Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Горнодобывающая промышленность мира

География мирового хозяйства

20.04.2024
2633
0

Горнодобывающая промышленность мира

План урока

  1. Определить роль и значение горнодобывающей промышленности в современном мире
  2. Выявить страны-лидеры по добыче полезных ископаемых
  3. Рассмотреть различия в уровне добычи и потребления сырья по группам стран
  4. Изучить структуру добычи основных видов минерального сырья
  5. Изучить структуру мирового потребления первичных источников энергии
  6. Выявить проблемы горнодобывающей промышленности и их причины

Цели урока

  1. Знать место горнодобывающей промышленности в мировой экономике
  2. Знать страны-лидеры по добыче полезных ископаемых
  3. Уметь анализировать данные по структуре добычи/потребления минерального сырья, в том числе энергоносителей
  4. Знать проблемы отрасли и причины их возникновения

Разминка

  1. Из ранее изученного вспомните, по добыче каких полезных ископаемых Россия занимает лидирующие позиции в мире?
  2. Какие существуют способы сохранения минеральных ресурсов планеты?


Человек добывает полезные ископаемые с древних времён. На протяжении тысячелетий велась добыча только твёрдых полезных ископаемых (нерудные строительные материалы, руда). Во 2-й половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти, а в начале XX в. — природного газа.  

 

До XIX в. сохранялся постепенный рост объёмов добычи полезных ископаемых, но кратно увеличился в связи с развитием промышленности и научно-техническим прогрессом. В XX в. полезных ископаемых было добыто больше, чем за всю предыдущую историю человечества. А в XXI в. объёмы добычи по-прежнему велики — ежегодно она составляет около 300 млрд т (примерно по 50 т сырья на одного жителя планеты).

 

В современном мире положение горнодобывающей промышленности схоже с аграрным производством: снижение доли в мировом ВВП при постоянно растущих объёмах добываемого сырья. Помимо непосредственно добычи полезных ископаемых отрасль включает переработку и обогащение минерального сырья. Для многих стран горнодобывающая промышленность является основной отраслью.

 

 

Соотношение объёмов добычи сырья с его потреблением не всегда совпадает.

 

Доля стран в численности населения, добыче и потреблении минерального сырья в начале XXI в.

 

География  добычи минерального  сырья в  первую очередь зависит от размещения его запасов. Минеральные ресурсы размещены на Земле неравномерно, поэтому некоторые территории богаты разными видами полезных ископаемых, ряд территорий имеет запасы одного или нескольких видов сырья, и существуют ареалы, где запасы минеральных ресурсов не значительны и их добыча не рентабельна.

 

Человек продолжает получать основную часть электроэнергии за счёт сжигания традиционных видов топлива: нефть, газ, уголь и др. Поэтому большую долю в структуре добычи полезных ископаемых составляет именно топливо (70 %). 

 

Структура мирового потребления первичных источников энергии

 

 

Значительно сократилась доля потребления угля за счёт увеличения использования природного газа и нефти в качестве основных энергоносителей. На Азиатский регион приходится около 48 % производства первичной энергии, что в два раза превышает долю Европы и Северной Америки (по 19 %).

 

Проблемы горнодобывающей промышленности:

  • несовпадение районов добычи и потребления сырья;
  • снижение ресурсообеспеченности;
  • изменение цен на сырьё;
  • нерациональное использование сырья.

Одной из причин возникших проблем в отрасли является крайне нерациональное использование природных ресурсов, приводящее к быстрому истощению запасов, снижению ресурсообеспеченности и нарушению состояния окружающей среды. Предпринимаются меры геологической разведки новых месторождений и масштабное внедрение ресурсосберегающих технологий.

 

Неравномерность размещения минеральных ресурсов в мире приводит к частому возникновению экономических и политических проблем. Поскольку развитые страны являются основными потребителями сырья, они могут оказывать давление и диктовать свои условия развивающимся странам-экспортёрам, ставя тех в зависимое положение. Зависимость экономики страны от экспорта сырья (часто одного вида) приводит к серьёзным последствиям, так как благополучие такой страны зависит от спроса и цен на экспортируемый товар. Поэтому для регулирования ценовой политики, объёмов и направлений торговли минеральным сырьём, страны-экспортёры создают отраслевые международные организации. Самая известная — ОПЕК — организация стран-экспортёров нефти (13 стран-участниц). 


Вывод

Интенсивное развитие современного мира приводит к увеличению потребления минерального сырья (особенно топливного). При этом сокращается ресурсообеспеченность, которая требует эффективного и рационального использования ресурсов. Комплекс возникающих экономических, политических и экологических проблем связан с неравномерностью размещения полезных ископаемых: концентрацией в одних регионах и отсутствием в других. Сырьевая проблема носит глобальный характер.


Контрольные вопросы

 

1. Почему наиболее крупными потребителями минерального сырья являются развитые страны?

2. Приведите примеры рационального природопользования в горнодобывающей промышленности.

3. Почему страны, специализирующиеся на добыче и экспорте полезных ископаемых (основная статья экспорта), имеют менее развитую экономику?


Предыдущий урок
Факторы размещения хозяйства
География мирового хозяйства
Следующий урок
Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития
Природопользование и охрана природы
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Правописание окончаний имен существительных

    Русский язык

  • «Кто есть кто» в мировой экономике

    География

  • Уравнение tg x = a

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке