- Послевоенные идеологические кампании
- Восстановление и развитие системы образования
- Развитие науки
- Основные тенденции развития искусства
- знать противоречивость процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; информацию о достижениях советских учёных, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры
- уметь характеризовать общие черты и особенности развития культуры в определённый исторический период, характеризовать тенденции развития культуры и науки в определённый период времени, выражать собственное отношение к высказыванию государственного деятеля
Основные личности и даты
- Д. Д. Шостакович
- С. М. Эйзенштейн
- И. В. Сталин
- А. А. Ахматова
- М. М. Зощенко
- А. П. Платонов
- С. С. Прокофьев
- А. А. Фадеев
- С. И. Вавилов
- К. М. Симонов
- А. Т. Твардовский
- С. А. Герасимов
- В. П. Некрасов
- Б. Н. Полевой
- А. Д. Сахаров
- А. И. Хачатурян
- В. П. Глушко
- С. П. Королёв
- И. В. Курчатов
- Л. Д. Ландау
- Н. Н. Семёнов
- И. Е. Тамм
- И. М. Франк
- Ю. Б. Харитон
- В. Н. Челомей
- П. А. Черенков
- 1946 г. — постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма, «достойно» увенчавший тридцатилетний период тоталитарного режима в СССР. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военную пору огромные потери.
В 1945–1953 гг. развитие отечественной науки в первую очередь было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры — на изоляцию от Запада. В то же самое время происходило ужесточение борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от задач социалистического строительства.
Послевоенные идеологические кампании
«Весной 1947 г. для повсеместной кампании по искоренению низкопоклонства было решено использовать дело члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР профессора Н. Г. Клюевой и её супруга профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать за рубежом свою книгу «Биотерапия злокачественных опухолей» (1946). В мае 1947 г. этот вопиющий факт стал предметом специального обсуждения на встрече И. В. Сталина и А. А. Жданова с руководством Союза писателей СССР А. А. Фадеевым, Б. Л. Горбатовым и К. М. Симоновым. В ходе состоявшейся беседы И. В. Сталин обсудил основные идеи закрытого письма в партийные организации и откровенно заявил, что у «нашей интеллигенции недостаточно воспитано чувство советского патриотизма» и существует «неоправданное преклонение перед заграничной культурой», поскольку они «привыкли считать себя на положении вечных учеников». «В июне 1947 г. в Министерстве здравоохранения СССР был проведён первый «суд чести» над этими учёными, а во все парторганизации страны направлено закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О деле профессоров Клюевой Н. Г. и Роскина Г. И.».
В письме ЦК ВКП(б) констатировал, что это громкое дело зримо свидетельствует о серьёзном неблагополучии морально-политического состояния советской интеллигенции, заражённой болезнью низкопоклонства и пережитками «проклятого прошлого», которые умело используют агенты иностранных разведок для достижения своих гнусных целей. Письмо заканчивалось предложением создавать «суды чести» по всем аналогичным проступкам, и вскоре они были созданы во всех научных и учебных заведениях страны, в государственных учреждениях, министерствах, творческих союзах и действовали на протяжении последующих двух лет».
Важную роль в идеологической переориентации сыграли несколько решений партии, самым известным из которых было постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», опубликованное в августе 1946 г. Резкому осуждению в этом документе было подвергнуто творчество писателя М. М. Зощенко и поэтессы А. А. Ахматовой. Их обвинили в аполитичности и враждебности к советскому строю. Обсуждение этого и других подобных постановлений вылилось в массовую кампанию проработки творческой интеллигенции.
В этом постановлении любимая интеллигенцией поэтесса Анна Ахматова называлась «блудницей», стихи которой «безыдейны», пропитаны «духом упадничества», а широко известный в народе едкий и весёлый сатирик Михаил Зощенко объявлялся «пошляком» и «подонком».
В январе 1949 г. в связи с «делом о Еврейском антифашистском комитете» Оргбюро ЦК партии приняло решение начать разоблачение космополитизма как враждебной идеологии. Газета «Правда» опубликовала статью «Об одной антипартийной группе театральных критиков», послужившую началом кампании. В течение всего года проходила кадровая чистка во всех министерствах и ведомствах, научных организациях, редакциях газет и журналов: отовсюду изгоняли евреев. В официальной печати этих людей называли «безродными космополитами» (в переводе с греческого «граждане мира»), вступившими во «всемирный заговор» против СССР.
Чистке по национальному признаку подверглось в том числе и Министерство государственной безопасности СССР. Формально одним из подозреваемых становился и Л. П. Берия, так как при его активном участии создавался Еврейский антифашистский комитет.
Идеологический курс послевоенного периода, репрессии против части советской интеллигенции оказывали отрицательное влияние на развитие советской культуры и науки, способствовали распространению шовинизма и ксенофобии.
Что такое космополитизм? Подумайте, чем можно объяснить борьбу с космополитизмом. Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.
Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
Восстановление и развитие системы образования
Важнейшей задачей государства в области культурного строительства стало развитие народного образования, и прежде всего — школьного.
В 1946–1950 гг. в стране построили и ввели в действие (включая восстановленные школы из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн ученических мест. Из них в сельской местности на средства колхозов возвели школы на 1,3 млн мест. С 1944 г. в стране открывались семилетние и средние школы, в городах и рабочих посёлках — школы рабочей молодёжи. Новая форма обучения — без отрыва от производства — получила широкое распространение.
К началу 1951 г. в СССР в основном завершился переход на всеобщее семилетнее обучение. Увеличилось число техникумов и вузов. За период с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов. Развивалось вечернее и заочное высшее образование. В 1950-е гг. заметно вырос образовательный уровень населения. В 1958 г. было введено обязательное неполное среднее (восьмилетнее) образование. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946–1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10 % — в здравоохранении. Это отражало прежде всего острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.
Однако, несмотря на быстрый рост числа вузов и техникумов, специалистов высокой квалификации всё ещё не хватало.
Какими чертами характеризовалась система образования в 1920–1930-х гг. в СССР?
Развитие науки
В первые послевоенные годы был ужесточён идеологический контроль не только в области литературы, философии, экономики, но и в среде естественных наук. Разгрому подвергались целые отрасли. Так, в 1948 г. на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) сторонники Т. Д. Лысенко изгнали из науки учёных-генетиков, чем нанесли огромный вред этому важнейшему направлению. Лженаукой была объявлена кибернетика, отдельные научные направления биологии, что на долгие годы определило отставание СССР в сельском хозяйстве, в развитии медицины, производстве вычислительной техники.
Из научных достижений тех лет следует отметить ликвидацию в 1949 г. атомной монополии США. Огромная заслуга в этом деле принадлежала советским учёным: Б. Л. Ванникову, А. И. Алиханову, А. И. Иоффе, П. Л. Капице, И. В. Курчатову, В. Г. Хлопину, Ю. Б. Харитону, И. Н. Вознесенскому, И. К. Кикоину и другим.
В 1948 г. советские учёные осуществили запуск первого промышленного атомного реактора, начал работу радиохимический завод по выделению плутония из облучённого урана. В 1949 г. СССР произвёл первые испытания атомного оружия, в 1954 г. оно поступило на вооружение армии.
Тех, кто интересовался зарубежными научными теориями и произведениями искусства, обвиняли в «низкопоклонстве перед буржуазной культурой Запада». Над учёными, направлявшими статьи в западные журналы, устраивали «суды чести».
Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных. В наибольшей степени от этого страдали гуманитарные науки, ограниченные узкими рамками официальной идеологии. Постоянному давлению подвергались историки. Были закрыты архивы. Работы по истории советского периода в основном повторяли положения официальных партийных документов. В 1947 г. по указанию руководства страны была проведена так называемая философская дискуссия, в ходе которой советские философы подверглись резкой критике.
Проведена кампания против академика Г. Александрова , автора «Истории западной философии», обвинённого в «буржуазном объективизме» (1947). В 1950 г. проводилась дискуссия по вопросам языкознания, центральным событием которой являлась публикация статьи И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Результатом этой кампании было преследование ряда лингвистов. Тогда же резкой критике подверглись советские физиологи. В 1951–1952 гг. под руководством Сталина проводилась дискуссия по вопросам политэкономии, которая способствовала дальнейшей идеологизации экономической науки.
Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени? В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?
Основные тенденции развития искусства
Героика военных лет лежала в основе литературных произведений. Огромную популярность приобрела «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Н. Полевого . Имя её героя — лётчика Маресьева — стало символом мужества и патриотизма. В повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) глазами очевидца описаны события жесточайших боёв на Волге. К молодёжи был обращён роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945), в котором рассказывается о подвиге комсомольцев-подпольщиков в оккупированном немцами Краснодоне.
Значительное место в литературе начала 1950-х гг. заняла тема борьбы добра и зла. Нравственный конфликт учёного-патриота В. Е. Вихрова, чьим призванием стало сохранение и приумножение лесных богатств Родины, и формалиста от науки Грацианского, для которого наука — лишь источник дохода, карьеры и власти, лежит в основе романа Л. М. Леонова «Русский лес» (1953). Роман пронизан искренней любовью к отечеству, русской природе, человеку, излучающему свет духовности и нравственности.
Вместе с тем первые послевоенные годы стали тяжёлым испытанием для советской культуры.
В 1946 г. вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». В опалу попали писатели М. М. Зощенко и А. А. Ахматова. Композиторы В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович были обвинены в «формализме» в музыке. Проявлением произвола в культуре стало запрещение А. П. Платонову заниматься литературным трудом.
Лично преданный И. В. Сталину руководитель Союза писателей А. А. Фадеев подвергся жесточайшей критике. Неугодным режиму стал поэт М. В. Исаковский. Кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна буквально «разнесли» за эпизоды об опричнине в фильме «Иван Грозный».
Врагом советского строя объявили космополитизм. Ярлык «космополит» наклеили на многих деятелей культуры, что было основанием для судов, ссылок, тюрем. Жёсткая регламентация творчества продолжала оставаться стержнем партийного руководства культурой. Строгая цензура и мелочные придирки лишали возможности раскрыть свои дарования, что для творческих людей было в буквальном смысле трагедией.
В 1947–1951 гг. вступили в строй новые станции Московского и первые станции Ленинградского метрополитенов. Многие из них украшались смальтовыми и мраморными мозаиками, фресками, цветной майоликой, витражами. Уникальный по художественному мастерству цикл мозаичных композиций П. Д. Корина на патриотическую тему украсил своды подземного зала московской станции «Комсомольская» (кольцевая).
В 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР о строительстве в Москве семи высотных зданий: в 26–32 этажа по единому архитектурному плану. Новые здания органично вписались в исторически сложившийся облик столицы.
В портретной живописи послевоенных лет наряду с образом героя-победителя всё большее место занимает образ человека мирного труда. Значительных успехов достиг П. Д. Корин, опиравшийся на традиции русской живописи, в частности на наследие А. А. Иванова и М. В. Нестерова. Художественные приёмы, выработанные в начале XX в., использовал в своих работах мастер пейзажа М. С. Сарьян (рис. 1).
В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию монументальной скульптуры, особенно возведению памятников воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Один из них, созданный скульптором Е. В. Вучетичем совместно с архитектором Я. Б. Белопольским и художником А.А. Горпенко, — памятник Воину-освободителю в Трептов-парке (Берлин): простой солдат в походной форме одной рукой прижимает к себе спасённую маленькую девочку, а другой — сжимает тяжёлый меч, разрубивший свастику. Монумент стал одним из символов победы (рис. 2).
Цензура и идеологический контроль накладывали негативный отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм.
В такой обстановке создавались политически востребованные, но посредственные с художественной точки зрения произведения. Многие представители отечественной культуры не могли в полной мере реализовать свои способности.
Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.
Контрольные вопросы
- Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.
- Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946–1948 гг.?
- Выскажите своё отношение к словам И. В. Сталина о том, что «у наших интеллигентов среднего уровня недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой».