Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Клеточное строение корня

Растения и грибы

26.04.2024
2772
0

Клеточное строение корня

 

План урока

  • Зоны корня
  • Функции зон корня
  • Ткани, образующие зоны корня

Цели урока

  • знать зоны корня и их функции; ткани, образующие зоны корня: покровную, образовательную, основную, проводящую, механическую; понятия: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона всасывания, корневые волоски, зона проведения
  • уметь по рисунку определять зоны корня; объяснять функцию каждой зоны корня

 

Одной из функций корня является обеспечение всех органов растения минеральными веществами, находящимися в почве в виде растворов. Это возможно благодаря особому строению корня, где каждая его зона выполняет конкретную функцию.

 

Зоны корня

 

Если рассмотреть корень проростка фасоли, пшеницы или другого растения под микроскопом, то можно выделить в нём отдельные участки, которые имеют особенности строения и, соответственно, выполняют определённые функции.

Рис. 1. Зоны корня

Поскольку корень растёт сверху вниз, то его кончик называются верхушкой корня . Верхушка покрыта, как напёрстком, корневым чехликом (рис. 1). Он образован несколькими слоями клеток покровной ткани и защищает клетки зоны деления от механических повреждений твёрдыми частичками почвы. Клетки корневого чехлика отмирают и слущиваются, на месте отмерших клеток постоянно образуются новые.

 

Выше корневого чехлика расположена зона корня, состоящая из мелких, плотно прижатых друг к другу клеток образовательной ткани. Здесь клетки интенсивно делятся, поэтому эта часть корня получила название зоны деления .

 

В зоне роста , следующей за зоной деления, клетки растягиваются и удлиняются, благодаря чему корень растёт в длину.

Рис. 2. Корневые волоски

Зона всасывания представлена корневыми волосками, которые можно рассмотреть невооружённым глазом (рис. 2). Они образуют своего рода пушок на поверхности корня. Каждый корневой волосок — это вырост одной клетки в поверхностном слое клеток зоны всасывания (рис. 3). Длина корневых волосков не более 10 мм. Они плотно прилегают к комочкам почвы и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Большое количество корневых волосков значительно увеличивает всасывающую поверхность корня. 

Рис. 3. Строение корневого волоска

Над зоной всасывания располагается зона проведения . В состав проводящих тканей этой зоны входят сосуды, по которым вода с растворёнными минеральными веществами поднимается по стеблю к листьям. Наряду с сосудами проводящая ткань содержит клетки, по которым органические вещества, образующиеся в листьях, оттекают ко всем органам растения. 

 

Прочность корня и его упругость обеспечивают клетки механической ткани, вытянутые по всей длине зоны проведения. Эти клетки имеют толстые стенки и внутри заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани. В клетках основной ткани накапливаются питательные вещества, необходимые для роста и деления клеток корня.


Контрольные вопросы

  1. Какое значение имеет корневой чехлик?
  2. Клетками какой ткани образована зона деления корня?
  3. В чём значение корневых волосков?
  4. Какую функцию выполняет зона проведения?


Выводы

Корень — важный вегетативный орган растения, выполняющий функции укрепления растения в почве, обеспечения растения водой и минеральными веществами.

Предыдущий урок
Побег и почки
Растения и грибы
Следующий урок
Соцветия
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Употребление имен прилагательных в речи

    Русский язык

  • Классы цветковых

    Биология

  • Годовой ход температуры воздуха

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке