Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: «Кто есть кто» в мировой экономике

География мирового хозяйства

22.01.2025
2637
0

«Кто есть кто» в мировой экономике

План урока

  1. Выяснить, какими показателями определяется место страны по уровню развития хозяйства
  2. Дать определения понятий «валовой внутренний продукт» и «валовой национальный продукт»
  3. Изучить классификацию стран по уровню ВВП
  4. Дать определение понятия «структура хозяйства страны»
  5. Изучить типы структуры хозяйства
  6. Дать определение понятий: темпы роста экономики, экономическая депрессия, кризис, здоровая экономика
  7. Изучить классификацию стран по уровню социально-экономического развития

Цели урока

  1. Знать определения понятий: валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, структура хозяйства страны, темпы роста экономики, экономическая депрессия, кризис, здоровая экономика
  2. Знать классификацию стран по уровню ВВП и по уровню социально-экономического развития, принятой ООН
  3. Знать типы структуры хозяйства и приводить примеры стран для каждой из них
  4. Знать, какие существуют темпы роста экономики и что на них влияет

Разминка

Как географическое положение страны может повлиять на уровень её экономического развития?


Современный мир характеризуется значительным неравенством в уровне социально-экономического развития между странами. Наряду с богатыми государствами, чья экономика основана на новейших наукоёмких отраслях, существуют крайне бедные аграрные страны, которым достижения научно-технической революции практически недоступны.

 

В современных условиях место страны в мировой экономической системе определяется качественными, а не количественными показателями.

 

 


Валовой внутренний продукт (ВВП) — стоимость всех произведённых в стране товаров и услуг за год, выраженная в долларах США.

 

Валовой национальный продукт (ВНП) — стоимость произведённых в стране товаров и услуг за год, включая стоимость продукции, выпущенной на отечественных предприятиях за рубежом, но не учитывая стоимости товаров и услуг, произведённых на иностранных предприятиях внутри страны.


 


Структура хозяйства страны — соотношение отдельных видов хозяйственной деятельности на основе данных о занятости населения или о произведённой валовой продукции.


В зависимости от того, какой сектор экономики даёт больше валовой продукции, выделяется три типа структуры хозяйства стран. В развитых и развивающихся странах существуют значительные различия в структуре хозяйства.

 

 

 

Аграрную структуру экономики имеют, в основном, африканские страны (Мали, Кения, Эфиопия и др.), где основной валовый продукт производит сельское хозяйство. Индустриальную структуру имеют, например, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др., специализирующиеся на нефтедобывающей промышленности. Развитые страны Европы, США, Япония и др. имеют постиндустриальную структуру хозяйства с преобладанием непроизводственной сферы (наука, финансы, транспорт и т. д.).


Темпы  экономического  развития — показатель  состояния экономики на основе изменения объёмов ВВП.

 

Экономическая депрессия — болезненное состояние экономики страны,  которое проявляется в длительном спаде производства.

 

Кризис — это переходное состояние, которое может привести как к выздоровлению экономики, так и к её затяжной болезни и упадку хозяйства. Проявляется в колебаниях темпов развития.

 

Здоровая экономика — экономика, имеющая невысокие, но стабильные темпы развития.


На темпы роста экономики стран оказывает влияние множество факторов: экономическая стратегия, внутриполитическая обстановка, участие в военных конфликтах, мировые экономические кризисы, чрезвычайные ситуации и т. д. 

 

В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение темпов роста экономики в ряде развивающихся стран: Катар, Азербайджан, Индия, Нигерия и др. При этом некоторые развитые страны испытывают экономический спад — Греция, Италия, Португалия, Хорватия и др.

 

Существуют различные подходы к классификации стран по уровню социально-экономического развития. В ООН приняты две классификации. В первой выделяется три группы, во второй — две. Обе классификации носят обобщающий характер, и в выделенные условные группы могут входить чрезвычайно разные государства. 

 

Показатели для классификации:

  • размер ВВП;
  • величина ВВП на душу населения;
  • доля сельского хозяйства в ВВП;
  • уровень развития образования и здравоохранения.

 

 


Вывод

Усилению экономических контрастов между развитыми и развивающимися странами способствует процесс глобализации. На занимаемое государством место в мировой экономике оказывают влияние такие факторы, как экономическая мощь страны и эффективность её использования, уровень благосостояния населения, уровень развития науки и техники. Эти факторы отражаются в показателях ВВП, ИЧР, продолжительности жизни, экологического состояния окружающей среды, природно-ресурсного потенциала и др.


Контрольные вопросы

 

1. Объясните, почему Китай, находясь на первом месте по объёму ВВП, значительно уступает США в уровне социально-экономического развития?

2. Почему государства постсоветского пространства относятся к группе стран с переходной экономикой?

3. Используя дополнительные источники, приведите примеры стран со здоровой экономикой, находящихся в кризисном состоянии и в состоянии экономической депрессии.


Предыдущий урок
Непроизводственная сфера мирового хозяйства
География мирового хозяйства
Следующий урок
Мировая транспортная система. Современная информационная экономика
География мирового хозяйства
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Оксиды. Водород

    Химия

  • Здоровье человека и здоровый образ жизни

    Биология

  • Нарушение работы эндокринной системы и их предупреждение

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке