Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Горнодобывающая промышленность мира

География мирового хозяйства

26.07.2024
2970
0

Горнодобывающая промышленность мира

План урока

  1. Определить роль и значение горнодобывающей промышленности в современном мире
  2. Выявить страны-лидеры по добыче полезных ископаемых
  3. Рассмотреть различия в уровне добычи и потребления сырья по группам стран
  4. Изучить структуру добычи основных видов минерального сырья
  5. Изучить структуру мирового потребления первичных источников энергии
  6. Выявить проблемы горнодобывающей промышленности и их причины

Цели урока

  1. Знать место горнодобывающей промышленности в мировой экономике
  2. Знать страны-лидеры по добыче полезных ископаемых
  3. Уметь анализировать данные по структуре добычи/потребления минерального сырья, в том числе энергоносителей
  4. Знать проблемы отрасли и причины их возникновения

Разминка

  1. Из ранее изученного вспомните, по добыче каких полезных ископаемых Россия занимает лидирующие позиции в мире?
  2. Какие существуют способы сохранения минеральных ресурсов планеты?


Человек добывает полезные ископаемые с древних времён. На протяжении тысячелетий велась добыча только твёрдых полезных ископаемых (нерудные строительные материалы, руда). Во 2-й половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти, а в начале XX в. — природного газа.  

 

До XIX в. сохранялся постепенный рост объёмов добычи полезных ископаемых, но кратно увеличился в связи с развитием промышленности и научно-техническим прогрессом. В XX в. полезных ископаемых было добыто больше, чем за всю предыдущую историю человечества. А в XXI в. объёмы добычи по-прежнему велики — ежегодно она составляет около 300 млрд т (примерно по 50 т сырья на одного жителя планеты).

 

В современном мире положение горнодобывающей промышленности схоже с аграрным производством: снижение доли в мировом ВВП при постоянно растущих объёмах добываемого сырья. Помимо непосредственно добычи полезных ископаемых отрасль включает переработку и обогащение минерального сырья. Для многих стран горнодобывающая промышленность является основной отраслью.

 

 

Соотношение объёмов добычи сырья с его потреблением не всегда совпадает.

 

Доля стран в численности населения, добыче и потреблении минерального сырья в начале XXI в.

 

География  добычи минерального  сырья в  первую очередь зависит от размещения его запасов. Минеральные ресурсы размещены на Земле неравномерно, поэтому некоторые территории богаты разными видами полезных ископаемых, ряд территорий имеет запасы одного или нескольких видов сырья, и существуют ареалы, где запасы минеральных ресурсов не значительны и их добыча не рентабельна.

 

Человек продолжает получать основную часть электроэнергии за счёт сжигания традиционных видов топлива: нефть, газ, уголь и др. Поэтому большую долю в структуре добычи полезных ископаемых составляет именно топливо (70 %). 

 

Структура мирового потребления первичных источников энергии

 

 

Значительно сократилась доля потребления угля за счёт увеличения использования природного газа и нефти в качестве основных энергоносителей. На Азиатский регион приходится около 48 % производства первичной энергии, что в два раза превышает долю Европы и Северной Америки (по 19 %).

 

Проблемы горнодобывающей промышленности:

  • несовпадение районов добычи и потребления сырья;
  • снижение ресурсообеспеченности;
  • изменение цен на сырьё;
  • нерациональное использование сырья.

Одной из причин возникших проблем в отрасли является крайне нерациональное использование природных ресурсов, приводящее к быстрому истощению запасов, снижению ресурсообеспеченности и нарушению состояния окружающей среды. Предпринимаются меры геологической разведки новых месторождений и масштабное внедрение ресурсосберегающих технологий.

 

Неравномерность размещения минеральных ресурсов в мире приводит к частому возникновению экономических и политических проблем. Поскольку развитые страны являются основными потребителями сырья, они могут оказывать давление и диктовать свои условия развивающимся странам-экспортёрам, ставя тех в зависимое положение. Зависимость экономики страны от экспорта сырья (часто одного вида) приводит к серьёзным последствиям, так как благополучие такой страны зависит от спроса и цен на экспортируемый товар. Поэтому для регулирования ценовой политики, объёмов и направлений торговли минеральным сырьём, страны-экспортёры создают отраслевые международные организации. Самая известная — ОПЕК — организация стран-экспортёров нефти (13 стран-участниц). 


Вывод

Интенсивное развитие современного мира приводит к увеличению потребления минерального сырья (особенно топливного). При этом сокращается ресурсообеспеченность, которая требует эффективного и рационального использования ресурсов. Комплекс возникающих экономических, политических и экологических проблем связан с неравномерностью размещения полезных ископаемых: концентрацией в одних регионах и отсутствием в других. Сырьевая проблема носит глобальный характер.


Контрольные вопросы

 

1. Почему наиболее крупными потребителями минерального сырья являются развитые страны?

2. Приведите примеры рационального природопользования в горнодобывающей промышленности.

3. Почему страны, специализирующиеся на добыче и экспорте полезных ископаемых (основная статья экспорта), имеют менее развитую экономику?


Предыдущий урок
Современные мирохозяйственные связи. Внешняя торговля товарами
География мирового хозяйства
Следующий урок
Мировая транспортная система. Современная информационная экономика
География мирового хозяйства
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

    Физика

  • Размножение организмов. Бесполое и половое размножение

    Биология

  • Using technology. Используя технологии

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке