- Изучить сущность понятий «постиндустриальная эпоха» и «постиндустриальная экономика»
- Дать определение понятия «непроизводственная сфера»
- Изучить структуру и особенности размещения предприятий сферы услуг
- Знать сущность понятий «постиндустриальная эпоха», «постиндустриальная экономика», «непроизводственная сфера»
- Знать структуру сферы услуг
- Знать специфику размещения предприятий сферы услуг
- Как вы считаете, почему тропические страны, предоставляющие туристические услуги, не имеют высокий уровень развития экономики?
Быстрый рост научно-технического прогресса и усложнение производства на протяжении последних десятилетий превратили сферу услуг в наиболее динамично развивающийся сектор мировой экономики. В современной структуре мирового хозяйства он является ведущим. Кроме того, в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности. Высокоразвитые страны характеризуются значительным преобладанием сферы услуг над промышленностью и аграрным сектором в структуре хозяйства.
Научно-техническая революция способствовала появлению и развитию различных форм деятельности вне сферы материального производства во второй половине XX в. Закономерным итогом стало смещение промышленности с роли ведущего сектора экономики и начало постиндустриальной эпохи. Сложившаяся вскоре постиндустриальная экономика (информационная экономика) привела к смене приоритета с преимущественного производства товаров на производство информации и знаний. С этого момента главная движущая сила экономики — научные разработки. Соответственно, меняются требования к квалификации работников: уровню образования, профессионализму, способности обучаться, мобильности.
Непроизводственная сфера (сфера услуг) — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение потребностей населения или производства.
Размещение предприятий непроизводственной сферы имеет свою специфику. Например, управление связано с административными центрами и политическими столицами. Практически в каждой стране имеются государственные, региональные и местные органы управления.
К крупным экономическим ядрам с развитой информационной и транспортной инфраструктурой тяготеют финансы и валютно-кредитная сфера. При выгодном сочетании факторов возникают мировые финансовые центры, где сосредоточены банки и специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами и золотом. Примерами могут служить Лондон, Нью-Йорк, Токио.
Внутренняя торговля ориентируется на потребителя и концентрируется в районах сосредоточения населения.
Наиболее динамично не только в составе непроизводственной сферы, но и в современной экономике вообще развивается сектор услуг.
Ведущую роль в торговле услугами играют страны с наибольшими масштабами внешнеторгового оборота. Лидером являются США, затем Великобритания, Япония, Италия, Франция, Нидерланды и др.
Развивающиеся страны участвуют в международной торговле услугами, предоставляя в основном туристические, транспортные и финансовые (офшорные зоны) услуги.
Следует отметить, что развитие непроизводственной сферы не улучшило мировую экологическую ситуацию, так как характер использования природных ресурсов принципиально не изменился. Некоторые развитые страны лишь в последнее десятилетие начали предпринимать конкретные шаги по улучшению экологической обстановки на своей территории.
Результатом развития мирового хозяйства и процессов глобализации стало значительное повышение роли непроизводственной сферы, структура которой постоянно усложняется. Между развитыми и развивающимися странами существенны различия в уровне развития сферы услуг.
Контрольные вопросы
1. Почему в постиндустриальную эпоху не уменьшились масштабы использования природных ресурсов и отрицательного воздействия человека на окружающую среду?
2. Дайте сравнительную характеристику размещения предприятий непроизводственной сферы во Франции и в Камбодже.