Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

CCCР 1945-1991 гг.

03.12.2024
3990
0

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

План урока

  1. Гласность и плюрализм мнений
  2. Литература
  3. Кино, театр
  4. Реабилитация
  5. Начало поворота в религиозной политике
  6. Результаты политики гласности

Цели урока

  • знать основные термины и направления духовной сферы жизни общества в период перестройки
  • уметь выявлять позиции представителей разных социальных групп общества; устанавливать связь между политической и духовной сферами общества; давать характеристику культурной жизни общества в определённый период времени

 

Основные понятия

  • гласность
  • политический плюрализм
  • средства массовой информации (СМИ)
  • реабилитация
  • общечеловеческие ценности
  • «социализм с человеческим лицом»

 

Основные личности и даты

  • Б. А. Пильняк
  • А. П. Платонов
  • П. А. Сорокин
  • В. С. Гроссман
  • М. С. Горбачёв
  • Ю. В. Бондарев
  • И. А. Бродский
  • А. А. Галич
  • А. Ю. Герман
  • В. П. Некрасов
  • В. Г. Распутин
  • А. И. Солженицын
  • М. З. Шатров
  • Патриарх Алексий II
  • январь 1987 г. — провозглашение политики гласности

Введение

Реформы перестройки в общественно-политической жизни начались с провозглашения гласности — возможности более открыто обсуждать назревшие проблемы. В газетах и по телевидению сторонники Горбачёва стали писать о том, что в результате диктаторского правления Сталина ленинские идеалы социализма были нарушены, деформированы и их надо восстановить. Отдел пропаганды ЦК КПСС, Главлит перестали указывать журналистам, о чём говорить, а о чём — нет. 

Гласность и плюрализм мнений

Рис. 1. Памятник Александру Исаевичу Солженицыну. Москва

В отличие от свободы слова, гласность подразумевала разрешение властей говорить то, что они сами хотят слышать. Первый опыт реализации политики гласности продемонстрировал сам Горбачёв в ходе поездки по стране после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ленинград, где без согласования с Политбюро напрямую общался с населением, впервые откровенно высказывая всё то, о чём раньше речь шла лишь в высших кругах руководства.

 

Был снят запрет на публикацию острых критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьёзно расширить социальную базу проводимых реформ.

 

Впервые достоянием общественности стала информация о тяжёлых проблемах закрытых прежде для критики регионов (Москва, Ленинград, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан), лидеры которых входили в состав Политбюро; отдельных ведомств и сфер экономики (армия, КГБ, внешняя торговля, финансы, военно-промышленный комплекс). В средствах массовой информации стали обсуждаться темы экологии, партийного руководства культурой и т. п.

На волне гласности началось обновление скомпрометировавшей себя официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма!» 


Политика гласности с самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания людей было уже невозможно.

 

Попытки отойти от застоя в обществе не могли не привести к переосмыслению прошлого. На волне подготовки к празднованию 70-летия Октября появилась серия публикаций о закрытых ранее для обсуждения страницах истории революции и Гражданской войны, а затем — о сталинских репрессиях 30-х гг. В печати стали упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Учёные и журналисты впервые заговорили об альтернативах строительства социализма в СССР, развития ситуации в 1917 г., о засекреченных прежде страницах истории Великой Отечественной войны. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. 


К каким социально-экономическим и политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?


Литература

Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения, созданные в прежние годы. Увидели свет романы А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», 
В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Века «Новое назначение». Все они касались тёмных страниц и сторон сталинской эпохи, поднимали проблемы судеб отечественной интеллигенции в те суровые годы.

Был снят запрет с публикации произведений 20–30-х гг.: вышли в свет книги «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Котлован» 
А. П. Платонова, работы В. Ф. Ходасевича, И. С. Шмелёва, В. В. Набокова, ставшие в своё время предупреждением о грядущем тоталитаризме.

Вернулись из вынужденной эмиграции труды выдающихся русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва, П. А. Сорокина, 
В. Н. Лосского, И. А. Ильина, вслед за ними — литературные произведения 
И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н. Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, за которые они были лишены советского гражданства.

Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация журналом «Новый мир» многотомного труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о репрессивной системе в Советском Союзе (рис. 2).

 

Интерес к истории вызвал публикацию массовыми тиражами многотомных исторических исследований Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского.

Впервые увидели свет в нашей стране известные работы зарубежных авторов — «1984» Д. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Фашизм» Ж.  Желева и другие.

Кино, театр

Эффект разорвавшейся бомбы произвёл фильм Т. Е. Абуладзе «Покаяние», посвящённый теме сталинских репрессий. Не меньший интерес вызвали полочные фильмы Э. Г. Климова «Агония», А. Г. Германа «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». Вышли на экраны созданные в годы перестройки фильмы «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» 
А. А. Прошкина, «Так жить нельзя» С. С. Говорухина и другие. 


Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Ф. Шатрова «Диктатура совести», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, показывавшие драматические судьбы В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. 


Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки. 


Реабилитация

Была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий, которую возглавил один из идеологов перестройки А. Н. Яковлев. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине дела высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина: Н. И. Бухарин, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев 
и др.

В 1989 г. реабилитация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия «троек» и «особых совещаний» 30-х — начала 
50-х гг., их внесудебные решения отменены, а осуждённые — реабилитированы.

Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны.

В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации.

Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чём не повинных людей. 


Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны? Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа». 


Начало поворота в религиозной политике

Рис. 2. Патриарх Алексий II (1990–2008)

1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. — более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный собор принял новый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тыс. молитвословов.

 

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви избирается Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться» (рис. 2).

 

У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.


 

Какие изменения произошли в религиозной политике государства? 


Результаты политики гласности 

По мере развития гласности крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами». В нём открыто осуждалось заимствование на Западе антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации истории социалистического строительства, открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.
 

Призывы Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на сходных позициях. Главный идеолог Е. К. Лигачёв назвал статью «образцом большевистской принципиальности». Она была опубликована всей партийной прессой. На местах статью расценили как установку на возврат к прежней партийной линии. 

 

Лишь через месяц «Правда» опубликовала ответную редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались противниками перестройки. После этой статьи на страницах печати ещё активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества.

 

Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение. Непривычными для зрителей были прямые телеэфиры по наиболее острым вопросам политики, телемосты с зарубежными аудиториями. Страна с огромным вниманием следила за работой Съездов народных депутатов. Появились новые телепередачи («Взгляд», «12-й этаж», «Пятое колесо»).


Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счётов под флагом борьбы за истину. Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.

Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части народа впечатления беспросветности их собственного существования, обречённости, уверенности в том, что жизнь прожита не так.

Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. начала формироваться свобода слова, а средства массовой информации на деле стали превращаться в четвёртую власть.


Раскройте роль СМИ в политике гласности. 


Контрольные вопросы

 

  1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.
  2. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?


Предыдущий урок
Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950- х – середине 1980-х гг.
CCCР 1945-1991 гг.
Следующий урок
Реформы политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
CCCР 1945-1991 гг.
Поделиться:
  • А.А. Ахматова. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой

    Литература

  • Бином Ньютона

    Алгебра

  • Координаты точки и координаты вектора

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке