Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Русская литература XIX века

24.04.2024
7412
1

А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого

План урока

  • Слово об А.К. Толстом
  • Лирика А.К. Толстого

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.К. Толстого
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

В творчестве А.К. Толстого новое звучание приобретает тема истории России, важное влияние на него оказывает фольклор. В былинах писателя особое место занимают народные герои.

  • Знаете ли вы, о каких народных героях писал А.К. Толстой в своих произведениях?

Слово об А.К. Толстом

Рис. 1. М. Решетнев. А.К. Толстой. 2002.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 года в Санкт-Петербурге в семье советника государственного банка. Воспитывался А.К. Толстой в доме своего дяди Алексея Алексеевича Перовского– известным в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский. Позднее А.К. Толстой вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи ... я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику».

 

С самого детства будущий писатель вместе с семьёй путешествовал и посетил много европейских стран. По рекомендации В.А. Жуковского Алексей Константинович был представлен цесаревичу Александру II. По словам современников, А.К. Толстой – «домашний человек у наследника и входит к нему без доклада».

 

С 1826 года А.К. Толстой живет в Москве, получает домашнее образование, готовится к университетскому экзамену по предметам словесного факультета.

 

В день коронации императора писатель был произведён в полковники и назначен флигель-адъютантом. В 1834 году А.К. Толстой был зачислен в московский архив министерства иностранных дел. Необременительная архивная работа повлияла на формирование интереса писателя к историческому прошлому России. С 1837 года начинается четырехлетний период пребывания А.К. Толстого за границей (Германии, Италии, Франции) на дипломатической работе.

 

В 1840-х годах поэт возвращается в столицу и служит во 2-м отделении канцелярии. В это время А.К. Толстой осознаёт, что хочет заниматься литературой.

 

Первым опубликованным произведением писателя стала повесть «Упырь» в 1841 году, которая увидела свет под псевдонимом Красногорский (от названия имения, в котором он провел детские годы, Красный Рог). С 1854 года начали публиковаться первые стихотворения А.К. Толстого.

 

В 1840-е годы писатель начинает работать над романом «Князь Серебряный»; в это время появляется ряд известных стихотворений – «Колокольчики мои», баллады «Курган», «Василий Шибанов» и другие.

 

Серьезная литературная известность пришла к А.К. Толстому в 1850-е годы. В это время начинается литературное сотрудничество с двоюродными братьями Жемчужниковыми (Алексеем, Александром, Львом, Владимиром). В первой половине 50-х годов совместно с Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми А.К. Толстой создает образ Козьмы Пруткова.

 

В конце 50-х годов А.К. Толстой начинает работу над поэмой «Дон Жуан», продолжает работу над романом «Князь Серебряный», печатает стихотворные произведения в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Русская беседа».

 

Перу А.К. Толстого принадлежат былины «Садко», «Илья Муромец», «Алеша Попович»; роман «Князь Серебряный». Произведения автора публиковались в журналах «Современник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русский вестник».

 

Писатель умер 28 сентября 1875 года. Во время сильного приступа головной боли ввел себе слишком много морфия, который принимал по предписанию врача.


  1. В чем своеобразие представлений А.К. Толстого о поэзии, о характере поэтического творчества?
  2. По какой причине поэт называл себя «певцом, державшим стяг во имя красоты»?


Лирика А.К. Толстого

Основные темы лирики А.К. Толстого:

 

любовь. Центральная тема его творчества. Поэт пишет о красоте чувств, о собственных переживаниях, о мировой красоте.

народ. А.К. Толстой часто обращается к истории своего государства, посвящая свои произведения жизни народа.

природа. Нередко лирический герой А.К. Толстого делится с читателем своей безграничной любовью к родной природе. Сам он является веселым человеком с национальным характером.

 

Лирика А.К. Толстого жанрово разнообразна.

 

Основные жанры любовной лирики: лирические стихотворения похожие на романсы. Так, к примеру, благодаря композитору П.И. Чайковскому стихотворение «Средь шумного бала…» стало знаменитым романсом.

 

Основные жанры пейзажной лирики: лирические стихотворения, пейзажные зарисовки. Особенность этого вида лирики у А.К. Толстого заключается в ее народности, подражанию фольклорным мотивам.

 

Основные жанры лирики о народе и истории: баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

 

В творчестве А.К. Толстого реализуются образы народных героев – Илья Муромец, Алеша Попович, Садко, Боривой. Эти герои появляются в былинах и балладах автора.

Рис. 2. И.Е. Репин. А.К. Толстой. 1879.

Важное место у А.К. Толстого занимают и образы правителей – князь Владимир, царь Иван III, Петр I. Фигура Ивана Грозного у писателя играет особую роль. Герой появляется в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», романе «Князь Серебряный», трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Эпоха правления этого монаха в целом представляет для писателя особый интерес.

 

Представления о поэзии А.К. Толстого, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. В одном из писем к жене, С.А. Толстой, поэт так определил характер творчества: «...знаешь, что я тебе говорил про стихи, витающие в воздухе, и что достаточно их ухватить за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир... Мне кажется, что также относится к музыке, к скульптуре, к живописи. Мне кажется, что часто, ухватившись за маленький волосок этого древнего творчества, мы неловко дергаем, и в руке у нас остается нечто разорванное или искалеченное или уродливое, и тогда мы дергаем снова обрывок за обрывком, а потом пытаемся склеить их вместе или то, что недостает, заменяем собственными измышлениями, подправляем то, что сами напортили своей неловкостью, и отсюда — наша неуверенность и наши недостатки, оскорбляющие художественный инстинкт... Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир, нужны либо очень зоркий' взгляд, либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих и сосредоточенное внимание, или же любовь, подобная моей, но свободная от скорби и тревог».

 

В стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель…» (1856) А.К. Толстой высказывает свои взгляды на поэзию.

 

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
...Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

 

 

«Мое убеждение состоит в том, – отмечал А.К. Толстой, – что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение безо всякой пропаганды». А.К. Толстой высказал эту мысль уже на закате своих дней, в 1874 году, когда подводились итоги жизни.

 

Наивысшим проявлением красоты жизни была для А.К. Толстого любовь. Именно любовь открывает человеку суть мира. В стихотворении «Меня во мраке и пыли» (1851, 1852) поэт рисует картину перерождения обыкновенного человека в пророка. Любовь становится основой, на которой строится жизнь.

 

Одно из проявлений высшей любви – земная любовь к женщине. Ещё в начале своего творческого пути А.К. Толстой обращается к этой теме в драматической поэме «Дон Жуан» (1862), где рисует образ главного героя, как подлинного рыцаря любви.

 

Важное место в любовной лирике А.К. Толстого занимает цикл стихотворений, посвящённый С.А. Миллер (Толстой): «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг», «Когда кругом безмолвен лес», «Что ты голову склонила», «Усни, печальный друг», «Не ветер, вея с высоты», «Минула страсть», «Слеза дрожит» и другие. Любовное чувство поэт выражает психологически конкретно, точно и просто, вместе с тем наивно и утончённо.

 

Разнообразие в формах выражения лирического чувства в творчестве А.К. Толстого выражено в лирике, стилизованной под народные песни. В них иная интонация – удалая, страстная. Чувство любви в них неразрывно связано со стихийным чувством свободы, независимости, безрассудности: «Ты не спрашивай, не распытывай», «Коль любить, так без рассудку» и др.

 

Мир природы в произведениях А.К. Толстого также наполнен красотой. Создавая свои пейзажи, поэт использует звуковые, зрительные и осязательные впечатления: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. ...А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя... и так много других..., не считая запаха цветов в лесу».

Рис. 3. В. Шварц. Угощение боярина (князь Серебряный в гостях у боярина Морозова.

Картины природы в творчестве А.К. Толстого сопровождаются историческими и философскими размышлениями, балладными мотивами: поэма «Иоанн Дамаскин», баллада «Илья Муромец», «Колокольчики мои», «Натяге», «Бор сосновый в стране одинокой стоит».

 

Поэзия А.К. Толстого обладает характерной для творчества поэта недосказанностью, недоговорённостью: «По гребле неровной и тряской», «Земля цвела», «Алеша Попович».

 

Миру красоты в творчестве А.К. Толстого противопоставлен мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности, с которым поэт вступает в сражение. Неслучайно в произведениях поэта часто появляются образы с военной атрибутикой. 

 

Мотивы открытого противостояния злу окружающего мира звучат в стихотворениях «Я вас узнал святые убежденья», «Сердце, сильней разгораясь от году до года» и др. Наиболее сильно, ясно, полемично звучат эти мотивы в стихотворении 1867 года «Против течения»:

 

Правда все та же!
Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
Против течения!

 

 

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины обращения к истории многогранны. В юности поэт работа в архивах Москвы, где смог погрузиться в изучение исторических документов о прошлом России. Интерес к истории Росси характерен эпохе второй половины XIX века. Взгляды А.К. Толстого были независимы от интересов западников и славянофилов. В мировоззрении поэта 1840-х – начале 1850-х годов формируется своеобразная концепция русской истории: «...Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Исторические воззрения А.К. Толстого отражены в поэзии, в прозе и в драме.

 

Первые баллады А.К. Толстого появляются в 1840-е годы, самые ранние из которых – «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. В другой балладе А.К. Толстой обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя.

 

В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад М.Ю. Лермонтова. Самой значительной из ранних баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе – эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного». Эпоха Грозного поразила поэта своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, – отмечал писатель, – книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». В поисках положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, А.К. Толстой создаёт такие характеры, как Василий Шибанов и князь Михаило Репнин.

 

Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. А.К. Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе выразителем народной правды, идеальным героем. В это время создана баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также нарисован облик мужественного, честного героя. Если Шибанов – «раб», то Репнин – аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине.

 

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А.К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин» он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.

 

Во второй половине 1860-х – начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 году поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад» – «Змей Тугарин». Действие баллады происходит во время правления киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

 

 

Но дни, погодите, иные придут,
И честь, государи, заменит вам кнут...
А вече — каганская воля!
...И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью ее назовете!

 

 

Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции А.К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «...во всей этой пьесе сквозит современность, – отмечал автор – а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом». 

 

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н.С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А. К. Толстого.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем своеобразие любовной лирики А.К. Толстого?
  2. Какова роль пейзажа в лирике поэта?
  3. Каковы исторические интересы А.К. Толстого?
  4. В чем особенности исторических баллад поэта?


Предыдущий урок
Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Динамика общественного развития

    Обществознание

  • Politics. Политика

    Английский язык

  • Основные положения теории химического строения

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Татьяна Тукмакова 3 months, 9 days, 8 hours, 51 minutes назад