Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Непроизводственная сфера мирового хозяйства

География мирового хозяйства

19.04.2024
4148
0

Непроизводственная сфера мирового хозяйства

План урока

  1. Изучить сущность понятий «постиндустриальная эпоха» и «постиндустриальная экономика»
  2. Дать определение понятия «непроизводственная сфера»
  3. Изучить структуру и особенности размещения предприятий сферы услуг

Цели урока

  1. Знать сущность понятий «постиндустриальная эпоха», «постиндустриальная экономика», «непроизводственная сфера»
  2. Знать структуру сферы услуг
  3. Знать специфику размещения предприятий сферы услуг

Разминка

  1. Как вы считаете, почему тропические страны, предоставляющие туристические услуги, не имеют высокий уровень развития экономики?


Быстрый рост научно-технического прогресса и усложнение производства на протяжении последних десятилетий превратили сферу услуг в наиболее динамично развивающийся сектор мировой экономики. В современной структуре мирового хозяйства он является ведущим. Кроме того, в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности. Высокоразвитые страны характеризуются значительным преобладанием сферы услуг над промышленностью и аграрным сектором в структуре хозяйства.

 

Научно-техническая революция способствовала появлению и развитию различных форм деятельности вне сферы материального производства во второй половине XX в. Закономерным итогом стало смещение промышленности с роли ведущего сектора экономики и начало постиндустриальной эпохи. Сложившаяся вскоре постиндустриальная экономика (информационная экономика) привела к смене приоритета с преимущественного производства товаров на производство информации и знаний. С этого момента главная движущая сила экономики — научные разработки. Соответственно, меняются требования к квалификации работников: уровню образования, профессионализму, способности обучаться, мобильности. 


Непроизводственная сфера (сфера услуг) — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение потребностей населения или производства.


 

 

Размещение предприятий непроизводственной сферы имеет свою специфику. Например, управление связано с административными центрами и политическими столицами. Практически в каждой стране имеются государственные, региональные и местные органы управления.

 

К крупным экономическим ядрам с развитой информационной и транспортной инфраструктурой тяготеют финансы и валютно-кредитная сфера. При выгодном сочетании факторов возникают мировые финансовые центры, где сосредоточены банки и специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами и золотом. Примерами могут служить Лондон, Нью-Йорк, Токио.

 

Внутренняя торговля ориентируется на потребителя и концентрируется в районах сосредоточения населения.

 

Наиболее  динамично  не  только в  составе непроизводственной сферы, но и в современной экономике вообще развивается сектор услуг.  

 

Ведущую роль в торговле услугами играют страны с наибольшими масштабами внешнеторгового оборота. Лидером являются США, затем Великобритания, Япония, Италия, Франция, Нидерланды и др.  

 

Развивающиеся страны участвуют в международной торговле услугами, предоставляя в основном туристические, транспортные и финансовые (офшорные зоны) услуги.

 

Следует отметить, что развитие непроизводственной сферы не улучшило мировую экологическую ситуацию, так как характер использования природных ресурсов принципиально не изменился. Некоторые развитые страны лишь в последнее десятилетие начали предпринимать конкретные шаги по улучшению экологической обстановки на своей территории.


Вывод

Результатом развития мирового хозяйства и процессов глобализации стало значительное повышение роли непроизводственной сферы, структура которой постоянно усложняется. Между развитыми и развивающимися странами существенны различия в уровне развития сферы услуг.


Контрольные вопросы

 

1. Почему в постиндустриальную эпоху не уменьшились масштабы использования природных ресурсов и отрицательного воздействия человека на окружающую среду?

2. Дайте сравнительную характеристику размещения предприятий непроизводственной сферы во Франции и в Камбодже. 


Предыдущий урок
«Кто есть кто» в мировой экономике
География мирового хозяйства
Следующий урок
Современные мирохозяйственные связи. Внешняя торговля товарами
География мирового хозяйства
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Средняя Европа: Германия, Франция, Великобритания

    География

  • Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества

    Алгебра

  • Культурное пространство в годы войны. Образование, здравоохранение и наука в годы войны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке