Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. Поэт-реформатор. Лирика. Основные темы и мотивы

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. Поэт-реформатор. Лирика. Основные темы и мотивы

План урока

  • Слово о Н.А. Некрасове
  • Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
  • О народе
  • Назначение поэта
  • Любовная лирика

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

Николай Алексеевич Некрасов заслуженно зовется «народным поэтом». Его умение сопереживать и понимать чувства простых крестьянских людей в полной мере отразилось в его творчестве.

  • Создание в лирике образов простых людей было революционным для некрасовской эпохи. Как вы думаете, почему?

 

Слово о Н.А. Некрасове

Рис. 1. Н. Ге. Н.А. Некрасов. 1872. Рис. 1. Н. Ге. Н.А. Некрасов. 1872.

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

 

Будущий писатель родился 10 декабря 1821 года в Немирове Подольской губернии, в семье зажиточного помещика. Отец Николая Алексеевича был отставным майором и отличался суровым нравом. Мать, Елена Андреевна, была невероятно умной и образованной женщиной, которая привила сыну любовь к литературе.

 

Сначала Н.А. Некрасов обучался в Ярославской гимназии, в планах отца было отдать сына после обучения на военную службу. Однако Николай Алексеевич вопреки отцовскому намерению в 1838 году пробует поступить в Петербургский университет. Будущий поэт провалил вступительные экзамены и оказался в Петербурге без средств к существованию. Он остался вольнослушателем филологического факультета, берётся за низкооплачиваемую работу, так как отец лишил его всякой финансовой поддержки. Н.А. Некрасов в этот период начинает писать.

 

Первый сборник поэта вышел в свет в 1840 году под названием «Мечты и звуки». Критики оценили его как поэтически слабый.

 

В 1843 году Н.А, Некрасов встречается с В.Г. Белинским, завязывается их длительная дружба, взгляды критика существенно повлияли на формирование мировоззрения поэта.

 

В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев выкупают журнал «Современник». К этому времени Николай Алексеевич уже сформировался как поэт и критик. В «Современнике» публикуются И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Журнал становится популярным среди мыслящей интеллигенции и приобретает значительное влияние в обществе. Н.А. Некрасов постоянно решает проблемы с цензурой, спасает свое издание от разорения и запретов, так как нередко по политическим соображениям цензоры запрещали или сокращали основную часть публикаций.

 

Несмотря на усилия со стороны Н.А, Некрасова начинаются гонения на писателей, разделявших демократические и революционные идеи, и «Современник» закрывают. Поэт арендует журнал «Отечественные записки», куда перешли многие авторы «Современника», а также работают М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Г.И. Успенский, Д.И. Писарев и др. Вместе с тем продолжается работа Н.А. Некрасова над собственными поэтическими сборниками, поэмами.

 

В 70-х годах Н.А. Некрасов переживает личный кризис, в его стихотворениях появляются печальные мотивы, относящиеся непосредственно к жизни самого поэта, он сосредоточен и на собственных чувствах. В 1875 году Николай Алексеевич узнает, что болен раком, соглашается на операцию, но все попытки лечения безуспешны. Умирающему Н.А. Некрасову со всей России приходят письма и телеграммы, поддерживающие поэта.

 

Умер Николай Алексеевич 8 января 1878 года в Петербурге, на похоронах присутствовало несколько тысяч человек.

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

 

В творчестве Н.А. Некрасова появляется поэтическое «многоголосье». Героями произведений становятся интеллигенты, разночинцы, крестьяне, дети, старухи и многие другие. Лирику Н.А. Некрасова нередко сравнивают со своеобразным поэтическим театром, где множество персонажей говорят свойственными им голосами, высказывают типичные для своего круга идеи и чувства.

 

Многое в стихотворениях поэта является новаторским для его времени:

  • более активное использование трёхсложных размеров, придающих певучесть и эпичность лирической речи;
  • введение в речь прозаизмов, диалектных, профессиональных, жаргонных слов для характеристики персонажа;
  • широкое применение мотивов, образов, приёмов народной поэ­зии (различных жанров: от песни до небылицы).

Рис. 2. А. Пластов. «Мороз, Красный нос». 1949. Рис. 2. А. Пластов. «Мороз, Красный нос». 1949.

В лирике Н.А. Некрасова можно выделить следующие основные темы:

  • Назначение поэта и поэзии. Н.А. Некрасов особенно остро осознавал социальную несправедливость тех времен. Он призывал деятелей искусства в первую очередь быть верными гражданами. Показательно в этом случае стихотворение «Поэт и гражданин», в котором поэт делится своими мыслями о том, каким должен быть идеальный житель России. По идее Николая Алексеевича любой, кто видит чужие страдания, не должен проходить мимо, а обязан помочь защитить угнетаемый народ.
  • Тема народа является одной из традиционных некрасовских тем. В своих произведениях поэт точно описывает характер народа, рассказывает о его сложной жизни. По мнению Н.А. Некрасова любить свой народ – значит посвятить жизнь борьбе за его свободу и счастье. Ключевые образы: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги («В дороге», «На Волге» и др.)
  • Любовная лирика приобрела особое звучание в творчестве Н.А. Некрасова. Переживания поэта о чувствах зачастую связаны с болью и страданием. Любовь – это «поединок» двух сильных личностей. Но герои любовной лирики поэта противостоят не только друг другу, но и обществу в целом. Это противостояние и сближает, и отдаляет героев. Через все ссоры и обиды они проносят свое чувство, ведь любовь наполняет их жизнь смыслом. В лирике Н.А. Некрасова особенно ярко это прослеживается в так называемом «панаевском цикле» («Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.)

 

Особое место в лирике Н.А. Некрасова занимает образ женщины. Некрасовские героини зачастую простые крестьянки, которые способны на различные подвиги («Мороз, Красный нос»). Поэт сравнивает своих женщин с настоящими царицами и восхищается их жертвенностью и стойкостью («Русские женщины»).

 

Создание таких героинь революционно для того времени. Многие из некрасовских произведений написаны до крестьянской реформы 1861 года. Поэт обращает внимание читателей на то, что внутренний мир человека важнее того, что бросается в глаза.


  1. Какие жизненные обстоятельства приводя Н.А. Некрасова в литературу?
  2. Какой первый сборник произведений Н.А. Некрасова выходит в свет и как его оценивает критика?
  3. С каким критиком сдружился поэт?


О народе

 

В совместно с В.Г. Белинским изданный «Петербургский сборник» (1846) вошли четыре стихотворения Н.А. Некрасова: «Отрадно видеть, что находит...», «Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)», «Пьяница», «В дороге». По воспоминаниям мемуариста, после прочтения В.Г. Белинскому стихотворения «В дороге» у критика «засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами в глазах: — Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?» 

 

«Совершенный восторг» В.Г. Белинского вызвало также стихотворение «Родина». Именно в этих, уже отражающих самобытное дарование поэта, произведениях обозначились новый «предмет» и новый «герой» некрасовской поэзии. Сам Николай Алексеевич позднее говорил об этом очень точно: «Да, я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян... Передо мной никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» 

Рис. 3. И. Глазунов. «Железная дорога». 1970. Рис. 3. И. Глазунов. «Железная дорога». 1970.

«В дороге» раскрывает трагедию крепостных людей: ямщика, отрабатывающего оброк в столичном городе, и его жены Груши, которая тихо угасает среди непосильных для нее крестьянских трудов. Но истории ямщика и страдалицы Груши представлены не только как типические проявления общей народной доли, запечатлевшейся в слагаемых народом песнях. Так может показаться лишь вначале: склонный к рефлексии барин, уповая на легендарную «удаль» ямщика, надеется (отчасти сознательно впадая в самообман) с его помощью «разогнать» душевную тревогу, «скуку» («Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши...»). Взамен же он узнает от собеседника-крестьянина очень личную, неповторимую в своей конкретности, житейскую быль.

 

Композиция стихотворения – «с обрамлением» – представляет собой «рассказ в рассказе». И от этого, как справедливо замечает Н.Н. Скатов, «само страдание ... прочувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого сокрушила "злодейка жена", и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни». И хотя виновник несчастья Груши и ее мужа точно указан (господа из прихоти воспитали Грушу на дворянский манер, вместе с барышней, а затем вновь отправили ее в крепостное состояние: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая»), содержание стихотворения несводимо к какому-то одному, пусть даже и самому несомненному выводу. Читатели, благодаря всепроникающему авторскому взгляду, способен понять и невольную вину ямщика, не сознающего глубины происходящей рядом трагедии, и внеличностную, но все-таки вину «скучающего» барина, бессильного что-либо изменить, торопливо прерывающего наивное признание собеседника: «А, слышь, бить — так почти не бивал, / Разве только под пьяную руку...». 

 

Современники Н.А. Некрасова единодушно отметили, что в стихах, где лирическое «я» поэта входит в соприкосновение с крестьянским бытом, звучит действительно народная, живая речь: «он не сочиняет ни речи, ни сочувствий» (А.А. Григорьев). Для поэта было естественным вступление в народный мир через точное, буквальное воспроизведение крестьянских говоров. Именно их он привлекает в стихотворении «В дороге». Здесь повсюду рассыпаны диалектизмы:

 

Понимаешь-ста, шить и вязать
На варгане играть и читать...

 

 

Иначе создается народный колорит в другой «удивительной песне» Н.А. Некрасова – «Огородник» (1846). В этом лирическом повествовании о недолгой любви «хозяйской дочери» и простого крестьянина звучит та же мысль, что и в стихотворении «В дороге» – мысль о несовместимости человеческого счастья с противоестественными отношениями социального неравенства. Но в «Огороднике» тягостная мысль смягчается песенной интонацией, оставляющим впечатление приволья четырехстопным анапестом. Это первый лирический опыт Н.А. Некрасова в освоении фольклора. К.И. Чуковский отметил приемы, которые использует поэт, стремясь воссоздать народно-песенный колорит: «Тут и отрицательные параллелизмы:

 

 

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь...

 

 

Тут и двойные слова, свойственные песенному стилю: "я давал, не давал", "расплетал-заплетал", "круглолиц-белолиц", "целовал-миловал", "мужику-вахлаку" и т. д. ...Тут и такие фольклорные постоянные эпитеты, как "ясны очи", "белая рученька", "золотой перстенек", "буйная голова", "кудри — чесаный лен", "краса-девица", "словно сокол гляжу" и т. д.».

 

В поэзии Н.А. Некрасова предреформенных 50-х годов тема народа перестает быть отчасти «этнографической» и приобретает черты самобытной художественности. В некрасовских стихах этого времени ощутима установка на повествовательность. Поэт показывает нам привычный городской быт почти без эмоций, с нарочитой сухостью и деловитостью, с натуралистическими подробностями. Но сами подробности являются оборотной стороной романтического пафоса – следствием отчуждения человека от идеала, вынужденного принятия им безыдеальной жизни. Создается иллюзия, что изображение безлично и безразлично к стоящим за ним человеческим трагедиям:

 

 

...Везли на погост
Чей-то вохрой окрашенный гроб
Через длинный Исакиев мост.
Перед гробом не шли ни родные, ни поп.
Не лежала на нем золотая парча,
Только, в крышу дощатого гроба стуча,
Прыгал град да извозчик-палач
Бил кургузым кнутом спотыкавшихся кляч...

 

 

В этом стихотворении, имеющем идиллическое название «Утренняя прогулка» (из цикла «О погоде», 1858) леденяще бесстрастны не только предметы, но и люди, как будто утратившие все человеческое. Идущая за гробом бедняка-чиновника старуха рассуждает о том, что успела выпросить у покойника уже ненужные ему сапоги. На вопрос рассказчика, не жаль ли ей умершего, она, словно досадуя, отвечает: «Что жалеть? Нам жалеть недосужно...»

 

Мир воспроизводится не только в картинах, но и в звуках. Характерный некрасовский звучащий облик мира вопиющ по своей уродливой дисгармоничности. Звуки «раздирают ухо», от них «жутко нервам»:

 

«Сумерки», из цикла «О погоде»

 

Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.

 

 

В этом мраке, сквозь «ужасный концерт» пробивается надежда и, чем страшнее действительность, тем ощутимее очистительная сила рвущихся на волю чувств, не убитых до конца «бесчеловечным» веком. Они не только усиливают отчаяние и повергают в состояние глубокой душевной неудовлетворенности, но и вызывают животворные слезы раскаяния и утешения, смягчают не проходящую в сердце тоску. Вдруг оказывается, что старуха на убогих похоронах безвестного чиновника в глубине души совсем не бесчувственна: «Я взглянул на нее — и заметил, / Что старухе-то жаль бедняка...» Неизменно утешает (и «утишает») в стихах и поэмах Н.А. Некрасова родная природа — ее нивы, дубровы, проселки, деревенские тихие ночи («Саша», «Рыцарь на час», «Железная дорога», «Тишина» и др.).


Какими отличительными чертами обладает лирика Н.А. Некрасова, посвящённая народу?


Назначение поэта

 

В 1856 году вышла вторая книга лирики Н.А. Некрасова, которая принесла ему известность в самых широких общественных кругах. Сборник открывался программным стихотворением «Поэт и гражданин», которое продолжало пушкинскую и лермонтовскую традицию драматизированной диалогической формы, демонстрирующей пересечение отдельных мнений («Разговор книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М.Ю. Лермонтова). У Н.А. Некрасова выведенный «вовне» диалог явно имеет черты исповедальное, обнажающей неразрешенную драму в истерзанной противоречиями душе поэта. Некрасовский Гражданин с болью признает, что должно отказаться от призвания быть художником «в годину горя»: «Когда свободно рыщет зверь, / А человек бредет пугливо». Поэту необходимо разрешить сомнение: «Пускай ты верен назначенью, / Но легче ль родине твоей...» – но, как хорошо понимает автор стихотворения, в глубинах души которого развертывается самый спор, – что бы ни выбрал Поэт, он не будет вполне удовлетворен своим выбором.

 

Программа, декларируемая стихотворением «Поэт и гражданин», состоит в том, чтобы соединить высокое и вечное искусство с убогой реальностью жизни маленького человека и его насущными потребностями:

 

 

А ты, поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!

 

 

Рис. 4. Д. Шаринов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». 1982. Рис. 4. Д. Шаринов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». 1982.

Классическая основополагающая тема русской лирики – тема назначения поэта и поэзии – с ранних пор рассматривалась Н.А. Некрасовым в двуединстве житейского и идеального, граждански-патетического и бытового. Бытовая сцена (наказание крестьянки на Сенной площади в Петербурге) в какой-то миг теряет натуралистическую достоверность и преображается в гражданский символ – символ кровной связи поэта с собственным народом и его судьбой («Вчерашний день, часу в шестом...», 1848). Образ Музы в поэзии Н.А. Некрасова традиционно аллегоричен, обладает постоянными, характерно некрасовскими признаками: Муза – «родная сестра» терзаемого народа и поэта («Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», 1876), «печальная спутница печальных бедняков» («Муза, 1852), любящая — «ненавидя» («Блажен незлобивый поэт», 1852), «Муза мести и печали» («Замолкни, Муза мести и печали!», 1855). Она принимает страдания за то, что крепит союз между поэтом и «честными сердцами»«Не русский — взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! Я у двери гроба!», 1877).

 

С образом Музы связан в поэзии Н.А. Некрасова сложнейший вопрос: соотношения искусства, призванного творить гармонию и красоту, и целей социальной борьбы, гражданственности, которые по своей сути исключают «спокойное», благообразное искусство.


Какими видели назначение поэта А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов? Чем отличается некрасовское понимание предназначения поэта от пушкинского и лермонтовского?


Любовная лирика

 

В 50-е годы наивысшего драматизма в некрасовской поэзии достигает лирика любви, соединяя социальность и психологизм, «прозу» и «поэзию» чувства. Сострадание Н.А. Некрасова угнетенным обретает наивысшую концентрацию в теме женской судьбы – идет ли речь о простой крестьянке («В дороге») или обитательнице «петербургских углов» («Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной...»). К женщине поэт относится не с позиций эстета, пылкого возлюбленного или романтического юноши: он видит в ней существо, наиболее забитое, беззащитное, приниженное обществом, бесправное – по сравнению с мужчинами, которые все же имеют преимущества при тех же социальных условиях. 

 

Н.А. Некрасов первым в русской литературе нарисовал образ несчастной женщины – не столько для того, чтобы разжалобить равнодушную публику, сколько затем, чтобы в самих жертвах открыть источник сопротивления судьбе либо вступиться за них в страстном порыве к справедливости: 

 

 

Кто ж защитит тебя?
Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут!..

 

 

Поэт, наперекор общему мнению, с гордостью провозгласил, что для него «дитя несчастья» выше и достойнее всех «богинь любви»:

 

«Когда из мрака заблужденья...»

 

Грустя напрасно и бесплодно,
Не пригревай змеи в груди
И в дом мой смело и свободно
Хозяйкой полною войди!

 

 

Ту же позицию отразил цикл любовных стихов поэта, посвященный Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой они жили в гражданском браке, несмотря на её статус законной супруги И.И. Панаева. Тема любви, казалось бы, должна в наибольшей степени сопротивляться «прозаизации стиха» – свойству, которое приписывали поэзии Н.А. Некрасова не только современные, но и последующие критики (С.А. Андреевский, П.Ф. Гриневич и др.). 

Рис. 5. Авдотья Яковлевна Панаева. Рис. 5. Авдотья Яковлевна Панаева.

«Панаевский» цикл, занявший достойное место в русской любовной лирике, передает свободно текущую речь обычного человека. Лирический герой искренне и мучительно размышляющий, страстно влюблённый, боящийся нецеломудренным словом нарушить то счастье, которое создается глубоким и сильным чувством. Каждое стихотворение цикла – фрагмент не прекращающегося диалога с любимой и за каждым стоит реальная, насыщенная действительным содержанием, неисчерпаемая в своих многообразных проявлениях жизнь. Давно замечено, что эти стихи имеют вид не начатой и не законченной, а словно бы продолженной речи: «Если, мучимый страстью мятежной...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О письма женщины, нам милой!..», «Давно – отвергнутый тобою...», «Зачем насмешливо ревнуешь...», «Тяжелый крест достался ей на долю...». «Поэт не страшится обнажить свою неправоту, – пишет В.И. Коровин, – и такой же отважной искренности ждет от любимой женщины. В стихотворениях Некрасова любовь – драматическое столкновение двух сильных и неуступчивых характеров...»«Гармоническим, подлинно пушкинским аккордом» назвал стихотворение «Прости» (1856), которым «заканчивается вся эта история нелегкой, проходившей в борениях любви», Н.Н. Скатов.


Ознакомьтесь с «панаевским циклом» Н.А. Некрасова. Как бы вы охарактеризовали возлюбленную лирического героя?


Творчество Николая Алексеевича Некрасова неотделимо от эпохи 60-х годов, хотя начинается раньше и заканчивается позднее. Он в высшей степени выражает главную потребность времени – потребность в народном поэте, «... чтобы быть поэтом истинно народным, – писал Н. А. Добролюбов в 1858 году, – надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ ...» Именно таким «выражением народной жизни, народных стремлений» стала поэзия Н.А. Некрасова.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем Н.А. Некрасов видит назначение поэта?
  2. Каких женщин поэт изображает в своей лирике?
  3. В чем заключается поэтическое «многоголосье» поэзии Некрасова?


Предыдущий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе
Русская литература XIX века
  • Каменный уголь и его переработка

    Химия

  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

    Русский язык

  • Аминокислоты. Белки

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке