- Выяснить роль транспорта в современном мире
- Дать определение понятия «мировая транспортная система»
- Выделить основные виды транспорта
- Дать краткую характеристику каждого вида транспорта
- Выделить страны-лидеры по протяжённости транспортных путей
- Рассмотреть существующие типы конфигурации железнодорожной сети
- Выявить основные направления грузопотоков
- Уметь анализировать карты и делать выводы
- Знать определение понятия «мировая транспортная система»
- Знать характеристику видов транспорта, крупнейшие магистрали, транспортные узлы
- Знать особенности типов конфигурации сети железных дорог и уметь приводить примеры стран
- Знать основные направления грузопотоков
- Какие преимущества и недостатки имеет автомобильный транспорт?
- Какие грузы нельзя перевозить воздушным транспортом и почему?
Одним из важнейших изобретений человечества можно считать двигатель внутреннего сгорания, который положил основу развития автомобильного транспорта, авиации и ракетостроения. Первые попытки создания ДВС относятся к началу XIX в. Так, в 1801 году французский инженер и изобретатель газового освещения Филипп Лебон зарегистрировал патент на двигатель внутреннего сгорания, работающий на смеси газа и воздуха, но изобретение не было создано и опробовано в действии. Бельгийский механик Жан Этьен Ленуар создал первый коммерчески успешный двигатель внутреннего сгорания, который в 1864 году был вытеснен газовым ДВС немецкого конструктора Николауса Аугуста Отто. Работоспособный бензиновый двигатель появился только 1880-е годы. Изобретателем его был немецкий инженер Готлиб Даймлер, который много лет работал в фирме Отто и был членом её правления. А в XX в. начали развиваться реактивные, турбореактивные, роторные и газотурбинные двигатели внутреннего сгорания, которые используются в различных сферах производства.
Роль транспорта в современном мире сложно переоценить. Прежде всего, он обеспечивает и стимулирует развитие производственных связей, осуществляя перевозки грузов и пассажиров. Растущая подвижность населения, развитие процессов урбанизации, международное разделение труда требуют постоянного совершенствования транспорта. В XX в. сложилась мощная мировая транспортная система — совокупность всех путей сообщений, транспортных предприятий и транспортных средств. В настоящее время общая протяжённость транспортных путей (без морских трасс) составляет свыше 36 млн км. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров.
НТР не обошла стороной и транспортную систему, способствуя углублению разделения труда между отдельными видами транспорта, увеличению пропускной способности магистралей, модернизации транспортных средств. Особо стоит отметить развитие контейнерных перевозок, которые существенно повысили сохранность товаров и производительность труда, облегчая и ускоряя обработку грузов на станциях и в портах, а также позволяя использовать различные виды транспорта для перевозки стандартных контейнеров.

Водные виды транспорта являются самыми дешёвыми по грузоперевозкам. Общая протяжённость морских трасс составляет миллионы километров. Морской торговый флот имеют 160 государств, причём 2/3 всех судов сосредоточено в первой десятке стран. Общее число портов в мире более 2,2 тыс.
Крупнейшие морские порты:

Современными морскими державами являются небольшие по площади страны: Сингапур, Кипр, Мальта и др., за исключением Китая. Флот таких стран получил специфическое название «удобные флаги» — судовладельцы переводят свои суда под флаги этих государств с целью снижения налоговых и социальных (зарплата моряков, страховка) расходов.
Внутренний водный транспорт имеет небольшое значение в силу своей сезонности и низких скоростей. С его помощью перевозятся главным образом грузы, не требующие быстрой доставки (строительные материалы, уголь, нефть, зерно и др.). Широко распространены туристические круизы на пассажирских речных судах. Крупнейшие по грузоперевозками реки — Янцзы, Миссисипи, Рейн. Значительную роль речной транспорт играет во внутренних перевозках в Нидерландах, Бельгии, ФРГ, России, Канаде, США, Китае. Озёрный транспорт развит в США и Канаде — в акватории Великих озёр с выходом в Атлантический океан по реке Св. Лаврентия.
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение грузо- и пассажироперевозок, по-прежнему остается важным сухопутным видом транспорта. Протяжённость железных дорог в мире составляет порядка 1,1 млн км. Железнодорожная сеть размещена неравномерно: при наличии железных дорог в 140 странах самая густая сеть расположена в Европе.
Длина железных дорог и густота железнодорожной сети в странах мира
(2016 г.):

В последнее время активно развивается скоростной транспорт. В настоящее время скоростные магистрали сооружены в США, Японии, Китае. Система скоростных магистралей связывает практически все страны Западной и Центральной Европы.

Ведущим сухопутным транспортом является автомобильный, зародившийся в начале XX в. Благодаря большой протяжённости автодорог, скорости и мобильности автотранспорт стал основным видом транспорта при перевозке пассажиров и грузов на небольшие расстояния. Протяжённость автомобильных дорог составляет около 65 млн км, причём около 1/4 приходится на долю первых трёх стран — США, Индии и Китая.
Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка в расчёте
на 1 тыс. жителей (2016 г.):


Быстрый рост добычи и потребления нефти и природного газа привёл к развитию трубопроводного транспорта, позволяющего преодолевать территориальный разрыв между районами добычи и потребления энергоносителей. Лидерами по протяжённости нефте- и газопроводов являются США (2 225 000 км) и Россия (259 000 км).
Воздушный транспорт, относительно молодой и развивающийся достаточно динамично, имеет большое значение в международных пассажирских перевозках и доставке срочных грузов. Воздушный транспорт обладает повышенной мобильностью, и за счёт охвата всего земного шара существует возможность расширять и изменять трассы полётов. Для стран с большой площадью территории (Россия, Канада, США и др.) воздушный транспорт важен для внутренних перевозок. С некоторыми отдалёнными северными районами России существует только авиасообщение. Сеть аэропортов определяет географию воздушного транспорта. В мире насчитывается свыше 40 тыс. аэропортов, причём большая часть из них местного значения. Наличие международных аэропортов, расположенных вне столицы, — один из признаков уровня экономического развития страны. Самыми загруженными международными аэропортами по данным на 2017 год стали:
- Хартсфилд-Джексон Атланта (США);
- Пекин Столичный (КНР);
- Дубай (ОАЭ);
- Токио (Япония);
- Лос-Анжелес (США).
Страны-лидеры по протяжённости транспортных путей:

Пространственный рисунок мирового транспорта определяется протяжённостью, обеспеченностью и конфигурацией транспортной сети, а также направлениями основных грузо- и пассажиропотоков. Расчёт обеспеченности транспортными путями производят на единицу площади. Средний мировой показатель (без учёта Антарктиды) составляет примерно 30 км транспортных путей на 100 км² площади суши. Регионально этот показатель значительно разнится. Например, в Западной Европе обеспеченность транспортными путями в 10 раз превышает среднемировой показатель, в то время как в Африке он не превышает 1 км на 100 км² площади.
Конфигурация транспортной сети зависит от величины и конфигурации территории страны, её природных условий (особенно рельефа), особенностей исторического развития, размещения населения и хозяйства.

На примере морского транспорта можно хорошо проследить основные направления грузопотоков. Наиболее оживлённой акваторией является Атлантический океан, в котором выделяются следующие направления перевозки сырья и готовой продукции:
- североатлантическое (США – Западная Европа);
- южноатлантическое (Европа – Южная Америка);
- восточноатлантическое (Африка – Европа).
Тихий океан занимает второе место по грузоперевозкам и включает в себя следующие направления:
- северное транстихоокеанское (США, Канада – Восточная и Юго-Восточная Азия);
- транзит через Панамский канал в Атлантический океан.
В структуре грузоперевозок из Америки в Азию преобладает сырьё, а в обратном направлении оборудование, сталь, автомобили и т. д.
Индийский океан характеризуется перевозками из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, а также крупнейшими нефтяными потоками из Персидского залива в Европу, Восточную Азию и Америку.
Транспорт претерпел кардинальные изменения в результате НТР. Современная транспортная система продолжает расширяться, образуя транспортные полимагистрали. В развитых странах сосредоточено 2/3 общей длины мировой транспортной сети и мирового грузооборота, в то время как большинство развивающихся стран значительно отстаёт по данным показателям.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели, по вашему мнению, наиболее объективно характеризуют масштабы и уровень развития отдельных видов транспорта? Приведите примеры.
2. Какие страны лидируют по густоте железных дорог? Почему?
3. Как вы считаете, почему крупнейшие порты по грузообороту расположены в Китае?