Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

План урока

  • Стихотворение «Узник»
  • Стихотворные размеры (двусложные)
  • Стихотворение «Зимнее утро»

Цели урока

  • Знать содержание стихотворений «Узник», «Зимнее утро», определение термина «антитеза», двусложные стихотворные размеры
  • Уметь анализировать содержание поэтического текста, определять размер стихотворений, находить в стихотворении антитезу

Разминка

  • Что вы знаете о биографии А.С. Пушкина?
  • С какими произведениями поэта вы знакомы?

 

Стихотворение «Узник»

Рис. 1. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887. Рис. 1. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887.

После окончания лицея в Царском Селе А.С. Пушкин пишет меткие пасквили на некоторых высокопоставленных лиц, а также оду «Вольность». Это вызвало недовольство императора Александра I, который упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу арестовать поэта. В 1820 году А.С. Пушкин был отправлен в южную ссылку. 

 

Находясь в ссылке, А.С. Пушкин пишет стихотворение «Узник». Оно написано в то же время под впечатлением некоторых конкретных событий действительности: арест пушкинского друга декабриста В.Ф. Раевского; беседы с арестантами в кишиневском остроге, о посещении которого поэт писал в дневнике 1821 году; ночное бегство оттуда нескольких человек, один из которых намекал А.С. Пушкину о готовящемся побеге; и, наконец, личные ощущения самого поэта, находившегося три недели под домашним арестом.

 

Узник

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

 

 

Основной темой стихотворения стало стремление к свободе и борьба за нее. Идея стихотворения – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами встретиться достичь свободы, которой так жаждет. Его свободу не могу ограничить внешние преграды, потому что он всегда будет свободен внутри.

 

Композиция стихотворения:

  • Первая строфа – описание состояния лирического героя, его наблюдения за хищной птицей.
  • Вторая строфа – описание вольной жизни орла.
  • Третья строфа – обращение вольной птицы к лирическому герою.

 

Это стихотворение строится на приеме антитезы.


Антитеза – это противопоставление контрастных понятий или образов.


Лирический герой, лишённый свободы, противопоставляет себя орлу – вольной птице. Тюрьма, в которой находится герой, противопоставлена природным просторам.


  1. Какое событие в жизни А. С. Пушкина вдохновило его на создание стихотворения «Узник»?
  2. Каковы тема и идея стихотворения?
  3. Какие образы противопоставляются в стихотворении?


Стихотворные размеры

 

Стихотворения отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка похожа на предыдущую по звучанию, так как в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. Такое чередование ударных и безударных слогов называется стихотворным размером.


Стихотворный размер – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стихе. По числу слогов в стопе стихотворный размер делиться на двусложный (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

 

Самые частые стихотворные размеры, например, у А.С. Пушкина: четырёхстопный ямб, пятистопный ямб, четырёхстопный хорей.


Перед тем, как определить размер стихотворения, необходимо правильно разделить его на слоги. Слова делятся на слоги по наличию гласной. В одном слоге должна быть обязательно одна гласная. Не может быть слога без гласной или с двумя и более гласными. Если в слове только одна гласная, значит всё слово и есть слог.

 

Бу|ря| мгло|ю| не|бо |кро|ет|,

Вих|ри| снеж|ны|е| кру|тя|;

То|, как| зверь|, о|на| за|во|ет|,

То| за|пла|чет|, как| ди|тя|.

 

Для того чтобы правильно определить размер стихотворения, необходимо расставить в нем ударения.


Условные обозначения:

´_  —  долгий или ударный слог

‿  краткий или безударный слог


Бу´  |ря| мгло´  |ю| не´|бо| кро´  |ет|,

Ви´х|ри| сне´ж|ны|е´|  кру|тя´  |;

То´  |, как| зве´рь|, о|на´  | за|во´  |ет|,

То´  | за|пла´  |чет|, ка´к| ди|тя´  |.

 

Для стихотворного текста нормально, когда в слове больше одного ударения. В данном отрывке слово «снежные» имеет ударение на первый и на последний слог. Это не ударение, как в русском языке, которое определяет самый сильный гласный в слове. Ударение в стихотворении указывает на то, какой слог является акцентным, чтобы ритм стиха звучал гармонично для читателя.

 

Составим схему расположения ударных и безударных слогов. Для этого надо выписать сколько слогов в тексте и отметить ударные и безударные слоги.

| ´    ||    | ´    |‿|  | ´  |‿|  | ´   ||

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,

| ´   ||     | ´   || ´   | || ´   |

Вихри снежные крутя;

| ´   | ||    | ´   |  |‿| ´   | |‿| ´   ||

То, как зверь, она   завоет,

| ´   | || ´   |‿|  | ´   | |‿| ´   |

То заплачет, как дитя.

 

Получается следующая схема:

Далее необходимо определить, двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого необходимо найти минимальное количество безударных слогов между двумя ударными. Один безударный слог между двумя ударными — двусложный размер. Два безударных между ударными — трехсложный.


_ _ — Двусложный размер

_ _ _ — Трехсложный размер


Если перед нами двусложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в пары. Эта группа слогов, на один из которых падает ударение, называется стопа.


Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.


Находим часто повторяющуюся пару и по ней определяем размер стихотворения:

Чаще всего повторяется двусложная стопа с ударением на первый слог, значит, размер этого стихотворения — хорей .


´ ‿ — хорей

´_  ямб


В стихотворении в каждой строке одинаковая стопа повторяется четыре раза. Во второй и четвёртой строках в конце остается один ударный слог. Это не стопа, поэтому её не учитывают при определении размера. Значит стих четырёхстопный .

 

Полностью размер стихотворения будет называться четырёхстопный хорей .


Стихотворение «Зимнее утро»

 

Это стихотворение написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года. Поэт гостил у своих друзей в Тверской губернии, в имении которых написал знаменитые строки.

 

 

ЗИМНЕЕ УТРО

 

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

 

Рис. 2. Б.А. Дехтерев. А.С. Пушкин Зимнее утро. Рис. 2. Б.А. Дехтерев. А.С. Пушкин Зимнее утро.

Тема стихотворения – красота зимней природы. Идея заключается в том, насколько красива зимняя природа: она восхищает человека и дарит ему радость. 

 

Композиция стихотворения:

  • Первая строфа – радостное восклицание лирического героя.
  • Вторая строфа – контраст природы: зимнее утро противопоставлено вчерашней буре.
  • Третья строфа – описание великолепного зимнего пейзажа.
  • Четвертая строфа – описание интерьера, в котором находится лирический герой.
  • Пятая строфа – чувство радости достигает пика, герой стремиться посетить памятные места.

 

Вторая строфа стихотворения построена на антитезе. Герой противопоставляет два состояния природы: вчерашний вечер, когда за окном бушевала буря, а возлюбленная героя сидела в печали, и зимнее утро, когда картина природа жизнерадостная и яркая. Антитеза придаёт особый колорит произведению.


Определите размер стихотворения «Зимнее утро», используя следующий алгоритм (для анализа достаточно использовать одну строфу):

  1. Разделить строки на слоги.
  2. Расставить ударения в соответствии с ритмикой и звучанием стиха.
  3. Определить вид стопы и размер стихотворения (ямб или хорей).
  4. Определить количество стоп в стихе (при подсчёте стоп, учитываются только полные стопы, то есть с необходимым количеством ударных и безударных слогов).

 

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!


Решение

 

Проверь себя по следующему решению.

 

|‿| ´    | |‿| | ´   |‿| | ´   |       |‿| ´    |‿|
Мо|роз| и| солн|це|; день| чу|дес|ный|!
|‿| ´   | |‿|       | ´   |‿|          | ´   |        |‿| ´   |‿|
Е|ще| |ты| дрем|лешь|, друг| пре|лест|ный| -
|‿| ´   |       |‿| ´   |‿| ´   |         |‿| ´   |
По|ра|, кра|са|ви|ца|, прос|нись|:
|‿| ´   |               |‿| ´   |‿|   | ´   |‿|     | ´   |‿|
От|крой| сомк|ну|ты| не|гой| взо|ры|
|‿|       ´      |‿|    | ´   |‿| ´   |       |‿| ´   |‿|
На|встре|чу| се|вер|ной| Ав|ро|ры|,
|‿|    ´      |‿| | ´   |‿| ´   | |‿| ´   |
Звез|до|ю| се|ве|ра| я|вись|!

 

Схема стихотворения с выделенными стопами: 

В стопе повторяются безударный и ударный слоги, значит размер – ямб. В каждой строке 4 стопы.

 

Ответ: размер стихотворения «Зимнее утро» - четырёхстопный ямб


  1. Какими настроением пронизано стихотворение «Зимнее утро»?
  2. Какие художественные приёмы использует поэт?
  3. Помогают ли они передать состояние лирического героя? Почему?


Стихотворения А.С. Пушкина пронизаны сильными и яркими эмоциями. Яркие картины, представленные в его строках, легко рисуются в воображении читателя, позволяя ему очутиться рядом с лирическим героем и в полной мере ощутить внутренне состояние.

 

Стихи А.С. Пушкина и сегодня легко воспринимаются, так как поэт мастерски использует ритмический рисунок стиха: двусложные стихотворные размеры мелодичны и гармоничны.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие стихотворения А.С. Пушкина вы сегодня изучили?
  2. Какие чувства у вас вызвали эти стихотворения?
  3. Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?


Предыдущий урок
М.Ю.Лермонтов. Лирика
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1
Русская литература XIX века
  • Глагол. Морфологические признаки глагола

    Русский язык

  • Годовой ход температуры воздуха

    География

  • Порядковые числительные

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке