Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обрабатывающая промышленность мира

География мирового хозяйства

26.04.2024
4452
0

Обрабатывающая промышленность мира

План урока

  1. Определить значение обрабатывающей промышленности для мировой экономики
  2. Определить долю регионов мира в общем объёме промышленного производства
  3. Изучить структуру обрабатывающей промышленности, выделить главные направления и страны-лидеры
  4. Дать характеристику размещения отраслей обрабатывающей промышленности

Цели урока

  1. Знать место обрабатывающей промышленности в общей мировой экономике
  2. Знать структуру обрабатывающей промышленности и ключевые отрасли
  3. Знать страны-лидеры по производству продукции отраслей обрабатывающей промышленности
  4. Уметь выявлять закономерности в размещении производств

Разминка

  1. Почему Китай является мировым лидером по производству большинства наименований промышленной продукции? Аргументируйте свой ответ.
  2. Какие отрасли обрабатывающей промышленности являются отраслями специализации России?


Развитая обрабатывающая промышленность традиционно считалась показателем технологической мощи государства. Сегодня именно она выступает двигателем развития экономик некоторых развивающихся стран, в то время как в развитых странах промышленный сектор снижает свою долю в ВВП. Научно-техническая революция кардинально преобразила обрабатывающую промышленность, повысила её эффективность и производительность. Развитые страны начали специализироваться на новейших наукоёмких отраслях, а развивающиеся — на традиционных.

 

Доля обрабатывающей промышленности в мировой валовой продукции составляет примерно 1/5. Половина мирового индустриального производства приходится на Азиатский регион. На долю первой пятёрки стран приходится около 60 % производства, что говорит о высокой степени территориальной концентрации (скопление, сосредоточение производства на ограниченном пространстве).

 

 

 

В современной структуре обрабатывающей промышленности ведущими отраслями являются машиностроение и химическое производство.

 

 

 

Машиностроительный комплекс включает в себя большое количество отраслей, основными считаются электроника и электротехника, транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования и сельскохозяйственное машиностроение.

 

Сложная продукция электроники, в том числе микроэлектроника производится в развитых странах: 1/3 — в США, 1/4 — в Японии, 1/5 — в Западной Европе. Крупные индустриальные страны, такие как Китай, Индия, Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Мексика, Бразилия и др., также наращивают производство электроники на своей территории.

 

Автомобилестроение является основным направлением транспортного машиностроения. Легковые автомобили занимают 3/4 всего производства. По количеству собранных автомобилей первое место занимает Китай, превышая суммарное количество автомобилей, произведённых в США, Японии и ФРГ.

 

Лидеры в авиастроении — США, Франция, Великобритания, ФРГ, Канада; в производстве железнодорожного подвижного состава — страны Западной Европы и Япония; в судостроении — Япония, Китай, Республика Корея.

 

Станкостроение, выпускающее средства производства, сосредоточено преимущественно в США, Японии и странах Западной Европы.

 

Химическое производство является одной из отраслей, определяющей уровень научно-технического прогресса. Высоким уровнем развития и сложной структурой химической промышленности выделяются Западная Европа и Северная Америка. Мировыми лидерами по объёмам производства химической продукции являются ФРГ, США, Япония и Китай. Производство минеральных удобрений сконцентрировано в России, Белоруссии и Украине.

 

 

 

Основную часть конструкционных материалов поставляет металлургический комплекс.

 

Главные конструкционные материалы

Объёмы годового производства

Страны-лидеры

Сталь

1,7 млрд т

Китай, Индия, Япония, США, Россия, Республика Корея

Алюминий

50 млн т

Китай, Россия, Канада, ОАЭ, США и Австралия

Медь

20 млн т

Чили, Китай, Перу, США, Австралия, Демократическая Республика Конго, Россия

 

 

Для чёрной  металлургии  характерен территориальный  разрыв  между районами  добычи сырья и выплавкой металла. Основными производителями и потребителями стали являются развитые страны с мощным машиностроением.

 

Лёгкая и пищевая отрасли промышленности, производящие массовую продукцию, сосредоточены в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки, Африки, т. к. ориентируются на дешёвую рабочую силу. 

 

Общая тенденция размещения обрабатывающей промышленности такова: наукоёмкие передовые отрасли сосредоточены в развитых странах; отрасли, ориентирующиеся на сырьё (тяжёлая промышленность) и на дешёвую рабочую силу (лёгкая, пищевая) размещаются в развивающихся странах.


Вывод

Обрабатывающая  промышленность  была и  остаётся  ведущей отраслью  мировой  экономики. Наукоёмкие  высокотехнологичные  и экологичные отрасли  промышленности являются приоритетными. Это один из показателей экономического развития страны.  Изменение качественной структуры в сторону увеличения доли современных производств приводит к сокращению доли промышленных районов в Европе, Северной Америке и Японии. Кроме того, изменениями в структуре обрабатывающей промышленности обусловлено постепенное возрастание роли  промышленных районов развивающихся стран — Китая, Индии, Бразилии. 


Контрольные вопросы

 

1. Почему страны-производители стали являются её основными потребителями?

2. Назовите причины, которые во второй половине XX в. привели к изменениям в структуре обрабатывающей промышленности.

3. Почему такие страны, как Индия, Таиланд, Чили, Малайзия, Индонезия называют «новые индустриальные страны»?


Предыдущий урок
Международные финансовые отношения. Международный туризм
География мирового хозяйства
Следующий урок
Факторы размещения хозяйства
География мирового хозяйства
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Гласные в суффиксах имен существительных

    Русский язык

  • Мораль

    Обществознание

  • Теплоёмкость тела. Удельная и молярная теплоёмкости вещества

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке