Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: «Кто есть кто» в мировой экономике

География мирового хозяйства

«Кто есть кто» в мировой экономике

План урока

  1. Выяснить, какими показателями определяется место страны по уровню развития хозяйства
  2. Дать определения понятий «валовой внутренний продукт» и «валовой национальный продукт»
  3. Изучить классификацию стран по уровню ВВП
  4. Дать определение понятия «структура хозяйства страны»
  5. Изучить типы структуры хозяйства
  6. Дать определение понятий: темпы роста экономики, экономическая депрессия, кризис, здоровая экономика
  7. Изучить классификацию стран по уровню социально-экономического развития

Цели урока

  1. Знать определения понятий: валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, структура хозяйства страны, темпы роста экономики, экономическая депрессия, кризис, здоровая экономика
  2. Знать классификацию стран по уровню ВВП и по уровню социально-экономического развития, принятой ООН
  3. Знать типы структуры хозяйства и приводить примеры стран для каждой из них
  4. Знать, какие существуют темпы роста экономики и что на них влияет

Разминка

Как географическое положение страны может повлиять на уровень её экономического развития?


Современный мир характеризуется значительным неравенством в уровне социально-экономического развития между странами. Наряду с богатыми государствами, чья экономика основана на новейших наукоёмких отраслях, существуют крайне бедные аграрные страны, которым достижения научно-технической революции практически недоступны.

 

В современных условиях место страны в мировой экономической системе определяется качественными, а не количественными показателями.

 


Валовой внутренний продукт (ВВП) — стоимость всех произведённых в стране товаров и услуг за год, выраженная в долларах США.

 

Валовой национальный продукт (ВНП) — стоимость произведённых в стране товаров и услуг за год, включая стоимость продукции, выпущенной на отечественных предприятиях за рубежом, но не учитывая стоимости товаров и услуг, произведённых на иностранных предприятиях внутри страны.



Структура хозяйства страны — соотношение отдельных видов хозяйственной деятельности на основе данных о занятости населения или о произведённой валовой продукции.


В зависимости от того, какой сектор экономики даёт больше валовой продукции, выделяется три типа структуры хозяйства стран. В развитых и развивающихся странах существуют значительные различия в структуре хозяйства.

 

 

Аграрную структуру экономики имеют, в основном, африканские страны (Мали, Кения, Эфиопия и др.), где основной валовый продукт производит сельское хозяйство. Индустриальную структуру имеют, например, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др., специализирующиеся на нефтедобывающей промышленности. Развитые страны Европы, США, Япония и др. имеют постиндустриальную структуру хозяйства с преобладанием непроизводственной сферы (наука, финансы, транспорт и т. д.).


Темпы  экономического  развития — показатель  состояния экономики на основе изменения объёмов ВВП.

 

Экономическая депрессия — болезненное состояние экономики страны,  которое проявляется в длительном спаде производства.

 

Кризис — это переходное состояние, которое может привести как к выздоровлению экономики, так и к её затяжной болезни и упадку хозяйства. Проявляется в колебаниях темпов развития.

 

Здоровая экономика — экономика, имеющая невысокие, но стабильные темпы развития.


На темпы роста экономики стран оказывает влияние множество факторов: экономическая стратегия, внутриполитическая обстановка, участие в военных конфликтах, мировые экономические кризисы, чрезвычайные ситуации и т. д. 

 

В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение темпов роста экономики в ряде развивающихся стран: Катар, Азербайджан, Индия, Нигерия и др. При этом некоторые развитые страны испытывают экономический спад — Греция, Италия, Португалия, Хорватия и др.

 

Существуют различные подходы к классификации стран по уровню социально-экономического развития. В ООН приняты две классификации. В первой выделяется три группы, во второй — две. Обе классификации носят обобщающий характер, и в выделенные условные группы могут входить чрезвычайно разные государства. 

 

Показатели для классификации:

  • размер ВВП;
  • величина ВВП на душу населения;
  • доля сельского хозяйства в ВВП;
  • уровень развития образования и здравоохранения.

 


Вывод

Усилению экономических контрастов между развитыми и развивающимися странами способствует процесс глобализации. На занимаемое государством место в мировой экономике оказывают влияние такие факторы, как экономическая мощь страны и эффективность её использования, уровень благосостояния населения, уровень развития науки и техники. Эти факторы отражаются в показателях ВВП, ИЧР, продолжительности жизни, экологического состояния окружающей среды, природно-ресурсного потенциала и др.


Контрольные вопросы

 

1. Объясните, почему Китай, находясь на первом месте по объёму ВВП, значительно уступает США в уровне социально-экономического развития?

2. Почему государства постсоветского пространства относятся к группе стран с переходной экономикой?

3. Используя дополнительные источники, приведите примеры стран со здоровой экономикой, находящихся в кризисном состоянии и в состоянии экономической депрессии.


Предыдущий урок
Непроизводственная сфера мирового хозяйства
География мирового хозяйства
Следующий урок
Особенности развития современного мирового хозяйства
География мирового хозяйства
  • Великая российская революция. Октябрь 1917 г.

    История

  • Политическая система СССР в 1930-е годы. Социальная политика государства: цели, направления, результаты

    История

  • Биология как наука. Методы научного познания

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке