Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Вера поэта в духовную силу, богатырство народа

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрена Тимофеевна и дед Савелий. Глава «Крестьянка»

План урока

  • Матрена Тимофеевна
  • Савелий

Цели урока

  • Знать как изображает Н.А. Некрасов народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • Уметь анализировать народные образы героев в поэме Н.А. Некрасова

Разминка

Кого из героев поэмы считают счастливыми окружающие люди?

 

Матрена Тимофеевна

 

Н.А. Некрасов считал сосредоточием национальной жизни женщину. В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» образ матери, сестры, подруги воплотился в крестьянке Матрёне Тимофеевне. Поэт видит в ней силу, которая проявляется не в буйной удали, не в разгуле, а в ежедневной борьбе, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

 

Уже в её портрете подчёркнута природная величавость, которой любуется автор:

 

 

Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

 

 

Рис. 1. В. Серов. Матрена Тимофеевна. 1949. Рис. 1. В. Серов. Матрена Тимофеевна. 1949.

Её красота не исчезла с годами: осанистая женщина лет тридцати осьми, «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика.

 

Глава «Крестьянка» посвящена положению русской женщины. Это сквозная тема в творчестве Некрасова, что свидетельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня – Матрена Тимофеевна (осанистая женщина лет тридцати осьми). Рисуя ее портрет, автор любуется красотой русской крестьянки: 

 

Её называют счастливицей. Услышав это, она «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывается отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки решается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была счастливая, хотя и проходила в трудах (приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, утяточек пасти, собирать грибы и ягоды). Глава перемежается народными песнями.

 

Её замужество по всем внешним признакам удачное: семья мужа – зажиточная, сам муж – любящий, не больной и не старый. В замужестве терпит Матрена и побои, и колкости мужниной родни. Она лишается радости, находясь в суровом быте, жестоком семейном укладе. Постепенно поэт связывает этот уклад с общим укладом страны.

 

Вся жизнь крестьянки проходит в тяжелом труде, в попытке разделить время между работой и детьми:

 

Неделя за неделею,
Одним порядком шли,
Что год, то дети: некогда
Ни думать, ни печалиться,
Дай бог с работой справиться
Да лоб перекрестить
Поешь — когда останется
От старших да от деточек,
Уснешь — когда больна...

 

 

Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить ее в нескончаемых трудах – вот удел русской женщины низших сословий в России. Среди рабов она последняя, самая бесправная.

 

Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет ради детей. Ужасающей темнотой, дремучим суеверием пронизана рассказанная ею история о том, как какая-то странница велела по постным дням не кормить молоком грудных детей.

 

Однажды Тимофеевна приняла наказание розгами за сына, не уберегшего овцу от волчицы. Таким образом, она спасает сына не только от физического наказания, но и уберегает его добрую чуткую душу. Описывая эту историю, Н.А. Некрасов с восхищением пишет о силе и бескорыстии материнской любви. Тимофеевна – типичная русская женщина, у которой «потупленная голова» и гневное сердце. Подчеркивая силу характера героини, поэт показывает ее и в минуты слабости.

 

Описание трудной жизни крестьянки приоткрывает завесу над общей картиной народной жизни в России. Голод, нужда, рекрутчина, необразованность и отсутствие квалифицированной медицинской помощи – вот в каких условиях находится русское крестьянство. Не случайно плач и слезы – наиболее часто употребляющиеся мотивы в поэме.

 

Рассказ о жизни Матрёны Тимофеевны оказывается не историей «счастливицы». Однако она не сломлена жизненными трудностями. За терпением героини скрывается сильный характер, решительность и твёрдая воля. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Рядом с ней слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий.


  1. Вспомните, как описывает Н.А. Некрасов женщин в поэмах «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины». Похожа ли Матрёна Тимофеевна на героинь этих поэм? Если да, то чем?
  2. Назвали бы вы Матрёну Тимофеевну «счастливицей»? Почему?


Савелий

Рис. 2. Н. Воробьев. «Крестьянка». Савелий, богатырь святорусский. Рис. 2. Н. Воробьев. «Крестьянка». Савелий, богатырь святорусский.

О Савелии герои и читатель узнают из уст Матрёны Тимофеевны: «Ну, то-то! Речь особая. / Грех промолчать про дедушку, / Счастливец тоже был...». Дед Савелий относится к образу «святорусского богатыря». И Матрёна, и автор говорят о нём одновременно и с усмешкой, и с восхищением.

 

Вошедшая в поэму с образом Савелия сила, народное богатырство, берущее начало из былинного наследия русского народа, воспринимается бесперспективно. Н.А. Некрасов придаёт сочетанию «богатырь святорусский» обобщённый, всероссийский смысл, давая характеристику не богатырю, а крестьянину. Н.А. Некрасов не только не снижает этим былинный эпос до мужицкой жизни, но саму крестьянскую жизнь возводит в ранг высокой героики.

 

Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Его сила оборачивается слабостью. Он бунтарь и своеобразный народный философ. Его раздумья о богатырском терпении народа трагичны. Он не просто осуждает способность народа терпеть и не просто его одобряет. Он видит сложную диалектику народной жизни и не берется давать последние ответы и выносить окончательные решения: 

 

Не знаю я...
Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо!

 

 

Савелий представлен не только богатырем-бунтарем. Он и богатырь духа, подвижник, спасающийся в монастыре. Народная религиозность всегда привлекала внимание. Н.А. Некрасова, но отнюдь не сама по себе. Обычно она предстает у него как символ высокой народной нравственности, способ искупления вины и способность в самом страдании обрести величие, вот почему Савелий назван святорусским.

 

Н.А. Некрасов не просто декларирует богатырство Савелия. Он показывает, на чем это богатырство основано: ум, воля, чувства героя складываются в испытаниях. Вся жизнь его – это становление и внутреннее высвобождение характера: «...Клейменый, да не раб», – говорит Савелий о себе.

 

Кстати, образ Савелия важен не только сам по себе. Он как бы аккомпанирует на протяжении почти всей части образу крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, так что, по существу, перед читателем возникают два сильных, богатырских характера. Савелий, как и Матрёна, не становится рабом до конца, выбирая самостоятельно строить свою судьбу.


  1. Какими чертами обладает Савелий?
  2. Как герой определяет назначение богатырства?


Два резко выделяющихся из среды героя, Матрёна Тимофеевна и Савелий, неслучайно оказываются рядом. В кульминации они вместе молятся за погибшего Дёмушку и за всё русское крестьянство. Они понимают друг друга,

готовы простить обиды и даже преступления.


Контрольные вопросы

 

  1. Каких персонажей из поэмы, помимо Савелия и Матрёны, можно назвать средоточием национальной жизни? Почему?
  2. Почему Матерена Тимофеевна отказывается признать себя счастливой? В чем смысл притчи о ключах от женского счастья?
  3. Как образ Савелия соотносится с собирательным образом русского богатыря из лирического отступления поэмы «Мертвые души»? В чем особенности его бунта против управляющего Фогеля?


Предыдущий урок
И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины
Русская литература XIX века
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства

    Обществознание

  • Факторы размещения хозяйства

    География

  • М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. Основные темы и мотивы

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке