Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • Литература
  • Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»

Конспект урока: Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»

Русская литература XIX века

17.01.2025
2506
0

Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»

План урока

  • Слово о Л.Н. Толстом
  • История создания и проблематика романа-эпопеи «Война и мир»
  • Жанровое своеобразие и композиция
  • Тематик и проблематика
  • Система персонажей
  • «Мысль семейная»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого, историю создания и своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»
  • Уметь анализировать роман-эпопею

Разминка

  • Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже изучали?
  • Что такое «историзм» в литературе?

Слово о Л.Н. Толстом

Рис. 1. Л.Н. Толстой. Фото 1908.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

 

Граф Лев Николаевич Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

 

Важнейшие события «дописательской» биографии Л.Н. Толстого – раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 года по 1847 год). После ухода из университета Л.Н. Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца. С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. 

 

Первые литературные опыты Л.Н. Толстого относятся к 1850 году. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» – психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Л.Н. Толстого круто изменилась: в 1851 году он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Л.Н. Толстого людей – старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

 

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Л.Н. Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 году). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852–1854) и «Юность» (1855–1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Лев Николаевич исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

 

В 1851–1853 году бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений – рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX века и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х годов, Л.Н. Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением – романом «Война и мир».

 

Первые публикации Л.Н. Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г. Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Л.Н. Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм – внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

 

В 1855 году Лев Николаевич приехал в Петербург, а осенью 1856 года вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере.

Рис. 2. Л.Н. Толстой и С.А. Толстая. Ясная Поляна. Фото 1895.

В конце 1850-х годов Л.Н. Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 году Л.Н. Толстой женился на дочери московского врача С.А. Берс). 

 

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. Постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х годов – романа-эпопеи «Война и мир». 

 

Каждый перелом в мировоззрении Л.Н. Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Л.Н. Толстой возвращался в литературу – в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х годов.

 

Л.Н. Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, – лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Л.Н. Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879–1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882–1884). В «Исповеди» Л.Н. Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

 

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?». В работе с характерной для позднего Л.Н. Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Л.Н. Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя – формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

 

В течение десяти лет Лев Николаевич работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Работая над «Воскресением», Л.Н. Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат». Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп».

 

Л.Н. Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и «учителем жизни», примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х годов Святейший Синод отлучил графа от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

 

Уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 года стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Л.Н. Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Лев Николаевич Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне.


  1. Какое произведение стало первым в творчестве Л.Н. Толстого?
  2. Чем писатель занимался после того, как покинул университет?
  3. За что Л.Н. Толстого отлучили от церкви?


История создания романа-эпопеи «Война и мир»

Несомненно, что для Л.Н. Толстого «Война и мир» – произведение этапное и центровое. От него расходятся круги и вперед во времени, и назад. Как заметил Г.В. Краснов, «жизненные и творческие истоки «Войны и мира» нельзя ограничить только относительно узким отрезком времени 1860-х годов, когда Толстой писал роман. Весь его литературный и жизненный опыт подготавливал “Войну и мир”».

 

Толстые – старинный дворянский род, не очень знатный, несмотря на графский титул, но находящийся в родстве со многими известными дворянскими фамилиями. Бабушка Льва Николаевича по линии отца – урожденная Горчакова, дочь старшего из князей Горчаковых. Дед Илья Андреевич закончил морской кадетский корпус, служил на флоте, потом в Преображенском полку, дослужился до бригадира (чина, среднего между полковником и генерал-майором). Живя с семьей после отставки в Москве, он прославился хлебосольством – это ускорило разорение, довершенное пожаром 1812 года. Дед по линии матери, генерал-аншеф князь Волконский, был уволен в отставку еще при Павле I, при новом царе возвращен на службу и направлен губернатором в Архангельск, но прослужил там недолго. Умный, независимый, язвительный, угрюмый, он сорока шести лет окончательно вышел в отставку и почти не покидал своего имения, Ясной Поляны, которое затем как приданое перешло к его дочери, Марии Николаевне. Нетрудно заметить, что характерные черты жизни и личности обоих дедов Лев Николаевич много лет спустя воплотил в героях «Войны и мира» – в образах графа Ильи Ростова и старого князя Болконского.

 

«Войну и мир», прежде всего «семейные сцены», подготавливала автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (1852, 1854, 1857), военные – «Севастопольские рассказы» (1855). Важное место в замысле «Войны и мира» сыграло также небольшое произведение «Люцерн» (1857).

 

В 1860 году Толстой начал писать повесть «Декабристы», первая мысль о которой возникла еще в 1856 году: «В 1856 году я начал писать повесть <…>, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию». Эта повесть рассказывала о возвращении после 30-летней ссылки декабриста Петра Лабазова с женой Натальей (будущие Пьер и Наташа «Войны и мира») и взрослыми детьми. В центре повести писателю виделся контраст между двумя поколениями. История декабризма живо и душевно интересовала Л.Н. Толстого. Но работая над повестью о декабристах, писатель должен был объяснить истоки этого явления. 1856 год – год, к которому относится замысел повести, – это год возвращения из Сибири выживших после изгнания декабристов: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое». Описывая события, явления и людей этого времени, необходимо было понимать, что же произошло в 1825 году. Но восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года не было бы, не будь событий 1812 года: «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года». Следует обратиться к самому началу Наполеоновских войн – 1805–1807 годам. Таким образом, в процессе творческого замысла Л.Н. Толстой хотел написать роман-эпопею, охватывавшую все четыре даты: 1856–1825–1812–1805.

 

Действие романа начинается 1805 годом (князь Андрей Болконский отправляется на войну в поисках своего Тулона), освещены события Отечественной войны 1812 года, а время событий эпилога – 1824 год. Особенность толстовского произведения такова, что финал его открыт. Эпилог «Войны и мира» является своего рода прологом другого произведения, не столько подводит итоги событиям и судьбам, сколько намечает их перспективу, то есть парадоксально совмещает в себе функции эпилога и пролога. Ведь из него с очевидностью следует, что Пьер примет участие в восстании декабристов и, значит, будет сослан в Сибирь, а Наташа последует за ним; что Николай Ростов окажется в числе его ярых противников: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секундуне задумаюсь и пойду»

 

Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Л.Н. Толстым в 1850-е годы, но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

 

Непосредственно к написанию «Войны и мира» Л.Н. Толстой приступил в конце 1863 года, закончив работу над повестью «Казаки». В 1869 году роман был написан; опубликован в толстом журнале М.Н. Каткова «Русский вестник».


Прологом к чему является эпилог романа «Война и мир»?


Жанровое своеобразие и композиция

«Война и мир» – уникальное жанровое явление (в произведении более 600 героев, из них 200 исторических лиц, бесчисленное количество бытовых сцен, 20 сражений). Л.Н. Толстой прекрасно понимал, что его произведение не укладывается ни в один из жанровых канонов. В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»» (1868): «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Тут же добавлял: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». Л.Н. Толстой прав в том отношении, что русская литература смело экспериментировала с жанровой формой: «Евгений Онегин» – не роман, а роман в стихах («дьявольская разница!» – замечал А.С. Пушкин), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – роман в новеллах, «Мертвым душам» Н.В. Гоголь дал подзаголовок «поэма», И.С. Тургенев считал свои романы повестями, «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского – имитация записок-воспоминаний и т. д. Жанровые новации Л.Н. Толстого органично включаются в традицию, а не противоречат ей.

 

За «Войной и миром» закрепилось жанровое определение роман-эпопея, которое отражает сочетание в произведении признаков романа и эпопеи. Романное начало связано с изображением семейной жизни и частных судеб героев, их духовных исканий. Но, по убеждению Л.Н. Толстого, индивидуальное самоутверждение человека для него гибельно. Только в единении с другими, во взаимодействии с «жизнью общей» может развиваться и совершенствоваться.


Роман-эпопея — масштабное по объему монументальное эпическое произведение, сочетающее в себе черты романа и эпопеи, раскрывающее эпохальные события жизни народов.


Главные признаки эпопеи:

  • большой объем произведения, создающий картину жизни нации в исторически переломный для нее момент (1812 год);
  • проблемно-тематическая энциклопедичность, всеохватность;
  • предмет изображения – глобальные события, меняющие ход истории.

 

Признаки романа:

  • наличие нескольких разветвлённых сюжетных линий;
  • изображение судеб отдельных семейств и персонажей;
  • духовное развитие героев на протяжении произведения;
  • повествование о жизни героев в кризисные периоды.

 

Но если суть древнего эпоса, гомеровской «Илиады», например, – главенство общего над индивидуальным, то в толстовской эпопее «жизнь общая» не подавляет индивидуального начала, а находится в органичном взаимодействии с ним.

 

Моделью-аналогом жанра и художественного мира романа-эпопеи в целом не случайно называют водяной шар-глобус, который видит во сне Пьер Безухов: «Глобус это был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею». Образ водяного шара – это образ динамичного единства, образ «сопряжения» (слово-открытие Пьера) единичного и универсально-всеобщего, постоянного движения (изменчивости, борения) и гармонии округлости (круг, шар-глобус, мир). Стремление к округлости, завершенности и замкнутости внутри себя – характерный признак древней эпопеи. В отличие от нее, толстовская эпопея невозможна без напряженного духовного движения индивидуальной человеческой личности, которая являет собой «каплю», отражающую океан, или мельчайшую, но значимую частицу шара-глобуса, представляющего мир. «Круглость» в «Войне и мире» – это гармония единения, гармония согласия разнородных и часто противоположных устремлений, воль, намерений, без которого нет единства мира. 

 

В отличие от древнего эпоса, толстовский роман-эпопея изображает не только духовное движение героев, но и вовлеченность их в непрерывный и бесконечный поток жизни. В «Войне и мире» нет завязок и развязок действия в привычном смысле. Открывающая роман сцена в салоне Анны Шерер, строго говоря, ничего не «завязывает» в действии, но зато сразу вводит героев и читателей в движение истории – от Великой Французской революции до «сиюминутности». Вся эстетика книги подчинена одному закону: «Истинная жизнь всегда только в настоящем». Настоящее – единственное художественное время «Войны и мира». Но настоящее – это не сумма дискретных моментов, а поток, в котором один момент в другой не перескакивает, а перетекает. Жизнь и история предстают в «Войне и мире» как нескончаемый поток, длящееся настоящее, в котором движутся события и судьбы людей.

 

По этой причине, если в романе и можно выделить военно-исторический, частно-семейный и авторско-философский пласты, то в высшей степени условно. На самом деле они тесно переплетаются между собой в единое целое, ибо авторско-философский пласт лишь формулирует те идеи, которые художественно воплощены в двух других пластах, а эти два пласта неотделимы друг от друга в силу закона времени, выведенного Л.Н. Толстым: «Что такое время? Нам говорят, мера движенья. Но что же движенье? Какое есть одно несомненное движенье? Такое есть одно, только одно: движенье нашей души и всего мира к совершенству». То есть Л.Н. Толстой считает равновеликими изменения (движения) «души» (частного, индивидуального) и «мира» (всеобщего, универсального), а сутью их движения – совершенствование.

 

Черты романа-эпопеи в «Войне и мире»:

  • соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху;
  • изображение картин русской истории, грандиозных событий (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар Москвы и др.);
  • раскрытие разнообразия человеческих характеров;
  • включение событий общественной и политической жизни (масонство, деятельность Сперанского, организация тайных обществ);
  • большая протяженность во времени (15 лет);
  • широкий охват пространства (Москва, Петербург, Пруссия, Австрия);
  • совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора.

 

Композиция романа состоит из четырёх томов:

  • 1 том: 1805 год, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
  • 2 том: 1806-1811 годы, «мирная» жизнь Андрея, Пьера и Наташи.
  • 3 том: 1812 год, Отечественная война, Бородинское сражение.
  • 4 том: 1812-1813 годы, партизанское движение, изгнание французов из России.
  • Эпилог: 1820 год, иные Пьер и Наташа, известия Безухова о тайном обществе.

Тематика и проблематика

Принимая во внимание жанровые особенности произведения, можно отметить, что тематика и проблематика произведения настолько широки и многогранны, что невозможно обозначить их все.

 

Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее нередко поднимает извечные философские вопросы – о смысле жизни, о смерти, о войне, о любви. Автор разносторонне показывает человеческие взаимоотношения. Его герои проходят через любовь, ненависть, зависть, ревность, предательство.

 

Особое значение для произведения имеет и его «народность». Л.Н. Толстой нередко пишет о народной мудрости, его любимые герои, несмотря на происхождение, близки к простым людям, им не чужд истинный русский дух.


  1. Какие жанровые особенности нашли отражение в «Войне и мире»?
  2. В чём проявляется «историзм» Л.Н. Толстого в произведении?


Система персонажей

В романе-эпопее Л.Н. Толстого около пятисот персонажей, среди которых как исторические личности, так и оригинальные герои автора. Так как произведение построено на приеме противопоставления, герои довольно четко разделены автором на положительных и отрицательных (при этом у героев отрицательных нередко есть маски в светском обществе, наиболее ярко это отражено в семействе Курагиных).

 

Особое внимание писатель уделяет представителям русского дворянства. Оно разделено на два лагеря – московское дворянство и высший свет Петербурга. Группа персонажей из первой категории разнородна – это патриотичные, близкие к народу люди. Представили высшего света, напротив, эгоистичные, жалкие и самонадеянные личности.

«Мысль семейная»

Сюжет произведения сосредоточен на жизни трех светских семей – Ростовых, Болконских и Курагиных. Они не похожи друг на друга, членам этих семей была уготована разная судьба.

 

Семья Болконских: Н.А. Болконский, А.Н. Болконский, Марья Болконская.

 

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью. 

 

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом. Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека. Л.Н. Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах. За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

 

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: «Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

 

Семья Ростовых: граф Ростов, графиня Ростова, Николай Ростов, Наташа Ростова, Соня, Петя Ростов, Вера Ростова.

Рис. 3. В. Серов. Именины Наташи.

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» была правилом всех членов этой семьи. 

 

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

 

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

 

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

 

Семья Курагиных: князь Курагин, Элен, Ипполит, Анатоль.

 

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма… 

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался странным малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и глупостью Ипполита.

 

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

 

Очень точную характеристику дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой» назовет Л.Н. Толстой всю семью Курагиных. И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете счастья ни себе, ни детям не построишь…

 

Семья Друбецких: Анна Михайловна, Борис.

 

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя. 

 


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой обращается к теме семьи в своём произведении?
  2. Какова композиция романа-эпопеи «Война и мир»?
  3. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой выбрал именно эту жанровую форму для своего произведения? Чем роман-эпопея отличается от романа?
  4. Какая эпоха описана в произведении «Война и мир»?


Предыдущий урок
И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»
Русская литература XIX века
  • Центр масс. Теорема о движении центра масс

    Физика

  • Право в системе социальных норм

    Обществознание

  • И.А. Гончаров «Обломов». Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке