Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Орфоэпия. Произношение звуков

Фонетика

20.04.2024
1452
0

Орфоэпия. Произношение звуков

План урока

  • Орфоэпия
  • Как пользоваться орфоэпическим словарем
  • Произношение гласных звуков
  • Произношение согласных звуков
  • Орфоэпический разбор слова

Цели урока

  • Знать, что такое орфоэпия, орфоэпический словарь, нормы произношения гласных звуков, нормы ударения, нормы произношения согласных звуков, пометы в словаре
  • Уметь пользоваться словарями и справочниками для определения норм произношения, делать орфоэпический разбор слова

 

Вы, наверное, замечали, что люди иногда произносят знакомые слова незнакомо, непривычно для слуха. Возможно, они допускают ошибки в своей речи. Но возможно и обратное — это именно вы запомнили произношение слова неверно. Обращайте внимание на такие случаи и спрашивайте у близких, знают ли они как правильно произнести слова. А лучше — загляните в словарь. В лингвистике есть специальный раздел, который объясняет и регулирует произношение слов в русском языке.

Орфоэпия 


Раздел лингвистики, который изучает нормы русского произношения, называется  орфоэпией  (от греч. орфо — «правильный» и эпос — «речь»). 


Нормы произношения регулируют:


1) правильное ударение в словах: красИвее, газопровОд, договОр, звонИт и т.д.;
2) правильное произношение отдельных звуков и сочетаний звуков: скворечник (скворе[чн]ик или скворе[шн]ик), термин ([тʼе]рмин или [тэ]рмин).

 

Важно научиться говорить правильно, не допуская грубых орфоэпических ошибок. Правильная речь — это показатель высокой речевой культуры, образованности человека. Научиться говорить правильно помогает внимательное наблюдение над своей речью и речью окружающих. 

 

В средствах массовой информации, в общении со взрослыми, на уроках в школе вы обычно слышите грамотную литературную речь и усваиваете нормы литературного языка автоматически. Однако и обращение к словарям — обязательное условие повышения культуры речи. Нормы произношения закрепляются в орфоэпических словарях. Следует уточнять и значение нового слова, и нормы его произношения, для того чтобы предупредить или исправить ошибки в своей речи. Главное — научиться читать пометы (пояснения) подобных словарей. 

Как пользоваться орфоэпическим словарем 


Орфоэпических словарей много: есть школьные орфоэпические словари, в которых указан краткий набор орфоэпических норм. Ими пользоваться удобно, так как нормы произношения в них даны кратко и понятно. 

 

Есть огромные труды с максимально развернутым пояснением для каждого слова, в котором возможны сложности произношения. Один из значительных трудов — это «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы» под редакцией Рубена Ивановича Аванесова (1902- 1982) и Сергея Ивановича Ожегова (1900-1964). 


Обратите внимание на значение следующих помет :

 

  • если ударение на другом слоге запрещено, то об этом будет помета — не рек. (не рекомендуется): каталоʹг, -а !не рек. катаʹлог
  • если иное произношение запрещено нормами, то могут использоваться пометы нельзя или неправ.:  карьеризм, -а !неправ. карьери[зʼм]
  • если оба варианта ударения возможны, то используется помета — доп. (допустимо): прог[рʼэ]сс и доп. прог[рэ]сс

 

Иногда можно увидеть второй вариант ударения — это значит, что они равноправны: твоʹрог и твороʹг.

Произношение гласных звуков 

В русском языке ударные гласные звучат ясно, отчётливо: миʹрный, слаʹдкий, гоʹлос, уʹтка и т.п.

 

В слогах без ударения гласные звучат уже не так четко. Их произношение ослабляется, но происходит это ослабление у разных гласных звуков по-разному, и это ключевая сложность произношения и правописания русских слов.

 

  • гласные [и], [ы], [у] в безударном положении продолжают звучать отчетливо: лаʹрч[и]к, лыʹс[ы]й, с[у]пыʹ
  • гласные [а], [о] в безударном положении перед ударным слогом звучат одинаково: как слабый [а]: с[а]дыʹ, в[а]дыʹ
  • гласный [и] в безударном положении перед ударным слогом после мягкого согласного начинает произноситься как гласный [и] с дополнительным призвуком [э]: п[иэ]тачок, в[иэ]сна
  • гласные [а], [и] во 2-м, 3-м и т.д. предударном слоге и в заударных слогах звучат еще более неразборчиво, как слабый звук [а], близкий к [ы] (после твёрдых), или как слабый [и] (после мягких). Такие звуки в транскрипции обозначаются как [ъ], [ь] – ер и ерь. Например, запись звуков слова таракан будет такой: [търакаʹн], а слова варенье — такой [варʼэʹнjʼь]

Итак, мы видим, что произношение гласных звуков ослабляется, потому что скорость современной речи требует экономии речевых усилий при произнесении звуков в живом потоке речи. 

 

Как мы уже говорили, ударение в русских словах подвижное и разноместное. В этом ключевая сложность норм ударения: в одной форме оно может падать на корневую гласную, а в другой форме уже на гласную в окончании. Такие изменения характерны для русских глаголов: наʹчал — началаʹ, лгаʹл — лгалаʹ. 

 

В других словах ударение продолжает оставаться на месте, даже если меняется форма: баʹнт — баʹнты, тоʹрт — тоʹрты. Такое постоянство характерно для имен существительных. 

Произношение согласных звуков 

Если согласная располагается перед гласной, то обычно она произносится ясно и отчетливо. Но в потоке речи согласные звуки в русском языке так же, как гласные, меняют свое звучание: 

 

  • в конце слова парные звонкие согласные оглушаются: пруд – пру[т], снег – сне[к], исключением является слово Бог – Бо[х];
  • перед глухими согласными парные звонкие согласные тоже оглушаются: снежкисне[ш]ки, подтаял – по[т]таял;
  • перед звонкими согласными парные глухие озвончаются: анекдот – ане[г]дот, рюкзак – рю[г]зак, сдвиг – [з]двиг.

 

Три названные особенности почти не отражаются в орфоэпических словарях. Носители языка в устной речи воспроизводят эти особенности произношения согласных звуков автоматически.

 

Следующие особенности произношения согласных считаются самыми сложными, поэтому их произношение обязательно отражается в словарях: 

 

  • перед буквой Е согласный звук произносится как мягкий: [рʼэ]чка, [лʼэ]то, [дʼэ]рево, однако если слово иноязычное, то сочетание может звучать как твердый вариант: о[тэ]ль, бе[зэ], [тэ]ст и т.д. Во многих случаях для уточнения нормы стоит обращаться к словарю;
  • сочетание [чн] и [шн] в русском произношении считаются сложными: в некоторых словах закрепилась норма [шн]: скворе[шн]ик, двое[шн]ик, коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, в других — [чн]: серде[чʼн]ый, кирпи[чʼн]ый;
  • сочетание букв чт в союзах что и чтобы произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы;

слова дождь и дожди имеют несколько вариантов произношения: [до'щʼ]/[до'штʼ], [дажʼи]/[даждʼи].

Орфоэпический разбор слова 

Орфоэпический разбор слова уместен, когда у слова возможны произносительные варианты: 

 

1. ошибочный вариант и правильный;

2. правильный и допустимый.

 

В обоих вариантах обязательным считается обращение к орфоэпическому словарю. 

 

План орфоэпического разбора: 

 

1. Прочитать слово. Решить, если ли у слова произносительные варианты: есть ли сомнения в ударении или в произношении группы звуков: чн, согласный + [э].

 

2. Найти слово в орфоэпическом словаре. Изучить пометы: 

а) какой вариант произношения считается правильным, какой ошибочным;

б) оба варианта считаются правильными;

в) один вариант правильный, другой — допустимый.

 

3. Произнести слово правильно. Записать верный вариант, пользуясь пометами словаря. 

 

 

Образец устного орфоэпического разбора: 

 

Скучный. Правильным считается произношение слова с [шн]: ску[шн]ый.

 

Образец письменного фонетического разбора: 

 

Скучный – ску[шн]ый.  


Контрольные вопросы

 

 

  1. Что такое орфоэпия?
  2. На какие пометы в орфоэпических словарях нужно обращать внимание?
  3. В чем ключевая особенность произношения гласных звуков в русском языке?
  4. В чем сложность норм ударения в русской речи?
  5. Какие сочетания согласных звуков закрепляют словари?
  6. В каких случаях уместен орфоэпический разбор слов? Уместен ли он для слова зонт? А для слова двоечник?


 

Предыдущий урок
Фонетика. Графика. Звуковое значение букв
Фонетика
Следующий урок
Фонетика. Звуки. Слог. Ударение
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Географическая широта. Географическая долгота. Теория

    География

  • Экологические факторы и их влияние на живые организмы

    Биология

  • Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке