Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Фонетика. Графика. Звуковое значение букв

Фонетика

03.12.2024
1917
0

Фонетика. Графика. Звуковое значение букв

План урока

  • Звуки и буквы в русском языке. Алфавит и графика
  • Транскрипция и звук [jʼ]
  • Гласные звуки русского языка и буквы е, ё, ю, я

Цели урока

  • Знать: понятие фонетики и графики, отличия буквы от звука, определение транскрипции, особенности звука [jʼ], особенности букв е, ё, ю, я
  • Уметь: составлять простейшую транскрипцию слов

Русское произношение и русское письмо отличаются: не всегда мы пишем те звуки, которые услышали. Фонетику нам важно изучить, чтобы видеть эту разницу: слышу одно, а пишу иногда другое, соблюдая правила русской орфографии.

Звуки и буквы в русском языке. Алфавит и графика

Рис. 1. Русский алфавит

Звуки мы произносим, когда строим слова в речи, а буквы записываем, чтобы закрепить эти слова на бумаге, в письменной форме.

 

Изучением звуков занимается раздел лингвистики — фонетика (от греческого «фон» — звук), а изучением букв — другой раздел лингвистики — графика (от греческого «графо» — пишу).

 

Для того чтобы записать слова, мы пользуемся буквами русского алфавита. Его еще называют кириллическим или кириллицей. В нём 33 буквы: 10 букв, чтобы обозначить гласные звуки, 21 буква служит для обозначения согласных звуков и 2 буквы Ъ и Ь не обозначают никаких звуков.

Транскрипция и звук [j`]


Транскрипция или транскрибирование — это специальные записи звуков речи на письме. 


Транскрипция помогает отразить особенности звучания слова: метла – буквенное обозначение слова, [м’итла́] – звуковое. 

 

Особенности транскрипции:

 

  • Для транскрипции используются квадратные скобки [ ], рядом с мягким согласным ставится знак ʼ (апостроф), над ударными гласными ставится знак ударения.
  • В транскрипции используется специальный знак [jʼ]. Он называется «йот» и обозначает всегда мягкий, звонкий согласный. В начальной школе его иногда обозначают с помощью [й]. На письме [jʼ] передается обычно буквами е, ё, ю, я, й: ручья –  [руч’jʼа́], её – [jʼиjʼо́].
  • Транскрипция отражает возможные оглушения или озвончения согласных: дуб – [дуп]; сделка – [зд'э́лкъ].
  • В первом предударном слоге звуки, обозначаемые буквами о или а (после тведых согласных), звучат одинаково – как ослабленный [а]: [вада́], [зар’а́].
  • В остальных безударных слогах на месте букв о или а (тоже посде твердых согласных) мы слышим и произносим сверхкраткий звук, который обозначается специальным знаком – [ъ]: [мълако́], [р'э́чкъ].
  • В первом предударном слоге звуки, обозначаемые буквами е, и, а, я (после мягких согласных) звучат одинаково – как ослабленный [и]: [л’исно́j’], [ч'исы́].
  • В остальных безударных слогах на месте букв е, и, а, я (после мягких согласных) мы слышим и произносим сверхкраткий звук, который обозначается специальным знаком – [ь]: [до́м’ьк’ь], [ч'ьсаво́j'].
  • Cверхкраткие звуки [ъ] и [ь] никогда не бывают первыми в слове, на месте начальных о, а после твердых согласных или е, и, а, я после мягких согласных в безударной позиции всегда произносится либо ослабленный [а], либо ослабленный [и]: [ап'ил'с'и́н], [играво́j'].

Гласные звуки русского языка и буквы е, ё, ю, я

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Для каждого из них есть соответствующие буквы. 

 

Отчего же тогда букв для обозначения гласных 10? Зачем нужны еще 4 буквы? 

 

У букв е, ё, ю, я две большие и важные задачи:

 

1) обозначать мягкость соседнего, предыдущего согласного. 

Сравните: мера [мʼэ́ра] — мэра [мэ́ра]

                    сюда [сʼуда́] — суда [суда́]

 

2) передавать на письме наличие 2 звуков: я — [j’а], ё — [j'о], ю — [j'у], е — [j'э]

при 3 условиях:  1) в начале слова: ёж [jʼо́ш]

                                  2) после гласного: мою [мо́jʼу]

                                  3) после ъ или ь: въезд [вjʼэ́ст]

Сравните: яд [jʼа́т] — ад [а́т] 

льёт [лjʼо́т] — лёд [лʼо́т] 

 

Обратите внимание ещё на один момент: буква ё обозначает звук [о], поэтому важно отличать её от буквы е на письме. 

Не забывайте про две точки над буквой ё. Иногда это очень важно. Сравните: села [сʼэ́лъ] и сёла [сʼо́лъ].

 


Контрольные вопросы

 

 

  1. Что такое фонетика? Что изучает графика?
  2. Сколько букв в русском алфавите? Какие буквы обозначают гласные? Какие буквы обозначают согласные? Какие буквы ничего не обозначают?
  3. Что такое транскрипция? Какие знаки нужны для составления транскрипции?
  4. Какие задачи есть у букв е, ё, ю, я? Когда эти буквы обозначают 2 звука? Когда один звук?
  5. Почему в транскрипции слова десна и дёсна вы запишите по-разному?
  6. Чем отличаются в транскрипции записи слов рис и рысь? Напишите транскрипцию обоих слов.


Предыдущий урок
Формы слова
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Фонетический разбор слова
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Географическая широта. Географическая долгота. Теория

    География

  • Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа

    География

  • Глагол to be в настоящем времени

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке