Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Фонетический разбор слова

Фонетика

31.03.2025
2088
0

Фонетический разбор слова

План урока

  • План фонетического разбора
  • Образец фонетического разбора

Цели урока

  • Знать основные характеристики гласных и согласных звуков, особенности фонетического разбора слова

Как вы знаете, звучание и написание слов часто не совпадают. Особенности произношения слов мы фиксируем с помощью фонетической транскрипции. Транскрипция требует дальнейший фонетический разбор слова, который мы делаем по заданной схеме. Вам она знакома, нам нужно просто её повторить.

План фонетического разбора 

1. Произнести слово. Посчитать количество слогов (графические разделение на слоги делать не нужно). Определить место ударения.

 

2. Произнести слово. Записать транскрипцию слова. 

 

3. Дать характеристику каждому звуку. 

 

Гласные — ударные или безударные. 

 

Согласные — звонкие или глухие, твердые или мягкие. Кроме того, важно указать парность согласных звуков по звонкости/глухости и мягкости/твердости.

 

3. Произнести слово. Указать количество звуков. 

 

4. Записать слово. Указать количество букв. Если количество звуков и букв отличается, то нужно объяснить почему. 

 

Запомните!
 

1) на конце слова и перед глухими согласными парные по глухости/звонкости согласные всегда оглушаются: хлеб [хлʼэ´п], князь [кнʼа´сʼ];

 

2) в некоторых словах встречаются непроизносимые согласные: солнце [со´нце];

 

3) гласная [о] без ударения может звучать как [а] или [ъ]: водичка [вади´чкъ], золотко [зо´лъткъ];

 

4) гласные буквы а, и, я, е могут произноситься как [и] или [ь]: сестрёнка [сʼистрʼо´нкъ], мясной [мʼисно´j’], на тропинке [на трап’и´нк’ь];

 

5) на забывайте про буквы е, ё, ю, я, которые могут обозначать два звука в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь: ягодка [jʼа´гъткъ], подъём [падj’о´м], маяк [маjʼа´к].


Согласные звуки в русском языке


Рис. 1. Согласные звуки Рис. 1. Согласные звуки


Гласные звуки в русском языке: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]


Образец фонетического разбора

Сквозь 

[скво´сʼ] 

 

1. В слове один слог. Ударение падает на гласный [о].

2. с [с] — согласный, глухой, парный, твердый, парный

 к [к] — согласный, глухой, парный, твердый, парный

 в [в] — согласный, звонкий, парный, твердый, парный

 о [о] — гласный, ударный

 з [сʼ] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный

 ь  [-] — не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный

 

3. [скво´сʼ] — 5 звуков. 

    Сквозь — 6 букв. Буква Ь не обозначает звука, указывает на мягкость [с’].


Контрольные вопросы

 

1. Назовите парные по глухости и звонкости согласные звуки. Сколько таких пар?

2. Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные. 

3. Сколько в русском языке непарных по твердости-мягкости, то есть всегда твердых согласных? 

4. Какие звуковые изменения согласных можно наблюдать в слове Олег?

5. Как произносится безударный гласный в слове гора? Как произносится безударный гласный в слове ряды?

6. Дайте характеристику всем гласным и согласным звукам в слове берёзка.


Фонетический разбор слова

План урока

  • План фонетического разбора
  • Образец фонетического разбора

Цели урока

  • Знать основные характеристики гласных и согласных звуков, особенности фонетического разбора слова

Как вы знаете, звучание и написание слов часто не совпадают. Особенности произношения слов мы фиксируем с помощью фонетической транскрипции. Транскрипция требует дальнейший фонетический разбор слова, который мы делаем по заданной схеме. Вам она знакома, нам нужно просто её повторить.

План фонетического разбора 

1. Произнести слово. Посчитать количество слогов (графические разделение на слоги делать не нужно). Определить место ударения.

 

2. Произнести слово. Записать транскрипцию слова. 

 

3. Дать характеристику каждому звуку. 

 

Гласные — ударные или безударные. 

 

Согласные — звонкие или глухие, твердые или мягкие. Кроме того, важно указать парность согласных звуков по звонкости/глухости и мягкости/твердости.

 

3. Произнести слово. Указать количество звуков. 

 

4. Записать слово. Указать количество букв. Если количество звуков и букв отличается, то нужно объяснить почему. 

 

Запомните!
 

1) на конце слова и перед глухими согласными парные по глухости/звонкости согласные всегда оглушаются: хлеб [хлʼэ´п], князь [кнʼа´сʼ];

 

2) в некоторых словах встречаются непроизносимые согласные: солнце [со´нце];

 

3) гласная [о] без ударения может звучать как [а] или [ъ]: водичка [вади´чкъ], золотко [зо´лъткъ];

 

4) гласные буквы а, и, я, е могут произноситься как [и] или [ь]: сестрёнка [сʼистрʼо´нкъ], мясной [мʼисно´j’], на тропинке [на трап’и´нк’ь];

 

5) на забывайте про буквы е, ё, ю, я, которые могут обозначать два звука в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь: ягодка [jʼа´гъткъ], подъём [падj’о´м], маяк [маjʼа´к].


Согласные звуки в русском языке


Рис. 1. Согласные звуки Рис. 1. Согласные звуки


Гласные звуки в русском языке: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]


Образец фонетического разбора

Сквозь 

[скво´сʼ] 

 

1. В слове один слог. Ударение падает на гласный [о].

2. с [с] — согласный, глухой, парный, твердый, парный

 к [к] — согласный, глухой, парный, твердый, парный

 в [в] — согласный, звонкий, парный, твердый, парный

 о [о] — гласный, ударный

 з [сʼ] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный

 ь  [-] — не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный

 

3. [скво´сʼ] — 5 звуков. 

    Сквозь — 6 букв. Буква Ь не обозначает звука, указывает на мягкость [с’].


Контрольные вопросы

 

1. Назовите парные по глухости и звонкости согласные звуки. Сколько таких пар?

2. Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные. 

3. Сколько в русском языке непарных по твердости-мягкости, то есть всегда твердых согласных? 

4. Какие звуковые изменения согласных можно наблюдать в слове Олег?

5. Как произносится безударный гласный в слове гора? Как произносится безударный гласный в слове ряды?

6. Дайте характеристику всем гласным и согласным звукам в слове берёзка.


Предыдущий урок
Фонетика. Графика. Звуковое значение букв
Фонетика
Следующий урок
Орфоэпия. Произношение звуков
Фонетика
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. Германия в первой половине XIX века

    История

  • Present Continuous

    Английский язык

  • Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке