Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Политика разрядки международной напряжённости

CCCР 1945-1991 гг.

14.12.2024
3510
0

Политика разрядки международной напряжённости

План урока

  1. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада
  2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
  3. СССР и развивающиеся страны
  4. Ввод советских войск в Афганистан
  5. СССР и страны социализма

Цели урока

  • знать, как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.
  • уметь раскрывать взаимосвязь между внутренней и внешней политикой; раскрывать сущность внешнеполитического курса; давать оценку международным отношениям; использовать карту как исторический источник; давать оценку внешней политике государства; раскрывать сущность доктрины и на конкретных примерах показывать её реализацию

 

Основные понятия

  • интеграция
  • суверенитет
  • «Пражская весна»
  • «политика разрядки»
  • «доктрина Брежнева»

 

Основные личности и даты

  • Л. И. Брежнев
  • А. А. Громыко
  • 1968 г. — «Пражская весна». Ввод войск стран ОВД в Чехословакию по инициативе СССР
  • 1972 г. — Советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)
  • 1975 г. — завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Подписание Заключительного акта
  • 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан

Введение

После Карибского кризиса 1962 г. мир вступил в новый этап холодной войны. Обе стороны вполне отчётливо сознавали взаимную уязвимость блоков. Постепенно приходило понимание невозможности использования ядерного оружия в мировой войне, того, что в ней не может быть победителя. Поэтому основным содержанием начавшегося этапа стало последовательное выравнивание уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД, складывание стратегического равенства — паритета СССР и США. Принято считать, что достижение паритета составляло суть процесса разрядки международной напряжённости. Вместе с тем важно оценивать это явление во всей полноте исторического контекста. 
Разрядка — явление гораздо более многоплановое, охватившее не только военно-стратегическую область, но и весь комплекс отношений Восток – Запад от охраны окружающей среды и культурных связей до внешней торговли, породившее новый климат в международных отношениях и определённые надежды в советском обществе. Стержнем разрядки стали как никогда благоприятные советско-американские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов.

Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада

Карта 1. Холодная война

Говорить об окончании холодной войны было бы преждевременно. Причин тому множество. Наибольшее значение имело сохранение двух противостоящих военно-политических блоков и прежних внешнеполитических механизмов, включая гонку вооружений. В этот период с обеих сторон усиливается роль геополитических интересов, которые облекаются в прежнюю идеологическую оболочку. Для Советского Союза это выражалось, в частности, в том, что именно геополитические интересы всё чаще становились решающим фактором в отношениях со странами социалистического лагеря и третьего мира, определяли политику СССР в различных регионах. Новым важным обстоятельством можно считать и то, что при сохранении биполярного устройства в мире в целом всё большее влияние на соотношение сил стал оказывать Китай (см. карта 1).

В 1967 году во время очередной арабо-израильской войны советские корабли дежурили в Средиземном море, готовые нанести ядерный удар, если американцы высадят морскую пехоту в помощь Израилю и против союзников СССР — арабов. В 1970 году атомные ракетоносные корабли СССР одновременно вышли из прибрежных морей в Атлантику, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский океаны для проведения учений. Американцы убедились, что у Советского Союза много атомных подводных лодок, способных запустить ядерные ракеты из любой точки планеты. Учитывая общее число ядерных запасов и средств их доставки, был достигнут паритет, то есть примерное равенство между СССР и США в области ракетно-ядерных вооружений. Стало очевидным, что победителей в третьей мировой войне быть не может: она приведёт к гибели всего человечества. 

 

В результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности балансирования на гране войны. Разрядка 70-х гг. заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения.

 

Этапы разрядки

Рис. 1. Брежнев и Никсон (1974)

1968 г. — открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия.

1970 г. — договор между СССР и ФРГ, ГДР и ФРГ, Польшей и ФРГ, Чехословакией и ФРГ об отказе от претензий на пересмотр границ в Европе.

1971 г. — четырёхстороннее соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.

 

1971 г. — официальный визит Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева Л. И. во Францию. Президент Франции Жорж Помпиду тепло провожает Брежнева в аэропорту.

1972 г. — послание президента США Р. Никсона конгрессу, в котором говорилось, что СССР достиг военно-стратегического паритета с США. Визит Р. Никсона в СССР и подписание договора ПРО и ОСВ-1 (рис. 1).

1973 г. — визит Л. Брежнева в США, подписание соглашения о предотвращении ядерной войны.

1973  г. — США. Официальный визит Брежнева Л. И. в Кэмп-Дэвид — летнюю резиденцию американских президентов.

1974 г. — договор между СССР и США об ограничении подземных ядерных испытаний.

 

Рис. 2. «Союз» – «Аполлон»

1975 г. — совместный полёт советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Эта стыковка стала символом разрядки международной напряжённости (рис. 2). 

Август 1975 г. — совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. Подписание Хельсинского заключительного акта. 

1977 г. — роспуск СЕАТО и СЕНТО. 

1979 г. — договор между СССР и США ОСВ-2 (рис. 3).

Рис. 3. Брежнев и Картер на подписании ОСВ-2

1975 г. — Советская делегация на международном совещании в Хельсинки. Брежнев Л. И. подписывает документ.

18 июня 1979 г. — Вена. Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). 


Расскажите о развитии отношений СССР и США в 1970-х — начале 
1980-х гг.


Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

Признание ФРГ послевоенных границ Польши и ГДР, урегулирование ситуации вокруг Западного Берлина и атмосфера разрядки в целом позволили активизировать усилия советской дипломатии в создании единой системы европейской безопасности. Следующим шагом стало проведение общеевропейского совещания, согласовавшего позиции всех стран-участниц в едином документе. Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряжённости.

 

Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

 

Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире.

 

Вот почему разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

 

Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1975 г. 

 

«Высокие представители государств-участников торжественно... заявляют о своей решимости уважать и применять... следующие принципы... Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Неприменение силы или угрозы силой. Нерушимость границ. Мирное урегулирование споров. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии, убеждений. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой... Контакты между людьми». 


Как вы понимаете сущность каждого из названных принципов? Насколько полно они реализуются во взаимоотношениях между странами? 

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.


СССР и развивающиеся страны

В 1964–1973 гг. США воевали против социалистического Вьетнама. Мощность всех бомб, сброшенных на Вьетнам, превысила мощность бомб, сброшенных на Европу во время Второй мировой войны. В результате войны погибли 57 тыс. американских военнослужащих, 300 тыс. были ранены. Армия Северного Вьетнама потеряла 900 тыс. человек убитыми и свыше 2 млн ранеными (при населении страны в 20 млн человек), потери армии Южного Вьетнама составили 250 тыс. человек убитыми и 600 тыс. человек ранеными. В результате военных действий погиб миллион жителей Южного Вьетнама. 

 

Правительство Демократической Республики Вьетнам (ДВР) стремилось воссоединиться с южной частью страны, которую поддерживали США. Это вылилось в усиление военных акций со стороны ДРВ весной – летом 1964 г. и стало поводом для принятия американским Конгрессом так называемой Тонкинской резолюции, одобрившей военные действия США во Вьетнаме. Следуя принятой в таких случая логике, советское руководство более внимательно отнеслось к просьбам ДРВ о предоставлении военной помощи. Вместе с тем сразу же обнаружилась двойная игра вьетнамских лидеров, которые постоянно консультировались с китайскими советниками и, принимая бесплатные поставки военной техники, не были склонны к усилению позиций СССР в этом регионе. Советский Союз также столкнулся с открытым противостоянием Китая, не принявшего предложение об оказании совместной советско-китайской помощи ДРВ. Китайцы использовали любой повод для сталкивания советских специалистов с американцами, провоцировали прямой военный конфликт. Эти обстоятельства стали причиной осторожных действий советской стороны в ДРВ. Так, СССР предоставил зенитную артиллерию, противотанковые средства, боеприпасы и медикаменты, но отказался направить во Вьетнам ракеты «земля – море». В результате войска ДРВ не могли поражать корабли 7-го флота США, который вёл постоянный обстрел Северного Вьетнама. Китай немедленно заклеймил СССР в трусости, обвинил в сговоре советского ревизионизма и американского империализма. Американское военное вмешательство во Вьетнаме укрепило в советском политическом руководстве настороженность по отношению к США. В этой обстановке внимание к ситуации в социалистическом лагере и третьем мире было существенно усилено. Пролетарский интернационализм становится несомненным приоритетом советской внешнеполитической доктрины, по отношению к которому развитие принципа мирного сосуществования приобретало всё более подчинённый характер.

 

Активная внешнеполитическая деятельность СССР, направленная против агрессии США в Лаосе и Камбодже и оказание военно-экономической помощи патриотическому движению в этих странах (вторая половина 60-х гг.).


Режим Пол Пота в Кампучии (1975–1979):

 

  • разрушение городов, промышленности;
  • отмена денег;
  • переселение всего населения в сельские коммуны;
  • физическое уничтожение 3 млн чел. (из 6 млн);
  • 1977 г. — объявление войны Вьетнаму.

Режим был уничтожен народной армией Вьетнама (рис. 4).

Рис. 4. Пол Пот, неизвестная дата, автор неизвестен


Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

 

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

 

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

 

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

 


Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки. 


Ввод советских войск в Афганистан

В апреле 1978 г. под руководством Народно-демократической партии (НДПА) в Афганистане был свергнут режим М. Дауда, правивший в стране после падения монархии с 1973 г. Свершившаяся апрельская революция стала следствием сложного расклада этнических сил в стране, роста влияния НДПА среди офицерского корпуса и произошла без непосредственного участия СССР. Советский Союз сразу же оказал правительству Н. М. Тараки дипломатическую поддержку, снабдил его боевой техникой и оружием, направил в Афганистан военных специалистов. Вместе с тем внутриполитический курс нового режима неуклонно ввергал страну в глубокий общенациональный кризис: был развязан террор против сил контрреволюции и оппозиции в самой НДПА, межэтнические противоречия усиливались, а социальная база апрельской революции сужалась. Начиная с 1978 г. лидеры Афганистана 11 раз обращались к советскому правительству за помощью. В Афганистане начиналась междоусобная война между представителями различных этнических и клановых группировок, использовавших коммунистическую риторику; постепенно она приобрела форму борьбы между двумя группировками в правящей партии НДПА. Требования военного вмешательства в ситуацию из Кабула в Москву шли всё более настойчиво. Реакция советского руководства на них была поначалу весьма сдержанной. СССР продолжал ограничиваться материальной и военно-технической помощью.

 

Нараставший внутриполитический кризис привёл к изменению ситуации осенью 1979 г. В середине сентября министр иностранных дел Афганистана Х. Амин совершил государственный переворот и физически устранил Тераки. Сильное влияние на развитие ситуации оказывал также внешний фактор: осенью 1979 г. США ввели свои войска в Персидский залив, вступив в конфликт с Ираном. В Москве подозревали, что Амин ведёт двойную игру: продолжая клясться в верности советскому руководству на знамени апрельской революции, он хочет выйти из-под плотной опеки СССР и восстановить отношения с США. Кроме того, в стране резко усилился террор в отношении деятелей партийной оппозиции, представителей мусульманского духовенства, которые буквально вырезались вместе с семьями, включая грудных детей. Всё это делалось под эгидой социалистических преобразований, дискредитировало традиционные дружеские отношения между СССР и Афганистаном, ослабляло там советские позиции. Перспектива потерять Афганистан в существенной мере влияла на позицию советского руководства.

 

В этой обстановке было принято решение переломить ситуацию в Афганистане, используя продолжавшиеся обращения Амина к советскому руководству о помощи. В декабре 1979 г. заседание Политбюро одобрило меры по Афганистану, предложенные Андроповым, Устиновым и Громыко. Суть этих мер сводилась к вводу в страну советских войск, замене Амина на более лояльного Москве лидера и корректировке внутриполитического курса в стране. Для выполнения этих решений в Кабул был отправлен спецотряд Главного Разведывательного Управления (ГРУ) Генштаба СССР общей численностью 500 человек. Силами этого подразделения режим Амина был свергнут, в стране осуществлён государственный переворот, а во главе нового правительства поставлен оппозиционный деятель НДПА Б. Кармаль (см. карта 2).

Карта 2. Ввод советский войск в Афганистан


Операция «Шторм-333» (27 декабря 1979 г.)

 

Штурм дворца Амина — спецоперация под кодовым названием «Шторм-333», предшествующая началу участия советских войск в афганской войне 1979–1989 гг., в ходе которой спецподразделениями КГБ СССР и Советской армии в резиденции «Тадж-Бек» в районе кабула «Дар-уль-Аман» 27 декабря 1979 г. был убит президент Афганистана Хафизулла Амин.

 


Одновременно с этим советские войска вошли в Афганистан. Советское руководство фактически приняло на себя ответственность за нагнетание ситуации в стране. В тупик зашло проведение аграрных преобразований. Вопросы земельной собственности были в Афганистане теснейшим образом связаны с межэтническими и родоплеменными отношениями и не вписывались в московские рецепты аграрных реформ. Развязанный НДПА оголтелый антирелигиозный террор вызывал ненависть всех слоёв общества и способствовал росту социальной базы для вооружённой антиправительственной борьбы. Внутри НДПА продолжался раскол, переходивший в вооружённые стычки между сторонниками противоборствующих группировок правящей партии. В этой ситуации нового лидера Кармаля поддерживала часть партии, которая опиралась на бюрократию. Подавляющее число сторонников бывшего президента Амина, напротив, было в армии, органах милиции и госбезопасности. Несмотря на усилия Кармаля сгладить межэтнические и религиозные противоречия в стране, смягчить ситуацию, социальная база его правительства продолжала сужаться.

 

Советские войска находились в Афганистане до 1988 г. В афганской войне погибли около 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 300 человек. Общие потери афганцев составили около 1 млн человек.

 

Война потребовала и материальных затрат в десятки миллиардов рублей. Запад использовал события в Афганистане для нападок на Советский Союз.

Новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжёлые условия, ускорив нарастание структурного кризиса.


«Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А. Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г. 


СССР и страны социализма 

В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. 

 

В Чехословакии недовольство экономической ситуацией летом – осенью 1967 г. усилило оппозиционные настроения во всех слоях общества. В июне съезд писателей ЧССР выступил с резкой критикой политики коммунистов, в ноябре прошли массовые выступления пражских студентов. После этих событий оппозиция начала набирать силу в партии. Это привело в январе 1968 г. к смене политического руководства. Пленум ЦК КПЧ отправил в отставку прежнего лидера, консерватора А. Новотного, и избрал первым секретарем ЦК партии А. Дубчека. Было принято решение о начале экономических реформ. Их суть сводилась к значительному повышению самостоятельности предприятий, введению их полной самоокупаемости на основе хозрасчёта. С начала весны 
1968 г. началась широкая демократизация общества: по всей стране возникло множество политклубов, шло неформальное обсуждение ситуации, высказывались требования отмены руководящей роли компартии и ликвидации политической полиции. Одновременно с этим возродилась социал-демократическая партия, авторитет которой начал стремительно расти, инициатива постепенно выходила из рук КПЧ. Такое развитие событий получило название «Пражской весны» 1968 г. 


Пражская весна (События в Чехословакии)

В 1967 г. первым секретарём ЦК КПЧ был избран Александр Дубчек, который в 1968 г. провозгласил строительство социализма «с человеческим лицом».

 

Особенности: 

  • плюрализм;
  • разнообразие моделей социализма;
  • переход к рыночным условиям хозяйствования;
  • отмена цензуры;
  • реабилитация жертв репрессий;
  • возможность создания оппозиционной соц. партии;
  • более тесные отношения с Западом.


Летом 1968 г. «брожение общества» при сохранявшемся экономическом напряжении переросло в общественно-политический кризис. Средства массовой информации вышли из-под партийной цензуры, авторитет КПЧ стремительно падал, Дубчек практически не контролировал ситуацию ни в партии, ни в ЦК. Ситуация усугублялась тем, что на осень были назначены выборы в Национальное собрание, в результате которых КПЧ могла вполне реально потерять монополию на власть. Пытаясь вернуть авторитет в обществе, руководство КПЧ решило пойти на реформирование партии сверху. С этой целью предполагалось внести изменения в устав, в частности, изменить формулировку принципа демократического централизма, предоставив большую самостоятельность низовым организациям.

 

Ситуация в Чехословакии вызывала настороженность и непонимание в странах социалистического лагеря. В Москву поступали выражения недовольства из Польши, власти которой опасались распространения «Пражской весны» на свою территорию. Весьма лояльная позиция Дубчека в отношении властей ФРГ, которые рассматривали возможность предоставления Чехословакии кредита для проведения экономических реформ, вызывала раздражение со стороны ГДР. Кроме того, Дубчек занял особую, отличную от Москвы позицию в отношениях с Югославией и Румынией. В Кремле расценили этот шаг одновременно и как объединение оппозиционных сил в рамках социалистического лагеря, и, что более важно, как существенное ослабление южного фланга Варшавского договора.

 

На встрече Брежнева и Дубчека в Чиерне-над-Тисой и на совещании братских партий (с участием КПСС, КПЧ, компартий Болгарии, Венгрии, Польши и ГДР) 3 августа 1968 г. обсуждались конкретные уступки Дубчека правым с целью сохранения власти. Все последующие шаги Брежнева, Кадара и других руководителей социалистического лагеря укрепили в них уверенность в том, что Дубчек настаивает на продолжении реформ. Кроме того, он не хочет и не может заключить компромисс с правыми силами в партии, поскольку его авторитет и способность контролировать ситуацию исчерпаны. Конец советского социализма в Чехословакии был всем очевиден. После длительных колебаний Брежнев под сильным давлением руководства ГДР принял решение о начале интервенции объединённых войск стран-участниц Варшавского договора на территорию Чехословакии.

 

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска вошли на территорию ЧССР. В военном отношении операция была хорошо спланирована и в целом удалось избежать кровопролития, хотя с обеих сторон были убитые и раненые. Однако интервенция потерпела полное политическое поражение: по всей Чехословакии прокатилась волна массовых протестов населения. 21 августа советское консульство в Братиславе было окружено многотысячной толпой словаков, которая была разогнана танковыми выстрелами поверх голов протестовавших людей. Вторжение войск ОВД было полностью отвергнуто партией, где, по мнению Москвы, отсутствовали здоровые силы. Это вынудило руководство КПСС пойти на второй этап переговоров с Дубчеком и его сторонниками. В сентябре Дубчек был вынужден подписать в Москве протокол, согласно которому августовские события расценивались как антисоциалистический переворот. Процесс нормализации ситуации затянулся на долгие годы. Первым шагом стало смещение Дубчека и его окружения 17 апреля 1969 г. Первым секретарем ЦК КПЧ был назначен Г. Гусак. 6 мая 1970 г. Гусак подписал договор о союзе с СССР в новой редакции и оказал сильное давление на ЦК КПЧ, которое одобрило советскую интервенцию. Реформы в Чехословакии стали постепенно сворачиваться.

 

Значение чехословацких событий выходило далеко за рамки отношений внутри социалистического лагеря. У брежневского руководства крепла убеждённость в пределах реформирования социализма. Экономические реформы в СССР стали выхолащиваться. И без того консервативный идеологический курс стал гораздо более жёстким, непримиримым к любому проявлению инакомыслия. Внутри страны даже незначительный «поворот к человеку» был остановлен. Идеям революционного романтизма и коммунистическим иллюзиям был нанесён сокрушительный удар.

 

События 1968 г. обнаружили тесное переплетение межпартийных и геополитических интересов. Выходом из кризиса представлялось всемерное укрепление единства социалистического лагеря, которое в эти годы всё чаще стали называть социалистическим содружеством. Хотя по-прежнему теоретической основой отношений между странами содружества в эти годы оставался пролетарский интернационализм, его содержание было расширено и стало частью политики, нацеленной на закрепление послевоенного устройства Европы.

 

Развитие принципа пролетарского интернационализма в конце 1960-х – начале 1980-х годов было реализовано в доктрине ограниченного суверенитета, получившей на Западе название доктрины Брежнева. Она исходила из того, что в цепи стран социалистического содружества в силу отступлений от общих закономерностей социалистического строительства допускалось появление отдельных слабых звеньев. Именно в этих слабых звеньях могла возникнуть потенциальная возможность реставрации капитализма и, следовательно, угроза для независимости и суверенитета таких стран со стороны империализма. Таким образом, между крушением социализма и потерей суверенитета ставился знак равенства. Согласно этой логике, единство социалистического содружества могло быть нарушено, что представляло опасность для всего социалистического блока в целом. Из этого следовало положение о том, что суверенитет любого социалистического государства является общим достоянием и заботой всех социалистических стран.

 

В 1980 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Это была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Временно стабилизировало обстановку лишь введение в декабре 1981 г. в Польше военного положения.

 

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай и Албания, отдалились Румыния, Югославия, КНДР. Проблемы были обусловлены здесь в основном большей или меньшей самостоятельностью этих стран в проведении внутренней и внешней политики. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе. А в 1979 г. разгорелась кратковременная война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.

 

С годами всё более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах социалистического содружества.

Карта 3. Расстановка сил в ядерной войне


Покажите на карте 3 территории, где происходили крупнейшие региональные конфликты 1970-х — начала 1980-х гг.


Контрольные вопросы

 

  1. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.
  2. Используя дополнительный материал, оцените влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957–1985 гг. А. А. Громыко.
  3. Каковы главные результаты его деятельности? Используя ресурсы Интернета, составьте презентацию на тему «Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева в советском плакате». Какие темы и проблемы нашли отражение в плакатах тех лет?


Предыдущий урок
Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг.
CCCР 1945-1991 гг.
Следующий урок
Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Современная история России (1945-2020 гг.)
Поделиться:
  • А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести

    Литература

  • Магнитные свойства вещества

    Физика

  • Объём конуса

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке