Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины

Русская литература XIX века

Ф.И. Тютчев. Поздний романтизм. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины

План урока

  • Поздний романтизм
  • Слово о Ф.И. Тютчеве
  • Мировоззрение и литературная позиция
  • Природа в творчестве Ф.И. Тютчева
  • Тема родины

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева, своеобразие лирики на тему родины, особенности изображения природы
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

Вспомните черты романтизма как литературного направления.

 

Поздний романтизм

 

Успехи реалистической прозы не отменили успехов романтизма в поэзии, в частности в лирике и в поэзии средних форм – балладе и поэме. В 1850 годы романтизм переживает короткий расцвет, в 1860 годы снова наступает упадок, который длится довольно долго, хотя отдельные всплески романтического искусства эстетически волнуют общество.

Рис. 1. М. Врубель. Демон сидящий. 1890. Рис. 1. М. Врубель. Демон сидящий. 1890.

 

Поздний романтизм существенно отличается от романтизма 1800–1840 годов. Романтики учитывали достижения реалистической прозы и сами влияли на нее.

 

Психологический анализ внутренней жизни перешел в реалистическую прозу из романтического искусства, из романтической лирики и поэмы. Однако и романтизм многому «научился» у реалистического романа и реалистической прозы вообще. 

 

Во-первых, лирический герой у многих романтиков теряет черты исключительности и избранности, представая вполне обыкновенным человеком, наделенным, однако, мощью и утонченностью личного духа.

 

Во-вторых, романтическую одухотворенность всего сущего романтик находит в обыденных явлениях природы и предметах, не столько в катаклизмах природы, сколько в ее спокойных, тихих состояниях.

 

В-третьих, романтики ценят точность – изобразительную, живописную, звуковую, акустическую, пластическую, скульптурную и даже «научную» (полет, повадки и поведение зверей, птиц, насекомых).

 

Основные черты позднего романтизма существенно отличаются от особенностей основного периода:

  • лирический герой больше не является уникальным, он предстает перед читателем обычным человеком;
  • романтическая сущность вещей теперь заключается в природе (зачастую в её спокойных состояниях);
  • в лирике появляется точность, с которой описываются повадки и поведение животных.

 

Все эти новые качества позднего романтизма в наибольшей степени воплотились в творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и А.К. Толстого.

 

Слово о поэте

Рис. 2. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева. 1876. Рис. 2. С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева. 1876.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873)

 

Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование, хорошо овладел европейскими иностранными языками. Позже окончил словесное отделение Московского университета. Сужба Ф.И. Тютчева проходила в Коллегии иностранных дел, где он провёл 22 года. Дипломатическая служба поэта проходила заграницей, больше всего времени он провёл в Германии. С 1848 года поэт занимал должность старшего цензора в министерстве иностранных дел.

 

Ф.И. Тютчев начал сочинять ещё в детстве. Его лирику следует называть пейзажно-философской, так как в тютчевских стиховторениях природа – живое существо, обладающее человеческими чувствами и качествами. Лирический герой размышляет о жизни, любви, своем месте в мире на лоне природы. Поэтический мир Ф.И. Тютчева – единство природы и человека.

 

Представленная в творчестве поэта природа динамичная, Ф.И. Тютчева привлекала природа в переходные момнты: смены времён года, природных явлений. В этом и заключается своеобразие философской лирики поэта: как природа находится в постоянном движении, так и время непрерывно меняется.

 

Первые стихотворения поэт создает еще в юношестве (приблизительно 1810 годы). Эта лирика носит название начальной.

 

Более зрелое творчество Ф.И. Тютчева появляется с 1820 годов, когда поэт находится заграницей. Его стихотворения тех лет написаны в духе европейского романтизма и русского одизма.

 

Третий период в лирике поэта приходится на 1850-1870 годы. В это время, по возвращении в Россию, Ф.И. Тютчев пишет в основном на политическую тематику, его стихотворения практически не печатаются, а те, что выходят в свет (к примеру, сборник 1868 года), не пользуются особым успехом.

 

За свою жизнь автор создал более 400 стихотворений. Наиболее популярные темы в его творчестве – природа, любовь, родина.

Мировоззрение и литературная позиция

Рис. 3. А. Бирштадт. Буря в горах. 1870. Рис. 3. А. Бирштадт. Буря в горах. 1870.

Во второй половине 20-х годов XIX века Ф.И. Тютчев разделил с будущими славянофилами (С.П. Шевыревым, А.С. Хомяковым, М.П. Погодиным) интерес к немецкой романтической метафизике и эстетике, в частности к Фридриху Шеллингу. Из философии Шеллинга Ф.И. Тютчев «заимствует», однако, не столько какие-то конкретные идеи, сколько общую постановку вопроса о соотношении индивидуального и всеобщего: отдельной личности противостоят «мировая душа», одухотворенный космос, «всеобщая жизнь природы»; преодоление этого противостояния мыслится как условие реализации личностью своих творческих возможностей, обособление личности – как безусловное зло. При этом предполагается, что мир души в принципе соизмерим с миром Космоса (шеллингианский принцип тождества «микрокосма» и «макрокосма»).


  1. Творчество каких поэтов связано с периодом позднего романтизма?
  2. К какому течению философской и общественной мысли примыкал Ф.И. Тютчев во второй половине 20-х годов XIX века?


Природа в творчестве Ф. И. Тютчева  

 

Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и природа. Исследователи творчества поэта говорят о нём как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том, что «у одного Тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира».

 

Мир в представлении Ф.И. Тютчева – это единое целое, но не застывшее в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях. Особенность художественного мира в лирике поэта заключается в её двойственности. Она проявляется в противопоставлении природного спокойствия бушующим чувствам и эмоциям лирического героя.

 

Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 году:

 

 

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...

 

 

Анализируя это стихотворение, Н.Я. Берковский точно подметил, что оно «держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. Дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи. От крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивам. Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, бессменно...»

 

Тютчевское понимание мира сближается с представлениями античных философов. А. Белый говорил нем, как об «архаическом эллине». Русский поэт в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до странности близко родствен» древним античным философам – Фалесу, Анаксимандру, Платону. Его знаменитое стихотворение 1836 года «Не то, что мните вы, природа» отчетливо обнаруживает это родство миропониманий:

 

 

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

 

Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо, Ф.И. Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:

 

 

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

 

 

Образ природы в этих стихах действительно «чудесно близок» представлениям древних философов о дышащем мире (идея Анаксимена), идеям Гераклита о множестве солнц, которое древний философ отождествлял с днем, полагая, что каждый день всходит новое солнце.

 

Утверждая свое представление о природе, Ф.И. Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:

 

 

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

 

 

Природа у Ф.И. Тютчева – не обычное существо. Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях поэта – слова «волшебный» («Дым») и «таинственный» («Как сладко дремлет сад темно-зеленый...»). И почти всегда природные явления наделены колдовской силой – Чародейка Зима («Чародейкою Зимою...»), колдунья зима («Графине Е.П. Растопчиной»), холод-чародей («Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...»), север-чародей («Глядел я, стоя над Невой...»).

 

Колдовством объясняет поэт и красоту солнечных летних дней («Лето 1854»):

 

 

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство –
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..

 

 

Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Ф.И. Тютчев стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:

 

 

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало...

Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою...

 

 

Ф.И. Тютчев не изображает вещи такими, какие они есть. Вместо этого он передает их состояния, зачастую это происходит через природные явления.

 

Образы, к которым обращается поэт, имеют глобальное значение. Это, к примеру, жизнь, смерть, любовь, вечность.

 

Среди художественных приемов, к которым автор прибегает в своей лирике, наиболее важное значение приобретают единство звука и цвета.

 

Ту незримую силу, которая стоит за каждым природным явлением, можно назвать Хаосом. Поэт воспринимает его как живое существо, которое является первоосновой бытия, сокрытой в дневной жизни и пробуждающейся только ночью. Ф.И. Тютчев хаос не поэтизирует, идеал мироустройства он соотносит с другим понятием – «строй», то есть гармонией:

 

 

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе <...>

 

 

Отсутствие «строя» в жизни человека – «мыслящего тростника» вызывает горькое раздумье поэта. Называя человека «мыслящим тростником», поэт подчеркивает и его родство с природой, принадлежность ей и одновременно его особенное место в природном мире:

 

 

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.

 

 

Столь же значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы – такой же знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:

 

 

И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.

 

 

Философское осмысление природы можно обнаружить в следующих стихотворениях Ф.И. Тютчева:

  • «Как океан объемлет шар земной…»
  • «День и ночь»
  • «Певучесть есть в морских волнах…»
  • «Не то, что мните вы, природа…»
  • «С поляны коршун поднялся…!


  1. Назовите особенности изображения природы Ф.И. Тютчевым.
  2. Какие образы и мотивы наиболее часто встречаются в его стихотворениях?


Тема родины

 

Эта тема возникает в творчестве поэта по его возвращении в Россию в 1850-е годы. Его отношение к родной стране можно сравнивать с лермонтовским: Ф.И. Тютчев поклоняется России, воспевает её природу, но при этом отчетливо видит её недостатки (сложность женского вопроса, нищету простого народа, бесконечные унижения крестьян).

 

Позицию поэта, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 году, в котором назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу.

 

Тема России – одна из самых значимых в поздней лирике Ф.И. Тютчева. Тема многоаспектна: стремясь осознать «русскую идею», миссию России в мире, поэт обращается и к истории России, глубоко переживает ее печальное и трагическое настоящее, ее таинственную и великую судьбу. Ф.И. Тютчеву принадлежат ставшие хрестоматийными строки, которые многократно цитировались:

 

 

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

 

 

В поэзии Ф.И. Тютчева Россия уподобляется или утесу («Утес и волны»), или стене («Славянам», 1867) – образам, которые несут идею прочности, незыблемости, непоколебимости, первозданности, вечности.

 

 

Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмем!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!..

Да, стенка есть – стена большая <...>
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри...

 

 

Именно в судьбе и облике России Ф.И. Тютчев видел воплощение истинно христианского идеала. Этот идеал воплощен в стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением:

 

 

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

 

 

В облике России поэт подчеркивает только ее «бедность»«скудость», смиренную наготу. И именно в этих чертах России поэт провидит тайный «свет», знак божественного присутствия, богоотмеченности. Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека – Христа, Царя небесного, исходившего Россию «в рабском виде» и благословившего ее на путь праведный и страдальческий.

 

Неоднозначность отношения поэта к родине связано с тем, что после двадцати лет, проведенных вдали от России, Ф.И. Тютчев получил возможность оценивать её со стороны. Оглядываясь на опыт европейских революций, он верил, что для его родины уготован иной путь.

 

На тему родины написаны следующие стихотворения: «Слезы», «Эти бедные селенья», «Русской женщине», «Умом Россию не понять…» и другие.

 

Этой высокой верой в Россию и ее народ, глубоким прозрением в тайны человеческой души – «жилицы двух миров», Ф,И, Тютчев и оказался не просто близок следующим поэтическим поколениям: он стал предтечей русского символизма и акмеизма.


Контрольные вопросы

 

  1. Что означает двойственность художественного мира поэта?
  2. Почему Ф.И. Тютчев смотрел на Россию взглядом стороннего человека?
  3. Какой предстает Россия в стихотворениях Ф.И. Тютчева?
  4. Каково отношение поэта к России? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?


Следующий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Русская литература XIX века
  • Вторая мировая война 1943-1945 гг.

    История

  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

    Литература

  • И.А. Гончаров. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке