихотворение «Зимнее утро»
- Знать содержание стихотворений «Узник», «Зимнее утро», определение термина «антитеза», двусложные стихотворные размеры
- Уметь анализировать содержание поэтического текста, определять размер стихотворений, находить в стихотворении средства выразительности
- Где находился А.С. Пушкин, когда его навещал И.И. Пущин?
- Какие средства выразительности вы помните?
Стихотворение «Узник»
После окончания лицея в Царском Селе А.С. Пушкин пишет меткие пасквили на некоторых высокопоставленных лиц, а также оду «Вольность». Это вызвало недовольство императора Александра I, который упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу арестовать поэта. В 1820 году А.С. Пушкин был отправлен в южную ссылку.
Находясь в ссылке, А.С. Пушкин пишет стихотворение «Узник». Оно написано в то же время под впечатлением некоторых конкретных событий действительности: арест пушкинского друга декабриста В.Ф. Раевского; беседы с арестантами в кишиневском остроге, о посещении которого поэт писал в дневнике 1821 году; ночное бегство оттуда нескольких человек, один из которых намекал А.С. Пушкину о готовящемся побеге; и, наконец, личные ощущения самого поэта, находившегося три недели под домашним арестом.
Основной темой стихотворения стало стремление к свободе и борьба за нее. Идея стихотворения – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами встретиться достичь свободы, которой так жаждет. Его свободу не могу ограничить внешние преграды, потому что он всегда будет свободен внутри.
Композиция стихотворения:
- первая строфа – описание состояния лирического героя, его наблюдения за хищной птицей;
- вторая строфа – описание вольной жизни орла;
- третья строфа – обращение вольной птицы к лирическому герою.
Это стихотворение строится на приёме антитезы.
Антитеза – это противопоставление контрастных понятий или образов.
Лирический герой, лишённый свободы, противопоставляет себя орлу – вольной птице. Тюрьма, в которой находится герой, противопоставлена природным просторам.
- Какое событие в жизни А. С. Пушкина вдохновило его на создание стихотворения «Узник»?
- Каковы тема и идея стихотворения?
- Какие образы противопоставляются в стихотворении?
Стихотворные размеры
Стихотворения отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка похожа на предыдущую по звучанию, так как в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. Такое чередование ударных и безударных слогов называется стихотворным размером.
Стихотворный размер – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стихе. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный (ямб, хорей) и трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Самые частые стихотворные размеры, например, у А.С. Пушкина: четырёхстопный ямб, пятистопный ямб, четырёхстопный хорей.
Перед тем, как определить размер стихотворения, необходимо правильно разделить его на слоги. Слова делятся на слоги по наличию гласной. В одном слоге должна быть обязательно одна гласная. Не может быть слога без гласной или с двумя и более гласными. Если в слове только одна гласная, значит всё слово и есть слог.
Бу|ря| мгло|ю| не|бо |кро|ет|,
Вих|ри| снеж|ны|е| кру|тя|;
То|, как| зверь|, о|на| за|во|ет|,
То| за|пла|чет|, как| ди|тя|.
Для того чтобы правильно определить размер стихотворения, необходимо расставить в нем ударения.
Условные обозначения:
´ — долгий или ударный слог
‿ — краткий или безударный слог
Бу´ |ря| мгло´ |ю| не´|бо| кро´ |ет|,
Ви´х|ри| сне´ж|ны|е´| кру|тя´ |;
То´ |, как| зве´рь|, о|на´ | за|во´ |ет|,
То´ | за|пла´ |чет|, ка´к| ди|тя´ |.
Для стихотворного текста нормально, когда в слове больше одного ударения. В данном отрывке слово «снежные» имеет ударение на первый и на последний слог. Это не ударение, как в русском языке, которое определяет самый сильный гласный в слове. Ударение в стихотворении указывает на то, какой слог является акцентным, чтобы ритм стиха звучал гармонично для читателя.
Составим схему расположения ударных и безударных слогов. Для этого надо выписать сколько слогов в тексте и отметить ударные и безударные слоги.
| ´ |‿| | ´ |‿| | ´ |‿| | ´ |‿|
Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
| ´ |‿| | ´ |‿| ´ | |‿| ´ |
Вихри снежные крутя;
| ´ | |‿| | ´ | |‿| ´ | |‿| ´ |‿|
То, как зверь, она завоет,
| ´ | |‿| ´ |‿| | ´ | |‿| ´ |
То заплачет, как дитя.
Получается следующая схема:
Далее необходимо определить, двусложный или трёхсложный перед нами размер стихотворения. Для этого необходимо найти минимальное количество безударных слогов между двумя ударными. Один безударный слог между двумя ударными — двусложный размер. Два безударных между ударными — трехсложный.
_ _ — Двусложный размер
_ _ _ — Трехсложный размер
Если перед нами двусложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в пары. Эта группа слогов, на один из которых падает ударение, называется стопа.
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
Находим часто повторяющуюся пару и по ней определяем размер стихотворения:
Чаще всего повторяется двусложная стопа с ударением на первый слог, значит, размер этого стихотворения — хорей.
´ ‿ — хорей
‿´_ — ямб
В стихотворении в каждой строке одинаковая стопа повторяется четыре раза. Во второй и четвёртой строках в конце остается один ударный слог. Это не стопа, поэтому её не учитывают при определении размера. Значит стих четырёхстопный.
Полностью размер стихотворения будет называться четырёхстопный хорей.
Стихотворение «Зимнее утро»
Это стихотворение написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года. Поэт гостил у своих друзей в Тверской губернии, в имении которых написал знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота зимней природы. Идея заключается в том, насколько красива зимняя природа: она восхищает человека и дарит ему радость.
Композиция стихотворения:
- Первая строфа – радостное восклицание лирического героя.
- Вторая строфа – контраст природы: зимнее утро противопоставлено вчерашней буре.
- Третья строфа – описание великолепного зимнего пейзажа.
- Четвертая строфа – описание интерьера, в котором находится лирический герой.
- Пятая строфа – чувство радости достигает пика, герой стремиться посетить памятные места.
Вторая строфа стихотворения построена на антитезе. Герой противопоставляет два состояния природы: вчерашний вечер, когда за окном бушевала буря, а возлюбленная героя сидела в печали, и зимнее утро, когда картина природы жизнерадостная и яркая. Антитеза придаёт особый колорит произведению.
Определите размер стихотворения «Зимнее утро», используя следующий алгоритм (для анализа достаточно использовать одну строфу):
- Разделить строки на слоги.
- Расставить ударения в соответствии с ритмикой и звучанием стиха.
- Определить вид стопы и размер стихотворения (ямб или хорей).
- Определить количество стоп в стихе (при подсчёте стоп, учитываются только полные стопы, то есть с необходимым количеством ударных и безударных слогов).
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Решение
Проверь себя по следующему решению.
|‿| ´ | |‿| | ´ |‿| | ´ | |‿| ´ |‿|
Мо|роз| и| солн|це|; день| чу|дес|ный|!
|‿| ´ | |‿| | ´ |‿| | ´ | |‿| ´ |‿|
Е|ще| |ты| дрем|лешь|, друг| пре|лест|ный| -
|‿| ´ | |‿| ´ |‿| ´ | |‿| ´ |
По|ра|, кра|са|ви|ца|, прос|нись|:
|‿| ´ | |‿| ´ |‿| | ´ |‿| | ´ |‿|
От|крой| сомк|ну|ты| не|гой| взо|ры|
|‿| ´ |‿| | ´ |‿| ´ | |‿| ´ |‿|
На|встре|чу| се|вер|ной| Ав|ро|ры|,
|‿| ´ |‿| | ´ |‿| ´ | |‿| ´ |
Звез|до|ю| се|ве|ра| я|вись|!
Схема стихотворения с выделенными стопами:
В стопе повторяются безударный и ударный слоги, значит размер – ямб. В каждой строке 4 стопы.
Ответ: размер стихотворения «Зимнее утро» - четырёхстопный ямб
- Какими настроением пронизано стихотворение «Зимнее утро»?
- Какие художественные приёмы использует поэт?
- Помогают ли они передать состояние лирического героя? Почему?
Стихотворения А.С. Пушкина пронизаны сильными и яркими эмоциями. Яркие картины, представленные в его строках, легко рисуются в воображении читателя, позволяя ему очутиться рядом с лирическим героем и в полной мере ощутить внутреннее состояние.
Стихи А.С. Пушкина и сегодня легко воспринимаются, так как поэт мастерски использует ритмический рисунок стиха: двусложные стихотворные размеры мелодичны и гармоничны.
Контрольные вопросы
- Какие стихотворения А.С. Пушкина вы сегодня изучили?
- Какие чувства у вас вызвали эти стихотворения?
- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?